Перейти на главную страницу
для направления 030100.62 “Философия” подготовки бакалавра
Автор д.ф.н., проф. Крючкова С.Е.
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
“Философия” онтологии, логики, теории познания
Председатель Е.Г. Драгалина-Черная Зав. кафедрой Порус В.Н. ________________________________ _____________________________
25декабря 2008г. 11 ноября 2008г.
Утверждена УС факультета
философии
Ученый секретарь
_________________________________
25 декабря 2008г.
Москва
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине теория аргументации.
Знать |
|
Уметь |
|
Иметь представление |
|
Уметь использовать информацию в ситуациях и т.д. |
|
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине теория и практика аргументации должен содержать следующие дидактические единицы: предмет и значение теории аргументации, коммуникация, обоснование, убеждение, доказательство, опровержение, критика, виды аргументов, диалог, дискуссия, спор, полемика вопросно-ответный комплекс, логико-риторический эффект, уловка, манипуляция, софизм, паралогизм, парадокс, текст, цитирование.
Изучение теории аргументации является наиболее быстрым и продуктивным способом повышения логической культуры мышления - важного фактора формирования как личности специалиста, так и успеха и эффективности любой профессиональной деятельности. Аргументация имплицитно входит в любой систематический курс. Сознательное освоение теоретического материала, излагаемого в данном курсе, предполагает не только освоение основ теории, но и владение слушателями практическими навыками.
Дисциплина рассчитана на 162 часа, из них лекций – 28 часов, семинаров - 16 часов - самостоятельная работа - 118 часов. Завершается изучение курса экзаменом.
Изучение теории аргументации имеет некоторые особенности. Главная из них заключается в том, что эту дисциплину надо изучать систематически. Данный курс невозможно изучить основательно за короткий срок. Овладение данной дисциплиной требует определенных усилий и последовательности. Не освоив предшествующих разделов, нельзя переходить к последующим, поскольку разделы теории аргументации связаны между собой.
Кроме того, усвоить положения данной науки можно лишь сочетая изучение теоретического материала с решением практических заданий. С этой целью на семинарских занятиях студенты будут выполнять практические задания по созданию различных видов аргументативного дискурса. Чтобы лучше подготовится к выполнению этих заданий, студентам рекомендуется сразу после изучения той или иной темы теоретического курса ответить на контрольные вопросы и выполнить соответствующие упражнения. Если изучающий теорию аргмументации может воспроизвести правила, но не может их использовать в практической работе, то он не усвоил материал достаточно хорошо.
Студенты должны научиться отличать доказательную аргументацию от недоказательной, неопровергающую критику от опровержения, знать правила аргументации и критики, научиться разоблачать уловки, применяемые в спорах. Чтобы овладеть искусством аргументации, необходим постоянный тренинг (как в случае с изучением иностранного языка). Для этого нужно стараться постоянно применять получаемые знания в дискуссиях, спорах, при написании курсовых работ, рефератов, составлении деловых бумаг и т.д.
2. Тематический план учебной дисциплины
№ п\п |
Название темы |
Всего часов по дисциплине |
Аудиторные часы |
Самост. работа | |
|
|
|
Лекции |
Практ. занятия |
|
1. |
Предмет и задачи теории аргумен- тации.
|
15 |
2 |
1 |
10 |
2. |
Историческая эволюция идей аргументации |
20 |
4 |
2 |
14 |
3. |
Природа и общая структура аргументативного дискурса |
13 |
2 |
1 |
10 |
4. |
Логические основы аргументации. Аргументация и доказательство.
|
16 |
4 |
2 |
10 |
5. |
Диалог как основная форма аргументации |
14 |
2 |
2 |
10 |
6. |
Спор как форма диалога. Виды спора, стратегия и тактика спора. |
18 |
4 |
2 |
12 |
7. |
Вопросно-ответный комплекс и его место в теории аргументации |
13 |
2 |
1 |
10 |
8. |
Правила и ошибки в процессе аргументации |
14 |
2 |
2 |
12 |
9. |
Языковой аспект аргументатив- ного дискурса |
13 |
2 |
1 |
10 |
10 |
Точка зрения: выдвижение и анализ
|
13 |
2 |
1 |
10 |
11 |
Составление аргументативного текста
|
13 |
2 |
1 |
10 |
|
Всего |
162 |
28 |
16 |
118 |
3.-Базовые учебники
2.Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: Учебное пособие. _ М.: ИД “ФОРУМ”: “ИНФРА - М, 2007.
3. Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2007.
4.Ивин А.А. Логика и теория аргументации: учебное пособие. М.: Гардарики, 2007.
Аудиторной работы ;
Текущего контроля:
Итогового экзамена.
Предмет теории аргументации. Определение аргументации. Аристотель об аналитическом и диалектическом рассуждении. Особенности процедур обоснования в реальной речевой деятельности. Аргументация как отрасль научного знания, соединяющая исследование, обоснование и убеждение. Проблема обоснования в познании и общении. Виды обоснований: логико-рациональное, предметное и риторическое обоснование.
Междисциплинарный характер исследований аргументационного процесса. Различные подходы к аргументации (логический, когнитивный, психологический, прагматический). Основные задачи аргументации. Основные подходы к построению теории аргументации. Культурно-семиотические системы аргументации (миф, искусство, наука, политика, философия, повседневность).
Литература:
Основная
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.3-14.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.15-24.
Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007.С.7-121.
Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2007. С.5-24.
Абачиев С.К., Делия В.П. Теория и практика аргументации. - М.: Едиториал УРСС, 2004. С.30-57.
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
Брутян Г.А. Аргументация. - Ереван, 1994.
Грифцова И.Н. Неформальная логика как практическая логика // Трансцендентальная антропология и логика. Калининград, 2000.
Еемерен Ф.Х., Гроотнедорст Р. Аргументация, коммуникация, ошибки. - П.: Васильевский остров, 1992.
Крючкова С.Е. Основы теории аргументации: Курс лекций. - М.: Изд-во МГТУ “Станкин”, 2004.
Кузина Е.Б. Лекции по теории аргументации. М.: Изд-во МГУ, 2007. С. 4-14.
Мысль и искусство аргументации. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.
Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М.: ИФРАН, 1997.
Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО “Книга-сервис”; Приор, 2002.
Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2005. С.7-21.
2.Как соотносятся понятия “аргументация” и “обоснование”?
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.14-29.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.6-14.
Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007.С.9-11.
Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2007. С.263-265.
Дополнительная
Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М.: Школа “Языки рус. культуры”, 1996.
Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под. ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1978.
Аристотель. Топика // Соч. в четырех томах. - М.: Мысль, 1978. Т.2.
Аристотель. Риторика. Поэтика. - М.: Мысль, 2005.
Брутян Г.А. Аргументация. - Ереван, 1994.
Волков А.А. Курс русской риторики. - М.: Изд-во храма св.муч. Татияны,2001.
Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М.: Новый век, 2000.
Еемерен Ф.Х., Гроотнедорст Р. Аргументация, коммуникация, ошибки. - П.: Васильевский остров, 1992.
Крючкова С.Е. Основы теории аргументации: Курс лекций. - М.: Изд-во МГТУ “Станкин”, 2004.
Логика и риторика: хрестоматия. /авт.сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. Минск: ТетраСистемс, 2007.
Логика: Логические основы общения: Хрестоматия. _ М.: Наука, 1994.
Маковельский А.О. История логики. Москва_- Жуковский: Изд-во “Кучково поле”, 2004.
Мысль и искусство аргументации. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.
Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М.: ИФРАН, 1997.
Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.
Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Из книги “Новая риторика: трактат об аргументации” // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М.: Мысль, 1987.
Фванс Х. вае Еемерен. Современное состояние теории аргументации // Важнейшие концепции теории аргументации /Пер. с англ. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С.14-33.
Цицерон М.-Т. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972.
Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО “Книга-сервис”; Приор, 2002.
Пропонент, оппонент и аудитория как субъекты аргументационного процесса. Основные стадии процесса аргументации. Основные методы аргументации.
Структурный анализ аргументативного дискурса. Простая и сложная, элементарная и комплексная аргументация. Множественная аргументация с взаимозаменимыми аргументами. Классификация простой аргументации: простая элементарная единичная аргументация, простая элементарная множественная аргументация, простая комплексная множественная аргументация, простая комплексная единичная аргументация, простая комплексная единично-множественная аргументация. Структурные схемы аргументации.
Литература:
Основная
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.30-61.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.24-40.
Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007. С.149-174.
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
Брутян Г.А. Аргументация. - Ереван, 1994.
Гаррсен Б. Схемы аргументации // Важнейшие концепции теории аргументации / Пер. с англ. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С.99-122.
Гриненко Г.В. Аргументация и коммуникация // Мысль и искусство аргументации. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. С.58-89.
Зарецкая Е.Н. Логика речи. М.: Дело,2007.
Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М.: ИФРАН, 1997.
Хенкеманс Ф.С. Структуры аргументации // Важнейшие концепции теории аргументации / Пер. с англ. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С.123-161.
Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО “Книга-сервис”; Приор, 2002.
Вопросы для самопроверки:
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.14-29.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.6-14.
Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007. С.105-124.
Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2007. С.103-140.
Дополнительная
Абачиев С.К., Делия В.П. Теория и практика аргументации. - М.: Едиториал УРСС, 2004.
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
Аристотель. Риторика. Поэтика. - М.: Мысль, 2005.
Волков А.А. Курс русской риторики. - М.: Изд-во храма св.муч. Татияны,2001.
Крючкова С.Е. Основы теории аргументации: Курс лекций. - М.: Изд-во МГТУ “Станкин”, 2004.
Лакатос И. Доказательства и опровержения. - М.: Наука, 1967.
Поппер К. Предположения и опровержения. - М.:Изд-во Ермак, 2004.
Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации.- М.: Проект, 2003.
Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М.: ИФРАН, 1997.
Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО “Книга-сервис”; Приор, 2002.
Шептунова О.Д. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2005.
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.96-121.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.140-185..
Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007. С.208-214.
Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2007. С.263-265.
Дополнительная
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
Герасимова И.А. Совместное мышление как искусство. Опыт философско-синергетического исследования // Синергетическая парадигма. Языки науки и языки искусства. - М.: Логос, 2001.
Еемерен Ф.Х., Гроотнедорст Р. Аргументация, коммуникация, ошибки. - П.: Васильевский остров, 1992.
Крючкова С.Е. Основы теории аргументации: Курс лекций. - М.: Изд-во МГТУ “Станкин”, 2004.
Логика и риторика: хрестоматия. /авт.сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. _ Минск: ТетраСистемс,2007.
Логика: Логические основы общения: Хрестоматия. _ М.: Наука, 1994.
Мысль и искусство аргументации. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.
Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М.: ИФРАН, 1997.
Фетерис Э.Т Аргументация в области права // Важнейшие концепции теории аргументации / Пер. с англ. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С.239-268.
Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО “Книга-сервис”; Приор, 2002.
Вопросы для самопроверки:
Спор как особый вид доказательного рассуждения. Дискуссия и полемика, эклектика и софистика. Идеальная модель рациональной критической дискуссии и аргументативная практика. Значение определения терминов в рациональной дискуссии. Структура критической дискуссии. Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии. Барьеры в критических дискуссиях. Дискуссии в науке и их значение. Полемика. Полемическая ситуация и ее виды. Познавательная полемика и ее правила. Деловая полемика и правила переговорного процесса. Софистический спор. Особенность споров для убеждения. Нормы, правили и принципы спора. Общие требования к спору. Стратегия и тактика спора.
Различия в подходах к разработке проблем спора в математике и юриспруденции.
Литература:
Основная
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.203-227.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.95-157.
Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007. С.175-214.
Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2007. С.240-262.
Дополнительная
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Наука, 1995.
Аристотель. Риторика. Поэтика. - М.: Мысль, 2005.
Еемерен Ф.Х., Гроотнедорст Р. Аргументация, коммуникация, ошибки. - П.: Васильевский остров, 1992.
Крючкова С.Е. Основы теории аргументации: Курс лекций. - М.: Изд-во МГТУ “Станкин”, 2004.
Логика и риторика: хрестоматия. /авт.сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич._ Минск: ТетраСистемс,2007.
Логика: Логические основы общения: Хрестоматия. _ М.: Наука, 1994.
Мысль и искусство аргументации. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.
Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора // Вопр.философии. 1990. №83
Родос В. Правила дискуссии и уловки в споре. _ М,:Идея-Пресс, 2006.
Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М.: ИФРАН, 1997.
Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде // Русская риторика. Хрестоматия. М.: Мысль, 1996.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. - М.: Логос, 1992.
Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика. Хрестоматия. - Минск, 1997.
Вопросы для самопроверки:
1.Что такое спор, какие виды спора Вы знаете?
2.По каким критериям ведется классификация споров?
3.В чем отличие спора и полемики?
4.Каковы общие требования к спору?
5.Каковы особенности софистического спора и есть ли в нем какое-либо рациональное зерно?
Тема 7. Вопросно-ответный комплекс и его место в теории
аргументации
Вопросы и проблемы. Вопрос-ответ как ядро диалога. Понятие вопроса и его логическая структура (предмет, проблематическая часть, ассерторическая часть, предпосылки). И.Кант о метафизических и педагогических вопросах. Х.-Г.Гадамер о природе вопроса. Виды вопросов: общие, частные, альтернативные, закрытые, открытые. Корректные и некорректные вопросы. Простые и сложные вопросы. Отношения между вопросами. Наводящие вопросы. Ответ. Виды ответов. Релевантность вопросов и ответов. Манипулятивные приемы.
“Логика вопросов и ответов” Р.Дж.Коллигвуда. Интеррогативная концепция диалога (Я.Хинтикка и Д.Бачман). Искусство задавать вопросы. Прагматическая характеристика вопросно-ответных ситуаций. Техники вопросов в аргументации.
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.96-121.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.186-210.
Дополнительная
Аристотель. Риторика. Поэтика. - М.,2005.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.:1988. С.426-445. Мысль,
Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.
Логика и риторика: хрестоматия. /авт.сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. Минск: ТетраСистемс,2007.
Мысль и искусство аргументации. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.
Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. Переиздавалась многократно. См., например, “Вопросы философии”, 1990, №3.
Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М.: ИФРАН, 1997.
Сорина Г.В. Искусство аргументации через призму вопросно-ответных процедур // Мысль и искусство аргументации. - М,: Прогресс-Традиция, 2003. С.90-112.
Сорина Г.В. Вопросно-ответная процедура в коммуникативном действии: практичность и функциональность // Вестник Российского философского общества. 2000.№4. С.55-60.
2.Какова структура вопроса?
Виды уловок в споре: логические, социально-психологические, организационно-процедурные. Логические ошибки и уловки по отношению к тезису: неопределенность тезиса, подмена тезиса, потеря тезиса. Логические уловки и ошибки по отношению к аргументам: аргументы и уловки ad hominem. Аргумент к авторитету, аргумент к силе, аргумент к жалости, к незнанию и др. Ошибки и уловки в демонстрации: порочный круг, поспешное обобщение, от сказанного с условием к сказанному безусловно, предвосхищение основания и др.
Психология спора. Допустимые и недопустимые психологические уловки. Уловки социально-психологического характера: “бремя доказательства”, “слабое звено”, “двойная бухгалтерия”, “многозначительная недосказанность”, “приманка”, “принижение”. “самовосхваление”, “к здравому смыслу”, “к выгоде”, “к верности”, “досказывание”, “ярлык”, “а завтра...”,”демагогия”, “философия”, !трескотня”, “симуляция непонимания” и др.
Организационно-процедурные уловки. Способы морального давления на оппонентов и слушателей. Роль нравственной позиции в процессе аргументации.
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.122-147.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.156-158.
Дополнительная
Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. - М.: ВЛАДОС-ПРЕС, 2001.
Доценко Е.Л. Психология манипуляций. – М.: Дело, 1997.
Еемерен Франс Х. ванн. Ошибки в аргументации // Важнейшие концепции теории аргументации , Пер. с англ. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С.162-197.
Ивин А.А. Риторика и искусство убеждать. - М.: Файир-Пресс, 2002.
Каверин Б.И., Демидов И.Б. Логика и теория аргументации. - М.: ЮНИТИ, 2005.
Кузина Е.Б. Лекции по теории аргументации. - М.: Изд-во МГУ, 2007.
Леонов Н.И. Психология делового общения. - М.: Логос, 2002.
Никифоров А.Л. Логика и теория аргументации. - М.: Идея-Пресс,2006.
Родос В. Правила дискуссии и уловки в споре. _ М,:Идея-Пресс, 2006.
Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М.: ИФРАН, 1997.
Сидоренко Е.А. О парадоксах не слишком всерьез // Мысль и искусство аргументации. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. С.241-274.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М.: Логос, 1990.
Вопросы для самопроверки:
1.Каковы наиболее распространенные ошибки в доказательствах?
2.Чем отличается софизм от паралогизма?
3.Какие аргументы относят к некорректным и почему?
4.В чем отличие логико-риторических эффектов от манипуляций?
5.Каковы способы нейтрализации софизмов?
6.Как “бороться” с организационно-процедурными уловками?
Диалогическая природа речевого акта. Речевой акт и его структура. Теория речевых актов Дж.Серля. Признаки и правила аргументативного речевого акта. Вербальный и невербальный контекст. Контекстуальная интерпретация аргументативного речевого акта. Правило максимальной релевантности интерпретации косвенных речевых актов. Правила эффективного речевого общения.
Причины нарушений, связанные с употреблением имен и понятий. Собирательные и несобирательные смыслы имен и возможные подмены. Ловушки языка. Многозначность: полисемия, омонимия. Ситуативные слова. Гипостазирование как объективация имен в повседневных рассуждениях и научных теориях. Формальное и материальное употребление имен. Художественные тропы: гипербола, метафора, ирония, аллегория, метонимия.
Литература:
Основная
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.122-147.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.156-158.
Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007. С.64-83.
Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2007. С.178-205.
Дополнительная
Аристотель. Риторика. Поэтика. - М.: Мысль, 2005.
Войнрих Х. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.,: Наука, 1987.
Герасимова И.А.Практический курс по аргументации. - М.: Мысль, 2003.
Гумбольдт В. фон О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. /Его же Избранные труды по языкознанию. М.: Наука, 1984.
Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2001.
Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Речевые акты в аргументативных дискуссиях. СПб,.: Изд-во СПбГУ, 1994.
Ивин А.А. Риторика и искусство убеждать. - М.: Файир-Пресс, 2002.
Каверин Б.И., Демидов И.Б. Логика и теория аргументации. - М.: ЮНИТИ, 2005.
Мигунов А.И. Диалектическая природа речевого акта // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000. Сер.6, вып.2 (№14).
Никифоров А.Л. Логика и теория аргументации. - М.: Идея-Пресс,2006.
Остин Джон. Как производить действия при помощи слов // Его же. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XVII. – М.,: Наука, 1986.
Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике.
Вып.ХУП. - М.: Наука, 1986.
Вопросы для самопроверки:
1.Какие особенности языка повседневного общения мешают осуществлению эффективного аргументативного дискурса?
2.Каковы основные идеи теории речевых актов Дж.Серля?
3.Какие “ловушки языка” Вы знаете?
4.Как употребление художественных тропов влияет на аргументаивный процесс?
Требования к выдвижению точки зрения: ясность, краткость, обоснованность, оригинальность. Техники анализа и оценки аргументации. Поиск логических и прагматических противоречий.
Правила и ошибки, связанные с выдвижением и защитой точки зрения. Логический минимум и прагматический оптимум в экспликации невыраженных посылок и точек зрения. Ограничения на право высказывать точку зрения. Ошибки и приемы искажения точки зрения. Цитирование как способ искажения точки зрения оппонента. Полная и частичная подмена точки зрения. Форма аргументации как критерий приемлемости точки зрения.
Литература:
Основная
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.182-202.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.95-139.
Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007. С.205-207.
Герасимова И.А.Практический курс по аргументации. - М.: Мысль, 2003.
Ивин А.А. Риторика и искусство убеждать. - М.: Файир-Пресс, 2002.
Каверин Б.И., Демидов И.Б. Логика и теория аргументации. - М.: ЮНИТИ, 2005.
Кони А.Ф. Советы лекторам // Русская риторика. Хрестоматия. М.: Логос, 1996.
Никифоров А.Л. Логика и теория аргументации. - М.: Идея-Пресс,2006.
Родос В. Правила дискуссии и уловки в споре. _ М,:Идея-Пресс, 2006.
Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М.: ИФРАН, 1997.
Хоутлоссер П.Точки зрения // Важнейшие концепции теории аргументации / Пер. с англ. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С.34-63.
2.Что выступает базисом убеждений в той или иной точке зрения?
Особенности создания научного текста. Основные структурные компоненты научного текста: введение, основной текст, заключение). Требования к научному тексту. Чрезмерное влияние предшествующей исследовательской работы на изложение материала. Компиляция и плагиат. Требования к аннотациям, рефератам, обзорам и рецензиям. Особенности написания курсовых и дипломных работ. Историческая традиция ссылок на авторитет и современные правила цитирования.
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.228-247.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.24-40.
Дополнительная
Герасимова И.А.Практический курс по аргументации. - М.: Мысль, 2003.
Ивин А.А. Риторика и искусство убеждать. - М.: Файир-Пресс, 2002.
Каверин Б.И., Демидов И.Б. Логика и теория аргументации. - М.: ЮНИТИ, 2005.
Никифоров А.Л. Логика и теория аргументации. - М.: Идея-Пресс,2006.
Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М.: ИФРАН, 1997.
1. Аристотель об аналитических и диалектических рассуждениях.
2.Аргументация как коммуникативный процесс.
3. Аргументация: цель структура, субъекты.
4.Аргументация и доказательство. Структура доказательства в классической логике.
5. Правила построения косвенного доказательства.
6.Правила и ошибки в доказательных рассуждениях.
7.Опровержение и его способы.
8.Спор и его виды.
9.Дискуссия и полемика: сравнительный анализ.
10.Рациональная критическая дискуссия как форма развития научного знания.
11.Уловки в эристических спорах, их виды и способы нейтрализации.
12.Стратегия и тактика спора.
13. Модель аргументации Ст.Тулмина.
14.”Новая риторика” Х.Перельмана.
15.Дж.Р.Серль: теория речевых актов.
19.Энтимема и ее роль в аргументации.
20..Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии.
21.Проблема классификации споров.
22.Общие требования к спору.
23.Аргументация и риторическое искусство.
24.Психологические и рациональные средства убеждения.
25.Основы теории речевых актов Дж. Остина.
26.Проблема истины в риторике и в аргументации.
27. Ошибки и приемы искажения точки зрения. Цитирование.
28. Диалог. Виды диалога.
29. Принципы полемики и формальные правила аргументации.
Профессор кафедры онтологии,
логики и теории познания
Председатель Е. Г. Драгалина-Черная Зав кафедрой Порус В. Н
11 10 2014
1 стр.
14 12 2014
5 стр.
Гу-вшэ и должна привить им навыки научного мышления и познакомить с основными проблемами и историческим развитием мировой философско-методологической традиции, раскрыть содержание
05 09 2014
1 стр.
Программа курса соединяет в себе как систематический, так и исторический аспект рассмотрения проблемы и строится на сочетании прослеживания «истории понятия» и «истории проблемы»
06 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра, обучающихся по программе «Мировая экономика». Дисциплина является дисц
30 09 2014
1 стр.
Рекомендуется для всех направлений подготовки и специальностей, кроме направления 030100 "Философия"
14 12 2014
1 стр.
Она создает у студентов почву для восприятия широкого спектра абстрактно-теоретических знаний, развивает навыки самостоятельного мышления, обеспечивает более глубокое изучение друг
10 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению под
14 12 2014
1 стр.