Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема: Омонимы.
Цель: познакомить учащихся с понятием омонимы.
Задачи:

1) научить отличать омонимы от многозначных слов, познакомить с понятиями: омофоны, омографы, омоформы ;

2) формировать умения отличать омонимы от многозначных слов, узнавать их в тексте;

3) развивать наблюдательность, логическое мышление; воспитывать внимание к грамотной речи, к каждому слову.

Оборудование:

1). Записи на доске.

2). Схема «Виды омонимов», страничка из словаря С.И. Ожегова.

Ход урока.


1. Организационный момент.

2. Вступительное слово. Сообщение темы урока:
-Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием омонимы. Цель урока-знать, что такое омонимы, научиться отличать омонимы от многозначных слов, ознакомиться с понятиями омофоны, омографы, омоформы.

-А сейчас запишем в тетрадях дату и тему урока.


3. Синтаксическая «пятиминутка». Повторение.
-А сейчас небольшое задание на повторение. На доске записаны предложения. ( Учитель читает). Ваша задача- составить схемы этих предложений в тетрадях.
Учитель читает выразительно (на доске) :
1). Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.
2). Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.
(Два ученика по очереди выходят: находят главные члены, строят схемы предложений).
-Найдите в предложениях слова с переносным значением?

2 2 1 1 1 2

(Улыбнулись, растрепали, шёлковые косы, солнце мигает, иней сверкает, сонные берёзки)

1 2


-Определите, к какому виду тропов относятся эти слова: метафора, олицетворение, сравнение?
4. Объяснение нового материала: § 66, упр.336.

-Послушайте стихотворение В.Лифшица. Подумайте, сколько предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?


Учитель читает выразительно:
Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу: бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.


Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

Беседа:

-Сколько же предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?



(Два предмета: ручей и ключи от дверей).
-Одинаково ли пишутся разные по значению слова «ключ» из стихотворения Лифшица?

(Одинаково).

-Какой частью речи являются оба эти слова?

(Имена существительные).


-Запишем слова в тетради и на доске. Как напишем слово «ключ»?

(Без ь знака, т.к. это существительное м.р., 2 скл., в слове ручей орфограммы нет).


-Предположим, что это многозначное слово – «ключ».Тогда сравним, как в толковом словаре объясняется значение этих слов.

-Посмотрите, у вас на парте «Страничка из словаря С. Ожегова».Прочитаем, как дано значение слова «ключ».

(Дети читают значения).
-Видим, что значение этих слов дано в разных словарных статьях. Значит, слова «ключ» в значении ручей и ключ от двери- это не многозначное слово.
-Почему же лексическое значение слов «ключ» в значении ручей и ключ от двери дано в разных словарных статьях?

(Значение этих слов совершенно разное).


-Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются ОМОНИМАМИ.
Учитель показывает на альбомном листе:
ОМОНИМ – ОТ ГРЕЧЕСКИХ СЛОВ «ОМОС», ЧТО ЗНАЧИТ ОДИНАКОВЫЙ, И «ОНИМА» - ИМЯ.
-Обратимся к учебнику: §66, стр. 135.
Чтение определения на стр.135 с примерами из словаря.
(Демонстрация словаря омонимов с комментарием учителя).
-Познакомимся с различными видами омонимов.

(На столах у каждого лежит схема, которую комментирует учитель).

ВИДЫ ОМОНИМОВ
ОМОНИМЫ ОМОГРАФЫ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ
(полные) различаются (различаются (различаются значением

различаются значением и значением и и грамматическими

значением. ударением). написанием) признаками).
Почитать Географический Полоскать бельё, Острая пила (сущ.),

родителей, атлас, яркий атлас. поласкать с удовольствием

почитать ребёнка) . пила (глаг.).

книгу.

Комментарии учителя:
-Мы познакомились с омонимами, называются они полными, т.к. одинаковы по звучанию и по написанию.
-Омографы – это частичные омонимы, греч. слово графо – пишу, вам известно по слову орфография. Их называют графическими омонимами.
-Омофоны – это частичные омонимы, которые звучат одинаково , но пишутся по-разному. Их называют фонетическими омонимами.
-Омоформы - это омонимичные формы, слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Их называют грамматическими омонимами.

5. Закрепление.

1). Выполнение упражнения по учебнику:
-Обратимся к учебнику, найдём упр. 345 на стр. 135.
Чтение задания упражнения учеником.
-Прочитаем предложения под цифрой 1 . (Читает ученик).
-Какие омонимы встретились? (Скосил).
-Какие словосочетания с этими омонимами запишем?

Учитель записывает на доске:


Скосил траву, скосил глаза.
-А дальше выполните самостоятельно в тетрадях.
(Через 2-3 минуты учитель спрашивает 2-х учеников).
Зачитываются предложения:
Косяк лошадей, косяк двери.

Заплетала косу, точил косу, песчаную косу.


2). - Посмотрите на доску. Определите, какие два омонима «скрыты» в словах ? (устно):
На доске:
Простой, тушить, наряд, кружки, заяц.
(Простой: 1).Несложный. 2).Простой механизм.

Тушить: 1).Тушить пожар. 2).Варить капусту.

Наряд: 1).Наряд девочки. 2).Наряд вне очереди.

Кружки: 1).Кружки из бумаги. 2).Кружки для чая.

Заяц: 1).Животное. 2).Безбилетный пассажир.).
-Нет ли среди данных слов частичных омонимов? Посмотрите схему.
(Кружки- омографы, простой- омоформы).
3). Проверочный срез. (На отдельных листочках).
-Посмотрите, на доске стихотворение. Учитель выразительно читает:
Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой



За речною косой

Травы косит косой.


-Выпишите из стихотворения на листки словосочетания с омонимами (полными) так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.

(Через 3-4 минуты учащиеся сдают листочки).

6. Итог.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какие слова называются омонимами? Как образовано это слово?
7. Домашнее задание: § 66, упр.336.
-Выучите определение в учебнике, выполните упражнение по заданию учебника.

Оценки.
-Урок окончен. Спасибо.


СХЕМА

ВИДЫ ОМОНИМОВ
ОМОНИМЫ ОМОГРАФЫ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ
(полные) различаются (различаются (различаются значением

различаются значением и значением и и грамматическими

значением. ударением). написанием) признаками).
Почитать Географический Полоскать бельё, Острая пила (сущ.),

родителей, атлас, яркий атлас. поласкать с удовольствием

почитать ребёнка) . пила (глаг.).

книгу.


СТРАНИЧКА ИЗ СЛОВАРЯ С. И. ОЖЕГОВА
1

КЛЮЧ
1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка.



Запереть на ключ.

2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания, приведение в действие механизма.



Ключ для часов. Гаечный ключ.

3. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь.



Ключ к разгадке тайны.

4. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот.



Музыкальный ключ.

5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения.



Под ключ (строить, сдать здание, сооружение, строение) - в полной готовности. Сдать дом под ключ.

2

КЛЮЧ


Вытекающий из земли источник, родник.

В овраге бьют ключи.

Цель: познакомить учащихся с понятием омонимы

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием омонимы. Цель урока-знать, что такое омонимы, научиться отличать омонимы от многозначных слов, ознакомиться с понятиями ом

55.29kb.

15 09 2014
1 стр.


Воспитательная воспитывать интерес к предмету и уважение к товарищам

Цель: познакомить учащихся с понятием "периметр", рассмотреть способы вычисления периметра прямоугольника; закрепить умение вычислять площадь прямоугольника и повторить пройденный

26.67kb.

26 09 2014
1 стр.


«Треугольник»

Цель: 1 Познакомить учащихся с понятием треугольник, компоненты треугольника; Периметр треугольника; ввести понятие равенство треугольника

29.15kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок математики во 2-м классе (система Л. В. Занкова)

Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся о действии умножения, познакомить учащихся с понятием периметр, сформировать умение применять эти знания на практике

64.01kb.

26 09 2014
1 стр.


Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Цель: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; познакомить с символикой идеограмм; познакомить с народной вышивкой

57.57kb.

17 12 2014
1 стр.


Семинар по теме: «Солнце и законы физики» Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле»

Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле» (астрономия). Познакомить учащихся понятием солнечная активность и её влиянием на жизнь

166.34kb.

14 12 2014
1 стр.


Мальчик луковка (Викторина для учащихся 3-х классов)

Цель: познакомить учащихся с биографией Джанни Родари и закрепить интерес к его творчеству

45.47kb.

15 09 2014
1 стр.


12 : Священные сооружения

Цель урока: познакомить с понятием «священные сооружения» и их предназначением, дать представление об устройстве православного храма и синагоги

130.48kb.

10 10 2014
1 стр.