Перейти на главную страницу
УДК: 796.071.5:616.899.3
24.00.01. – Олимпийский и профессиональный спорт
кандидата наук по физическому воспитанию и спорту
Киев – 2011
Диссертацией является рукопись
доктор педагогических наук, профессор Деминский Алексей Цезаревич, Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта, ректор;
Защита состоится «20» мая 2011 г. в 1400 на заседании специализированного ученого совета Национального университета физического воспитания и спорта Украины (03680, г. Киев-150, ул. Физкультуры, 1).
Автореферат разослан «18» апреля 2011 г.
Ученый секретарь
специализированного ученого совета В.И. Воронова
Сущность социальной интеграции лиц с отклонениями умственного развития заключается в предоставлении этим людям специально организованных условий для привлечения их к активному участию в жизни общества с учетом их возможностей и потребностей. Одним из наиболее эффективных и доступных путей социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями является физическая культура и спорт. Формирование и развитие спортивного движения для лиц с отклонениями умственного развития по программе Специальных Олимпиад в Украине обусловливает необходимость поиска новых дидактических подходов к проведению тренировочных занятий с учетом их интеллектуальных, физических, психологических особенностей и идеологических основ Международного движения Специальных Олимпиад (Н. Булгакова, С. Морозов, 2005; И. Макущенко, В. Пристинский, 2008; П. Королев, 2009).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследований: анализ научно-методической литературы и материалов сети Интернет для изучения физических, психических возможностей лиц с отклонениями умственного развития, особенностей проведения тренировочных занятий в спорте инвалидов; педагогическое наблюдение применялось во время тренировочных занятий для детального изучения поведения спортсменов; педагогическое тестирование использовалось для определения уровня физической подготовленности; социологические методы использовались для выявления мнений респондентов о дидактических особенностях проведения тренировочных занятий; педагогический эксперимент проводился для определения эффективности разработанных рекомендаций; метод сравнения использовался для сопоставления уровня физического развития спортсменов с отклонениями умственного развития и их здоровых сверстников; методы математической статистики использовались для объективного анализа полученных данных.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и задачи работы, показана связь исследования с научными планами и темами; сформулированы объект, предмет, научная новизна и практическое значение полученных результатов; освещен личный вклад автора, представлена информация об апробации полученных результатов исследования, указано количество публикаций.
В разделе освещены специфические особенности спорта инвалидов по программам Специальных Олимпиад в структуре адаптивной физической культуры. Проанализированы закономерности развития лиц с отклонениями умственного развития, психофизические нарушения, в зависимости от степени умственной отсталости, на основе которых определены педагогические основы проведения тренировочных занятий. Указано, что научных трудов, относительно повышения эффективности проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития, путем разработки условий реализации дидактических особенностей, в доступной литературе не выявлено.
Констатирующий эксперимент проводился с целью получения первичной информации о дидактических аспектах тренировочного процесса, уровне физической подготовленности, состоянии опорно-двигательного аппарата спортсменов Специальной Олимпиады. В дальнейшем исследования проводились по адаптированной программе «ФАНфитнесс» при участии спортсменов 17–18 лет Специальной Олимпиады Украины. Формирующий эксперимент проводился с целью определения показателей физического развития, динамики физической подготовленности, состояния опорно–двигательного аппарата после использования тренерами предложенных методических рекомендаций.
В исследованиях по программе «ФАНфитнесс» приняли участие 34 спортсмена 17–18 лет Специальной Олимпиады из разных регионов Украины.
В рамках исследования был проведен опрос экспертов с целью выявления условий реализации принципов и определения дидактических особенностей проведения тренировочных занятий с соответствующим контингентом.
Исследования были условно разделены на этапы:
В третьем разделе «Характеристика физической подготовленности спортсменов с отклонениями умственного развития по программе «ФАНфитнесс»» представлены результаты педагогического констатирующего эксперимента, проведенного по волонтерской программе Специальных Олимпиад «ФАНфитнесс» (рис. 1). Волонтерская программа «ФАНфитнесс» состоит из 4 частей:
– опрос спортсменов, с целью определения количества тренировочных занятий в неделю, приоритетных видов спорта;
– определение показателей физического развития и подготовленности, состояния опорно-двигательного аппарата, функциональной подготовленности;
– обучение спортсменов, тренеров, волонтеров Специальной Олимпиады, членов семей, направленное на обоснование важности тренировочных занятий;
– оформление индивидуальной «Карты атлета» Специальной Олимпиады и предоставление спортсменам рекомендаций с целью улучшения их двигательных навыков, спортивной формы, оптимизации тренировочного процесса.
Рис. 1. Структура программы «Здоровые атлеты» Специальных Олимпиад
В результате проведения исследований по программе «ФАНфитнесс» были определены средние показатели (±S) длины тела спортсменов 17–18 лет Специальной Олимпиады – 170±5,89 см, массы тела – 63,8±5,92 кг. Средние показатели индекса физического развития находятся в диапазоне 359±30,79 у.ед. У 70 % спортсменов были выявлены нарушения осанки, у 80 % – стопы. У 70 % испытуемых установлена различная длина нижних конечностей (разница составляет 1–4 см). При определении подвижности в коленном суставе показатели ниже нормы зафиксированы у 47 % спортсменов Специальной Олимпиады, в голеностопном – у 32 %, в плечевом – у 29 %. При выполнении тестового упражнения «поднимание в сед за 1 мин» у 59 % спортсменов показатели были ниже нормы (
=22,7±7,64).
Содержательная направленность тренировочных занятий, в первую очередь, обусловлена философией, целью и задачами международного движения Специальных Олимпиад. Философия Международного спортивного движения Специальных Олимпиад заключается не в достижении високих спортивних результатов спортсменами, а в предоставлении этим спортсменам возможности получать удовольствие от тренировочных занятий и участия в соревнованиях. Основная цель Специальных Олимпиад заключается в том, чтобы помочь людям с отклонениями умственного развития стать полноправными членами общества, принимать активное участие в общественной жизни через предоставление этим людям справедливых возможностей для демонстрации своих навыков и способностей в условиях спортивных соревнований, а также информировать общественность о возможностях и потребностях этих людей.
В результате проведенных исследований выделено 4 основных направления тренировочных занятий: педагогическое, спортивное, коррекционное, социальное (рис. 2).
Рис. 2. Направленность тренировочных занятий согласно программ Специальных Олимпиад
Реализация общеметодических принципов во время проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития имеет ряд особенностей, обусловленных их физическими, интеллектуальными, психологическими возможностями. Наиболее значимыми принципами являются принципы доступности и индивидуализации. При выполнении физических упражнений необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности спортсменов.
Для реализации принципа доступности необходимо обязательное проведение тестового тренировочного занятия с целью выявления возможностей спортсменов; стимуляция активности спортсменов; выполнение спортсменами доступных, но не слишком легких заданий. Реализация принципа систематичности и последовательности заключается в логической последовательности и связи между тренировочными занятиями; количество и продолжительность тренировочных занятий обусловлены степенью умственного отклонения; повышенное значение имеет повторение и закрепление изученных физических упражнений.
Реализация принципа сознательности и активности усложнена психическими нарушениями, характерными для лиц с отклонениями умственного развития. Для повышения активности спортсменов на тренировочных занятиях тренеру необходимо проводить разъяснительные и доступные беседы о значимости решаемых задач, и занятий спортом в целом. Не использовать монотонные упражнения, обучать спортсменов посредством спортивных и подвижных игр.
Реализация принципа наглядности заключается в доступности и яркости предоставляемой спортсменам информации; многоразовом повторении тренером разучиваемого упражнения; демонстрации физических упражнений по частям; использовании спортсменами «Карты атлета» самостоятельно. Для эффективной реализации принципа прочности усвоения знаний необходимо: многоразовое повторение упражнений; начинать тренировочные занятия с повторения задач предыдущих занятий; постепенное повышение интенсивности и продолжительности выполнения физических упражнений (рис. 3).
Принцип связи с практикой заключается в разработке тренировочных программ с направленностью на возможную практическую деятельность (работу).
Наряду с общеметодическими принципами во время проведения тренировочных занятий со спортсменами Специальной Олимпиады имеет место реализация принципа эмоциональности обучения. Он реализуется через бодрое, образное изложение материала, речь тренера, его отношение к спортсменам, использование интересных примеров, применение наглядности и технических средств обучения, создание у спортсменов чувства выполненного долга. Выявлено, что проведение тренировочных занятий со спортсменами, имеющими отклонения умственного развития, по программам Специальных Олимпиад характеризуется коррекцинно–развивающей направленностью. Поэтому, важное значение имеет реализация специально-методических принципов (табл. 1).
Первоочередная цель спортивного движения Специальных Олимпиад заключается в помощи лицам с отклонениями умственного развития стать полноправными членами общества, путем предоставления им прав и возможностей тренироваться и соревноваться с другими спортсменами. Поэтому важную роль
экспертного анализа позволили выявить, что основной задачей тренировочных занятий по программе Специальных Олимпиад является ускорение процессов социальной интеграции. Определяющую роль в этом играет реализация волонтерских программ во время проведения тренировочных занятий: «Здоровье атлетов», «Объединенный спорт», «Факельный пробег». Сущность указанных программ заключается в регулярном привлечении здоровых лиц к проведению и участию в тренировочных занятиях совместно со спортсменами с отклонениями умственного развития.
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта
10 10 2014
3 стр.
07 10 2014
1 стр.
Значение стресса в детском возрасте. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выя
09 09 2014
6 стр.
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования
27 09 2014
1 стр.
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования
15 10 2014
1 стр.
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования
01 10 2014
1 стр.
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
25 12 2014
1 стр.
Технология механизированных сельскохозяйственных работ: метод указания для практ занятий. Ч. III: Технология проведения основных операций при возделывании картофеля /сост. А. В. Мы
10 10 2014
1 стр.