Тема №1. «Оценка психологической готовности ребенка к школе»
Цель:
-
Дать представление о явлении «психологической готовности к школе».
-
Выработать навыки определения готовности ребенка к школе.
Оснащение:
-
Методика Керна-Йирасека.
-
Набор графических методик.
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое «психологическая готовность к школе».
-
Роль интеллектуальной и речевой сферы ребенка в его готовности к школе.
-
Как можно определить готовность к школе.
Список основной литературы:
-
Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.10-17.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.17-20.
-
Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.237-249.
Тема №2. «Изучение самооценки подростка и старшеклассника»
Цель:
-
Дать представление об основном личностном образовании подростка и старшеклассника.
-
Выработать навык изучения самооценки школьников.
Оснащение:
-
Методика ранжирования качеств личности.
-
Методика оценки суждений старшеклассников.
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое самооценка личности?
-
Возможна ли возрастная динамика самооценки личности.
-
Как определить состояние самооценки школьника?
Список основной литературы:
-
Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.47-51.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.185-187.
-
Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.404-412.
-
Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. М., 2007. С.106-116.
Тема №3 «Оценка уровня притязаний школьника»
Цель:
-
Дать представление о роли притязаний в развитии личности ребенка.
-
Сформировать навык оценки основных качеств личности ребенка.
Оснащение:
-
Методика оценки уровня притязаний. Ф.Хоппе.
-
Методика «Автопортрет».
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое «притязание личности»?
-
Зачем нужно знать уровень притязания личности ребенка?
-
Как можно измерить притязания личности?
Список основной литературы:
-
Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.78-80.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.190-192.
-
Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.404-411.
-
Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. М., 2007. С.105-110.
Тема №4 «Оценка агрессивности школьника»
Цель:
-
Дать представление «об агрессии» и «об агрессивном поведении».
-
Сформировать умения определять состояние агрессивности ребенка.
Оснащение:
-
Опросник А.Басса и А.Дарки.
-
16-факторный опросник Р.Кеттелла.
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое «агрессия» и «агрессивное поведение»?
-
Зачем учителю необходимо ориентироваться в этом качестве личности ученика?
-
Как можно измерить агрессивность?
Список основной литературы:
-
Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.214-218.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.167-171.
-
Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.448-460.
Тема №5 «Акцентуация характера как важнейшая особенность индивидуальности школьника»
Цель:
-
Дать представление о понятии «акцентуации» школьника.
-
Сформировать навык и выявления акцентуации у подростка.
Оснащение:
-
Типология акцентуации по К.Леонгарду.
-
Тест-опросник Шмишека.
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое «акцентуация характера»?
-
Каково практическое значение ориентировки в характере подростка.
-
Как определить «акцентуанта»?
Список основной литературы:
-
Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.198-204.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.138-160.
-
Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.453-457.
Тема №6 «Оценка внимания школьников на уроке»
Цель:
-
Определение особенностей внимания школьника: устойчивость и переключаемость.
-
Оценить возможности к развитию внимания учащихся.
Оснащение:
-
Корректурная таблица.
-
Черно-красная таблица.
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое внимание и в чем его основные характеристики.
-
Почему устойчивость и переключаемость внимания важны для учителя.
-
Как можно исследовать внимание школьников
Список основной литературы:
-
Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.28-31.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.104-106.
-
Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.385-387.
Тема №7. «Изучение памяти школьников»
Цель:
-
Определить зависимость продуктивности запоминания от характера деятельности человека.
Оснащение:
-
Методика П.И.Зинченко.
-
Список из 12 слов.
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое память и каковы ее основные свойства?
-
В чем практическое значение изучения памяти школьника?
-
Как можно исследовать память школьника?
Список основной литературы:
-
Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.33-36.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.68-70.
-
Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.298-301.
-
Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. М., 2007. С.78-86.
Тема №8 «Оценка мышления школьников»
Цель:
-
Показать психологический смысл понятия «уровень интеллекта».
-
Выработать практические навыки по его оценке.
Оснащение:
-
Методика Штур.
-
Тест интеллекта Гудинаф-Харвис.
Вопросы для самопроверки:
-
Что вы понимаете под словом интеллект.
-
Почему важно ориентироваться в состоянии умственного развития ребенка.
-
Как можно исследовать интеллект ребенка.
Список основной литературы:
-
Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.41-45.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.106-108.
-
Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.301-307.
Тема №9 «Исследование личности школьников»
Цель:
-
Дать представление о личностных особенностях ребенка и их использование в учебной деятельности.
-
Выработать навык исследования личности школьника.
Оснащение:
-
16-факторный опросник Р.Кеттелла.
-
Методика «Несуществующее животное», «Автопортрет».
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое «развивающаяся личность»?
-
Как представить основные особенности личности?
-
Какие психологические методы используются при изучении личности?
Список основной литературы:
1. Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.47-65.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.172-182.
3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.301-307.
Тема №11 «Выявление мотивов поведения у старших школьников»
Цель:
-
Углубить знания содержания понятия «мотив поведения».
-
Выработать практическое умение определять мотив поведения.
Оснащение:
-
Модификация теста-опросника А.Мехрабиана.
-
Модификация теста-опросника аффиляции.
Вопросы для самопроверки:
-
В чем состоит теоретическое и практическое значение понятия «мотив поведения»?
-
Зачем учителю нужна ориентировка в мотивах поведения ребенка?
-
Как практически определить вариации мотивов поведения?
Список основной литературы:
1. Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.60-62.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.202-207.
3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.412-415.
Тема №15 Психологические основы организации учебного сотрудничества
Цель:
-
Дать понятие о педагогическом сотрудничестве.
-
Определить особенности взаимодействия педагога с детьми.
Оснащение:
1. Подборка игр на развитие навыков учебного сотрудничества.
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое педагогическое сотрудничество?
-
Зачем необходима организация сотрудничества с ребенком?
-
Какие игры с детьми способствуют развитию сотрудничества?
Список основной литературы:
1. Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003. С.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С.
3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2006. С.