Департамент образования города Братска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
Занятие по программе «Полезные привычки»
для 1 класса
Тема: Чувства. Радость
Подготовила:
Учитель
Ващилова
Марина Викторовна
2010г.
Тема: Чувства. Радость.
Цели:
- знакомство с понятием «чувства»
- знакомство с чувством радости;
- развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Материалы:
- пиктограмма "радость";
- фотографии веселых людей;
- бумага, карандаши.
Ход занятия:
- Доброе утро!
(Дети садятся в круг)
- Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...
(Цель упражнения - создание положительного эмоционального фона.)
Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомиться с чувствами. Вспомните, пожалуйста, что такое чувства.
(Высказывания учеников).
- Обратимся к словарику.
ЧУВСТВА – это переживания, которые человек испытывает в разных ситуациях.
Посмотрите на плакат. Назовите, какие чувства изображены на пиктограммах.
(Плакат с пиктограммами – злость, грусть, страх, радость)
Пиктограмма "радость"
- А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма "радость").
- Как вы думаете, этот человек грустный?
- А может быть, он сердитый?
- Или веселый, радостный?..
- Да, этот человек радостный.
- Попробуем изобразить радость на своем лице.
- Что для этого нужно сделать?..
А сейчас, поиграем с "Солнечным зайчиком". (Энергизатор)
(Цель - снятие напряжения мышц лица.)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
Сейчас я расскажу вам одну историю...
Этюд "Встреча с другом".
(Цель - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развитие выразительных движений.)
У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!
Попробуем разыграть эту сценку
- Что нужно сделать, чтобы изобразить эти чувства?
Выразительные движения - плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость).
(Вызывается несколько ребят.)
У вас отлично получилось!
- А сейчас посмотрим вот на эти фотографии (подберите фотографии веселых, улыбающихся людей).
- Какое чувство, по вашему, испытывают эти люди?..
- Как вы догадались?..
- А это мои фотографии. Я на них тоже радостная. Как вы думаете, почему?
- Если вы захотите, можете принести на следующее занятие свои "радостные фотографии".
Мозговой штурм.
- Поговорим о том, что же такое радость для вас?
- Подумайте хорошенько и закончите предложение "Я радуюсь, когда..."
(Запишите высказывания детей.)
(Энергизатор)
А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в "Доброе животное".
(Цель игры - развитие чувства единства.)
Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад.
Творческое задание
-А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему "Радость". Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.
(Цель - рефлексия чувств.)
Рефлексия
Затем предложите детям сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.
"Игра с платком" Энергизатор
(Цель - снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.)
Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто - зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
- бабочку,
- принцессу,
- волшебника,
- бабушку,
- фокусника,
- человека, у которого болит зуб,
- морскую волну,
- лису.
После показа каждого нового персонажа задавайте детям следующие вопросы:
"Кто может показать бабочку (принцессу, ...) иначе? Кто еще хочет попробовать?"
У вас прекрасно получилось.
Кому понравилось исполнять роли?..
Кому понравилось смотреть?..
Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить еще что-нибудь?..
Итог занятия:
А теперь послушайте, что я вам принесла.
(Покажите детям коробочку, закрытую крышкой. Потрясите коробочку, а дети пусть попытаются отгадать на слух, что там находится.)
Как вы думаете, что это может быть? (Цель - развитие эмпатии.)
На самом деле, это конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...
Примеры высказываний детей:
- пусть они избавятся от болезней;
- пусть никогда не умирают;
- пусть у всех будет дом;
- пусть у всех будет обед;
- пусть все хорошо живут;
- пусть все будут счастливы.
И тогда все люди станут радостными!!!
Огромное всем спасибо!
На этом наше занятие заканчивается.
Рефлексия
Раскрасьте, пожалуйста, Пушистиков. И мы узнаем, какое чувство испытываете сейчас вы.
Список литературы:
-
Пособие «Полезные привычки».
-
С.И. Семенака . Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.