Десять советов молодому учителю.
-
Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении.
-
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве.
-
Не замыкайся в своем учительстве. Люби жизнь в разных её проявлениях. Ты должен быть интересен детям.
-
Помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина.
-
Будь оптимистом! Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будящем.
-
Будь честным и правдивым.
-
Цени юмор в общении с учениками.
-
Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть.
-
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.
-
Обрети гражданскую позицию.
Примерные рекомендации начинающему учителю для поддержания дисциплины в классе.
-
Четко планируй и организуй работу учащихся на уроке. Недостатки в организации урока создают условия для проявления недисциплинированности учащихся.
-
При нарушении дисциплины ищи сначала причины этого в себе.
-
Помни, что недостаточно выдержанное поведение на занятиях одного учителя значительно затрудняет работу других учителей.
-
Авторитет учителя оказывает весьма существенное влияние на поведение учащихся.
-
Воспитывай дисциплину на каждом уроке.
-
Помни: установление дисциплины – единственное влияние на поведение учащихся.
Требование к работе со слабоуспевающими учащимися.
-
Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
-
Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работы по их устранению.
-
Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
-
Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне него.
-
Учитель учит учащихся, как готовить домашние задание по своему предмету.
-
Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.
Требования к проведению урока.
-
Учитель должен сформировать тему и цель урока.
-
Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
-
На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
-
Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
-
Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялась на уроке.
-
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Как анализировать свой
собственный урок.
-
Первое что делать должен учитель, анализирующий свой урок, - определить его место в теме и в будущем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным это место для учащихся после урока.
-
Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
-
Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умением, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
-
Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
-
Подумать насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
-
Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманны их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось.
При этом надо руководствоваться непреложным правилом недоступности оценки личности ученика при оценке его работы, сравнивая его с другими учащимися данного класса, с другими классами.
-
Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?
-
Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал?
-
Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
-
Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж деятельным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
-
Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
-
Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?
Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко лишне постараться узнать о проблемах учащихся еще до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.
И еще необходимо помнить о том, что, каким бы ни был урок, требовалось определенное мужество, чтобы его провести, наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которых урок обладал.
Современные требования к уроку.
Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками этап учебно-воспитательного процесса.
В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качества урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так как урок – это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях:
-
на уровне воспитания, осмысления и запоминания;
-
на уровне применения знаний по образцу;
-
на уровне применения знаний новой ситуации.
Современное содержание образования и закономерности процесса обучения в целом и усвоения, в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.
-
Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предлагающие применение усвоенных знаний на практике.
-
Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач, насколько поиск таких заданий обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности урока.
Диагностика труда учителей.
Не только знать, но и уметь!
Для того чтобы организовать учебную деятельность рационально, педагог должен:
-
Ясно определить и поставить перед учащимися цели и задачи их деятельности на уроке.
-
Правильно выбрать приемы, методы, технику для решения поставленных задач, рационально их использовать.
-
Составить продуманный, ясный, точный план работы на уроке. Каждый этап урока точно рассчитать во времени. Хорошо инструктировать учащихся, учить их умению учиться. В процессе обучения осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
-
Нормировать самостоятельные работы учащихся во времени и учить их укладываться с выполнением работ в заданное время. Рационально и экономно использовать учебное время.
-
Систематически осуществлять учет работы и контроль за работой учащихся: шире вводить в практику тематический учет знаний учащихся по всем предметам.
-
Совершенствовать систему стимулов к труду, эффективно их использовать.