Тема: Омонимы.
Цель: познакомить учащихся с понятием омонимы.
Задачи:
1) научить отличать омонимы от многозначных слов, познакомить с понятиями: омофоны, омографы, омоформы ;
2) формировать умения отличать омонимы от многозначных слов, узнавать их в тексте;
3) развивать наблюдательность, логическое мышление; воспитывать внимание к грамотной речи, к каждому слову.
Оборудование:
1). Записи на доске.
2). Схема «Виды омонимов», страничка из словаря С.И. Ожегова.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово. Сообщение темы урока:
-Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием омонимы. Цель урока-знать, что такое омонимы, научиться отличать омонимы от многозначных слов, ознакомиться с понятиями омофоны, омографы, омоформы.
-А сейчас запишем в тетрадях дату и тему урока.
3. Синтаксическая «пятиминутка». Повторение.
-А сейчас небольшое задание на повторение. На доске записаны предложения. ( Учитель читает). Ваша задача- составить схемы этих предложений в тетрадях.
Учитель читает выразительно (на доске) :
1). Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.
2). Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.
(Два ученика по очереди выходят: находят главные члены, строят схемы предложений).
-Найдите в предложениях слова с переносным значением?
2 2 1 1 1 2
(Улыбнулись, растрепали, шёлковые косы, солнце мигает, иней сверкает, сонные берёзки)
1 2
-Определите, к какому виду тропов относятся эти слова: метафора, олицетворение, сравнение?
4. Объяснение нового материала: § 66, упр.336.
-Послушайте стихотворение В.Лифшица. Подумайте, сколько предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?
Учитель читает выразительно:
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу: бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
Беседа:
-Сколько же предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?
(Два предмета: ручей и ключи от дверей).
-Одинаково ли пишутся разные по значению слова «ключ» из стихотворения Лифшица?
(Одинаково).
-Какой частью речи являются оба эти слова?
(Имена существительные).
-Запишем слова в тетради и на доске. Как напишем слово «ключ»?
(Без ь знака, т.к. это существительное м.р., 2 скл., в слове ручей орфограммы нет).
-Предположим, что это многозначное слово – «ключ».Тогда сравним, как в толковом словаре объясняется значение этих слов.
-Посмотрите, у вас на парте «Страничка из словаря С. Ожегова».Прочитаем, как дано значение слова «ключ».
(Дети читают значения).
-Видим, что значение этих слов дано в разных словарных статьях. Значит, слова «ключ» в значении ручей и ключ от двери- это не многозначное слово.
-Почему же лексическое значение слов «ключ» в значении ручей и ключ от двери дано в разных словарных статьях?
(Значение этих слов совершенно разное).
-Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются ОМОНИМАМИ.
Учитель показывает на альбомном листе:
ОМОНИМ – ОТ ГРЕЧЕСКИХ СЛОВ «ОМОС», ЧТО ЗНАЧИТ ОДИНАКОВЫЙ, И «ОНИМА» - ИМЯ.
-Обратимся к учебнику: §66, стр. 135.
Чтение определения на стр.135 с примерами из словаря.
(Демонстрация словаря омонимов с комментарием учителя).
-Познакомимся с различными видами омонимов.
(На столах у каждого лежит схема, которую комментирует учитель).
ВИДЫ ОМОНИМОВ
ОМОНИМЫ ОМОГРАФЫ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ
(полные) различаются (различаются (различаются значением
различаются значением и значением и и грамматическими
значением. ударением). написанием) признаками).
Почитать Географический Полоскать бельё, Острая пила (сущ.),
родителей, атлас, яркий атлас. поласкать с удовольствием
почитать ребёнка) . пила (глаг.).
книгу.
Комментарии учителя:
-Мы познакомились с омонимами, называются они полными, т.к. одинаковы по звучанию и по написанию.
-Омографы – это частичные омонимы, греч. слово графо – пишу, вам известно по слову орфография. Их называют графическими омонимами.
-Омофоны – это частичные омонимы, которые звучат одинаково , но пишутся по-разному. Их называют фонетическими омонимами.
-Омоформы - это омонимичные формы, слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Их называют грамматическими омонимами.
5. Закрепление.
1). Выполнение упражнения по учебнику:
-Обратимся к учебнику, найдём упр. 345 на стр. 135.
Чтение задания упражнения учеником.
-Прочитаем предложения под цифрой 1 . (Читает ученик).
-Какие омонимы встретились? (Скосил).
-Какие словосочетания с этими омонимами запишем?
Учитель записывает на доске:
Скосил траву, скосил глаза.
-А дальше выполните самостоятельно в тетрадях.
(Через 2-3 минуты учитель спрашивает 2-х учеников).
Зачитываются предложения:
Косяк лошадей, косяк двери.
Заплетала косу, точил косу, песчаную косу.
2). - Посмотрите на доску. Определите, какие два омонима «скрыты» в словах ? (устно):
На доске:
Простой, тушить, наряд, кружки, заяц.
(Простой: 1).Несложный. 2).Простой механизм.
Тушить: 1).Тушить пожар. 2).Варить капусту.
Наряд: 1).Наряд девочки. 2).Наряд вне очереди.
Кружки: 1).Кружки из бумаги. 2).Кружки для чая.
Заяц: 1).Животное. 2).Безбилетный пассажир.).
-Нет ли среди данных слов частичных омонимов? Посмотрите схему.
(Кружки- омографы, простой- омоформы).
3). Проверочный срез. (На отдельных листочках).
-Посмотрите, на доске стихотворение. Учитель выразительно читает:
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой.
-Выпишите из стихотворения на листки словосочетания с омонимами (полными) так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.
(Через 3-4 минуты учащиеся сдают листочки).
6. Итог.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какие слова называются омонимами? Как образовано это слово?
7. Домашнее задание: § 66, упр.336.
-Выучите определение в учебнике, выполните упражнение по заданию учебника.
Оценки.
-Урок окончен. Спасибо.
СХЕМА
ВИДЫ ОМОНИМОВ
ОМОНИМЫ ОМОГРАФЫ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ
(полные) различаются (различаются (различаются значением
различаются значением и значением и и грамматическими
значением. ударением). написанием) признаками).
Почитать Географический Полоскать бельё, Острая пила (сущ.),
родителей, атлас, яркий атлас. поласкать с удовольствием
почитать ребёнка) . пила (глаг.).
книгу.
СТРАНИЧКА ИЗ СЛОВАРЯ С. И. ОЖЕГОВА
1
КЛЮЧ
1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка.
Запереть на ключ.
2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания, приведение в действие механизма.
Ключ для часов. Гаечный ключ.
3. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь.
Ключ к разгадке тайны.
4. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот.
Музыкальный ключ.
5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения.
Под ключ (строить, сдать здание, сооружение, строение) - в полной готовности. Сдать дом под ключ.
2
КЛЮЧ
Вытекающий из земли источник, родник.
В овраге бьют ключи.