Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
Российский Государственный университет

нефти и газа имени И.М. Губкина

Кафедра философии


ПРОГРАММА КУРСА ФИЛОСОФИИ

Планы семинарских занятий

Методические рекомендации

(для всех направлений и

специальностей университета)


Москва 2003

С о д е р ж а н и е



Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе…………… стр.3-12
Тема 2. Философское понимание мира, учение о бытии и учение

о развитии………………………………………………………………….. стр.13-29


Тема 3. Учение о сознании (философско-психологическая

антропология)……………………………………………………………….стр.30-39


Тема 4. Учение о познании (гносеология, эпистемология,

герменевтика, философия науки и техники)……………………….…….стр.40-55


Тема 5. Духовная жизнь общества и человека……………………….стр.56-75
Тема 6. Проблема человека в системе социальных связей.

Историческое и аксиологическое измерение общества. Проблема

человека в системе социальных связей. Историческое и

аксиологическое измерение роста общества. Восток – Запад – Россия.

Перспективы культурно-цивилизационного развития………………… стр.76-114
Тема 7. Глобальные проблемы современности

и будущее человечества……………………………………………………стр.115-121



Составители:

1 тема – доцент Чермашенцева Л.Л.

2 тема – доцент Юдина М.Е.

3 тема – профессор Селиванова В.И.

4 тема – профессор Селиванова В.И.

5 тема – доцент Балычева М.Б.

6 тема – доцент Смирнова О.М.

7 тема – доцент Щелокова Т.В.


Под редакцией: профессора Гулякевич Т.Д.

Тема 1. «ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ

И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ»

Лекции – 6 часов

Семинары – 8 часов
Лекции

Лекция 1. «философия в системе культуры» - 2 часа.

Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От мифа к логосу.
Лекция 2. «Предмет философии». – 2 часа.

Предмет философии. Структура философского знания. Основные вопросы философии. Метод философии. Язык философии. Функции философии.


Лекция 3. «философские системы» - 2 часа.

Классификация философских систем: основные направления и школы. Этапы ее исторического развития. Связь истории философии с основными этапами мировой цивилизации. Роль философии в духовной жизни общества.


Семинарские занятия
Занятие 1. философия в системе культуры» - 2 часа.

  1. Философия в системе культуры. Генезис философии. От мифа к логосу.

  2. Предмет философии. Ее основные проблемы, структура философского знания, метод. Функции философии.


Методические советы

Начинать изучать совершенно новый, незнакомый предмет – философию всегда трудно. Сложность освоения первой темы заключается в трудности использования исходных понятий – философских категорий, изучение и понимание которых требует внимания и усидчивости от Вас. По уровню обобщения, абстрагирования реальной действительности, философия занимает одно из первых мест в научном познании, поэтому студентам иногда так трудно вступить в ее «теоретический мир». У каждого из Вас есть своя «жизненная философия». Задача учебных занятий – формирование научных представлений философской тематики.

Раскрывая содержание первого вопроса, Вы опираетесь на Ваши знания, полученные при изучении «Культурологии». Вы уже знаете, что существует много различных определений «культура», что эта форма только человеческой деятельности и ее результатов и, что общество, человек, любая общность людей являются ее носителями в исторически определенный момент времени. Культура может быть представлена в материальных и духовных ценностях, создаваемых обществом или отдельными людьми. Хорошо бы заранее подумать о примерах материальной и духовной культуры.


Далее, для закрепления, уяснения данного учебного материала следует обратиться к важнейшим составным элементам культуры, их специфике, а именно: мораль, религия, язык, искусство, наука, политика, философия.

Пожалуй, это самое трудное место для студента в изучении первого вопроса – переход к совершенно новому материалу, который потребует от Вас знаний не только истории и культурологии, но и знаний естественных наук. Речь идет о человеке, о его биологической и социальной сущности, о его способности создавать для себя «вторую природу» – мир культуры, в котором он «любит мудрость», так как человек «и носитель и творец ее», размышляющий о мире, о месте человека в нем, о жизни, о смысле своего существования. А это главные вопросы философии. Вот почему она и является важнейшим элементом культуры.

Мифы и литература о них познакомят Вас с разнообразными определениями «мифа» как первой ступени самопознания человеческого духа, с основными чертами мифологического сознания различных стран и народов, их особенностями. Мифы - это первая попытка человека осмыслить, оценить, осознать себя, дать ориентиры в мире. И это знание надолго останется с человечеством, выйдет за мировые религии разных народов и стран. Знание мифологии позволит Вам ответить на вопрос: «Из чего?» возникал философский взгляд на мир. Покажите, что философия появлялась из религиозно-мифологического сознания, формируясь в то же время в борьбе с ним, как попытка рационального объяснения мира. Способ решения мировоззренческих вопросов в философии уже был иным. Каким?

Но кроме этого вопроса есть еще ряд других: «Когда?», «Где?», «Почему?». Ответив на них, Вы получите достаточно полную картину возникновения новой формы общественного сознания – философия. Здесь важно понять, что ее появление совпало с отделением умственного труда от физического, установлением рабовладельческого общества, государственности, борьбы классов и появлением зачатков научного знания. Все это определило характер основных философских учений на многие годы. Знакомясь с мировой мифологией, обратите внимание на красоту и значимость славянской мифологии в становлении русской цивилизации.

Изучение второго вопроса следует начать с попытки определения предмета философии. При первом знакомстве с учебным материалом это довольно трудно сделать. Осознание смысла философского знания произойдет позднее – это зависит от сложности содержания традиционных вопросов, решаемых философами и от особой формы, в которой это происходит. Философия не изучает мир так, как это делает естествознание, т.е. экспериментально. Она изучает его с помощью анализа понятий об этом мире. Понятие есть логическая форма ее существования, которая требует «мысленного рассмотрения предметов» (Гегель) – выявление «всеобщего», «общего» в мире, в телесном и духовном человеке.

Философски «всеобщее» имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Человек, создавая универсальную картину мира, обязательно это делает через призму своего понимания окружающей действительности. Для него весь мир оказывается расколотым на две части: на мое «я» и остальное «не я», включая природу, общество, других людей, поэтому неизбежно встает вопрос о соотношении двух миров. Вся проблематика философского знания неотделима от особенностей человеческого существования, от стремления его к осмыслению своего места в мире. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее бытие человека в нем. Это отличие философии от частных наук.

Предмет философии в ходе исторического развития изменился. Подумайте, под влиянием каких факторов происходило это изменение?

Структура философского знания определяется его предметом. На первом этапе знакомства с «вечными» проблемами философии, перечислим ее разделы: онтология – учение о мире; гносеология – учение о познании его; философская антропология – учение о человеке; социальная философия – учение об общественном человеке; космология – учение о Вселенной; методология – учение о методах познания… Программное изучение этих разделов даст Вам почти полную картину философии как области человеческого знания, отличной от других, но такой необходимой для становления Вас как человека и личности с большой буквы.

Характер и направление воздействия философии лучше всего показывать через ее функции: мировоззренческую, гносеологическую, методологическую, критическую, воспитательную. Уясните, что эти функции тесно связаны, переплетаются, и выделить их можно только в абстракции!
Занятие 2. «классификация философских систем. Античная философия» - 2 часа.



  1. Классификация философских систем. Этапы ее исторического развития. Роль философии в духовной жизни общества.

  2. Античная философия. Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.


Методические советы

Приступая к изучению первого вопроса, следует рассмотреть несколько вариантов классификации философских направлений по различным основаниям: 1) по хронологическому признаку, по исторической эпохе; 2) по странам; 3) по решению вопроса о соотношении материального и идеального и его 2-х сторон; 4) по методу мышления.

Чтобы облегчить себе изучение сложнейшего учебного материала по истории философии, систематизируйте его в схемах, где будут представлены даты, страны, основные представители материализма и идеализма, гностики и агностики, диалектики и метафизики.

Постарайтесь проследить, как через всю историю философской мысли проходит спор о предмете философии, о познании реальной действительности, о месте, роли и предназначении человека.

Давая характеристику этапам исторического развития европейской философии (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время), обратите внимание на многообразие философских школ, направлений, на их сходство и различия, выделите характерные черты.

Например, Античность: космоцентризм, гилоизм, становление диалектики, тесная связь с научным знанием того времени, появление первых философских систем.



Средневековая философия – (Августин Блаженный, Фома Аквинский) и ее два направления: патристика и схоластика, их основные черты: теоцентризм, традиционализм, геоцентризм, креационизм, авторитаризм, концепция «двойственной истины», борьба номинализма и реализма, особая постановка проблем появления человека и его сущности.

Эпоха Возрождения – синтез искусства, философии и бурно развивающейся науки, новый взгляд на человека и природу, борьба против схоластики и теологии.

Новое время – (Бэкон, Декарт, Локк, Ньютон, Беркли, Юм, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Спиноза, Ломоносов). Исследование природы, вера в разум человека, формирование тенденций сенсуализма и рационализма, утверждение метафизического метода мышления, формирование теории «общественного договора».

Марксистская философия. Для того чтобы понять возникновение и сущность марксизма, надо четко и грамотно проанализировать исторические, экономические, философские и естественнонаучные предпосылки создания такого рода классической системы. Понять, почему К. Маркса и Ф. Энгельса в истории философии называют гениальными завершителями и продолжателями главных течений ХIХ века: классической немецкой философии, английской политической экономии и французского утопического социализма. При этом важно показать, что их теоретическая деятельность неразрывно связана с практикой – участием их в революционной борьбе за права людей наемного труда и созданием новых пролетарских организаций. Обратите внимание, что впервые в марксистской философии было достигнуто органическое единство последовательного материализма и диалектики, открыты объективные законы общественного развития.

Раскрывая содержание философских концепций середины ХIХ- начала ХХ веков, надо подчеркнуть, что облик философии изменился. Философия этого периода (Конт, Спенсер, Мах, Авенариус, Пуанкаре, Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон) рассматривает мир, принципы его познания в неразрывной связи с субъективными особенностями индивидуального бытия, направляя свое внимание на практические потребности человека, его жизнь; появляется новый тип философствования, как способ объяснения мира, ориентированный на сциентизм и антисциентизм. Особенности сциентизма можно проследить в философских концепциях позитивизма, прагматизма, структурализма, психоанализа, а особенности антисциентизма в признаках экзистенциализма, философии жизни, феноменологии.

Изучая основные течения мировой философии ХХ века, попробуйте осознать сложный путь развития ее основных этапов, характерные черты. Покажите, как это все связано с историей: революциями, войнами, распадом колониальной системы, угрозой экологического кризиса. Знакомство с этим учебным материалом лучше всего Вам удается в научной работе по написанию докладов и рефератов.

В заключение Вашей подготовки по данному вопросу желаем Вам успеха в понимании влияния активной роли философии на общественную и личную жизнь человека. Овладение философией во всем ее богатстве – это преодоление оторванности, одиночества от мировой общественной жизни, это создание условий для формирования научного мировоззрения, способного к диалогу, чуткому ко всему новому, прогрессивному.



Второй вопрос – занятия о прекрасном «детстве» мировой культуры, в которой философия и ее лучшие представители Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель дали человечеству непревзойденные шедевры – идеи, теории, которые актуальны и ценятся людьми и в наши дни.

Покажите, что общего и различного в учениях Платона и Аристотеля о душе, о человеке, собственности и государстве? Античная философия – это гимн мудрости, истине и красоте.


Занятие 3. «особенности классической немецкой

философии. русская философия» - 4 часа.


  1. Классическая немецкая философия. Кант, Гегель, Фейербах.

  2. Русская философия и ее представители.


Методические советы

В первом вопросе данного занятия, изучая философское наследие И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, следует выделить то, что они в своих воззрениях по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. В философии Канта выделите два периода его жизни: докритический, критический; его теорию познания и этику. Обратите внимание на понимание им долга, т.е. на актуальность «категорического императива», а также очень интересны его размышления о развитии религии, его три доказательства бытия Бога.

Далее, изучая философию Гегеля, выделите его диалектику, теорию познания, философию истории. Гегель разрабатывал принципы диалектического мышления: принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип соотношения исторического и логического. Гегель сформулировал принципы и универсальные законы развития, им была создана категориальная система диалектики. Покажите великое значение философии Гегеля с точки зрения развития идей диалектики и историзма. Обратите внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля.

Обратите внимание на особенность философии Л. Фейербаха: антропологический материализм, его понимание сущности христианства, метафизичность. Подготовку к пониманию философии Гегеля, Фейербаха Вам облегчит работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».



Второй вопрос – занятия определяются преподавателем в зависимости от выбора студентами тем докладов по русской философии. Отечественная философская школы всегда отличалась ярким своеобразием и оригинальностью. Почему?

Проследите жизненный и творческий путь представителей декабризма, западников и славянофилов, народников, религиозной философии. Обратите внимание на ее характерные черты: антропологизм, гуманизм, аксиологичность, космизм, любовь к природе, гражданственность, соборность.



Русская философия национально самобытна и уникальная, свое великое нравственное значение она обретает, соприкасаясь с общественной жизнью страны.

следующая страница>


Методические рекомендации (для всех направлений и специальностей университета) Москва 2003 Содержани е Тема Философия, круг ее проблем и роль в обществе стр. 3-12

Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От мифа к логосу

1393.7kb.

06 10 2014
8 стр.


Примерная программа наименование дисциплины: "Философия" Рекомендуется для всех направлений подготовки и специальностей, кроме направления 030100 "

Рекомендуется для всех направлений подготовки и специальностей, кроме направления 030100 "Философия"

150.03kb.

14 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации Ставрополь,2003 Реактивные артриты. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма,2003

Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов

390.37kb.

06 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации по оформлению письменных работ для студентов всех специальностей
367.16kb.

02 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации Ставрополь, 2003 Подагра. Подагрический артрит. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма, 2003

Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей- терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов

533.3kb.

27 09 2014
3 стр.


Стр из методические рекомендации для самостоятельной работы по элективной дисциплине: «Реабилитология» Тема: №1 История развития реабилитации Количество часов: 4 Курс: V специальность: Общая медицина

Цель: средства и методы физической культуры, механизм их действия на организм больного и умеющего использовать их в комплексном лечении на всех этапах реабилитации

149.11kb.

06 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей Гродно 2011 (076. 1) Ббк 65. 01 Я73

Экономическая теория : методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей / А. И. Ганчар, Л. Ю. Герасимович, С. С. Захорошко, О. О. Янюк

2826.31kb.

07 10 2014
13 стр.


Методические указания к выполнению домашнего задания по курсу химии Под редакцией В. И. Ермолаевой москва 2003

Методические указания предназначены для студентов всех факультетов, изучающих базовый курс химии

1452.43kb.

01 09 2014
9 стр.