Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Бурдонно-обертоновая организация тувинской музыки
Хурал-оол Айбек – студент 3 курса по специальности «Музыкальное образование»

ГОУ СПО Республики Тыва «Ак-Довуракского педагогического техникума»



Чигжит А. М. – научный руководитель, преподаватель специальных дисциплин
Музыкальное творчество тувинцев отличается необычайным богатством и многокрасочностью ритмического строя, ладово-мелодической основы интонации. Разнообразны жанры тувинской музыки: лирические, обрядовые песни, частушки, горловое пение, сказочно-эпические мелодии, инструментальные наигрыши и др. [1].

Отличающим инструментальную музыку тувинцев, является ее ярко выраженная и устойчиво повторяющаяся особенность бурдонно-обертоновой организации, использование обертонов в мелодии на фоне реально звучащего основного звука – бурдона.

Бурдонно-обертоновую организацию тувинской музыкальной культуры исследовали доктора культурологии Сузукей В.Ю. [4,5], Кыргыс З.К. [2,3].

Как соотносятся бурдон и обертон можно пояснить на простом школьном примере физического эксперимента. Когда свет пропускается через стеклянную призму, получается световой спектр. Примерно такой же механизм действует в тувинской музыке. Основной звук как бы расщепляется, и получаются его призвуки. Это и есть обертоны – частичные тона основного звука и только его. Бурдон должен постоянно присутствовать, чтобы музыканты могли музицировать, создавать мелодию за счет его частичных тонов-обертонов. Если луч света убрать, то и спектр, исходящий от призмы, тут же исчезает. В нашей музыке то же самое: если убрать основной звук, то и обертоновая мелодия исчезает. У призвуков самостоятельных источников звука нет.

Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка тувинцев – важнейшая составная часть музыкальной культуры, где раскрывается национальное своеобразие творческого проявления тувинского народа в искусстве звуков. Ярких примеров использования обертонов в мелодии на фоне реально звучащего бурдона в тувинской народной инструментальной музыке достаточно много. Это - игра на таких идиофонах, как кулузун-хомус и демир-хомус; игра на смычковых хордофонах игил и бызаанчы, основным приемом звукоизвлечения является флажолет; игр на открытом продольном аэрофоне - шоор, где мелодия, выигрываемая на инструменте, строится из обертоновых низкого звука человеческого голоса – бурдона. Бурдонно-обертоновое интонирование лежит и в основе всех стилей горлового пения (сыгыт, хоомей, каргыраа, борбаннадыыр, эзенгилээр), яркую этническую самобытность тувинской традиционной музыкальной культуры.

В народной певческой манере - протяжные песни («узун ырлар») с форсированной звукоподачей, которые поются очень громко с использованием техники захлестывания, в результате появляются фальцетные звуки. В них тоже присутствует обертоновая организация.

В инструментальной музыке, в традиционных песенных жанрах (ырлар, горловое пение тувинцев) значительно место отводится воспеванию родной природы. Когда слушаешь исполнение «Узун-Хоюг» на игиле (тувинский музыкальный смычковый инструмент), перед глазами возникает образ Тувы во всей своей красоте ее степных просторов, величественности могучей тайги, обильной всевозможными богатствами, чистейшей голубизны рек и озер, пронзительный синевы неба над головой и щедрого солнца встающего над Саянскими хребтами.

Одним из важнейших условий реализации бурдонно-обертонового способа музицирования является неразрывное единство обертоновой мелодии с бурдоном. Мелодические обертоны имеют один и тот же источник звука. Если убрать бурдон, то исчезнет и весь комплекс обертонов, в том числе и те, из которых складывается мелодическое движение - обертоновая мелодия не может существовать без бурдона.

Музыка - это вибрация звукосочетаний на очень тонком уровне. Она способна гармонизировать внутреннее состояние человека, что придает терапевтическую силу. Когда на игиле играют, бурдонно-обертоновый строй производит эффект, как при сеансах экстрасенсов, как при чтении мантр.

Звуковая структура хоомея (горловое пение) особого жанра народного музицирования тувинцев имеет полную аналогию со спецификой инструментальной музыки тувинцев. И в инструментальной музыке, и в музыке хоомея звуковой материал строится по принципу бурдонно-обертоновых звукосочетаний. Это принципиальное отличие традиционной инструментальной культуры тувинцев от музыки европейской и иных традиций. При обычном вокальном исполнении (пении) такое соотношение звуков физически извлечь невозможно. Очевидно то, что при исполнении хоомея голосовой аппарат человека тувинцами интерпретируется как инструмент. Можно предположить, о том, что каждый вид этого искусства горлового пения (сыгыт, хоомей, каргыраа и др.) функционирует в культуре подобно самостоятельным инструментам. Целью хоомейжи (исполнителя горлового пения) является достижение особого колорита звучания — игра тембрами, формирование обертоновой мелодии. Бурдон — низкий остинатный звук, обертон — частичный тон основного звука.

Часто сами исполнители, например сыгыта, даже не могут объяснить: как они производят такой пронзительный звук. Малейшее движение в полости рта, и появляется слышимость другого обертона. Если многогранный алмаз чуть повернуть, он сверкает по-другому.

Тувинскую музыку, как и любую другую, специалисты записывали в нотах. Причем все звуки рассматривались как самостоятельные. Основной тон – звук, который тянется постоянно на одной высоте, записывался на отдельном нотном стане. На втором нотном стане записывали мелодии. Потом, когда начинали анализировать в целом музыку, брали только мелодию, смотрели интервалы между ними, на основе звуков выводили звукоряды и прочее. Однако при этом «теряли» саму специфику музыки.

Но дело в том, что в тувинской музыке все основано на соотношении бурдона – основного звука и обертонов, которые являются не самостоятельными звуками, а призвуками бурдона.

Именно этот иной тип организации звукового материала долгое время не могли понять исследователи, теоретики музыки. Они пытались применить к нему свои привычные методы, которые для него не годятся.

Если мы на фортепиано играем мелодию, то каждая нота, каждый звук мелодии мы получаем, ударив по отдельной клавише. Даже когда играем на струнных, принцип тот же: здесь нажали – это одна длина струны, один источник звука; там – другая длина, другой источник.

Органная музыка, фортепианная часто используют бурдон, но он извлекается на одних трубах, или клавишах, а мелодия – на других. В академической музыке нет обертоновой музыки, это эпизодически используемый спецэффект, для украшения, вся основная мелодия идет на необертонах – на самостоятельных звуковых единицах.

В тувинской же музыке источник звука один! Если речь идет о хоомее, то источником звука является горло, а обертоновые мелодии формируются в полости рта, в зависимости от изменений в нем.

У хомуса (тувинский варган) источник звука – язычок, который никогда не удлиняется, не укорачивается, он колеблется постоянно на всю длину. То же с игилом, бызаанчи, шором, дошпулууром – инструментами, имеющими бурдонирующую струну.



Таким образом, бурдонно-обертоновая система звукоизвлечения придает тувинской музыке оригинальность, национальный колорит, особое звучание.
Литература

  1. Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка. – М. 1964.

  2. Кыргыс З.К. Древняя форма звукообразования в тувинском хоомее // Третий Международный симпозиум «Хоомей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии». Кызыл, 1998. – С.30-31. 0,1 п.л.

  3. Кыргыс З.К. Тувинская традиционная вокальная музыка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ленинград, 1985. – 17с. 1 п.л.

  4. Сузукей В.Ю.. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев. Кызыл - 1993.

  5. Сузукей В.Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты. Кызыл. 1989

Бурдонно-обертоновая организация тувинской музыки Хурал-оол Айбек – студент 3 курса по специальности «Музыкальное образование»

Музыкальное творчество тувинцев отличается необычайным богатством и многокрасочностью ритмического строя, ладово-мелодической основы интонации

52.56kb.

13 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальности 050601. 65 «Музыкальное образование»
354.06kb.

04 09 2014
1 стр.


Имамиев Денис Нургалиевич, студент 3 курса специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Имамиев Денис Нургалиевич, студент 3 курса специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Березниковского филиала пгту

53.04kb.

14 12 2014
1 стр.


Музыкальное образование

М. о., воспитывает их средствами музыки и ведёт к её пониманию, но и педагог проф муз школы любого уровня, приобщая будущего муз деятеля к спец знаниям и умениям, в то же время фор

186.63kb.

04 09 2014
1 стр.


А. К. Ойдан-оол. 5-9 класстарга программалар

Д. А. Монгуш, К. Б. Доржу. Тыва дыл Кызыл 2001 Д. А. Монгуш. А. К. Ойдан-оол Методиктиг сумелер. Кызыл-1992

1479.72kb.

11 09 2014
9 стр.


«Путешествие в мир музыки»

Развивать образное мышление, музыкальное воображение, слух, чувство ритма, внимание

43.52kb.

02 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии направление 070100. 62 «Музыкальное искусство»
300.53kb.

13 10 2014
1 стр.


Учебно-ознакомительную практику для студентов 1 курса

По итогам учебно-производственной практики студент обязан представить отчет о деятельности сми, в котором студент проходил практику, включающий

20.39kb.

11 10 2014
1 стр.