Перейти на главную страницу
Выразительное чтение исходного текста
(1)«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно на склоне лет выразился Тургенев о русском языке.
(2)Истинно великому народу дан и великий язык. (3)Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4)Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5)Есть соревнователь у русского языка - санскрит-праотец. (6)Но на нём даже в Индии уже не говорят. (7)А ведь русский язык жив. (8)Он живёт для будущего. {9)Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10)Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11)Тем более важно сохранить красоту русской речи.
(12)Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (13)Скучные правила пусть придут после, а сначала, с первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности родного языка. (14)Нужно знать иностранные языки. (15)Чем больше, тем лучше. (16)Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (17)В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт средства, как выразить сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.
(18)С каждым поколением в языке появляются новые заимствования. (19)Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (20)Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу.
(21)Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая им истинного смысла. (22)Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (23)В стонах и воплях нарушается песнь. (24)Но проходит боль, и человек опять чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. (25)Прекрасен русский язык. (26)И на нём скажут лучшие мысли о будущем. (По Н. Рериху)
Результат индивидуальной работы уч-ся с дополнительной литературой:
![]() |
Николай Константинович Рéрих (1874-1947) - русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, общественный деятель. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, основатель международного движения в защиту культуры. (Википедия) |
- Что должно прозвучать в комментариях?
Невозможно не согласиться с мыслями Н.Рериха. Каждый уважающий себя человек …
|
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
К6 |
К7 |
К8 |
К9 |
К10 |
К11 |
К12 |
Всего |
Ваша оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
К6 |
К7 |
К8 |
К9 |
К10 |
К11 |
К12 |
Всего |
Ваша оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
К6 |
К7 |
К8 |
К9 |
К10 |
К11 |
К12 |
Всего |
Ваша оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фактические ошибки: «Цитируя Толстого…», «выступал против разбавления русского языка английским», поэтому по критерию К12 надо поставить 0 баллов)
1 негрубая пунктуационная ошибка: «использовать родной язык, как средство общения» (союз «как» в значении «в качестве», запятая не нужна (1 негрубая ошибка на количество баллов не влияет). Грамматическая ошибка: «исчезают, заменённые …» (нарушение видовой соотнесённости; следует снизить на 1 балл по критерию К9)
Дидактический материал к занятию по теме «Экспертная оценка сочинения»
Прочитайте исходный текст С.Кокориной и проанализируйте сочинение №1
Наверное, любой из нас хотя бы изредка задумывался о своём образовании. Что же такое образование? Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл. Передо мной текст С.Кокориной, в котором она тоже затрагивает проблему понимания сущности образования.
Обозначенная автором проблема очень актуальна в наше время. О ней пишут в газетах, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. Отталкиваясь от мнения, что «образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры», автор анализирует каждый этап и приходит к выводу, что человек получает образование «с младенчества», с самого рождения он постигает мир и учится взаимодействовать с ним.
Позиция С.Кокориной понятна: вслед за психологом Лэндретом она считает, что «образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».
Я не могу не согласиться с мыслями автора. Действительно, не каждого человека, получившего какой-то объём знаний, можно назвать образованным. Например, известный литературный герой Митрофанушка из комедии Д.Фонвизина «Недоросль» учится, госпожа Простакова нанимает ему разных учителей. Но такое образование - это лишь дань моде и требование времени, а сам Митрофан учиться не хочет.
Грамотный специалист в любом деле – это всесторонне развитая личность. Такие люди никогда не останавливаются на достигнутом, стремятся к самореализации. Они могут применять свои знания на практике. Вспомним, например, Штольца из романа И.Гончарова «Обломов». Его действительно можно назвать образованным человеком. Он использует на практике полученный в университете багаж знаний. Штольц – активный человек, грамотный, у него тонкий вкус и хорошие манеры.
Экспертная оценка сочинения |
| |||||||||||
Передо мной размышления известной русской писательницы С.Кокориной. В этом тексте она |
Ф | |||||||||||
поднимает проблему образования в нашей жизни. |
| |||||||||||
Эта проблема очень актуальна в нашей жизни, о ней пишут в газетах, говорят на телевидение, |
Р| | |||||||||||
её обсуждают политики, философы, педагоги. Многие люди говорят, что образование – это то, что |
Ф | |||||||||||
остаётся, когда всё выученное забывается. Я полностью согласен с таким мнением потому что |
Z V | |||||||||||
не каждого человека можно назвать образованным даже если он закончил высшее учебное заведение. |
V | |||||||||||
Человека можно назвать образованным в том случае если у него есть знания для применения их |
РV | |||||||||||
в какой либо сфере деятельности. |
| | |||||||||||
Грамотный специалист в любом деле – это всесторонняя развитая личность, знаток своего дела. |
Г | |||||||||||
Такие люди всегда умеют применить знания на практике. Вспомним Штольца из романа Гончарова. |
| |||||||||||
Штольц был образованным человеком, он легко мог применить свои знания на практике. А так же |
| | |||||||||||
я считаю образованным человеком своего соседа Иванова В.И., он врач, он всегда сможет применить |
Р | |||||||||||
свои знания на практике, ведь от его знаний зависит жизнь людей. |
| |||||||||||
В заключении хотелось бы сказать, что прочитанный мною текст С.Кокориной ещё раз заставляет |
| | |||||||||||
задуматься о большой разнице между понятиями «получить образование» и «быть образованным». |
| |||||||||||
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
К6 |
К7 |
К8 |
К9 |
К10 |
К11 |
К12 |
Кол-во баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания ответа на задание С1 - 2012 год |
Баллы |
I Содержание сочинения |
|
К 1 Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. |
1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. |
0 |
К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. |
2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. |
1 |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. |
0 |
К 3 Отражение позиции автора исходного текста |
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. |
1 |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. |
0 |
К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). |
3 |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. |
2 |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. |
1 |
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. |
0 |
II. Речевое оформление сочинения |
|
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
К 6 Точность и выразительность речи |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. |
1 |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. |
0 |
III Грамотность |
|
К 7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
Допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3-4 ошибки |
1 |
Опущено более 4-х ошибок |
0 |
К 8 Соблюдение пунктуационных норм |
|
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
допущены 1 – 3 ошибки |
2 |
допущено более 4-5 ошибок |
1 |
допущено более 5 ошибок |
0 |
К 9 Соблюдение языковых норм |
|
грамматических ошибок нет |
2 |
допущены 1 – 2 ошибки |
1 |
допущено более 2 ошибок |
0 |
К 10 Соблюдение речевых норм |
|
допущено не более 1 речевой ошибки |
2 |
допущены 2 – 3 ошибки |
1 |
допущено более 3 ошибок |
0 |
К 11 Соблюдение этических норм |
|
этические ошибки в работе отсутствуют |
1 |
допущены этические ошибки (1 и более) |
0 |
К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале |
0 |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12) |
23 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых
ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается нулём баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный
текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»
Структура сочинения, речевые клише Каждая часть – отдельный абзац! | ||
1. Вступление |
-Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...) -Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и... -Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки). -В центре внимания автора (находятся)... -Главные усилия автора направлены...
- вопросно-ответное единство - цепочка вопросительных предложений. - назывное предложение - риторический вопрос - цитата
- парадоксальное высказывание | |
2. Формулировка проблемы Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. |
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему. Речевые клише: - Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему - Касается .. проблемы. - Уделяет внимание ... проблеме. - Над какой-л. проблемой думать, работать. - Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения - Автор затрагивает проблему... - Много места уделено проблеме... - Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. - Автор очень эмоционально отстаивает идею... - Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ... - Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою). | |
3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы) Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста |
К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…)
Об этом много пишут … Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме… Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда… Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ... Затронутая автором проблема имеет многовековую историю… Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему. Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. | |
4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? |
Средства выражения авторской позиции | |
Автор считает (полагает, убеждает, призывает…) Автор убедительно доказывает свою мысль…, …- Так определяет автор своё отношение к … Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует… Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция… Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор); Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.); Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений; Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...; Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни
|
Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы; Автор убеждает читателя в правоте своей позиции; Автор показывать негативную сторону нашей жизни; В словах автора звучит мнение большинства людей; Автор пытается найти в читателе единомышленника; Автор пытается понять, почему ...; Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо; Изучая проблему, автор приходит к выводу, что… Автор позиция ясна: … - Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни; Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни | |
5-6. Моя позиция +аргументы |
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме Позиция согласия/несогласия | |
За |
Против | |
особенно близка мне мысль автора о… ; - мне близка позиция автора по отношению к … ; согласен с автором в том, что… ; вполне согласен с мыслями автора о… ; - нельзя не согласиться с автором в том, что… ; автор прав, утверждая, что… |
- осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ; - мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ; - мысли автора о… близки мне, однако… ; - позволю себе не согласиться с автором в том, что… на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ; - Возможно, не все верно (правильно, безупречно...) - В отличие от автора, я считаю, что... - Однако не со всеми высказываниями можно согласиться. в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения; Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что... - Писатель упускает из виду (пренебрегает)... - На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что... - Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным. - К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами. | |
Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому | ||
|
Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения. В качестве аргументов могут выступать: а) логические доказательства, доводы; б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг; в) мнения авторитетных людей, цитаты и др. Вспомним… Это подтверждается … В доказательство можно привести ещё и такой аргумент… 1) Пример из художественной, публицистической или научной литературы 2) Пример из художественной, публицистической или научной литературы или аргумент с опорой на знания, жизненный опыт
| |
7. Заключение |
- В заключение хотелось бы отметить... - Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. .. - На мой взгляд, статья (очерк) предназначена... - Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное… - Таким образом, нельзя не согласиться… |
Сочинение чётко структурировано, соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого типа. В качества зачина к сочинению использована цитата. Проблема сформулирована верно, грамотно дан комментарий. С опорой на анализ исходного текста определена авторская позиция. Собственное мнение ученица выразила, привела 3 аргумента, 2 из них из художественных произведений.
(4) От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. (5) Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. (6) Берегись тогда, живая душа. (7) Я и догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
(8) Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. (9) Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась.
(10) Я узнал птицу. (11) Это был коростель, дергач по- нашему. (12) Все его друзья дергачи отправились в теплые места зимовать, а этот уйти не смог. (13) У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. (14) Вот потому – то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
(15) Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную птицу…
(16) Много уже лет я живу и всякого навидался. (17) Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. (18) Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля, зачем? (по В.П.Астафьеву)
Номинация «Копилка приемов и методов подготовки к итоговой аттестации в 9, 11 классах»
10 10 2014
10 стр.
Диагностические контрольные задания по английскому языку по аспекту «Письмо» в формате егэ для 10 класса к умк «Английский язык 10 класс» О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой
09 10 2014
1 стр.
Майер Елена Николаевна. Практикум по подготовке к сочинению (часть с егэ) «Шесть уроков – шесть ступеней к сочинению»
08 10 2014
4 стр.
От чего зависит максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов, выбиваемых из металла при фотоэффекте?
14 12 2014
1 стр.
Систематизировать знания учащихся по ключевым разделам планиметрии. Создать содержательные и организационные условия для применения школьниками комплекса знаний для решения задач,
15 12 2014
1 стр.
Работа с классным руководителем по изучению индивидуальных особенностей учащихся с целью подготовки к. Гиа, егэ
27 09 2014
1 стр.
Анализ результатов егэ-2012 г и результатов поступления в вузы. Корректировка образовательной программы оу, плана по подготовке к егэ
08 10 2014
1 стр.
Дополнительная литература : Round up 6, М. Вербицкая, М. Манн Сборник тестов для подготовки к егэ по английскому языку издательства macmillan
06 10 2014
1 стр.