Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Внеклассное мероприятие в 9 классе.

Тема: Что значит быть добрым и человечным?
Цели:

  • Воспитывать нравственные качества личности;

  • Побуждать к самообразованию, самовоспитанию;

  • Развивать творческие способности учащихся;

  • Учить вести дискуссию, способствовать выработке собственного мнения.

Оборудование: 1. Эпиграф:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь…

Н. Заболоцкий

2. Рисунок с изображением весов

3. Слова: милосердие, сострадание, душа, доброта, совесть, уважение

4. Кроссворд (пустые клетки)

5. Выставка рисунков по произведениям «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот Ламанчский»; фрагментов сочинений-эссе по произведению «Ромео и Джульетта»; стихотворений о природе (участников поэтического клуба «Пегас».)

6. Музыка Шопена и Моцарта (минор)



Ход.


  1. Организационный момент.

  2. Звучит грустная музыка Шопена

  3. На приглушенном фоне музыки – слово учителя.

Учитель: - «О чем напомнила вам эта музыка?»

Ученики: - «Об уроке дискуссии по трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и

Джульетта»



Учитель: - «К какой эпохе относятся произведения Шекспира?»

Ученики: - «К эпохе Возрождения. Это было время, когда создавалась новая

культура, провозгласившая главной ценностью мира человека. Новая гуманистическая идеология утверждала новый взгляд на человека, который основывался на вере в его силу и способности. По мнению гуманистов, человек должен быть честным, добрым, духовно и физически развитым. Именно в это время внимание к внутреннему миру человека становится доминирующим».



Учитель: - «Мы убедились, что эпоха Возрождения является основой

мировой духовной культуры. Она дала миру величайшие образцы гармоничной личности, идеального человека. И это были не схемы, а живые, непохожие друг на друга люди, со своими характерами, своими страстями и переживаниями: Ромео и Джульетта, Гамлет и король Лир и «вечный» образ – Дон Кихот Ламанчский.

(Обращение к выставке рисунков) Чему учили вас эти герои?

(Ответы учащихся)

Да, действительно, герои эпохи Возрождения учили верить в добро и справедливость, в правду и человечность, в честь и благородство. Вместе с ними мы радовались и страдали, глубоко сочувствуя несостоявшемуся счастью героев. А гибель Ромео и Джульетты потрясла всех нас. Одним словом, никто не остался равнодушным к судьбе этих героев. Об этом говорят ваши творческие работы – сочинения – эссе. Прослушайте фрагменты некоторых из них.

Итак, мы изучили литературы эпохи Возрождения и логическим продолжением этих уроков является наше внеклассное мероприятие – «Что значит быть добрым и человечным?»

II. Цели любого внеклассного мероприятия - расширить ваш кругозор, ваши знания в какой – либо области, будь то музыка или живопись, проза или поэзия. Мы же сегодня поработаем над теми нравственными понятиями, которые составляют основу духовной жизни человека, и разрешим проблему, вынесенную в название темы.

Обращение к оборудованию.

А сейчас внимательно рассмотрите рисунок Эрминэ. Что вы видите?

У Николая Заболоцкого есть такое стихотворение, (учитель обращается к эпиграфу и читает все стихотворение).

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь.

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб.

Не позволяй ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от забот,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь.

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.



Беседа:

- как вы думаете, ребята, у человека, действительно, есть душа или это плод воображения автора? (ответы учащихся утвердительный)

- так что такое душа, как вы понимаете это слово?

- как трактуется это понятие в словаре Ожегова?

- какова основная мысль этого стихотворения? Найдите ключевые фразы.

- в стихотворении есть слова: «Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!» Как вы понимаете эту фразу? Давайте рассмотрим такую ситуацию.

Вы идете из школы домой. Вдруг видите, посреди дороги лежит кошелек. Ваши действия.

Поднимите или пройдете мимо?

А если взяли, что испытываете, какое чувство? (учащиеся в парах обсуждают). Отвечая, спорят. Мнения расходятся. Одни считают, что не нужно брать. Другие – надо взять, но деньги использовать на благие поступки, например, отдать в детский дом или на строительство церкви.

Для подтверждения ваших слов обратимся к словам замечательного педагога - Сухомлинского: «Поступай как должно не для видимости, не потому, что кто-то увидит твои хорошие поступки и похвалит тебя, а по велению собственной совести. Быть настоящим человеком наедине со своей совестью значительно труднее, чем на глазах людей, оценивающих твои поступки, одобряющих добро и порицающих зло. Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком».

- Рассмотрим еще одну ситуацию.

Вы поехали из Досатуя в Приаргунск на автобусе, а билет решили не покупать. Как вы себя при этом чувствуете? Хорошо ли у вас на душе?

- Что удерживает вас от совершения плохих поступков? (учащиеся обсуждают варианты ответов в парах). Делают вывод.

И опять обратимся к Сухомлинскому: «Совесть – вещь чрезвычайно тонкая, нежная и капризная. Нужно учиться повелевать своей совесть – тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков».

В стихотворении Н. Заболоцкого говорится, что душу надо тащить с этапа на этап по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб.

- Как вы понимаете эту фразу?

(учащиеся делают вывод, что над собой надо постоянно работать: как бы ни было трудно, нужно искоренять вредные привычки, воспитывать в себе волевые качества, т.е. в течение всей жизни стремиться к самосовершенствованию».)

- А теперь обратимся к словам на доске: милосердие, сострадание, душа, доброта, совесть, уважение.

- Найдите обобщающее слово для этих понятий (Духовность).

- как вы понимаете это слово?

- какое определение духовности дает словарь Ожегова?
- Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием.

- Кто разгадал кроссворд? (на доске – кроссворд. Учащиеся вписывают в него слова).

1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта).

2. Внутренний мир человека. (Душа)

3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология).

4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость).

5. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение).

6. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь).

7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть).

8. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание).

9. Высокий уровень чего–нибудь, высокие умения. (Культура).

10. Группа живущих вместе родственников. (Семья).

- Остановимся на ответе 10 го вопроса.

Семья.

Каждая семья стремится к счастью. И только человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. И эта мысль пронизывает мировоззрение многих выдающихся мыслителей. (Учащиеся к внеклассному занятию провели поисково – исследовательскую работу и нашли высказывание древнегреческих философов: Платона и Фалеса; римских философов: Сенеки, Марка Аврелия и других на данную тему; подобрали стихи).



Выступление учащихся

Человек, делающий добро другим людям, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. А эгоист, себялюбец – несчастлив. Обратимся к высказыванию И.С. Тургенева, который говорил, что себялюбие – это самоубийство. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, отчаивается и страдает.

Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, а не получив их, даже начинают раскаиваться в совершенном добром деле.

- Ребята, а в вашей жизни была такая ситуация? (ответы учащихся включают примеры из собственного опыта).

Очень метко об этом сказал римский философ Сенека: «Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?»

Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку хорошо выразил и другой римский философ - Марк Аврелий: «Когда ты сделал кому-то добро, и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело!»

Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. С. Экзюпери по этому поводу писал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Человеколюбие общества, семьи, отдельно взятого человека определяется прежде всего отношением к самым беззащитным и нуждающимся в помощи – детям и старикам.

Из далекой – далекой древности, из 6 века до н.э. греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». Многие поэты и писатели в своем творчестве обращаются к теме доброты и человечности.

Послушайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери».

«Дети никогда не запоминают мать молодой и красивой, так как чувство красоты приходит к ним позже. Дети никогда не говорят маме о любви своей, они не знают, как назвать это чувство, которое привязывает их к ней. В их понимании это чувство как что-то обязательное – вроде утоления жажды.

Однажды в один из суровых дней я пришел из школы голодный и усталый. Я попросил колбасы, съел один кусок, мне показалось мало, мать дала свой, мне снова показалось мало. Я разозлился, хлопнул дверью и ушел. Нет ничего более жесткого, чем просить у матери то, чего у нее нет, - последний кусок. Пройдут годы, и стыд настигнет тебя, и тебе станет мучительно стыдно от своей несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора, но уже поздно. Ты скажешь: «Прости!» - нет ответа. Некому прошептать многосердечное слово: «Прощаю». Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Здесь похоронена моя мать. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».



Беседа:

- какова основная мысль этого текста?

- как вы оцениваете поведение героя, когда он пришел из школы?

- как бы вы поступили на его месте?

- что испытывает герой, когда приходит на могилу матери?

- какой вывод вы можете сделать?

(учащиеся отвечают, мнения расходятся: два человека считают, что родители должны отдавать последний кусок своему ребенку, что это их обязанность. Все остальные ребята осудили героя, считая, что он поступил нехорошо, непорядочно по отношению к самому близкому человеку – своей матери, т.е. сделали правильный вывод.)

Обобщение Эралиевой Наргуль: мне кажется, что этот мальчик тогда не понимал, что настоящим сокровищем его жизни является мать. Очень часто ласку, заботу и любовь родителей мы воспринимаем как должное. Они делают все, чтобы наша жизнь повернулась в лучшую сторону, но как часто мы думаем, что родители против нас. И давайте с этой минуты будем еще лучше еще нежнее относиться к своим мамам, беречь их силы и нервы, заботиться о их здоровье.

- Как вы думаете, ребята, понятие доброта, человечность относится только к живым предметам?

Вы правы, наша русская природа трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. В минуты великой печали и душевного волнения она дарит нам успокоение, в минуты радости помогает острее почувствовать красоту жизни, но самое главное – она дарит нам здоровье, именно поэтому мы должны беречь природу, относиться к ней исключительно бережно.

Словесное рисование. А теперь представьте на миг, что за окном – не поздняя осень с ее температурными перепадами, хмурым небом и холодным, пронизывающим ветром, а звонкая, веселая, радостная весна с пряным запахом ожившей земли и цветущих трав.

Итак, минуты поэзии (учащиеся выразительно читают стихотворения)

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою…

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы –

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями –

Уже ручей звенит струной!

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь, дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

Где красота – там доброта.

Их разлучить ничто не может,

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа..

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым,

Ты добротою поделись!
В. Суслов

Опять в жару горят леса

И раскалено дышит полночь

Опять я слышу голоса

Зверья, зовущего на помощь,

Мечущегося меж камней

В капкане бедствия лесного,

В час верной гибели своей

Оно мне все простить готово:

И порохом пропахший век,

И смрадный от бензина ветер.

Оно кричит мне: «Человек,

Спаси! Ты можешь все на свете!»

В. Молодяков


Тема природы и человеческого отношения к ней звучит и в стихотворениях наших ребят, членов поэтического клуба «Пегас» (обращение к выставке стихотворений)

А теперь вернемся к прозе, к рассказу К.Паустовского «Старый повар». Как мы уже говорили, истинная доброта, человеколюбие раскрывается в отношении к самым беззащитным – детям и старикам.

(Учитель читает рассказ, включив в нужном месте музыку Моцарта.)

«Почти 200 лет назад на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его восемнадцатилетней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец, она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой, маленький человек. Совсем по- мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро подвинул к кровати табурет, сел, и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающего. «Говорите! – сказал он. – Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда – то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства, приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».

«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!». «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, - сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, - повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл.



Звучит музыка.
Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати.

Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ваше имя. Имя!»

Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт».

Беседа по содержанию:

- какие чувства вызвал рассказ?

- какова основная мысль?

- как вы считаете, что заставило старика заплакать?

- как вы оцениваете поступок гениального австрийского композитора В.А. Моцарта?

Сделайте вывод.

Арутюнян Эрминэ:

Меня очень удивил ход событий в этом небольшом рассказе. Кажется, простая, грустная история, но как она закончилась, меня просто поразило. Я даже не предполагала, что этот молодой худощавый человек может оказаться гениальным австрийским композитором В.А. Моцартом! И я благодарна ему за то, что он проявил такое благородство, доброту и милосердие по отношению к умирающему человеку. Ведь если кто-то нуждается в твоей помощи, ты должен ее оказать.

Этот рассказ вызвал у меня бурю эмоций: и грусть, и печаль, и слезы…

III. Обобщение.

Сделайте вывод: какие нравственные понятия составляют основу духовной жизни человека? (учащиеся отвечают, приводя в качестве доказательства примеры из жизни).

На протяжении всего мероприятия мы подспудно шли к вопросу, заключенному в теме: что значит быть добрым и человечным? (учащиеся делают вывод, опираясь на высказывание мыслителей, писателей – классиков на свой собственный опыт). А что обозначают весы на рисунке Эрминэ?

Савин Игорь: «Я думаю, что у каждого человека в душе есть свои «весы», на одной чаше которых – зависть, страх, эгоизм, лень. А на другой – труд, чуткость, достоинство, любовь, справедливость. Та чаша весов, на которой «лежат» положительные качества человека, относится к добру, а та, которая олицетворяет отрицательные качества, - это зло. И я убежден, что добра в мире больше, чем зла. А если бы это было не так, то, наверное, жизнь на земле была бы невозможной. Именно поэтому на рисунке чаша добра перевешивает.

Заключительное слово учителя.
Видимо, осознание сделанного добра – это высшая награда для человека. «Против всего можно устоять, но не против добра», - утверждал французский мыслитель Жан Жак Руссо еще в 18 веке, а наш современный поэт П.Елфимов в своем стихотворении продолжает и развивает эту мысль:

Лучами земля опоясана,

Цветами земля опоясана,

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета

Стремитесь открыть хоть однажды



Звезду человечности в каждом!
Вот на этой ноте мы и закончим наше внеклассное мероприятие.
Спасибо всем.

Что значит быть добрым и человечным?

Выставка рисунков по произведениям «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот Ламанчский»; фрагментов сочинений-эссе по произведению «Ромео и Джульетта»; стихотворений о природе участников по

125.15kb.

13 10 2014
1 стр.


Морис Кренстон «Права человека»

Быть свободным в этом наиболее примитивном смысле значит быть свободным от пут, не быть связанным. Быть свободным, таким образом, означает не иметь препятствий к осуществлению есте

377.83kb.

09 10 2014
4 стр.


Название: Двуликий

И не факт, что накажут именно виновных. Например, решат, что родившиеся двойняшки должны быть неразлучны, пока не встретят истинную любовь, в назидание родителям не сумевшим отстоя

526.47kb.

26 09 2014
4 стр.


Глаза закрыл: Оскар Аронович, ау! Нет его! Уж неделю, как нет!

Ерунда, наверх – это значит на свет! Внутри ёкнуло – вспомнил страх, дикую боль, мысль тогда закралась, чего греха таить, отчаяние – вдруг не вернусь? А что может быть страшнее отч

434.68kb.

04 09 2014
3 стр.


Здравствуйте, Татьяна

Это не значит, что биологически активные добавки к пище в данной ситуации вообще не могут использоваться. Но подход при составлении должен быть иным

40.63kb.

06 10 2014
1 стр.


Жизнь, смерть, любовь

Итак, они любили друг друга. Им казалось, что никакие беды и несчастья не смогут их разлучить, им казалась, что их любовь – это весь мир и вся жизнь. Они были молоды и счастливы. Н

258.55kb.

12 10 2014
1 стр.


Задание в 1 (лексика) Задание В1 экзаменационного теста ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом (реже синонимичным выражением). Как правило, синоним должен быть стилистически нейтральным. Что это значит?

Задание В1 экзаменационного теста ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом (реже синонимичным выражением). Как правило, синоним должен быть стилистически нейтраль

82.77kb.

10 10 2014
1 стр.


Ботвинников Максим Как за 30 дней стать на путь хозяина своей жизни

Очень рад увидеть тебя на страницах этой книги. И это значит,что ты решил изменить и улучшить свою жизнь, это значит,что тебе надоела скучность твоего существования и монотонность

1928.51kb.

09 09 2014
19 стр.