Перейти на главную страницу
* «Убийство на улице Морг».
С 1960 г. Барт работал в секторе социологии знаков, символов и изображений Практической школы высших исследований. Его интерес к вопросам литературной семиотики перерос в интерес к проблемам структурной поэтики. В 60- 70-е годы Барт был признанным главой французского структурализма (а затем и постструктурализма), а его эссе «Критика и истина» (1966) сыграло роль литературоведческого манифеста, объединившего представителей «новой критики» во Франции.
С конца 60-х годов Барт активно занимался проблемами межтекстовой семиотики. Образцом межтекстового подхода к произведению, понимаемому как пространство, в котором сходятся и взаимно накладываются различные культурные коды, является книга Барта «S/Z» (1970), посвященная разбору одного из рассказов О. Бальзака. К этой работе примыкает эссе «Удовольствие от текста» (1973), где анализируется восприятие литературного произведения читателем.
В 1976 г. Барт был приглашен в Коллеж де Франс, где занял кафедру литературной семиотики. Программная «Лекция» (1977), прочитанная при вступлении в должность, оказалась последним крупным его выступлением (Барт погиб в автомобильной катастрофе), в котором он подвел итоги своей четвертьвековой научной деятельности и наметил возможные перспективы изучения литературы с помощью структурно-семиотических методов.
Перевод выполнен по изд.: Barthes R. Introduction a l'analyse structurale des recits//Communications 8. Paris, 1966. На русском языке публикуется впервые. Сверен Е. Л. Крепковой.
1 Перформация - «употребление» языка говорящим-слушающим в реальных ситуациях на основе языковой компетенции (предварительного «знания» этого языка). - 388
2 ...дискурс и предложение гомологичны друг другу... - Гомология (от гр. homologia «подобие, согласие, соответствие») - сходство существенных свойств объектов, обнаруживаемое вопреки их внешним различиям. - 390
3 ...двойное членение в языке... - Согласно гипотезе французского лингвиста А. Мартине первое членение речевого высказывания приводит к выделению в нем значимых единиц (фразы, синтагмы, слова и др.), причем минимальной единицей, обладающей смыслом, оказывается морфема (монема); на уровне второго членения морфемы разлагаются на еще более мелкие единицы (фонемы), не имеющие собственного знач'ения, но выполняющие смыслоразличительную функцию. - 390
4 ...энтимематические... - Энтимема (гр. enthymema «то, что в уме»), по Аристотелю, есть силлогизм от правдоподобной посылки (см.: Аристотель. Первая аналитика. Кн. II. Гл. 27), служащий средством риторического убеждения и способный давать вероятное (правдоподобное), фактически истинное или фактически необходимое заключение. - 391
5 ...типологическую схему актантов... - Актант (от фр. action «действие») - агент действия (см.: Г р е й м а с А.-Ж., Курте Ж- Семиотика. Объяснительный словарь теории языка//Семиотика. М., 1983. С. 483-485). - 391
6 Эвристическая ценность (от гр. heurisko «отыскиваю, открываю») - ценность, связанная с получением новых, нетривиальных научных результатов. Барт имеет здесь в виду методологическое значение гипотезы. - 391
7 См.: Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа//Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. - 392
8 Dispositio (лат.) «расположение»; в античной риторике учение о расположении делило речь на вступление, изложение, разработку и заключение; elocutio (лат.) «словесное выражение» - центральная часть риторики, содержанием которой были отбор слов, их сочетание и фигуры речи. - 392
9 Inventio (лат.) «нахождение».
...ее предметом были res, а не verba. - Учение о «нахождении» было направлено на предмет высказывания (res «вещи, дела»), но в его компетенцию не входило построение самого этого высказывания, повествующего дискурса (verba «слова, выражения»). - 392
10 ...вслед за русскими формалистами... - Имеется в виду разграничение «фабулы» и «сюжета», проведенное теоретиками русской «формальной школы». «Фабулой называется совокупность событий... о которых сообщается в произведении... Фабуле противостоит сюжет: те же события, но... в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них... Фабула - это то, «что было на самом деле», сюжет - то, «как узнал об этом читатель» (Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.; Л., 1925. С. 137). - 392
11 Ретардация - замедление, задержка; так, описания природы, перебивающие развитие действия в произведении, служат целям ретардации. - 395
12 Денотативный уровень языка - уровень, на котором выражаются основные, чаще всего предметные значения языковых единиц. - 396
13 См.: Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка//Новое в лингвистике. М., 1960. С. 308-312. - 396
14 Парадигматические отношения - отношения между единицами, принадлежащими к одному и тому же классу; синтагматические отношения - отношения между единицами, выбранными из разных парадигматических классов и построенных в линейно развертывающийся ряд. - 397
15 «После этого значит вследствие этого» (лат.). - 398
16 Эксплетивный - вводный, вставной, необязательный. - 399
17 Фатическая функция - языковая функция, цель которой - начать и поддерживать коммуникацию («Алло! Вы меня слушаете?»). См.: Якобсон Р. Лингвистика и поэтика//Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 201. -
18 Descriptio (лат.), ekphrasis (гр.) - описания изображений, прерывающие ход сюжетного повествования; классический пример экфрасиса - описание щита Ахилла (XVIII песнь «Илиады»). - 400
19 См.: Якобсон Р. Лингвистика и поэтика//Структурализм: «за» и «против». - 403
20 Антецедент - предыдущая единица высказывания, с которой соотнесена другая единица, последующая.
21 Бифуркация - точка или момент, где явление распадается надвое, где возникает возможность альтернативного выбора. - 404
22 Аристотель. Поэтика, 1456, а 10. - 406
23 См. там же, а 23. - 406
24 См.: Барт Р. Драма, поэма, роман//Называть вещи своими именами. М., 1986. - 407
25 ...личную (я/ты), аперсональную... (он)... категории... - «Лицо свойственно только позициям «я» и «ты». Третье лицо является уже в силу своей структуры неличной формой глагольной флексии. ...«я», которое производит высказывание, «ты», к которому «я» обращается, каждый раз уникальны. Напротив, «он» может представлять собой бесконечное число субъектов - либо ни одного» (Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. С. 264). - 410
26 Бенефициарий - актант, в пользу которого совершается действие.- 410
27 См.: Якобсон Р. Лингвистика и поэтика//Структурализм: «за» и «против». С. 200. - 411
28 Аорист - видо-временная глагольная форма, обозначающая прошедшее действие как таковое, не указывающая на его развитие, полноту свершения или предел. - 412
30 ...известная часть современной литературы является не дескриптивной, но транзитивной... - Барт имеет в виду практику так называемого «нового нового романа», представленного в 60-е годы рядом писателей (Филипп Соллерс, Жан Рикарду, Жан-Пьер Фай и др.), группировавшихся вокруг журнала «Тель Кель». Эти писатели решительно усомнились в «языке» литературы как в нейтральном якобы средстве выражения свободной мысли писателя; напротив, они увидели в этом языке социальный механизм, обладающий такой же принудительной силой, как и любое другое общественное установление. Понимая бартовское «письмо» как опредметившуюся в языке идеологическую сетку, которую культура помещает между индивидом и действительностью («письмо» эпохи, поколения, социальной группы, политической партии, журнала, художественного направления, жанра и т. п.), они представили себе всю литературу, сложившуюся к настоящему моменту, в виде огромного «склада» различных типов «письма», выработанных цивилизацией, - склада, из которого каждый новый писатель постольку, поскольку он не идет на полный разрыв с «традицией», вынужден заимствовать свой «язык», а вместе с ним и всю систему ценностно-смыслового отношения к действительности; это значит, что вопреки иллюзии духовной независимости подобная система не столько создается самим писателем, сколько задается ему типом или типами «письма», тяготеющими над ним. Эта тотальная, по мнению новых «неороманистов», несвобода пишущего как раз и стала объектом критики и отрицания с их стороны: завороженные идеей условности всякого «письма», они попытались превратить собственные произведения из средства изображения внешней действительности (дескриптивная, констативная функция) в средство иронико-драматической рефлексии «письма» над своей жизненной неадекватностью, следствием чего явилось обнажение, «афиширование» самих мировоззренческо-языковых кодов, которыми пользуется литература (это, по Барту, транзитивная функция языка, его направленность на самого себя). - 414
31 Logos (гр.) - зд. акт представления предмета в мысли; lexis (гр.) - зд. акт представления предмета в речи. - 414
32 Атрибутивные формулы - клишированные формулы, при помощи которых в фольклоре изображаются персонажи, их поступки, описываются пейзаж, обстановка действия и т.. п. - 414
34 ...если знак фракционирован... - Фракционированным называется знак, где одно означаемое распределено между несколькими «псевдоозначающими», которые имеют смысл только в своей совокупности. Таковы, например, фразеологизмы: входящие в них слова, будучи взяты по отдельности, лишены смысла (см.: Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. С. 161). - 417
35 Эмфатические средства - средства выделения, подчеркивания того или иного элемента в тексте. - 418
36 «Волнующий, захватывающий» (англ.). - 418
37 Диереза - распадение единицы на две части. - 418
38 Органиграмма - схема, изображающая порядок следования операций в программе. - 420
Напомним, что совсем не так обстоит дело с поэзией или эссеистикой, восприятие которых дифференцируется в зависимости от культурного уровня их потребителей
14 12 2014
10 стр.
Источник: Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Мгу, 1987. 512 с. С.: 387-422
08 10 2014
4 стр.
В настоящее время можно выделить два принципиально разных подхода к классификации текстов
08 10 2014
1 стр.
Говоря о фразеологических единицах, ведущих свое начало от библейских текстов, мы обратили особое внимание на следующие положения
15 10 2014
1 стр.
Упражнения, предлагаемые после текстов, позволяют организовывать последовательную работу над лексикой, обеспечить контроль понимания текста и дальнейшее развитие умений говорения н
01 10 2014
1 стр.
Нельзя упускать из виду, что рычаг инструмент обоюдоострый: способствует увеличению положительных результатов, когда дела идут хорошо, но может привести к неприятностям, если обста
08 10 2014
1 стр.
Цель учителя: создать условия для развития познавательных способностей через анализ текстов
05 09 2014
1 стр.
Напротив, в большинстве случаев философы осознанно отказываются от простых и прямых решений
29 09 2014
3 стр.