Организационный момент.
Новый материал, слушание.
- Мы знаем три основных жанра в музыке. Какие? (песня, танец, марш)
Беседа по учебнику стр. 26 – 28.
- Получается, что все умеют петь. Подумайте, почему же говорят, что нужно учиться петь. Что значит петь чисто, выразительно? Почему, когда все поют вместе, не всегда получается хор?
Ребята, хотя разговор о песне у нас состоится после марша и танца, но песня – самый важный и самый главный «кит», потому что песня - всегда мелодия (напев). А мелодия – важнейшая часть музыки. Это душа музыки, в том числе и танцевальной, и маршевой (почти любой танец, марш можно мысленно напеть).
- Сегодня мы с вами разучим распевку «Дон-дон». Сначала прохлопаем:
Дон-дон – дили-дон
(Длинно-длинно) (коротко)
1 2 1 2 3
- Со словами хлопаем:
Дон-дон, дили-дон!
Загорелся Кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливает Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Прибежала к дубу,
Прикусила губу.
- Послушайте русскую народную песню «Дон-дон». Звучит «Дон-дон».
- Какие чувства, настроение передает музыка? (страх, паника, истерия, испуг и т.д.)
- Кто слышал звук колокола в музыке?
- Когда бил колокол на Руси? Где он находился? (в церкви, на колокольне в больших городах)
Колокольня – высокое здание с колоколом наверху для пожарной команды. Кто-то всегда там дежурил и подавал знак опасности – бил в колокол. Эти сооружения были построены выше всех домов, чтобы был хороший обзор. Профессия пожарного была очень почетная.
В каждом селе раньше была церковь, а церкви без колокола не бывает. Колокола есть и большие, и маленькие, и звоны колоколов отличаются. Это мы будем проходить с вами в 4 классе. А сейчас просто запомним, то любое важное событие в населенном пункте отмечалось звоном колоколов.
Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.
- Как вы думаете, когда бил колокол на церкви? Когда звонил? (пожар, метель, чтобы заблудившимся путникам указывать путь, направление; бедствие, сбор людей, праздник, нападение врага)
- На каких звуках надо играть звон колокола? (на низких и высоких). Что такое низкие и высокие звуки? (низкие – медведь, высокие – птичка)
- Давайте еще раз сыграем в игру «Зоопарк».
- Разучим попевку «В нашем классе».
Более 200 лет назад в Германии в бедной, почти нищей семье родился великий композитор Людвиг Ван Бетховен. Родившись в простой семье, происходившей из крестьян, Бетховен ненавидел богатых и знатных, бессердечных, не способных оценить настоящее искусство аристократов и понимал нужны простых, маленьких людей, с трудом добывающих кусок хлеба.
В ту пору очень часто можно было встретить играющего на улице шарманщика. Шарманка – музыкальный инструмент. Сейчас вряд ли кто-нибудь помнит шарманку. Кто слышал песню о ней по телевидению?
Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто с сидящей на нем обезьянкой или другим зверьком. Это был шарманщик.
Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать ручку шарманки, и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек. Часто нестройные и фальшивые. Одной из самых первых пьес, исполненных на шарманке, была французская песня «Прекрасная Кэтрин». Звучит «Charmante Catherine».
От нее и пошло русское название шарманка. Но запись стиралась, шарманка начинала фальшивить, а ее бедный владелец, который жил на те жалкие гроши, что бросали ему слушатели, конечно, не мог купить новую. И постепенно слово шарманка стало сопоставляться с фальшивым и нудным однообразным звучанием. Поэтому и сейчас, когда дав
ным-давно шарманок нет, можно услышать укоризненное и сердитое: «Ну, опять свою шарманку завел!».
Наш шарманщик пришел с сурком:
Из края в край вперед иду –
И мой сурок со мною.
Под вечер кров себе найду –
И мой сурок со мною.
Кусочек хлеба нам дарят –
И мой сурок со мною.
И вот я сыт, и вот я рад –
И мой сурок со мною.
Беседа по учебнику стр. 29 – 32.
- А теперь разучим песню по фразам. Разучивание песни. Работа над кантиленой (певучее, связное исполнение мелодии).
- Взяли на руки «сурка» (дети складывают ладошки) – это сурок. Прижимаем его к груди и поем.
Домашнее задание.
Нарисовать картинку к песне «Дин-Дон» или к песне «Сурок».
Итоги урока.
- Наша задача была – познакомиться с жанром «песня». Выполнили мы эту задачу? (выучили песни «Дин-Дон», «Сурок»)
|