Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Фольклорный праздник «Рождественский лужок»
Цель

Приобщение школьников к русской традиционной культуре.


Задачи

  • знакомство с обрядом колядования на Руси.

  • совмещение праздничного веселья с познавательной деятельностью,

  • развитие творческих способностей,

  • формирование навыков общения и создание праздничной атмосферы в детском коллективе.

Предварительная работа

• познакомить ребят с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования;

• разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы (приложение №1);

• объяснить значение слов: «коляда», от латинского «выкликать». «Колядка», короткая песня величально-поздравительного характера. «Колядовщики» – исполнители колядок. «Авсень», от слов «овес», «сеять» – песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье;

• вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования – звезду, вертеп, месяц, мешок и рождественские подарки – сувениры для родителей, друзей и гостей праздника;

• родители не забывают захватить гостинцы для колядующих.



Атрибуты и декорации

В зале декорация русской избы, за ней (до поры) скрывается тетка Федотья. Вертеп, звезда, месяц, изготовленные заранее, лежат на полу.



Действующие лица

«Колядовщики» – мальчики в русских народных костюмах, «ряженые» – коза, Баба-яга с мешком, медведь, тетка Федотья. Роль ведущего исполняет взрослый.



Ход праздника

За дверью слышатся шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проеме появляется козья голова, блеяньем она приветствует собравшихся. С пением в зал входит процессия детей и ряженых, впереди шествия — коза, Баба-яга несет мешок для угощения, вереницу участников замыкает медведь. Ребята становятся в полукруг, один обращается к гостям — зрителям, произнося стихи нараспев:

Здравствуйте, хозяева добрые!


С Новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!

Дети кланяются, запевают «Частушки».

Мальчик (призывно).

Ой, ребята, нонче Святки,


Не пойти ль нам на колядки?

Мальчик (мечтательно).

Там блины, козули *


И кисель в кастрюле!

Ребята берут заранее приготовленные атрибуты обряда со словами:

Звезда — моя!


А мой — месяц!
Вертеп — Мотьке,*
А коза — Володьке!

Все смеются, Володька (один из мальчиков) берет козу за поясок, коза «бодается». Володька гладит козу, приговаривает:

Володька.

Козушка моя серая


По горке ходила,
Коза моя смелая
Волчика дразнила.

Коза подпрыгивает и мотает головой, «дразнит» воображаемого волка.

Волк такого не стерпел,


Взял козушку да и съел!

На слово «съел» коза падает на пол, дергает ногами, руками, притворяется съеденной. Дети жалеют козу, все тяжело вздыхают, кроме одного бойкого мальчика, который подходит к лежащей на полу козе со словами:

Мальчик.

Нашей козе немного надо:


Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала...

Все (хором). Чтоб коза встала!!!

Коза неожиданно поднимается и торжественно объявляет:

Коза.

По деревне всей пройдем,


Коляду-авсень споем!

С пением ребята идут по кругу, с окончанием песни встают в полукруг.

Ведущий. В старину на Руси был такой обряд. Назывался...

Все (хором). Коляда!

Ведущий. С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с козой...

Коза (стучит копытцем). Ме-е-е!

Ведущий. Медведем...

Медведь (мотает головой). Р-р-р!

Ведущий. Звездой, вертепом и месяцем. Пели, просили подарки, хозяев поздравляли, здоровья желали.

Мотька (с озорством).

С праздником, господа!


А кричать ли коляда?

Ведущий. Кричитя!

Все поют колядку, двигаясь по кругу. Медведь, коза и Баба-яга идут противоходом в середине круга, изображая шествие ряженых.

Мальчик.

Долго мы колядовали,


Ажно ноженьки устали.
Всю деревню обходили,
Про Федотью-то... (огорченно) забыли.

Володька.

А вот и дом Федотьи (показывает на декорации русской избы, обращаясь к товарищу.) Моть, стучи в окно-ти.



Матвей (в сокр. Мотя) стучит в окно со словами:

Мотя.

Здоровья тому, кто в этом дому.


Кто даст пирога, тому двор живота!

Мальчик.

Что, Федотья, наварила?


Что, родима, напекла?
Выноси-ка поскорей,
Не морозь-ка ты детей.

Мальчик (выставляя ногу вперед на пятку). У нас чеботы худые.

Все (жалобно, с притворством). У нас ножки-ти зябнут.

Мальчик (показывая руки в рукавицах). У нас рукавички дырявы.

Все (взявшись за кончик платка). У нас ручки-ти зябнут.

Баба Яга. У нас платочки то-о-оненьки.

Все. У нас ушки-ти зябнут.

Мальчик (ударяя себя в грудь). И тулуп-то короток.

Все (обнимая себя двумя руками, «замерзая»). Колядовщик передрог!!!

Медведь (нараспев). Зимой шубка не шутка.

(Хвалится своей шубкой, вразвалочку, гордо прохаживается перед детьми.) Зимой тулуп всякому люб.i



Ведущий.

Давайте погреемся.


Все вместе поиграем,
А кто водит, посчитаем.

Ребята встают в тесный кружок и выбирают водящего считалкой.

Ведущий.

Зимний вечер темен, долог.


Насчитаю сорок елок.
Скину шубку на снежок.
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот, кто водит,
Первым пусть выходит!

Ребята играют в русскую народную игру «Вишня», здесь же можно завести пляску.

Мальчик (настойчиво, обращаясь к Федотьиному окну).

Мы и пели, и играли


Под твоим окошком.
Ты, Федотья, что ль глухая?
Выноси лепешку!

Выходит тетка Федотья, в руках блюдо с угощением.

Мотя (насмешливо). Неси, неси, не тряси.

Все (обращаясь к тетке). Половину-ти не скуси!

Ребята громко смеются, играют на музыкальных инструментах, хлопают и топают.

Тетка Федотья (с укоризной).

Сначала загадки отведайтя,


А потом и лепешкой обедайтя.

Тетка Федотья проводит игру «Рождественский лужок» с использованием презентации.

Тетка Федотья.

Без рук рисует,


Без зубов кусается. (Мороз.)

Рассыпала Лукерья


Серебряные перья.
Закружила, замела
Стала улица бела. (Метель.)

Скатерть бела


Весь свет одела. (Снег.)

Везет Сенька


Саньку на санках.
Санки хлоп,
Санька вбок,
Сонька скок,
Сеньку с ног.
Назови-ка всех по именам? (Сенька, Санька, Сонька.)

Мушки белые летят,


Они не пьют и не едят. (Снежинки.)

Текло, текло


И легло под стекло. (Река подо льдом.)

Не бриллиант, а светится. (Лед.)



Далее тетка Федотья проводит аттракцион «Найди пару». На пол в беспорядке раскладывают варежки, по команде ребята должны найти среди них две одинаковые, кто из участников останется без пары варежек, тот выполняет задание тетки Федотьи: рассказывает стихотворение, поет или пляшет.

После аттракциона Баба-яга с мешком подходит к тетке Федотье с песней «Коляда-маляда», «выпрашивая» угощение. Один из мальчиков, перебивая пение, обращается к Бабе-яге со словами:

Мальчик. Тпру, тпру, подожди...

(обращаясь к тетке Федотье). Подавай-ка пирожки!



Другой мальчик. С лучком, с мачком.

Оба. С горьким перечком!

Володька (расталкивая мальчиков, вставая между ними).

Постой, ребят,


Щас я скажу.
Жил-был царь,
У царя был двор.
На дворе был кол,
На колу мочало,
Начинай сначала!

Все начинают петь сначала. Баба-яга с мешком подсаживается то к одному, то к другому гостю, собирая в мешок угощение. В это время тетка Федотья угощает колядовщиков пирогами, они с поклоном принимают угощение.

Ведущий (обращаясь к гостям праздника).

С Рождеством всех поздравляем


И подарки всем вручаем.
Рецептик стариннай,
Непростой да длиннай!
Делали сами...

Все (показывая ладошки зрителям). Вот этими руками!

Под музыку колядовщики дарят подарки гостям и с пением покидают сцену. Далее устраивается чаепитие с угощением, чтобы у ребят создалось полное ощущение праздника — Святок.
Список литературы


  1. Бордюг Н. «Святочные обряды Нижегородской земли»; г. Нижний Новгород, 1986 г.

  2. Гилярова Н. Н. « Хрестоматия по русскому народному творчеству»; Москва ООО «Издательство РОДНИКЪ», 1996 г.

  3. Камаева Т. Ю. «Детские музыкальные праздники»; Москва издательство «Лайда», 1994 г.

  4. Краснопевцева Е. А. «Поют дети»; издательство «Советская Россия», 1989 г.

  5. Сорокин П. «Песенные узоры»; Москва «Музыка», 1990 г.



  1. i*Козули – рождественское печенье, для угощения колядовщиков.

  2. *Мотя – имя в сокращении, от полного Матвей.

Цель Приобщение школьников к русской традиционной культуре. Задачи

«коляда», от латинского «выкликать». «Колядка», короткая песня величально-поздравительного характера. «Колядовщики» – исполнители колядок. «Авсень», от слов «овес», «сеять» – песня

67.01kb.

10 10 2014
1 стр.


Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки эмоционально

203.39kb.

25 12 2014
1 стр.


Практикум по культуре речи. С-п, 1994. Задачи данного курса

«Практикум по культуре русской речи» основан на программе и учебном пособии Т. Л. Служевской «Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи». С-п, 1994

52.52kb.

25 09 2014
1 стр.


Обучающая цель:- обобщить языковой материал по теме «Еда» Развивающая цель

Развивающая цель: развивать умения говорить о традиционной английской кухне и соотносить её с русской кухней

18.75kb.

11 10 2014
1 стр.


«Рождество Христово»

Цель: Духовно-нравственное воспитание посредством обращения к традиционной культуре нашего народа

52.98kb.

08 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка Цель работы: приобщение к иноязычной культуре

В работе прослеживается становление и развитие основных театральных направлений, своеобразие театральной борьбы на разных этапах исторического развития. Специальное внимание уделяе

247.26kb.

02 09 2014
1 стр.


От классицизма к романтизму

Цель: дать целостное представление развитию направлений в русской культуре 18-начала 19 веков

92.56kb.

08 10 2014
1 стр.


Анализ анкетирования родителей по приобщению дошкольников к истории и традиционной культуре Устьянского района в доу – участниках оэр по теме «Создание организационно-педагогических

Доу – участниках оэр по теме «Создание организационно-педагогических условий для приобщения детей дошкольного возраста к истории и традиционной культуре Устьянского района через ор

29.16kb.

10 10 2014
1 стр.