Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 806

Рекомендована педагогическим

советом ГБОУ СОШ №806

протокол № 1

от 30.08.2012

УТВЕРЖДАЮ

_______________

Директор ГБОУ СОШ №806

А.Л. Вегержинская

«___»___________ 20___ г.








Направленность: физкультурно-спортивная


Образовательная программа дополнительного образования детей

«Фехтование »

Программа рассчитана на 2 года

Возраст детей 10-15 лет

педагог дополнительного

образования

Шевляков А.Л.

Москва, 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодняшние недостатки в дополнительном образовании объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая ба- за; издержки в подготовке педагогических кадров, в содержании и формах дополни- тельного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентация педагогической деятельности на количественные показатели, несогласованность действий органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, увеличивающаяся дистанция между обеспечением и управлением учебным процессом.

В связи с перемещением основной тяжести решения этих вопросов из центра в регионы, на местах накапливаются тревожно прогрессирующие проблемы, для решения которых требуется поиск новых эффективных средств, методов, путей.

Программа по фехтованию с учетом настоящих и прогнозируемых социально-экономических условий предусматривает :

– привлечение максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

– утверждение здорового образа жизни, профилактика правонарушений и вредных привычек, воспитание морально этических качеств учащихся;

– привлечение общественности, родителей к работе с учащимися для передачи жизненного опыта, знаний и навыков;

– спортивную и физическую подготовку с учетом индивидуальных особенностей детей и требований программ, достижение спортивных успехов сообразно способностям занимающихся;

– информацию о качестве обучения, воспитания и досуга детей, подростков и молодежи;

– подготовку спортсменов высокого класса и их ближайшего резерва;

– формирование личности занимающихся с учетом требований реалий современного общества;

– ознакомление с историей, традициями избранного вида спорта, школы, родного города, страны, воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои



ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ

Целью работы по фехтованию является: воспитание всесторонне развитых детей и юношества на основе формирования и развития потребностей в духовном, физическом и спортивном совершенствовании.

Достижение цели связано с решением следующих задач:

– сохранение и повышение здоровья, экономия в результате этого материальных и финансовых ресурсов;

– формирование фундамента здоровья и положительного отношения к физической культуре и спорту;

– создание предпосылок для сохранения и повышения жизненного потенциала будущего трудоспособного населения;

– удовлетворение потребностей и возможность самореализации в социально без- опасной сфере жизнедеятельности, какой является физическая культура и спорт;

– улучшение генофонда жителей области за счет полноценного биологического развития и повышения здоровья школьников;

– профилактика средствами физической культуры и спорта асоциального поведения детей и подростков;

– снижение социальной напряженности в подростковой и молодежной среде;

– формирование оптимальной, социально ориентированной среды жизнедеятельности, какой является здоровый активный образ жизни.

Многоплановость задач предопределило используемые и планируемые методы:

– отработку системы первичного отбора наиболее талантливых детей на основе прогнозирования их потенциальных возможностей;

– разработку оптимальных программ подготовки, основанных на специфических требованиях вида спорта, учете индивидуальных, генетических особенностях организма спортсменов, уровня и структуры их подготовленности;

– мониторинга уровней и структуры подготовленности спортсменов, основанном на современных тенденциях развития вида спорта;

– организацию системы комплексного контроля в ходе годичной и многолетней тренировки для современной коррекции тренировочных и соревновательных про- грамм;

– организацию системы информационного обеспечения тренеров, специалистов, спортсменов о современных системах и методиках подготовки, передовом опыте в под

готовке ведущих спортсменов для тренеров спортивного резерва и начинающих молодых специалистов;

– на основе постмониторинговых программ разработку этапных модельных характеристик уровня и структуры подготовленности спортсмена, модельных характеристик соревновательной деятельности, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов;

– разработку индивидуальных систем восстановления спортсменов, обеспечивающих максимальное достижение повышения эффективности решения поставленных задач;

– оценку резервных возможностей организма спортсмена, определение средств и методов обеспечивающих дальнейший рост спортивного мастерства.

Основные усилия направлены на:

– повышение ответственности педагогов и родителей за здоровье детей;

– совершенствование программно-методического, научно-методического и организационного обеспечения учебного и тренировочного процессов;

– разработку и внедрение новых эффективных программ и форм организации занятий.

Основные принципы: научность, гуманность, сознательность, демократичность, системность, преемственность, непрерывность и последовательность в развитии детей и молодежи. Они реализуются через многообразие форм, методов и средств, используемых в целях эффективного обучения и воспитания, на основе индивидуального подхода с учетом способностей и качеств каждой личности; тесной и неразрывной связи с другими видами образования и воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Направление острия шпаги в пространство 
наиболее вероятного нахождения
вооруженной руки противника

Нацеленность острия шпаги на вооруженную руку противника при подготавливающих перемещениях клинка и единоборстве оружием сыграет положительную роль прежде всего в неожиданных ситуациях и при продолжении неудавшихся нападений, т.е. в схватках с усложнением условий сохранения внимания, достижения адекватных реагирований и точности уколов. Реализация данного положения облегчается тем, что в какую бы часть руки или сектор туловища ни направил свой укол противник, конечные положения его вооруженной руки будут почти идентичными. То есть можно заранее условно определить место в пространстве перед фехтовальщиком с наиболее вероятным появлением вооруженной руки противника, совершающего нападение. Это пространство будет меньше волейбольного мяча (15-20 см), если острием шпаги описать перед фехтовальщиком воображаемую окружность. Поэтому совершенствование контратак, атак на подготовку и повторных атак, ремизов и контрответов должно быть взаимосвязано с направлением острия шпаги в пространство с наиболее вероятным нахождением вооруженной руки противника.

Типовые упражнения строятся следующим образом: тренер (партнер) совершает вращательные, вертикальные и горизонтальные перемещения вооруженной рукой, произвольно чередует различные исходные положения оружия, а спортсмен меняет направление острия шпаги, стремясь держать его нацеленным в руку противника. Затем на сближение и движение тренера (партнера) оружием вперед атакует с выпадом на подготовку и наносит укол. В свою очередь на попытки тренера (партнера) совершить атаку контратакует уколом в руку прямо.

Затем применяются упражнения, в которых тренер (партнер) совершает попытки выполнить захват (завязывание) в нижние и верхние соединения, в движении на ученика и с отступлением на его атаки, а ученик серийно наносит переводы в руку. Подобными действиями тренеру целесообразно также (неожиданно для спортсмена) завершать выполнение известных спортсмену приемов, создавая тем самым многоактные схватки.



Подготовка нападений при единоборстве клинками

Состав разновидностей и применение подготавливающих действий в фехтовании на шпагах имеют существенные особенности. Так, игра оружием отличается разнообразием и значительной контактностью с клинком противника, направлена как на отвлечение его внимания с целью маскировки намерений и возможных действий, так и на создание защитного барьера за счет единоборства клинками, затрудняющего выбор разновидности и начало атаки.

Среди средств подготовки - имитации нападений в различные секторы руки и ногу, ложные защиты, перемены позиций и соединений. В том числе выполняются различные перемещения оружия, отличающиеся по структуре движений от типовой техники действий клинком.

Совершенствование маневрирования 
и ложных действий оружием


Упражнение 1.

Спортсмен и партнер (тренер) ведут единоборство клинками и совершают угрозы нанесения укола в руку.



Упражнение 2.

Спортсмен и партнер (тренер) маневрируют, произвольно сближаются на среднюю дистанцию, меняют исходное положение оружия.



Упражнение 3.

Спортсмен и партнер (тренер) маневрируют, произвольно совершая ложные атаки и контратаки уколом в руку.



Выбор атак. Идеомоторная тренировка

Упражнение 1.

Спортсмен совершает подготавливающее сближение (вход в соединение) или ложную простую атаку, а партнер (тренер) бездействует оружием или реагирует защитой. Затем спортсмен атакует с финтом и наносит укол в руку.



Упражнение 2.

Спортсмен совершает ложную атаку с финтом или действием на оружие, а партнер (тренер) реагирует контратакой. Затем спортсмен атакует с оппозицией или парирует контратаку и наносит ответ.



Маскировка атак

Ситуация 1.

Спортсмен самостоятельно маневрирует вперед и назад, затем атакует после шага назад или шага вперед.



Ситуация 2.

Спортсмен самостоятельно совершает перемены позиций (соединений), ложные батманы, затем атакует в руку.



Ситуация 3.

Спортсмен совершает ложные контратаки (защиты), отступая от атаки партнера (тренера). В следующей схватке его атакует на уход с выпада.



Ситуация 4.

Спортсмен совершает ложную атаку с выпадом в руку (бедро). В следующей схватке вновь совершает ложную атаку, затем непрерывно повторную атаку.



Ситуация 5.

Спортсмен отступает от длинной атаки партнера (тренера). В следующей схватке совершает атаку на подготовку - батман и укол прямо (перевод).



Маскировка контратак и защит с ответом

Ситуация 6.

Спортсмен использует верхнюю позицию, положение "оружие в линии", нижнюю позицию. Тренер совершает серию атак, а спортсмен отступает, реагирует ложной защитой, выбирает момент для применения контратаки.



Ситуация 7.

Спортсмен совершает ложную прямую защиту с шагом назад. В следующей схватке применяет круговую защиту и ответ.



Ситуация 8.

Спортсмен совершает ложную защиту с шагом назад. В следующей схватке применяет контратаку с оппозицией.



Ситуация 9.

Спортсмен совершает ложную защиту с шагами назад. В следующей схватке контратакует уколом в руку сверху (маску), убирая назад впереди стоящую ногу.



Вызов контратак

Ситуация 10.

Спортсмен совершает быстрое и длинное сближение с партнером (тренером), затем атаку с действием на оружие.



Ситуация 11.

Спортсмен совершает ложную длинную атаку на отступающего партнера (тренера). В следующей схватке применяет простую атаку с' оппозицией, атаку с действием на оружие.



Ситуация 12.

Спортсмен совершает сближение и ложный батман. В следующей схватке атакует с батманом, парирует контратаку партнера (тренера) и наносит ответ с выпадом.



Самостоятельный выбор действий 
в стандартных ситуациях


Модель 1.

Спортсмен чередует атаки в различные сектора руки, туловища, ногу.



Модель 2.

Спортсмен чередует действительную атаку и ложную атаку с контрзашитой и контрответом.



Модель 3.

Спортсмен чередует различные противодействия контратакам.



Модель 4.

Спортсмен чередует атаки с финтами и атаки с действием на оружие.



Модель 5.

Спортсмен чередует прямую и круговую верхние защиты, верхнюю н нижнюю защиты с ответом.



Модель 6.

Спортсмен чередует защиту с ответом и контратаку.



Модель 7.

Спортсмен чередует защиту с отступлением и защиту со сближением, ответ стоя на месте и ответ с выпадом.



Модель 8.

Спортсмен чередует ответ прямо и ответ переводом.



Модель 9.

Спортсмен чередует ответ первого намерения (наносит укол) и ответ второго намерения с контрзащитой и контрответом.



Модель 10.

Спортсмен чередует прямую контрзащиту от ответа и круговую контрзащнту от ответа, контрответ прямо и контрответ переводом (двойным переводом).



Модель 11.

Спортсмен чередует защиту с ответом и двухтемповую атаку на отступающего партнера (тренера).



Комбинации действий с вероятностными 
тактическими решениями противника в схватке


Комбинация 1.

Контратака в руку сверху с оппозицией, защита верхняя и ответ.



Комбинация 2.

Контратака в руку сверху, атака уколом в туловище, 2-я защита от ремиза партнера (тренера) и ответ.



Комбинация 3.

Атака в руку с шагом и выпадом, затем повторная атака "стрелой" - батман в 4-е соединение и укол в туловище.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Базовые действия

1. Простая атака ударом по маске из 3-й позиции. Удар опережает завершение выпада.

2. Атака с серией финтов по левому и правому боку с альтернативным выбором сектора нанесения удара. Ритм финтов непрерывный. Исключаются замахи клинком, паузы, колебания гардой.

3. Простая атака переносом в открывающийся сектор (правый или левый бок). Амплитуда удара минимальна, движение гарды вперед прямолинейно.

4. Атака с батманом в 4-е соединение. Начинается длинным сближением, затем выполняются батман и удар.

5. Верхние защиты (3-я, 4-я, 5-я) при альтернативном выборе их разновидности. Амплитуда защиты и степень приближения оружия спортсмена к собственному туловищу соизмеряются с дистанцией до атакующего противника.

6. Контратака ударом по руке в наружный сектор с отступлением, а также после ложного сближения. Контратака ударом по маске.

7. 4-я полукруговая (круговая) защита и ответ ударом по маске с целью лишить противника инициативы начала атаки.

8. Укол прямо (переводом) из положения "оружие в линии" с отступлением различной длины.

9. Атака на подготовку противника ударом по маске (с серией финтов и ударом в открывающийся сектор).

10. Атака с длинным сближением и последующей защитой и ответом (с действием на оружие в ситуациях применения противником положения "оружие в линии").

https://lib.sportedu.ru/getimage.exe?379

https://lib.sportedu.ru/getimage.exe?380

https://lib.sportedu.ru/getimage.exe?381

https://lib.sportedu.ru/getimage.exe?382

https://lib.sportedu.ru/getimage.exe?383

Соотношение между разновидностями атак

Наиболее распространенными атаками являются простые атаки ударом по маске продолжительностью более одного фехтовального темпа и атаки с серией финтов и выбором сектора ударом по правому или левому боку.

Ситуацией для применения простой атаки может быть как ожидание контратаки противника, так и полное отсутствие информации о настроенности противника к определенному противодействию. Важно лишь предвидеть направленность (вперед или назад) и длину перемещения обороняющегося. В свою очередь применение атаки с финтами требует предугадывания намерений противника противодействовать защитой.

Практически все атаки (кроме атак на подготовку) выполняются в виде комбинаций, состоящих из двух непрерывно следующих атак, первая из которых подготавливающая простая атака ударом по маске с выпадом (скачком вперед и выпадом), а вторая - действительная простая атака ударом по маске (или с серией финтов и ударом в открывающийся сектор).

В фехтовании на саблях сохранились и атаки с финтом в заранее избранный сектор, а также атаки с батманом и ударом в заранее избранный сектор (серией финтов). Их применению обычно предшествует подготавливающее сближение с противником или подготавливающее отступление.

Ведущие движения в технике удара (укола)

В атаках основными являются два движения оружием.

1. Удар по маске из 3-й позиции. Главное внимание обращается на стартовую быстроту и прямолинейность движений руки и оружия.

2. Серия финтов по левому и правому боку с альтернативным выбором сектора нанесения удара.

Постоянно тренируют также и удары переносом по правому и левому боку в открывающийся сектор.

Удар представляет собой единое, быстрое и непрерывное движение вооруженной рукой и саблей. В нем активно и комплексно участвуют плечевой, локтевой и лучезапястный суставы, а также пальцы. Основные усилия выполняет лучезапястный сустав, а собственно удар - только лучезапястный сустав и пальцы. Причем включение всех перечисленных компонентов чаще всего происходит не одномоментно, что позволяет условно разделить движение удара на "доставку" и "рубку". При этом выпрямление вооруженной руки в плечевом и локтевом суставах, выполняемое с максимальной начальной скоростью, дополняется движением в лучезапястном суставе, направляющем лезвие клинка на цель, а усилиями пальцев создается четкое соприкосновение с поражаемой поверхностью, легко воспринимаемое на слух. Подобная структура движений особенно заметна в ударах по маске, совмещаемых с небольшим наклоном туловища вперед. Несоблюдение требуемой координации движений вооруженной рукой и оружием при нанесении ударов, опережающее движение кистью на удар, приводит к преждевременному выводу острия клинка в проекцию поражаемой поверхности. Следствием этого будет промах или скользящее касание противника, напоминающее укол.

Перенос и перевод (нападения переносом типичны для боя на саблях) выполняются вслед за начавшимся выпрямлением вооруженной руки на удар, причем только за счет усилий кистью. Причем движение гардой должно быть прямолинейным, а рука, изменяя направление лезвия клинка перед ударом, поворачивается без смещений в сторону.

Отступления от типовой техники целесообразны при выполнении ответов и контрответов ударом по маске с ближней дистанции. Раннее движение кистью в этом случае лишь ускорит нанесение удара. Кроме того, в ответах по левому и правому боку условия близкой дистанции требуют для нанесения удара дополнительных энергичных движений в плечевом и локтевом суставах (особенно в ответах из 5-й защиты).

В уколе распределение усилий по времени на движение оружием и вооруженной рукой отличается от принятого для удара. Быстрая пронация предплечья и движение в лучезапястном суставе, выводящие острие на цель, опережают момент полного выпрямления вооруженной руки и нанесения укола.

Острие клинка в ударе (уколе) направляется к цели по возможно более короткому пути, а гарда, двигаясь прямолинейно, в конечной фазе находится на уровне дельтовидной мышцы по наружной границе туловища атакующего (наносящего ответ) по маске. Исключение составляют ответы по правому боку, при нанесении которых гарду имеет смысл посылать в положение несколько ниже типового, чтобы избежать нежелательного столкновения с гардой противника.



Серии финтов

Техника финтов в атаках (ответах) с выбором открывающегося сектора состоит из короткого посыла оружия вперед и серии (5-10) предельно быстрых и экономных по амплитуде (20-30 см) колебательных движений клинком, выполняемых за счет резких усилий кистью при фиксированной в пальцах рукоятке сабли. Финты выполняются на фоне постепенно ускоряющегося выпрямления вооруженной руки и оружия. Острие клинка не должно выдвигаться более чем на 450 вперед от вертикали из-за опасности столкновения с защитой противника.



Момент и дистанция 
для начала выполнения удара (укола)

Координация движений оружием и ногами в фехтовании на саблях при выполнении нападений подчинена необходимости начать финальное движение клинком в момент сближения с противником на расстояние, достаточное для максимально быстрого и непрерывного выпрямления вооруженной руки и нанесения удара. Ибо нападение, совершенное на мгновение раньше с дистанции несколько большей, окончится промахом. Кроме того, вооруженная рука, выдвинутая вперед в атаке (ответе), представляет собой мишень для опережающей контратаки (ремиза), а запаздывание с ударом за счет удлинения нападения увеличивает возможности контратакующего противника для выигрыша темпа.

Момент и дистанция для финального движения вооруженной рукой на удар взаимосвязаны также и с быстротой сближения атакующего с противником, от которой, в свою очередь, зависят глубина движений оружием в финтах, момент выполнения батмана (захвата), количество финтов и др.

Совершая атаки (ответы) с финтами на неподвижного тренера (партнера) с различных дистанций (от средней до сверхдальней), в различной технике передвижений (выпад, скачок вперед и выпад, комбинация - скачок и выпад + выпад), фехтовальщик на саблях осваивает рациональную для каждой ситуации координацию движений оружием и ногами. Следует стремиться в каждом нападении нанести удар первой третью клинка от острия. При этом в зависимости от разновидности нападения (простая атака, атака или ответ с финтами, атака с действием на оружие), исходной дистанции и быстроты сближения варьируются глубина финтов, момент выполнения батмана (захвата), количество финтов. Следовательно, атакующий, на высокой скорости сближающийся с противником, может начать финальное движение удара с дистанции несколько большей, чем медленнее атакующий спортсмен.

Отступления и сближения тренера (партнера), по мере освоения учеником техники атак, произвольно и неожиданно для ученика варьируются по глубине и быстроте. Но наиболее важно совершенствование атак на быстро и длинно отступающих противников, характерных для сабельного боя. В результате тренировки сформируются умения предвосхищать дистанционные и моментные параметры схваток, регулировать пространственные и временные особенности действий в зависимости от перемещений противника.

Выполнение укола по моменту финального движения оружием отличается от удара. Перемещение острия начинается несколько раньше выпрямления руки, чтобы успеть вывести клинок на цель. Иначе возможен промах, вызванный проходом острия клинка за туловище противника в попытке укола, смещение гарды в сторону, выполнение переводов в плечевом суставе и др.



Тренировка атак в ситуациях выбора между 
альтернативными действиями

Тренировка атак наиболее эффективна при моделировании тренером ситуаций с условиями выбора из двух альтернативных действий или тактических компонентов их выполнения.

Спортсмен выполняет заданные тренером атаки (простую атаку ударом по маске, атаку с серией финтов, атаку с действием на оружие), основанные на одной из комбинаций движений ногами ( выпад + скачок вперед и выпад, скачок и выпад + выпад, серия шагов вперед + выпад). Реагируя в ходе атаки на действия тренера, реализует одну из альтернативных тактических задач.


следующая страница>


Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
310.33kb.

09 10 2014
1 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
73.52kb.

09 09 2014
1 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управление образования

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

2957.79kb.

04 09 2014
11 стр.


Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление
101.22kb.

24 09 2014
1 стр.


Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования

Зачастую искаженный характер детско-родительских отношений инвалидизирует ребенка гораздо больше, нежели первичный дефект

246.91kb.

17 12 2014
1 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управления образования
95.89kb.

11 10 2014
1 стр.


Западное окружное управление образования департамента образования города москвы

ПолоПоложение о порядке и условиях назначения стимулирующих выплат и премий государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада комбинированного вид

402.7kb.

15 12 2014
3 стр.


Департамент образования города москвы западное окружное управление образования

Красное море уникально. На достаточно ограниченном пространстве, в прозрачной, теплой от поверхности до самого дна воде можно увидеть и прекрасные коралловые сады со стаями разноцв

211.2kb.

16 12 2014
1 стр.