№п/п
|
Тема
|
Основное содержание
|
Знания умения и навыки
|
Язык и речь (5ч.)
|
1.
|
Язык и речь, или почему мы умеем говорить?
|
Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Произношение. Звуки и буквы в потоке речи.
|
Знать, что такое речь.
|
2.
|
Русский язык среди других языков мира.
|
Место русского языка среди других языков мира. История и происхождение.
|
Знать о месте русского языка среди других языков мира, уметь давать характеристику русскому языку(семья, группа, происхождение).
|
3.
|
Выразительные возможности русского языка.
|
Писатели и поэты о выразительности, красоте и богатстве русского языка.
|
Знать, что русский язык – язык русского народа, уметь приводить примеры из художественной литературы о значении, красоте и богатстве русского языка как языка родной страны и культуры.
|
4.
|
Речь устная и письменная.
|
Возникновение письменной речи. Виды общения и виды письма. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе.
|
Знать отличие устного общения от письменного.
|
5.
|
Монолог. Диалог. Полилог.
|
Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль в тексте.
|
Знать правила построения диалога и монолога в устной и письменной речи, уметь составлять диалог, монолог, полилог.
|
Язык и его единицы (3ч.)
|
6.-7.
|
Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте.
|
Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы.
|
Знать о метафоре и метонимии как виде переноса, контекстуальных синонимах антонимах, уметь находить и употреблять их в тексте.
|
8.
|
Предложение как единица языка.
|
Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение границ предложения.
|
Знать о предложении как основной единице языка.
|
Текст и его основные понятия (7 ч.)
|
9.
|
Текст.
|
Текст. Признаки теста. Построение текста. Тема текста. Темы широкие и узкие. План текста. Виды плана.
|
Уметь различать широкие и узкие темы. Составлять различные планы к любому из предложенных текстов.
|
10.
|
Микротема и абзац.
|
Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация.
|
Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца.
|
11.
|
Контекст. Подтекст. Затекст.
|
Контекст. Подтекст. Затекст.
|
Знать основные понятия.
|
12.
|
Средства связи предложений в тексте.
|
Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте.
|
Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их.
|
13.
|
Типы связи
|
Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи.
|
Знать типы связи. Уметь определять их в тексте, составлять текст с использованием каждого из типов.
|
14.
|
Основная мысль текста.
|
Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.
|
Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию.
|
15.
|
Текст как целостное композиционное единство.
|
Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый Пудель»).
|
Умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения.
|
Стили речи (15ч.)
|
16.
|
Стили речи.
|
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
|
Знать стили речи и их основные признаки. Уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения.
|
17.
|
Публицистический стиль.
|
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.
|
Уметь анализировать текст публицистического стиля.
|
18.
|
Публицистический стиль.
|
Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.
|
Уметь определять проблему в текстах публицистического стиля, находить аргументы.
|
19.
|
Публицистический стиль.
|
Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
|
Знать правила написания рецензии, уметь составлять сочинение-рецензию.
|
20.
|
Художественный стиль речи и его структура
|
Художественный стиль. Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте.
|
Знать об особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки стиля.
|
21-22.
|
Сжатие текста художественного стиля.
|
Приемы сжатия. Составление текста по образцу.
|
Знать приемы сжатия текста. Уметь сжимать текст в соответствии с правилами.
|
23-24.
|
Сочинение-рассуждение по художественному тексту.
|
Структура сочинения рассуждения. Рецензия на написанное произведение.
|
Умение составлять собственное развернутое рассуждение на одну из заданных тем.
|
25-27.
|
Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.
|
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
|
Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте.
|
28-29.
|
Научный стиль речи.
|
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.
|
Уметь составлять высказывание на лингвистическую тему.
|
30.
|
Типы речи.
|
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение
|
Знать о типах речи повествовании, описании, рассуждении. Уметь использовать в устной и письменной речи описание, повествование, рассуждение.
|
Система работы над текстом (4ч.)
|
31.
|
Основные виды работы с текстом.
|
Тезисирование и конспектирование текста. Редактирование текста.
|
Уметь выполнять основные виды работы с текстом.
|
32.
|
Виды анализа текста.
|
Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа.
|
Знать схему анализа текста. Пути анализа произведения.
|
33.
|
Комплексный анализ поэтического текста.
|
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева (по выбору)
|
Уметь анализировать текст.
|
34.
|
Комплексный анализ прозаического текста
|
Анализ рассказа А.Платонова (по выбору).
|
Уметь анализировать текст.
|