Перейти на главную страницу
Квалификации (степени) выпускника: бакалавр, специалист
дисциплина цикла ГСЭ;
специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;
является предшествующей для специальных философских дисциплин (напр., "философия науки", философия техники"), если таковые предусмотрены учебным планом.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Вид учебной работы |
Всего часов / зачетных единиц |
Семестры | |
3 (3-4) |
| ||
Аудиторные занятия (всего) |
72-108 |
72-108 |
|
В том числе: |
- |
- |
- |
Лекции |
36-54 |
36-54 |
|
Семинары (С) |
36-54 |
36-54 |
|
Самостоятельная работа (всего) |
72-108 |
72-108 |
|
В том числе: |
- |
- |
- |
Творческая работа (эссе) |
24-36 |
24-36 |
|
Другие виды самостоятельной работы |
48-72 |
48-72 |
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
экзамен |
экзамен |
|
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
144-216 |
144-216 |
|
4-6 |
4-6 |
|
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела дисциплины |
1 |
Философия, ее предмет и место в культуре |
Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии. |
2 |
Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. |
Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии. |
3 |
Философская онтология |
Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. |
4 |
Теория познания |
Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика. |
5 |
Философия и методология науки |
Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. |
6 |
Социальная философия и философия истории |
Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории. |
7 |
Философская антропология |
Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса |
8 |
Философские проблемы в области профессиональной деятельности |
(содержание раздела определяется вузом в рамках ООП направления или специальности подготовки) |
№ п/п |
Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин |
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
… | ||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Семинары |
СРС |
Всего |
1 |
Философия, ее предмет и место в культуре |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. |
6-10 |
6-10 |
10-14 |
22-34 |
3 |
Философская онтология |
6-8 |
6-8 |
8-12 |
20-28 |
4 |
Теория познания |
4-8 |
4-8 |
6-10 |
14-26 |
5 |
Философия и методология науки |
4-6 |
4-6 |
4-6 |
12-18 |
6 |
Социальная философия и философия истории |
6-8 |
6-8 |
8-10 |
20-32 |
7 |
Философская антропология |
4-8 |
4-8 |
6-10 |
14-26 |
8 |
Философские проблемы области профессиональной деятельности |
2-4 |
2-4 |
2-4 |
6 |
|
Творческая работа (эссе) |
|
|
24-36 |
24-36 |
|
Всего |
36-54 |
36-54 |
72-108 |
144-216 |
Портал «Гуманитарное образование» https://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» https://school-collection.edu.ru/
1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.
Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
а. определении основных методологических установок познания и преобразования мира
б. критике методов научного познания
в. разработке методов теоретического естествознания
г. обосновании методов научной коммуникации
В категорию «знание» необходимо входит признак:
а. обоснованность
б. верифицируемость
в. фальсифицируемость
г. гипотетичность
Среди перечисленных ниже характеристик выберите номера тех, которые относятся к A) мировоззрению и Б) философии
Помните: возможно, что некоторые характеристики относятся сразу к двум указанным сущностям.
2) умозрительность;
3) экспериментальная проверяемость;
4) система ценностей и идеалов;
5) целостность;
6) фрагментарность;
7) абстрактность;
8) совокупность норм и установок.
Российский университет дружбы народов |
Заведующий кафедрой истории философии |
Н.С. Кирабаев |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова |
Заведующий кафедрой философии гуманитарных факультетов |
А.П. Алексеев |
Московский физико-технический институт (государственный университет) |
Заведующий кафедрой философии |
В.В. Сербиненко |
Институт философии РАН |
Заместитель директора |
С.А. Никольский |
Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова |
Заведующий кафедрой философии и политологии |
Ю.М. Хрусталев |
Санкт-Петербургский государственный университет |
Заведующий кафедрой истории философии |
С.И. Дудник |
Новосибирский государственный университет |
Декан философского факультета |
В.С. Диев |
Рекомендуется для всех направлений подготовки и специальностей, кроме направления 030100 "Философия"
14 12 2014
1 стр.
14 12 2014
5 стр.
Председатель Е. Г. Драгалина-Черная Зав кафедрой Порус В. Н
11 10 2014
1 стр.
Гу-вшэ и должна привить им навыки научного мышления и познакомить с основными проблемами и историческим развитием мировой философско-методологической традиции, раскрыть содержание
05 09 2014
1 стр.
Программа курса соединяет в себе как систематический, так и исторический аспект рассмотрения проблемы и строится на сочетании прослеживания «истории понятия» и «истории проблемы»
06 10 2014
1 стр.
«Отечественная филология», основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологи
07 10 2014
1 стр.
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От мифа к логосу
06 10 2014
8 стр.
Е основных направлений русской и зарубежной этнолингвистики; овладение методами и приемами этнолингвистического анализа; знакомство с источниками этнолингвистической информации
25 12 2014
1 стр.