Элективный курс
«Практикум по культуре речи»
10 — 11 класс.
«Практикум по культуре русской речи» основан на программе и учебном пособии Т. Л. Служевской «Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи». - С-П, 1994.
Задачи данного курса:
-
научить грамотно пользоваться средствами языка;
-
познакомить с языковыми нормами и типологией речевых и грамматических ошибок;
-
научить видеть тропы, риторические фигуры и иные средства выразительности в художественном тексте и использовать же в собственной речи.
Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Важно довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, что создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.
Программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи, как устной, так и письменной.
Работа по данной программе предусматривает широкое использование активных методов обучения: практикумов, применение лингвистического эксперимента, самостоятельной работы учащихся по анализу текста, использование методов и приемов, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Тематическое планирование
№ темы
|
тема
|
кол-во часов
|
1.
|
Введение.
|
1
|
2.
|
Тропы.
|
1
|
3.
|
Риторические фигуры.
|
1
|
4.
|
Антитеза.
|
1
|
5.
|
Фигура перечисления.
|
1
|
6.
|
Фонетика.
• Звуковой уровень речи.
• Орфоэпические трудности.
• Звук в поэтической речи.
• Интонация.
|
4
|
7.
|
Словообразование.
• Грамматические трудности, связанные с образованием слов.
• Уместность употребления слов разных словообразовательных типов.
• Словотворчество.
|
3
|
8.
|
Грамматика.
Слово с точки зрения грамматики.
|
2
|
9.
|
Лексикология.
• Слово с точки зрения лексикологии.
• Употребление слова в несвойственном значении как речевая ошибка.
• Лексикологические словари и справочники.
• Слово в художественном тексте.
• Аллегория и символ. Ирония.
• Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка.
• Оксюморон.
• Лишнее слово как речевая ошибка.
• Градация.
• Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки.
• Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Анафора и эпифора.
|
12
|
10.
|
Формообразование.
Слово с точки зрения его формы.
|
1
|
11.
|
Имя числительное.
Ошибки в образовании форм числительных.
|
2
|
12.
|
Имя существительное.
• Ошибки в формах числа имен существительных.
• Ошибки в падежных формах имен существительных.
|
|
|
• Имена собственные склоняемые и несклоняемые.
• Трудности в определении рода имен существительных.
|
5
|
13.
|
Имя прилагательное.
Степени сравнения прилагательных.
|
1
|
14.
|
Местоимение.
• Трудности в формообразовании личных и притяжательных местоимений.
• Трудности в употреблении местоимений.
• Местоимение и вежливость.
• Местоимение и сочинение.
|
5
|
15.
|
Глагол и его формы.
• Трудности в образовании глагола и его форм.
• Нарушение видо-временных отношений глаголов - подлинное и мнимое.
|
3
|
16.
|
Наречие.
Трудности в образовании и употреблении наречий.
|
1
|
17.
|
Служебные части речи.
• Трудности в употреблении предлогов.
• Трудности в употреблении союзов.
|
2
|
18.
|
Синтаксис.
|
17
|
|
• Ошибки в употреблении деепричастного оборота
• Синтаксическая бедность.
• Ошибки в употреблении причастного оборота
• Параллелизм.
• Ошибки в согласовании.
• Ошибки в управлении.
• Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
• Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка.
• Парцелляция как средство выразительности.
• Предложение и мысль
• Фигура умолчания.
• Риторический вопрос.
• Нарушение порядка слов.
• Инверсия как средство выразительности.
• Пропуск необходимых слов.
• Выразительные возможности односоставных и неполных предложений.
• Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения.
• Ошибки в построении сложного предложения.
• Прямая и косвенная речь.
|
|
19.
|
Классификация речевых и грамматических ошибок.
|
2
|
20.
|
Обобщающее повторение.
|
3
|
|
Итого:
|
68
|