Перейти на главную страницу
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Игры и упражнения, приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.
Пассивная гимнастика для пальцев рук.
— Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.
— При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.
— При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
— При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
— Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.
— Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.
— Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.
— Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.
Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова.
В большинстве случаев, конечно, так и случается, и стоит молчуну справить свой двухлетний юбилей, как он начинает говорить: уверенно, бойко, сразу целыми предложениями. Но бывает, что речь идет о чем-то более серьезном, чем просто склад характера или индивидуальные особенности развития, и тогда, чтобы заговорить, малышу потребуется ваша помощь.
Если ребенок к двум годам не начал говорить, его нужно обязательно показать отоларингологу, а если тот сочтет необходимым, то и сурдологу. Ведь одна из самых распространенных причин задержки речевого развития – это нарушение слуха. Нормальному формированию речи может мешать даже незначительное снижение слуха. Для подавляющего большинства родителей диагноз «тугоухость» оказывается абсолютной неожиданностью: детская психика крайне пластична, и малыш со сниженным слухом привыкает угадывать, что ему говорят, по артикуляции, мимике, жестам.
Определить, что малыш плохо слышит, можно по косвенным симптомам:
– Ребенок не замечает, что кто-то говорит, если говорящий находится за пределами его поля зрения.
– Очень внимательно следит за мимикой говорящего.
– Не выполняет с первого раза простые просьбы или выполняет их неправильно.
– Выглядит растерянным, если замечает, что его звали.
– Поворачивает ухо к источнику звука.
К счастью, большинство дефектов слуха у детей носит кондуктивный характер, когда поражены наружные органы слуха: наружное и среднее ухо, барабанная перепонка, слуховые косточки, ушные раковины. Достаточно устранить препятствие, мешающее звуку проходить по слуховому проходу, и слух восстанавливается. Самые распространенные причины кондуктивной тугоухости – это хронический отит, аденоиды 3-4-ой степени, серные пробки, инородные тела, травмы барабанной перепонки. Все они более или менее легко поддаются лечению.
Однако существуют ситуации, когда поражаются нервные клетки, отвечающие за восприятие слухового сигнала. Иногда такие нарушения носят врожденный характер. Но если даже в первые месяцы жизни никаких отклонений врачи не обнаружили, не теряйте бдительности. Малыш может частично или полностью потерять слух, переболев гриппом, менингитом, паротитом, корью, скарлатиной. Причиной поражения слуха может стать и при-менение антибиотиков из группы аминогликозидов: стрептомицина, гентамицина. К тугоухости может привести и травма головы. К сожалению, в подобных случаях нарушения слуха носят необратимый характер.
Другая серьезная причина задержки речевого развития – детский аутизм. Причины этого заболевания до конца не изучены, на сегодняшний день можно лишь с достаточной степенью уверенности утверждать, что оно имеет генетический характер. При аутизме нарушается связь между маленьким человечком и окружающим его миром. Кроха словно живет в стеклянном дворце. Он будто бы рядом с нами, мы можем наблюдать за ним, но установить с ним эмоциональную связь практически невозможно.
При этом до определенного момента родителям может казаться, что он не только не отстает в развитии от сверстников, но даже опережает их.
И хотя такие дети прекрасно слышат, они не пытаются говорить и не воспринимают обращенную к ним речь, поскольку не только не испытывают потребности в общении, но и всячески стараются уклониться от него. Мозг такого ребенка блокирует сигналы, поступающие от органов слуха, и в результате зоны, отвечающие за речевое развитие, развиваются неправильно или перестают развиваться вообще.
Если есть хоть малейшее подозрение, что у ребенка аутизм, обращайтесь в специализированные коррекционные центры, где опытные врачи разработают для вашего малыша индивидуальную программу коррекции, порекомендуют специальную логопедическую группу.
К сожалению, на сегодняшний день нет ни лекарств, ни процедур, которые гарантированно излечили бы малыша от аутизма. Но это вовсе не значит, что нужно сдаваться и впадать в отчаяние. Ведь не так уж и редки случаи, когда ежедневные и ежечасные усилия родителей и педагогов приносили плоды, и маленький человек, вырвавшись из своего хрустального дворца, неожиданно начинал нормально общаться и развиваться.
Если ленится язычок
Нередко малыш не может начать говорить из-за проблем, связанных с дефектами речевого аппарата. Конечно, такие грубые патологии, как незаращение нёба, специалисты выявляют еще в младенчестве. А вот, например, на укороченную подъязычную уздечку могут и не обратить внимания. В этом случае решить проблему поможет несложная хирургическая манипуляция.
Иногда причина молчания – недоразвитие и вялость мышц речевого аппарата. Тогда «разговорить» молчуна поможет артикуляционная гимнастика.
– Легонько надавливая пальцами, делайте массаж губ и щечек по направлению от центра губ к ушкам.
– Намажьте плоскую тарелку чем-то вкусным (например, фруктовым пюре) и попросите малыша облизать ее, как котенок, высовывая язычок как можно дальше.
– Приобретите различные игрушечные музыкальные инструменты: свистульки, флейту, губную гармошку – и научите малыша дуть в них.
– Купите или смастерите вертушку из цветной бумаги и покажите крохе, как делать «ветерок».
– Очень полезно пускать мыльные пузыри.
– Не стесняйтесь гримасничать вместе с малышом.
Научите его надувать щеки, высовывать язык, вытягивать губы трубочкой, покусывать губы зубами.
Раннее развитие… или преждевременное?
Бывает и так, что родители сами тормозят речевое развитие своих детей. Мы не говорим об извергах, которые бросают несчастных младенцев в одиночестве, не поют им песен, не рассказывают сказок. Речь идет о любящих папах и мамах, донельзя озабоченных интеллектуальным развитием своих крошек.
С самого рождения и до двух лет у ребенка бурно формируются центры восприятия и воспроизводства устной речи. За письменную речь – чтение и письмо – отвечают совсем другие зоны мозга. Если родители, движимые самыми лучшими побуждениями, начинают едва ли не с рождения активно стимулировать эти зоны, показывая малышу кубики Зайцева, карточки Домана или любые другие пособия по обучению чтению, все усилия мозга перераспределяются, и центры восприятия устной речи остаются пассивными. Научиться читать грудной младенец никак не может, но и нормальное речевое развитие у него затормаживается. Поэтому даже если вы сторонник сверхраннего обучения чтению, отложите знакомство с буквами до той поры, когда малыш в полном объеме освоит устную речь.
Кроме того, крохи, которых заботливые родители из самых лучших побуждений с утра до ночи пичкают кубиками с буквами или карточками со словами, подчас лишены живого эмоционального общения.
А значит, не умеют использовать речь по прямому назначению – для коммуникации.
Еще одна ловушка, которая подстерегает продвинутых родителей, – это развитие мелкой моторики.
Помните старый анекдот: в семье трагедия, ребенок не говорит. Ни в год, ни в два, ни в пять лет. И вот однажды, когда вся семья сидит за столом, мальчик объявляет: «Мясо не прожарено». Потрясенные родители спрашивают: «Милый, почему же ты до сих пор молчал?» – «До сих пор все было нормально!» – отвечает он.
Шутки шутками, а ведь действительно, сплошь и рядом родители создают ситуации, когда ребенку просто незачем учиться говорить. Заботливые мама и папа с утра до ночи, кажется, только тем и заняты, что пытаются предугадать и выполнить все желания малыша. Захнычет в кроватке – его тут же берут на ручки; отодвинет капризно тарелку с кашей – перед ним, как по мановению волшебной палочки, появляется десяток яств; требовательно заноет, показывая пальчиком на полку с игрушками, – и мама кидается гадать, хочет он зайку, кубики или пирамидку.
Бывает и так, что родители постоянно говорят с малышом, что-то рассказывают ему, поют, читают, но все это в режиме монолога. Малыш привыкает, что вокруг него постоянно звучит речь, хорошо ее понимает, но сам даже и не пытается вклиниться в бурный словесный поток.
Для развития речевых функций сначала должна сформироваться крупная моторика. Прежде чем играть с малышом в пальчиковые игры, необходимо добиться, чтобы он брал всей кистью крупные предметы.
Чтобы малыш начал говорить, он, прежде всего должен понять, что речь нужна для взаимного общения, для диалога. Но о каком же диалоге может идти речь, если кроха еще не умеет разговаривать? Еще задолго до того, как малыш начнет говорить, у него уже накапливается довольно солидный словарный багаж, так называемый пассивный запас. То есть кроха знает их намного больше слов, чем может произнести.
Этим-то и нужно воспользоваться. Когда малыш явно хочет о чем-то вас попросить жестами или плачем, не кидайтесь сразу же выполнять его просьбу. Но не стоит впадать и в противоположную крайность, настойчиво требуя, чтобы кроха «сказал, чего он хочет». Ведь сказать-то он пока не умеет и, непонятый, будет горько рыдать. Лучше переспросите у малыша: «Ты хочешь мячик?» – и тут же объясните: «Надо сказать: «Я хочу мячик. Дай, мама, мячик». А мама тебе ответит: «На, Катя, мячик». Перед ключевым словом каждый раз делайте небольшую паузу. Ребенок наверняка уже знает, как называется предмет, который он требует, и сумеет мысленно воссоздать зву-ковой образ нужного слова.
Когда будете читать малышу хорошо знакомые ему стихи или петь песенки, оставляйте такую же паузу перед последним словом каждой строки.
Запирать его одного в темной или тесной комнате.
Причины нарушений в поведении ребенка, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым:
Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научитс
12 09 2014
1 стр.
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
24 09 2014
1 стр.
Ниже приведены некоторые пальчиковые игры и стихоритмики, которые мы используем с детьми на занятиях. Когда вы выполняете пальчиковую игру важно придерживаться основных правил
15 12 2014
1 стр.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихов, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, пальчиковая гимнастика; иллю
25 12 2014
1 стр.
Поэтому учителя начальной школы должны обязательно знать теоретические сведения о методике развития координационных способностей мышц кисти, упражнения пальчиковой гимнастики, влад
25 12 2014
1 стр.
Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, о
03 09 2014
1 стр.
Парадигма: Очерки философии и теории культуры. Вып. 7–СПб.: Ид спб Гос. Ун-та, 2007
15 09 2014
3 стр.
Прежде всего, о самом термине: гимнастика. Исходим из того, что термин этот имеет широкий смысл: ведь говорят, например, гимнастика ума
11 10 2014
1 стр.