Детско-родительский образовательный проект
"Осенняя корзинка".
Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: две недели.
Участники: воспитатели, родители, дети старшей группы.
Образовательная область: ознакомление с окружающим, развитие речи.
Актуальность: Участие детей в проекте "Осенняя корзинка" позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта "Осенняя корзинка".
Задачи:
-
обогатить представление об овощах;
-
обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины и т.д.);
-
развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах;
-
воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд.
Основные направления реализации проекта:
-
занятие "Овощи";
-
домашнее задание для детей и родителей - совместное изготовление овощей;
-
беседа с детьми "Откуда овощи в магазине".
Предварительная работа:
-
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме "Овощи";
-
рассматривание репродукции картин: А.Куприна "Натюрморт с кабачками и корзиной", Ван Гога "Картофель";
-
чтение сказок Г.Юдина "Ослиный огород", "Сказка о том, как овощи воевали";
-
прослушивание аудиозаписи сказки "Чиполлино";
-
подвижные игры "Урожай", "Был у зайки огород";
-
разучивание пальчиковой гимнастики "Хозяйка однажды с базара пришла", "Капуста";
-
разучивание стихотворений: Е.Благининой "Приходите в огород", В.Корнина "Огород";
-
дидактические игры: "Спор овощей", "Повар и овощи";
-
выполнение группового коллажа "Богатый урожай";
-
разработка папки-передвижки "Загадки с огорода".
Обеспечение:
-
настольно-печатные игры,
-
специальная методическая литература,
-
аудио- и видеозаписи по теме.
Предполагаемый результат:
-
знать и называть овощи, их части;
-
владеть обобщающим понятием;
-
определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
-
находить сходства и различия по нескольким признакам;
-
составлять описательный рассказ об овоще использованием опорной схемы;
-
знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить их них, как заготавливают овощи на зиму;
-
уметь с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных овощей, подбирать интересный познавательный материал к своему произведению.
Продукт проектной деятельности: изготовление овоща из природно-бросового материала с составлением описательного рассказа о нем.
Презентация проекта: оформление выставки "Осенняя корзинка".
Игры, стихи и упражнения по теме "Овощи".
Игра "Урожай".
В огород пойдем, урожай соберем. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы морковки натаскаем ("Таскают".)
И картошки накопаем ("Копают".)
Срежем мы кочан капусты, ("Срезают".)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками - 3 раза.)
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
"Был у зайки огород".
Был у зайки огород, (один играющий присел, другой
изображает над его головой руками
заячьи уши)
Ровненьких две грядки. (первый играющий встал спиной к
другому, руки в стороны; второй -
гладит его по рукам)
Там играл зимой в снежинки, (легко постучать кулачками по
разведенным в стороны рукам)
Ну а летом - в прятки. (спрятать кулачки под ладони
партнера)
А весною в огород ("пружинки")
Зайка с радостью идет!
Но сначала все вскопает, (вращательные движения кулачками
по спине)
А потом все разровняет. ("расчесывать" спину сверху вниз)
Семена посеет ловко (взявшись за запястья, потрясти кисти)
И пойдет сажать морковку. ("пружинки")
Ямка - семя, (собирать в щепотку кожу на спине
Ямка - семя. одной рукой и в центре нее ставить
"точку" другой)
Закопает, разровняет. (вращательные движения кулачками
по спине, "расчесывание" спины сверху
вниз)
И глядишь - на грядке вновь (поднимать свободно опущенные руки
Вырастут горох, морковь. за 2-й,3-й и т.д. пальцы по очереди)
А как осень подойдет, (ребром ладоней гладить спину
Урожай свой соберет. сходящимися движениями рук)
Вот собрал. И как раз -
Здесь закончился рассказ!
Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла".
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальцами по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла: (Загибают по одному пальчику.)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. (Делают хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе - (Попеременно ударяют
кулачками.)
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле: (Загибают по одному пальчику
на название.)
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. (Делают хлопок.)
Хозяйка тем временем (Стучат ребром ладони.)
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала: (Загибают по одному
Картошку, капусту пальчику на руке.)
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. (Делают хлопок.)
Накрытые крышкою, (Складывают руки накрест.)
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, (Загибают по одному
Морковка, горох, пальчику на руке.)
Петрушка и свекла. Ох!.. (Делают хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
"Капуста".
Мы капусту рубим, рубим; (Ребром ладони бить о другую ладонь.)
Мы морковку трем, трем; (Тереть кулаком о другую ладонь.)
Мы капусту солим, солим; (Имитация движений.)
Мы капусту жмем, жмем. (Имитация движений.)
Стихотворение "Приходите в город".
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны помидоры.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород, очень интересно.
Стихотворение "Огород".
Что растет на вашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут
Тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку?
Что растет на нашей грядке?
Дидактическая игра "Спор овощей".
Воспитатель: Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Огурец: Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик всем понравится, конечно.
Свекла: Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща и для винегрета,
Кушай сам и угощай! Лучше свеклы нету.
Капуста: Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Морковь: Про меня рассказ не длинный. Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Воспитатель: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Не болтай, морковка, вздор, помолчи не много.
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный!
Витаминов много в нем, мы его охотно пьем.
Лук: Я - приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг, я простой, зеленый лук.
Картошка: Я, картошка так скромна, слова не сказала.
Но картошка так нужна и большим и малым.
Слышится стук в дверь.
Овощи хором: "Кто-то, кажется, стучит?"
Входит Айболит: Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья?
Овощи: Кто из нас, из овощей всех вкуснее, всех важней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить
Все, без исключенья! В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус. И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!
Воспитатель: Вот что сказал доктор, что все овощи полезные и
вкусные.
"Повар и овощи".
Воспитатель: Решила я стать поваром. Не простым поваром,
а поваром - волшебником.
Превращу вас в овощи сейчас.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Покрутились, покружились,
В овощи мы превратились.
Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.
Воспитатель: Что это?
Ребенок: Капуста?
Воспитатель: Кем ты будешь?
Ребенок: Капустой.
Аналогично проговаривая с каждым ребенком.
Воспитатель: В каком виде можно есть овощи?
Дети: В тушеном, вареном, и т.д.
Воспитатель: Какие овощи можно варить?
Дети: Картофель, свеклу...
Воспитатель: Какие овощи можно солить?
Дети: Помидоры, огурцы...
Воспитатель: Какие овощи можно тушить?
Дети: Кабачок, капусту...
Воспитатель: Какие овощи можно жарить?
Дети: Картофель, капусту...
Воспитатель: Какие овощи можно печь?
Дети: Картофель...
Воспитатель: Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп?
Входят дети с эмблемами овощей: картофель, лук, морковь, чеснок.
Воспитатель: Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился?
Дети: Картофельный.
Воспитатель: А если я добавлю гороха, какой суп получится?
Дети: Гороховый.
Воспитатель: Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю?
Дети: Капусту.
Воспитатель: А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить?
Дети: Свеклу.
Воспитатель: Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас в ребят. Раз, два, три, четыре, пять - вижу снова я ребят.
Государственное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 224
Центрального окружного управления образования города Москвы
Проектная деятельность с детьми старше -подготовительной группы на тему:
"Осенняя корзинка."
Подготовила и провела:
Вельмакина И.И.
Сентябрь-Октябрь
2011 уч. г.