Перейти на главную страницу
В самом деле, верлибр на первый взгляд кажется обычной прозой, разбитой при записи на “стихоподобные” строчки. Да и в теоретических работах он характеризуется в основном отрицательным способом, то есть по отсутствию признаков, присущих стиху других систем. Вот, например, определение В.Е.Холшевникова: “Это стих безразмерный, в котором членение на стихотворные строки, интонационно обособленные, не регулируется сколько-нибудь определёнными правилами, поэтому графическая разбивка текста имеет важное значение” [Холшевников В.Е. Стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. М., 1972. Т. 7. С. 203]. Не согласиться с этим и аналогичными определениями трудно, однако возникает вопрос: какое же именно значение имеет графическая разбивка, какую речевую реакцию вызывает она у чтеца?
В выяснении этого вопроса на помощь опять-таки способна прийти экспериментальная фонетика. В 1974 г. автором этих строк и работавшей под его руководством Е.С.Алекимовой, в то время студенткой Барнаульского педагогического института, при участии ассистента кафедры русского языка Б.Д.Николенко был проведен следующий эксперимент. Группе дикторов было предложено два текста: отрывок прозы (из И. Бунина) и отрывок верлибра (из М.Кузмина). При этом одни дикторы имели перед глазами верлибр, записанный, как у поэта - “столбиком”, а другие - записанный “в строчку”, как проза, зато проза давалась этим дикторам в записи “столбиком”, как стихи (разбивка на строки делалась экспериментатором). Иначе говоря, одни дикторы читали настоящий верлибр и настоящую прозу, другие - ложный верлибр и ложную прозу.
Данные произведённого затем осциллографического анализа показали, что манера чтения верлибра (как истинного, так и ложного) у всех дикторов отличается от манеры чтения прозаической записи. Разница заключается в том, что при чтении верлибра (или того, что диктор считал верлибром) больше оказались перепады длительностей гласных (разница между ударными и безударными), выдерживались более длительные паузы. Наоборот, перепады частоты основного тона оказались меньше (то есть верлибр читался монотоннее), причём индивидуальные мелодические различия у разных дикторов при чтении верлибра были не такими сильными, как при чтении прозы.
Таким образом, чисто, казалось бы, внешняя, графическая “установка на стих” вызывает вполне определённую, поддающуюся измерению реакцию чтеца [К сожалению, работа Е.С.Алекимовой после моего отъезда из Барнаула затерялась на кафедре, так что я лишён возможности привести цифровые данные].
Конечно, данные эти - результат всего лишь одного эксперимента, они не претендуют на что-то твёрдо установленное, требуют уточнения, проверки на более обширном материале, но всё же они кажутся заслуживающими интереса, особенно если учесть, что сходные мысли о ритмической природе верлибра на основе субъективного ритмического чувства высказываются независимо от участников указанного эксперимента [См., напр., ответ В.Рогова на читательское письмо о верлибре в журнале: Литературное обозрение. 1974. № 9].
Можно думать, что в верлибре подчёркиваются, делаются более выпуклыми, быть может, даже несколько утрируются темповые особенности прозаического ритма, основанного прежде всего на тактовых и фразовых ударениях, а также и на паузировке.
Встречается и рифмованный верлибр, который, по справедливому замечанию В.Е.Холшевникова, весьма близок к раёшному стиху [Холшевников В.Е. Указ соч. С. 203] (им написана, например, “Сказка о попе и работнике его Балде” А.Пушкина).
Но не есть ли верлибр и раёшный стих, а также ритмическая проза (скажем, “Тарас Бульба” Н.Гоголя) попросту промежуточные формы между прозой и стихом?
Вопрос этот спорный, но автор этих строк склонен ответить на него отрицательно.
“Ритм в прозе, - писал в этой связи Ю. Н. Тынянов, - ассимилируется конструктивным принципом прозы - преобладанием в ней семантического назначения речи, и этот ритм может играть коммуникативную роль - либо положительную (подчёркивая и усиливая синтаксически-семантические единства), либо отрицательную (исполняя роль отвлечения, задержания)”. Будучи же внесён в стиховой ряд, продолжает Ю. Н. Тынянов, “любой элемент прозы оборачивается в стихе иной стороной, функционально выдвинут... То же и в прозе, если в неё вносится стиховой элемент... Вот почему всякое сближение прозы со стихом на деле есть не сближение, а введение необычного материала в специфическую, замкнутую конструкцию” [Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965. С. 70, 72-73].
Эти мысли замечательного литературоведа и писателя свидетельствуют о глубоком проникновении в диалектику взаимоотношений между формой и содержанием. Ими и хотел бы я закончить разговор о ритмике поэтической речи и вопросах её изучения в школе.
В первом графике каждой стихотворной строки приведены усреднённые данные осциллографического анализа текста в исполнении шести дикторов. По вертикальной оси откладывается число периодов основного тона в каждом гласном звуке. Горизонтальная черта обозначает средний уровень этого параметра в данной стихотворной строке.
Второй график отражает итоги слухового эксперимента. Здесь по вертикальной оси отложено количество подчёркнутых участниками эксперимента (аудиторами) слов, имеющих словесное ударение. При этом нижняя пунктирная черта условно обозначает уровень безударных, а верхняя пунктирная исходный уровень ударных (то есть тех ударных, слова с которыми не подчёркнуты никем из аудиторов). Сплошная же горизонтальная черта обозначает, как и в первом графике, средний показатель для ударных гласных данной строки.
Текст строки, помещённый под графиками, даётся в самом простом варианте школьной фонетической транскрипции (как она представлена, например, в школьном учебнике русского языка под ред. Н.М.Шанского). При этом гласные выделены полужирным шрифтом.
Из графиков видно, что в большинстве строк имеется два ударения, резко выделяющихся над остальными и обычно превышающих среднюю величину, характеризующую ударные гласные строки. Данные параметры выделены кружком. При этом в обоих экспериментах кульминации и спады приходятся, как правило, на одни и те же слова. Однако есть особые случаи, которые пояснены после графика каждого из исследованных текстов.
1. В. Маяковский. Отрывок из стихотворения “Несколько слов о моей маме”
от кровати до угла пустого.
Мама знает - / это мысли сумасшедшей ворохи
вылезают из-за крыш завода Шустова.
2-ю строку текста один из дикторов читал с сильным ударением на слове пустого, и в средних цифрах это смазало выделенность слова угла у остальных дикторов. В таблице слухового эксперимента это выделение видно лучше, т.к. здесь отражены и самостоятельные акцентовки испытуемых, а большинство из них предпочло чтение с выделением слова угла (более предпочтительное и на наш взгляд).
2. В. Маяковский. Отрывок из стихотворения “Послушайте!”
...врывается к богу,/ боится, что опоздал,
плачет,/ целует ему жилистую руку,
просит - / чтоб обязательно была звезда!
Клянётся - / не перенесёт эту беззвёздную муку.
3. В. Маяковский. Отрывок из стихотворения “Надоело!”
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять, / тоскою к людям влекомый,
иду / в кинематографы, в трактиры, в кафе.
выводить / корявые буковки!
Может, / где-то рук моих / дожидается / нефть
с краю / от читательской публики.
Приведём несколько произведений В. Маяковского, проанализированных со стороны метра: в тексте указана группировка слов в акцентные группы (путём соединения их дефисом, ср. выше) и выделены сильные, метрически ударные слова в каждой группе. Количество этих метрически значимых ударений указано в скобках перед началом каждой строки. Кроме того, строфа от строфы отделена пробельной строкой.
Одно предупреждение: не следует думать, что выделенные слова при декламации надо как-то нарочито подчёркивать, выкрикивать в каждом случае. Такое постоянное выкрикивание было бы так же искусственно, как, например, чтение ямба с ударением на каждом чётном слоге (Невы державное теченье, / Береговой её гранит), то есть это была бы не собственно декламация, а скандирование. Читать надо нормально, и если вы поняли логику текста (а наш анализ и ставит целью помочь в её понимании, т.к. ритмика и обусловлена в значительной мере логикой), - если логика понята, эти слова сами собой получат у вас интонационную выделенность, а насколько она будет сильной, это зависит от эмоционального накала текста и в значительной мере - от индивидуальности чтеца.
1. Скрипка и немножко нервно
[Именно на примере этого стихотворения, по мнению авторов одного из современных школьных пособий, “легко увидеть особенности поэтической системы Маяковского” (см.: Русская литература ХХ века: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. М., 1998. С. 140.) В действительности это одно из наиболее трудных для ритмического анализа стихотворений: в нём Маяковский явно экспериментирует, как бы проверяя, какую длину строки “выдержит” тонический ритм. Количество словесных ударений в строках колеблется от 1 до 11. Но число ритмообразующих ударений, как видно из приведенной здесь записи, распределяется так: в первом четверостишии - 3232, во втором, третьем и четвёртом - 3333, а в пятой строфе - шестистишии - 21321. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в указанном пособии автор раздела о Маяковском Г.И.Беленький даёт верный перечень рифм и верно указывает на важность их нахождения в тексте для понимания ритмического рисунка стиха]
(2) что-барабан не-вЫдержал: / “Хорошо,-хорошо,-хорошО!”
(3) А-сам-устАл, / не-дослУшал-скрипкиной-речи, / шмыгнул-на-горящий-
КузнЕцкий
(2) И ушЁл.
(3) выплАкивалась-скрипка / без-слОв, / без-тАкта,
(3) и-только-гдЕ-то / глУпая тарЕлка
(3) вылЯзгивала: / “ЧтО-это: / Как-это?”
(3) крикнул:-/“ДУра, / плАкса, / вЫтри!
(3) я-встАл, / шатАясь полез-через-нОты,
(3) сгибАющиеся под-Ужасом пюпИтры,
(3) брОсился на-деревЯнную шЕю:
(3) “ЗнаАте-что,-скрипка: / Мы-ужАсно похОжи”
(3) я-вот-тоже-/орУ / а-доказАть ничего-не-умЕю!”
(2) ПришЁл к-деревянной-невЕсте!
(1) ГоловА!”
(3) А-мне-наплевАть! / Я-хорОший./ “ЗнАете-что,-скрипка?
(2) ДавАйте / будем-жить-вмЕсте!
(1) А?”
2. Послушайте!
(2) Послушайте!-/Ведь-если-звёзды-зажигАют - / значит-это-кому-нибудь-нУжно?
(2) Значит-кто-то-хОчет, чтобы-они-бЫли?
(2) Значит-кто-то-называет-эти-плевОчки жемчУжиной?
(2) И,-надрывАясь / в-метелях-полуденной-пЫли,
(2) плАчет, / целует-ему-жилистую-рУку,
(2) прОсит / чтоб-обязательно-была-звездА! -
(2) клянЁтся: / не-перенесЁт-эту-беззвёздную-муку!
(2) ГоворИт-кому-то: / “Ведь-теперь-тебе-ничего?/-Не-страшно?-/ДА?!”
(2) Послушайте!-/Ведь-если-звёзды-/зажигАют - / значит-это-кому-нибудь-нУжно?
(3) Значит-это-необходИмо,/чтобы-каждый-вечер/над-крЫшами/загоралась-хоть-одна-звездА?!
3. Облако в штанах (глава 3)
(3) Ах,-зачЕм-это, / откУда-это / в-светлое-вЕсело
(3) грЯзных кулачИщ замАх!
(3) ПришлА / и-голову-отчАяньем занавЕсила
(3) мЫсль о-сумасшЕдших домАх.
(3) бросАются в-разИнутый лЮк,
(3) сквозь-свОй / до-крИка-разодранный глАз
(3) лЕз, обезУмев, БурлЮк.
(3) вЫлез, / встАл, / пошЁл
(3) и-с-нЕжностью, неожИданной в-жирном-человЕке,
(3) взЯл и-сказАл: / “ХорошО!”
(3) душА от-осмОтров укУтана!
(3) ХорошО, когда-брОшенный в-зубы-эшафОту,
(3) крикнуть:/-“ПЕйте какАо Ван-ГУтена!”
(3) я-ни-на-чтО-б не-вЫменял,/ Я-ни-на..
(3) А-из-сигарного-дЫма / ликЁрною рЮмкой
(3) вытЯгивалось испитОе лицо-СеверЯнина.
(3) и,-сЕренький, чирИкать, как-пЕрепел!
(3) СегОдня / нАдо / кастЕтом
(3) кроИться мИру в-чЕрепе!
(2) “изЯщно пляшУ-ли”, -
(3) смотрИте, как-развлекаюсь/-Я - / площаднОй
(3) сутенЁр и-кАрточный шУлер!
(3) от-которых-в-столеЕтия слезА лилАсь,
(3) уйдУ-я,/ сОлнце монОклем
(3) встАвлю в широко-растопЫренный глАз.
(3) пойдУ-по-земле,/ чтоб-нрАвился и-жЁгся,
(2) А впередИ
(3) на-цепОчке НаполеОна-поведу, как-мОпса.
(3) заёрзает-мясАми, хотЯ отдАться,
(3) вещи-оживУт - / гУбы вЕщины
(3) засюсюкают:/-“цАца, цАца, цАца!”
(3) подняло-на-нЕбе невероЯтную кАчку,
(3) как-будто-расхОдятся бЕлые рабОчие,
(3) нЕбу-объявив озлОбленную стАчку.
(3) громадные-нОздри задОрно вЫсморкал,
(3) и-небье-лицО секУнду кривИлось
(3) суровой-гримАсой желЕзного БИсмарка.
(3) вЫтянул рУки к-кафЕ -
(3) и-будто-по-жЕнски, / и-нЕжный как-бУдто,
(3) и-бУдто-бы пУшки лафЕт.
(3) трЕплет по-щЁчке кафЕ?
(3) Это-опЯть расстрелЯть мятЕжников
(3) грядЁт генерАл ГалифЕ!
(3) берите-кАмень, нОж или-бОмбу,
(3) а-если-у-котОрого нЕту рУк -
(3) пришЁл-чтоб и-бИлся лбОм-бы!
(3)покОрненькие, / закИсшие в-блохастом-грЯзненьке!
(3)ИдИте! / ПонедЕльники и-втОрники
(3)окрАсим крОвью в-прАздники!
(3) когО хотЕла опОшлить!
(3) ЗемлЕ, / обжирЕвшей, как-любОвница,
(3) котОрую вЫлюбил РОтшильд!
(3) как-у-кАждого порЯдочного прАздника -
(3) вЫше-вздымайте, фонАрные столбЫ,
(3) окровАвленные тУши лабАзников.
(3) ЛЕз-за-кем-то / вгрызАться в-бокА.
(3) НА-небе, крАсный, как-марсельЕза,
(3) вздрАгивая, околевАл закАт.
(3) Ночь-придЁт, / перекУсит / и-съЕст.
(3) Видите - / нЕбо опять-иУдит
(3) прИгоршнью обрызганных-предАтельством звЕзд?
(3) зАдом на-гОрод насЕв.
(3) Эту-нОчь глазАми не-проломАем,
(3) чЁрную, кАк АзЕф!
(3) винОм-обливаю дУшу и-скАтерть
(3) и-вижу:/-в-углУ - глазА круглЫ, -
(3) глазами-в-сЕрдце въЕлась богомАтерь.
(3) сиЯнием трактИрную орАву?
(3) Видишь,-опЯть / голгОфнику оплЁванному
(3) прЕдпочитАют ВарАвву?
(3) лицОм никогО не-новЕй.
(3) Я,/-мОжет-быть, / сАмый красИвый
(3) из-всЕх твоИх сыновЕй.
(3) скОрой смЕрти врЕмени,
(3) чтоб-стали-дЕти, дОлжные подрастИ,
(3) мальчики-отцЫ, дЕвочки - заберЕменели.
(3) пытлИвой сединОй волхвОв,
(3) и-придУт-они / и-бУдут детЕй-крестить
(3) именАми моИх стихОв.
(2) мОжет-быть, прОсто
(3) в-сАмом обыкновЕнном евАнгелии
(2) тринАдцатый апОстол.
(3) от-часа-к-чАсу, / цЕлые сУтки,
(3) мОжет-быть, Иисус-ХристОс нЮхает
(3) моЕй душИ незабУдки.
4. Последняя петербургская сказка
(3) Стоит-имперАтор ПЁтр ВелИкий,
(3) ДУмает: / “ЗапирУю на-простОре-я!” -
(3) А-рЯдом / под-пьЯные клИки
(3) СтрОится гостИница “АстОрия”
(3) ДаЁт. / ЗАвистью с-гранита-снЯт,
(3) СлЕз-император. / ТрОе мЕдных
(3) СлАзят / тИхо, / чтоб-не-спугнуть-СенАт.
(3) ШвейцАр в-поклОне не-уменьшил-рОст.
(3) Кто-то-/ рассЕянный / брОсил: / “ИзвинИте”,
(3) наступИв-нечаянно на-змЕин хвОст.
(3) нелОвко / по-кАрточке / спросили-гренадИн.
(3) ШУма-язык не-смОлк, немЕя.
(3) Из-Евших и-пИвших не-обернулся-ни-одИн.
(3) в-конЕ-заговорила привЫчка дрЕвняя,
(3) толпа-сорвАлась, крИком слОмана:
(3) ЖуЁт! / Не-знАем,-зачем-они. / ДерЕвня!
(3) ВЫбелена-грИва от-уличного гАза.
(3) ОбрАтно / по-нАбережной / гонит-гИканье
(3) послЕднюю из-петербУргских скАзок.
(3) ЗмЕй. / УнЫнье у-лОшади-на-морде.
(3) И-никтО не-поймЁт тоскИ-Петра –
(3) Узника, / закОванного в-собственном-гОроде.
5. О дряни
(2) Слава,-слава,-слава-герОям! / Впрочем,-Им
(2) довОльно воздали-дАни.
(2) ТепЕрь / поговорИм
(2) О дрЯни.
(2) Подёрнулась-тИной советская-мешанИна.
(2) И-вЫлезло/-из-за-спины-РСФСР / мурлО
(2) мЕщанИна.
(2) я-вовсе-не-прОтив мещанского-сослОвия.
(2) МещАнам / без-различия-классов-и-сослОвий
(2) моЁ славослОвие).
(2) с-первого-днЯ советского-рождЕнья
(2) стеклИсь-они, / наскоро-оперЕнья-переменив,
(2) и-засЕли во-все-учреждЕнья.
(2) крЕпкие, как-умывАльники,
(2) живут-и-понЫне - / тише-водЫ.
(2) Свили-уютные-кабинЕты и-спАленки.
(2) на-женУ, / за-пианином-обучающуюся-глЯдя,
(2) говорИт, / от-самовАра-разморясь:
(2) “ТовАрищ НАдя!
(2) ТАрИф.
(2) Эх,/-и-сошьЮ-я-себе / тихоокеанские-галифИща,
(2) чтоб-из-штанОв-выглядывать, / как-коралловый-рИф!”
(2) Без-серпа-и-мОлота не-покажешься-в-свЕте!
(2) В-чём/-сегОдня / буду-фигурЯть-я
(2) на-балУ в-РеввоенсовЕте?!”
(2) На-“ИзвЕстиях”-лёжа, котЁнок-греется.
(2) А-из-под-потолОчка / верещАла
(2) оголтЕлая канарЕица.
(2) да-кАк заорЁт:
(4) “ОпУтали револЮцию обывАтельщины нИти.
(4) СтрашнЕе ВрАнгеля обывАтельский бЫт.
(4) СкорЕе / гОловы канарЕйкам свернИте,
(4) чтоб-коммунИзм / канарЕйками нЕ-был побИт!”
§ 1. Стих и проза...................................................................................………………7
§ 2. Русский силлабический стих.......................................................……………..10
§ 3. Русский силлаботонический стих ...............................................……………..16
§ 4. Русский акцентный стих..............................................................………………20
§ 5. Русский верлибр ..........................................................................………………34
1. В. Маяковский. Отрывок из стихотворения “Несколько слов о моей маме” ..... 38
2. В. Маяковский. Отрывок из стихотворения “Послушайте!”.............……………40
3. В. Маяковский. Отрывок из стихотворения “Надоело!”...................…………….42
4. Р. Рождественский. Отрывок из стихотворения “Говорила мама...”………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образцы ритмического анализа текстов В. Маяковского, написанных тоническим стихом.....................................…………………….46
1. Скрипка и немножко нервно ..............................................................……………..47
2. Послушайте! .......................................................................................……………..48
3. Облако в штанах (глава 3) .................................................................……………...48
4. Последняя петербургская сказка ........................................................…………….52
5. О дряни ...............................................................................................………………53
Осипов Б. И. Русские стиховые системы: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 56 с
25 09 2014
3 стр.
Создатель естественной классификации химических элементов – Периодической системы элементов
06 10 2014
1 стр.
Русские во Франции редко сбиваются в стаи. Им на родине надоело летать косяком – только вперёд и не глядя по сторонам, подчиняясь крику мудрого вожака. Но зоологический рок тяготее
25 12 2014
1 стр.
А. Осипов С. Дяченко Оккультизм в православной упаковке. Православный анализ учения Ольги Асауляк doc
17 12 2014
3 стр.
К настоящему времени в местной системе расселения сложилось четыре устойчивых внутрирайонных «куста» системы расселения с центрами в д. Шумерля, с. Русские Алгаши, д. Торханы, с. Х
25 12 2014
1 стр.
Охватывают основные виды композиции, но с соответствующими поправками могут применяться и к особым видам
16 12 2014
6 стр.
Хотят ли русские войны? Не могу припомнить, когда этот вопрос запал мне в душу. В самом деле,вся известная история моей страны это история войн. Начиная с Древней Руси и заканчивая
12 10 2014
1 стр.
Философия и социология собственности: русские и татарские реалии. – 4-е изд., перераб и доп. – М., 2004
12 10 2014
16 стр.