Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
I. ВВЕДЕНИЕ
Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Гаутамы Будды, «Света


Жизнь Гаутамы

Будды
Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению. Став аскетом, он без устали искал разрешения вопроса о действительном источнике всех страданий и о путях к полному избавлению от них. Будда искал ответ у многих религиозных учителей и во многих школах своего времени, подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям, но ничто не удовлетворяло его. Тогда он решил положиться на свои собственные силы. С железной волей, освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений тайну земных страданий, пока наконец его усилия не увенчались успехом. Сиддхарта стал Буддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религии и философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Японию и Корею.



Учение Будды было

устным
Учение Будды систематизировано позже его последователями
Подобно всем великим учителям древности, Будда облекал свои поучения в форму бесед и в течение долгого времени, из поколения в поколение, они устно передавались от одних учеников к другим. Источником нашего знания об учении Будды в настоящее время является главным образом «Трипитака» («Три корзины учений»), о которой говорят, что она содержит мысли Будды, переданные самыми близкими его учениками.



Три источника –

«Трипитака»
Эти три канонические работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака». Первая работа содержит правила поведения, вторая яв­ляется собранием проповедей и притч, третья ставит и рассматривает проблемы буддийской философии. Все три работы являются памятниками древней буддийской философии. Они написаны на языке пали.



Две школы буддизма-

хинаяна и махаяна
С течением времени число последователей Будды настолько возросло, что это привело к разделению их на различные школы. Самые известные религиозные школы буддизма — хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и ее оплотом в настоящее время являются Цейлон, Бирма и Сиам. Обширная литература этой школы написана на языке пали. Она претендует на наибольшую ортодоксальность и верность учению Будды. Махаяна распространилась, главным образом, на севере - в Тибете, Китае и Японии. Свои философские труды она излагала на санскрите, благодаря чему и на этом языке появилась обширная буддийская литература. Большая часть ее была переведена на тибетский и китайский языки, и в этих переводах она сохранилась в странах, где утвердился буддизм. Благодаря этим переводам теперь открыты и восстановлены многие из ценнейших санскритских текстов, утерянных в Индии.



Обширная литература

буддизма
Так как буддизм процветал во многих странах, он приобрел национальный колорит этих стран и изменялся под влиянием прежней религии и убеждений обращаемых. Возникшие в результате этого религиозные школы буддизма были так многочисленны и общая масса философских работ на различных языках настолько велика, что для полного ознакомления с буддийской философией не хватило бы жизни даже такого человека, который сочетал бы в себе эрудицию лингвиста и глубину мышления философа. Наше описание буддийской философии по необходимости будет кратким и потому не дающим исчерпывающего представления. Сначала мы попытаемся осветить главные стороны учения Будды в том плане, как они изложены в приписываемых ему беседах, а затем ознакомим читателя с некоторыми системами буддийской философии, разработанными позднее его последователями в различных школах, и закончим кратким очерком главных направлений религиозных школ хинаяна и махаяна.
II. УЧЕНИЕ БУДДЫ — ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
1. Отрицательное отношение к метафизике
Будда был главным образом учителем этики и рефор­матором, но не фило-



Будда не был склонен к метафизическим спорам, не имевшим отношения к практической пользе
софом. Знакомство с его про-светлением указывает человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания. Когда кто-нибудь задавал Будде метафизические вопросы о том, отлич­на ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или бесконечен мир, вечен он или невечен и т. д.,— он отказывался отвечать. Он считал, что обсуждение про­блем, для разрешения которых нет достаточных возмож­ностей, приводит лишь к образованию различных при­страстных мнений, напоминающих противоречивые од­носторонние описания слона, сделанные слепыми, кото­рые ощупали различные части его тела1.

Будда, приводя в пример ряд метафизических взглядов предшествовавших ему мыслителей, показал, что все они отличаются друг от друга, так как они основывались на неопределенном чувственном опыте, желаниях, надеждах и опасениях2. Будда неоднократно указывал, что следует избегать умозрений подобного рода, ибо они не только не приближают человека к его единственной цели — архатству (состоянию освобождения от всякого страда­ния), но, наоборот, запутывают его в им же самим сплетаемую сеть теорий3. Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям. Тот, кто посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того чтобы попытаться немедленно извлечь вон­зившуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пустил4.

Будда часто упоминает десять вопросов5, которые он считает неопределенными и этически бесполезными. Он cчитает бесполезными



1 Об этой притче см. Rhys Davids, Dialogies of the Buddha, I, pp. 187-188.

2 «Brahma-jala-sutta», (см. там же, стр. 52-55)

3 Там же, стр. 44.

4 «Majjhima-nikaya-sutia», 63 (см. И. С. Warren, Buddhism in

Translations, p. 120).



5 См. Rhys Davids, Dialogues... («Poilha pada-Sutta»), I, pp. 254 — 257.




Десять бесполезных вопросов, не которые нельзя ответить
следующие следующие вопросы: 1)Вечен ли мир? 2) Или он невечен? 3) Конечен ли мир? 4)Или он бесконечен? 5) Тождествен­ на ли душа с телом? 6) Отлична ли душа от тела? 7) Бессмертен ли познавший истину? 8) Или он смертен? 9) Будет ли познавший истину одновременно и бессмер­тным и смертным? 10) Будет ли он ни бессмертным, ни смертным? Эти вопросы известны в буддийской литера­туре как «десять неразрешимых вопросов (на пали — авьякатани) и являются предметом трактата «Саньютта Никая», называемого «Авьяката Саньютта»1.



Полезные вопросы о несчастии
Вместо рассмотрения метафизических проблем, бесполезных для морального совершенствования и не­доступных познанию, Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это,— говорит Буд­да,— приносит пользу, способствует святости жизни, при­водит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, по­знанию высшей мудрости, к нирване»2.



Четыре благородные истины о страдании
Ответы на эти четыре вопроса составляют, как мы знаем, сущность просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали известны под названием «четырех благородных истин» (чатвари арья-сатьяни): 1) жизнь в мире полна стра­даний, 2) есть причина этих страданий, 3) можно пре­кратить страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий (духкха, духкха-самудая, духкха-ниродха, духкха-ниродха-марга). Все учение Будды сосредоточено вок­руг этих четырех истин.
2. Первая благородная истина — о наличии страданий
Молодой Сиддхартха был поражен увиденными картинами страданий человека — болезнями, старостью и смертью. Однако просветленный Будда



1 См. Rhys Davids, Dialogues... («Poilha pada-Sutta»), I, p. 187.

2 «Majjhima-nikaya-sutia», 63 (см. И. С. Warren, Buddhism in

Translations, p. 122).






Жизнь полна страданий


Даже явные удовольствия чреваты страданиями
увидел не просто и не только эти картины, но и сами существенные условия жизни людей и живо­тных, вызывающие все без исключения несчастья. Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — ко­роче, все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание 1.

В первой части мы уже указывали, что пессимизм подобного рода присущ всем индийским философским системам; и в подчеркивании особого значения первой благородной истины Будду поддерживали все крупнейшие индийские мыслители. Чарваки, конечно, могли отвергать осуждение Буддой вообще всякой мирской жизни и ука­зать на разли-





Дальновидные люди боятся мирских радостей
чные источники удовольствий, существую­щие в жизни наряду с источниками страданий. Но Будда и многие другие индийские мыслители могли бы возразить им на это, что мирские радости представляются удовольствием лишь близоруким людям. Кратковременность этих удовольствий, горе, ис­пытываемое при их утрате, вечная боязнь потерять их и другие тяжелые последствия сводят на нет все радости жизни и превращают их в подлинные источники страха и скорби.
3. Вторая благородная истина — о причине

страданий

Цепь из двенадцати звеньев
Хотя наличие страданий признается всеми индийски­ми мыслителями, но в



Страдание, как и всякое явление, зависит от определенных условий
определении этого ненормального состояния они не всегда единодушны. Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции естествен­ной причинной связи (известной как пратитья-самут-пада). Согласно этой теории, нет ничего необусловлен­ного — все зависит от определенных условий. Так как каждое событие порождается некоторыми условиями, дол­жно существовать нечто, бытие которого порождает страдание.




1 «Digha-nikaya-sutta», 22 (см. И. С. Warren, Buddhism in

Translations, p. 368).








Цепь причин и следствий приводит к страданию
Земные страдания (старость, смерть, отчаяние, печаль и т.п., кратко обозначаемые словом «джара-марана»), учит Будда, возника­ют из факта рождения (джати). Если бы человек не был рожден, он не знал бы этих тягостных состояний. Рождение, в свою очередь, обусловлено стремлением к становлению (бхава)1, силой слепого стремления или предрасположения к рождению, стремлением, вызыва­ющим наше рождение. Но что вызывает это стремление? Наша умственная приверженность («схватывание», упа­дана) к земным вещам является условием наших же­ланий быть рожденными. Эта приверженность, в свою очередь, возникает из нашей жажды (тришна) стра­стного стремления наслаждаться предметами внешнего мира: зрелищами, звуками и т.д. Но откуда происходит это желание? Мы ведь не можем стремиться иметь вещи, которые мы не испробовали, не видели раньше. Предыдущий чувственный опыт, скрашенный некото­рыми приятными ощущениями (ведана), является при­чиной жажды, страстного стремления. Но ведь чувст­венный опыт невозможен без соприкосновения (спарша), то есть без контакта между органами чувств и объектами. Этот контакт, в свою очередь, не мог бы возникнуть, если бы не было шести органов познания: пяти чувств и ума (шадаятана). Наличие этих шести органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма (нама-рупа), который составляет вос­принимаемое существо человека. Но этот организм не мог бы развиться во чреве матери и родиться, если бы он был мертв, то есть лишен сознания (виджняна). Сознание же, которое входит в зародыш еще во чреве матери, является только результатом впечатлений (самскара) нашего прошлого бытия. Последняя же ступень (состояние) нашей прошлой жизни, ступень, предше­ствовавшая нашей сегодняшней жизни, в свою очередь, содержит в концентрированном виде все впечатления, результаты всех предшествовавших, прошлых деяний. Впечатления, которые ведут к новому рождению, вы­текают из неведения (авидья) истины. Если бы преходящая, полная страданий природа земного сущест­вования была познана человеком



1 Перевод Рис Дэвидс слова «бхава» (см. Mrs. Rhys Davids, Buddhism, p. 91) как «склонность к становлению» лучше обычного перевода «существование», который почти бессмысленен в этом кон­тексте. «Бхава» употребляется в смысле «склонности» также в санкхье и других индийских системах.

вполне, тогда бы у нас не могло возникнуть кармы, вызывающей новое рождение. Неведение, следовательно, есть коренная при­чина впечатлений, то есть стремлений к новому рож­дению.





Двенадцать звеньев цепи страданий
Вот вкратце формула причинной зависимости: 1) страдание жизни обусловлено рождением; 2) рож­дение — стремлением к жизни; 3) стремление к бы­тию — умственной привязанностью к объектам; 4) при­вязанность — жаждой, желанием вещей; 5) жажда — чувственным восприятием; 6) чувственный опыт — чув­ственным соприкосновением с объектами; 7) чувственное соприкосновение — шестью органами познания; 8) шесть органов познания — эмбриональным периодом развития организма (состоящего из разума и тела); 9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания; 10) пер­воначальное сознание обусловлено впечатлениями про­шлой жизни; 11) эти впечатления обусловлены двенад­цатым звеном цепи — 12) неведением истины.



Они составляют колесо бытия: рождение и перерождение
Таким образом, мы имеем двенадцать звеньев цепи причинной зависимости. Порядок и число звеньев не всегда одинаково в буд­дийских проповедях, но в приведенном выше виде они наиболее полно и точно воспроизводят принятые буд­дистами формулы причинной связи. Среди буддистов она выступает под разными названиями: например, «12 источников» (двадаша-нидана), «колесо бытия» (бхава-чакра) и др. Некоторые набожные буддисты ежедневно напоминают себе об этой части учения Будды враще­нием колеса, которое символизирует кольцо причин­ности. Наряду с перебиранием четок оно составляет часть их ежедневной молитвы.



Сегодняшняя жизнь является следствием прошлой и причиной будущей жизни
«Двенадцать звеньев» иногда представляются как описание прошлой, настоящей и будущей жизни, будущей жизни, которые причинно связаны следующим образом: настоящую жизнь полностью можно объяснить лишь при соотнесении с прошлыми условиями ее существования и ее будущими действиями. Приведенные в расположенном ниже порядке с последовательным переходом от причин к следствиям двенадцать звеньев как бы символизируют этот круго­ворот бытия.

1. Неведение (авидья) Прошлая жизнь

2. Впечатления (самскара)

3. Первоначальное сознание эмбриона (виджняна)

4. Тело и разум эмбриона (нама-рупа)

5. Шесть органов познания (шад-аятана)

6. Чувственное соприкосновение (спарша) Настоящая жизнь

7. Чувственное восприятие (ведана)

8. Жажда (тришна)

9. Привязанность (упадана)

10. Стремление к бытию (бхава)

11. Повторное рождение (джати) Будущая жизнь

12. Старость, смерть и т.д. (джара-марана)

Прежде чем покончить с этим вопросом, следует отметить весьма важный вклад индийских мыслителей, в частности Будды, в философию — концепцию обус­ловленности внешних явлений жизни (то есть живого организма) внутренней движущей силой сознательного или бессознательного желания.





Жизнь- это не продукт механической комбинации материальных условий
Современные биологи, как дарвинис-ты, так и их противники, пытаются объяснить эволюцию жизненного процесса механически, с помощью материальных условий, наследственности и усло­вий окружающей среды. Появление рогов на голове коровы или образование глаза представляется биологам не более чем случайным изменением — постепенным или внезапным.

Известный современный французский философ Берг­сон показал, что развитие жизни не может быть удов­летворительно объяснено как просто случайное, но дол­жно быть понято как внешнее выражение внутреннего побуждения, или жизненного стремления (elan vital). Ос­новной принцип объяснения буддистами жизненного про­цесса, сводящийся к тому, что бхава (внутреннее пре­драсположение, стремление к бытию) ведет к рождению (существованию тела), то есть что сознание является условием развития эмбриона, предвосхищает утвержде­ние Бергсона, согласно которому живое тело является не только соединением материальных частей, но и внешним выражением взрыва внутреннего побуждения. Мы можем указать также, что бергсоновская философия реальности как изменения напоминает буддийскую доктрину непо­стоянства.


4. Третья благородная истина — о прекращении страдании
Третья благородная истина — о прекращении стра­даний — вытекает из



Страдание должно быть уничтожено вместе с уничтожением его причины


Прекращение страданий, то есть нирвана, возможно в этой жизни
второй: о том, что несчастье зависит от некоторых условий. Если устранить условия, порождающие несчастья, то прекратится и страдание. Попытаемся ясно представить себе истинную природу состояния, называемого прекращением страданий.

Прежде всего следует заметить, что освобождение от страданий достижимо и в этой жизни, если толь­ко будут выполняться определенные условия. Когда со­вершенный контроль над страстями и постоянное раз­мышление об истине ведут человека через четыре стадии сосредоточения к совершенной мудрости (о чем будет сказано ниже), тогда он освобождается от власти земных страстей. Он порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, освобожденным. О таком человеке говорят, что он стал архатом, то есть почтенным лицом. Это состояние освобождения чаще называется нирваной — угашением страстей, а вместе с ними и страданий.





Нирвана не означает отказа от деятельности
Затем следует вспомнить, что достижение этого состояния вовсе не означает состояния бездеятельности, как ошибочно многие себе пре­дставляют. Верно, конечно, что для достижения совер­шенного, ясного и надежного познания четырехсторонней истины надо полностью отвлечься от внешнего и внут­реннего мира, а также от других идей и целиком сосре­доточиться на неустанном размышлении о четырех бла­городных истинах во всех их аспектах. Но, достигнув совершенной мудрости посредством сосредоточенного мышления, освобожденный человек не должен вечно ос­таваться погруженным в размышление и совершенно от­страниться от активного участия в жизни.



Жизнь Будды была деятельной даже после его просветления
Мы знаем, какую деятельную жизнь вел сам Будда в течение сорока лет после своего просветления — странствуя, проповедуя и основывая братства даже в послед­ние дни своей жизни, будучи восьмидесятилетним старцем. Таким образом, для самого основателя буддизма освобождение не означало прекращения активной дея­тельности.



Деятельность без привязанности, ненависти и ослепления не приводит к зависимости
Будда однажды ясно указал на то, что есть два рода человеческих поступков: одни совершаются под влиянием привязанности, ненависти и ослепления (рага, двеша и моха), другие — без их влияния. Поступки первого рода, усили­вая нашу жажду жизни и привязанность к ней, рождают семена кармы, вызывающей перерождение. Поступки вто­рого рода, совершаемые с пониманием подлинной сущно­сти бытия, лишены привязанности, не порождают кармы и, следовательно, перерождения. Различие между двумя видами кармы, как учит Будда, подобно результату от по­сева зерна обычного и зерна бесплодного1. Это же поучение приводится им и в рассказе о его просветлении2. Достигнув нирваны, Будда некоторое время сомневался: следует ли распространять свое учение, должен ли он трудиться для освобождения ближних? Но вскоре его просветленное сер­дце забилось горячей любовью к бесчисленным охвачен­ным муками страдания людям. Он решил, что сооружен­ный им с такими усилиями плот, на котором он переплыл поток страданий, должен быть оставлен другим, не должен исчезнуть3.



Жизнь Будды – пример такого бескорыстного служения ближним
Следовательно, как показывает Будда личным примером и в своих заповедях, от архата не отказа от деятельности; наоборот, по мере просветления его любовь и сострадание ко всем живым существам



Нирвана не означает прекращения жизни
возрастают и за­ставляют достигшего совершенства человека делиться сво­им знанием с ближними работать ради их морального подъема. Если признать правильным подобное понимание жизни и учения Будды, то ошибочно думать, как это очень часто бывает, что нирвана означает полное прекра­щение существования. Этимологически слово «нирвана» означает «потухший». Это похоже на «потухший свет», и освобождение иногда сравнивается с данным понятием. Ос­новываясь на этом этимологическом смысле слова «нирвана», а также на ее отрицательном значении — отсутствии известных нам душевных и

1 «Anguttara-nikaya» (см. H.C.Warren, Buddhism in Translations, p. 215 и далее) .

2 «Majjhima-nikaya», 26 (там же, стр. 339) .

3 «Majjhima-nikaya» (см. пер. Шилачарм, в издании German Pah Society, стр. 170).
физических состояний,— не­которые исследователи буддизма (как буддисты, так и не­ буддисты) понимают под нирваной полное прекращение всякого существования. Но, возражая против такого пони­мания, следует вспомнить следующее.

Во-первых, если бы нирвана, то есть освобождение, представляла собой угасание всякой жизни, то нельзя было бы говорить об освобождении самого Будды до его смерти, и в таком случае достижение им совершенной мудрости и свободы, известное нам с его собственных слов, превращается в миф. Поэтому трудно представить себе, что нирвана, по мнению Будды, означает прекра­щение всякого существования1.





Нирвана означает прекращение несчастий и ликвидацию причин перерождения
Во-вторых, как мы помним, хотя нирвана согласно учению Будды, и прекращает перерождение и, следовательно, означает прекращение всякого страдания и условий, порож­дающих будущую жизнь в этом мире, это не значит, од­нако, что после смерти освобожденный святой не пребы­вает в какой-либо иной форме. Этот последний пункт, как мы уже отмечали, и есть один из десяти вопросов, по ко­торым Будда постоянно отказывался высказывать свое мнение.



Молчание Будды о состоянии освобожденного после смерти не означает отрицание им существования такой личности после смерти
Положительная и отрицательная стороны состояния нирваны: прекращение перерождения и будущего страдания и достижение полного личного покоя в этой жизни
Таким образом, даже вопрос о том, существует ли лицо, достигшее нирваны после смерти, есть один из тех, на которые Будда не дал ответов. Молчание Будды могло означать, что состояние освобождения невозможно объяснить понятиями обычного опыта2.

Спрашивается, если Будда не вносит ясности в вопрос о судьбе освобожденной личности после ее смерти, в чем же, в таком случае, состоит достижение состояния нирваны? Состояние нирваны двойственно — оно имеет как положительную, так и отрицательную сторону. Нирвана — это гарантия от перерождения, условия которого уничтожены. Положительно же нирвана означает, что достигший






1 Рис Дэвидс указывает, что палийское слово «освобожденный» («parinibbuta») применяется к живым людям, но едва ли к умершим архатам (см. Rhys Davids, Dialogues... II, p. 132 и далее).

2 См. статью проф. Radhakrishnan, The teaching of Buddha by speech and silence, «Hibbert Journal», April, 1934; а также его «Dhammapada», стр. 52 и далее.
со­стояния нирваны наслаждается покоем даже в этой жизни столько времени, сколько он живет после своего просвет­ления. Этот покой, конечно, не похож на какое-либо удовольствие, порожденное удовлетворением желаний. Покой нирваны выходит, если можно так выразиться, за пределы земных радостей и страданий. Нирвана — это состояние безмятежности, невозмутимости и бесстраст­ного самообладания, ее невозможно объяснить понятиями обычного, повседневного опыта. Лучшим пониманием этого состояния, в рамках нашего несовершенного опыта, будет представление о нирване, как об избавлении от



Даже частичное осуществление условий нирваны приносит ощутимое совершенство
всякого мучительного переживания, от которого мы стра­даем. Это можно понять, ибо каж­дый из нас хотя бы временно, переживал чувство избавления от мучений или такое чувство, как осво­бождение от болезни, долга, рабства, заключения в тюрьму1. Кроме того, преимуществами ни­рваны можно частично пользоваться еще до ее полного достижения — путем частичного выполнения ее условий. В беседе о преимуществах жизни отшельника Будда объ­яснял царю Аджаташатру, что каждая удаленная частица неведения, каждая побежденная страсть приносит ощу­тимую пользу, как, например, чистоту, доброжелатель­ность, самообладание, мужество, несмущаемый разум, нерушимое спокойствие2. Это ободряет ищущего спасе­ния, дает ему силу идти дальше к трудной цели — до полного достижения нирваны.

Мы знаем, что позднее, знаменитый буддийский учитель Нагасена, поучая

своего последователя греческого царя Менандра (Милинда), пытался поведать ему о блаженстве нирваны посредством целого ряда метафор: нирвана глу­бока, как океан; возвышенна, как горная вершина; слад­ка, как мед3, и т.д. Но, как указывает Нагасена, все эти сравнения едва ли могут передать несовершенному че­ловеку представление о нирване. Рассуждения и мета­форы не много дают слепому для понимания цвета.




1 См. «Samanna-phala-sutta» (Rhys Davids, Dialogues... I, p. 84).

2 См. там же.

3 См. «Milinda-panha».


следующая страница>


Буддийская философия

Сиддхарта стал Буддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религии и философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет

563.99kb.

14 10 2014
4 стр.


Методические рекомендации (для всех направлений и специальностей университета) Москва 2003 Содержани е Тема Философия, круг ее проблем и роль в обществе стр. 3-12

Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От мифа к логосу

1393.7kb.

06 10 2014
8 стр.


Программа Курса «Философия техники»

Сидорина Т. Ю. Философия техники // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Геотар медиа, 2012. 5-е издание

99.18kb.

13 10 2014
1 стр.


Приложение Предвестие неклассической социальной философии у Владимира Соловьева

Соловьева. Поле моих инте­ресов — социальная философия и философия религии, а в историческом смысле — главным образом средневековая философия

80.34kb.

11 10 2014
1 стр.


Самостоятельная работа «Цель и смысл жизни»

Философия математики; (1-я часть курса: 3 итоговая контрольная) // Философская антропология (самостоятельная работа «Цель и смысл жизни»); Этика; Философия социума: социальная фило

165.9kb.

09 10 2014
1 стр.


Шифр специальности: 09. 00. 08 Философия науки и техники Формула специальности Содержанием специальности 09. 00. 08 — «Философия науки и техники»

На ранних этапах развития человеческого познания философия и наука составляли единое нерасчлененное, синкретическое знание со своими мировоззренческими, гносеологическими и методол

32.53kb.

13 10 2014
1 стр.


Вопросы к экзамену Мировоззрение и личность. Философия как теоретически обоснованное мировоззрение Соотношение философии с мифом, наукой и религией

Философия как форма познания. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Философия и наука. Отрицание позитивизмом познавательного значения философии

35.04kb.

18 12 2014
1 стр.


Глобальное и региональное в гармонизации социоприродных систем (философско-методологический анализ) 09. 00. 11- социальная философия 09. 00. 08 философия науки и техники
622.22kb.

30 09 2014
3 стр.