Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
A


Advance Edited Version Distr. GENERAL
A/HRC/8/5/Add.1

23 April 2008


RUSSIAN

Original: ENGLISH

СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Восьмая сессия

Пункт 3 повестки дня


ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ВСЕХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВО НА РАЗВИТИЕ

Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях

Добавление ∗∗

Резюме пяти многосторонних консультаций


Представлен с опозданием.

Резюме настоящего доклада распространяется на всех языках. Сам доклад, который содержится в приложении к резюме, распространяется только на том языке, на котором он был представлен.

A/HRC/8/5/Add.1

page 2


Резюме

Во втором полугодии 2007 года для содействия Специальному представителю Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях в разработке концептуальной и стратегической основы диалога предпринимателей и правозащитников, а также помощи в выработке ориентиров для всех соответствующих субъектов были созваны пять международных консультаций с участием многих заинтересованных сторон.

В ходе консультаций были рассмотрены следующие вопросы: а) роль государств в эффективном регулировании и разрешении вопросов прав человека в контексте деятельности корпораций, b) предприятия и права человека в зонах конфликта: роль государств базирования, с) обязанность корпораций соблюдать права человека,

d) механизмы подотчетности применительно к разрешению жалоб и споров, касающихся корпораций и прав человека, и е) повышение эффективности деятельности предприятий в области соблюдения прав человека на основе многосторонних инициатив. Все консультации созывались совместно с той или иной неправительственной организацией.

С резюме материалов всех четырех рабочих встреч и списками участников можно ознакомиться на вебсайте Специального представителя1. В настоящем добавлении к докладу Специального представителя 2008 года сводятся воедино резюме материалов пяти консультаций.

В ходе консультативного совещания по вопросу о роли государств в эффективном регулировании и разрешении вопросов прав человека в контексте деятельности корпораций участники рассмотрели проблемы, касающиеся подпункта 1 b)

резолюции 2005/69 Комиссии по правам человека, в котором Комиссия просила Специального представителя проработать вопрос о роли государств в эффективном регулировании и определении роли транснациональных корпораций и других предприятий в отношении прав человека, в том числе на основе международного сотрудничества.

Основная цель этого совещания заключалась в выработке идей относительно правовых и политических обязанностей принимающих государств и государств базирования; в этой связи были рассмотрены семь основных тем: а) значение, источники и сфера охвата обязанности государств защищать, b) учет правозащитных аспектов в
1 См. https://www.business-humanrights.org/Gettingstarted/UNSpecialRepresentative.

A/HRC/8/5/Add.1

page 3 экономической политике, с) инвестиционная политика и права человека, d) торговая политика и права человека, е) государственная поддержка корпораций, осуществляющих деятельность за рубежом, в том числе по линии агентств экспортного кредитования,

f) экстерриториальное регулирование, и g) согласование национальной и международной политики.

Был затронут также ряд других актуальных тем. Во-первых, большинство участников согласились с тем, что государства обязаны защищать от злоупотреблений со стороны корпораций в рамках своей юрисдикции, однако многие государства либо не совсем понимают, как выполнять эту обязанность, либо не желают ее выполнять.

Во-вторых, было признано, что с юридической точки зрения вопрос об экстерриториальности этой обязанности остается спорным, однако государства базирования имеют серьезные политические основания для принятия конкретных мер в целях предотвращения за пределами своей территории злоупотреблений со стороны корпораций, штаб-квартиры которых находятся в их юрисдикции. В-третьих, по общему мнению, основным фактором, препятствующим и принимающим государствам и государствам базирования в осуществлении эффективных действий, является несогласованность национальной политики. К тому же создалось впечатление, что принимающие государства и государства базирования, возможно, опасаются оказаться в невыгодном положении с точки зрения конкурентоспособности, если они будут слишком строго регламентировать деятельность предприятий, и что в этой связи следует прилагать больше усилий для решения этих вопросов на международном уровне.

В заключение Специальный представитель отметил, что все более широко признается тот факт, что в сложившемся положении у компаний и правительств нет необходимых ориентиров и в достаточной мере не защищены ни отдельные лица, ни группы лиц. При этом он заявил, что в ходе совещания были изучены конкретные пути изменения ситуации и было найдено множество способов, которые государства могли бы применить для улучшения положения в области соблюдения корпорациями прав человека, не создавая при этом угрозы для экономических возможностей и перспектив развития.

В стремлении более тщательно проработать вопрос о роли государств в эффективном регулировании и разрешении вопросов прав человека в контексте деятельности корпораций было проведено еще одно консультативное совещание, посвященное вопросу реальной и потенциальной роли государств базирования в ситуациях, когда "их" компании осуществляют свою деятельность в зонах конфликта за рубежом.

В ходе совещания были рассмотрены три основных вопроса:

A/HRC/8/5/Add.1

page 4

а) Какие меры принимают государства, если принимают, в настоящее время в целях предотвращения или ограничения нарушений прав человека со стороны своих корпораций, осуществляющих деятельность в зонах конфликта?



b) Что могли бы сделать государства базирования для того, чтобы предотвратить или ограничить такие злоупотребления?

с) Как государства могли бы бороться с правонарушениями, совершаемыми их корпорациями в зонах конфликта?

Участники совещания пришли к выводу о том, что государствам базирования следует играть более весомую роль в решении проблем, связанных с деятельностью предприятий и соблюдением прав человека, в зонах конфликта. Согласно общему мнению, политика и практические действия государств базирования в связи с решением этих проблем, если они вообще в них реализуются, носят ограниченный, частичный, преимущественно односторонний и ситуативный характер. Выяснилось также, что многие государства базирования не справляются с этими сложными вопросами и отстают в этом и от международных кредитных учреждений, и от ответственных предприятий. Кроме того, установлено, что многие государства базирования, если не большинство, придают гораздо более существенное значение расширению экспорта и иностранным инвестициям, нежели вопросам прав человека.

Участники согласились с тем, что государствам-участникам следует проявлять хотя бы некоторую осмотрительность, прежде чем поощрять деятельность "своих" компаний в зонах конфликта. В частности, это подразумевало бы обеспечение информированности всех сотрудников государственных учреждений, занимающихся содействием иностранным инвестициям, о положении в области прав человека в зонах конфликта, где предлагается разместить инвестиции; предоставление этими учреждениями актуальной, точной и всеобъемлющей информации по вопросам соблюдения прав человека в этих районах компаниям, чтобы последние могли принимать решения с учетом ситуации, в частности при взаимодействии с местными сторонами, обвиняемыми в злоупотреблениях; обеспечение того, чтобы агентства экспортного кредитования, прежде чем предоставлять займы компаниям, осуществляющим деятельность в зонах конфликта, требовали от них проявления должной осмотрительности в вопросах прав человека.

Участники из числа представителей корпораций и гражданского общества заявили о необходимости получения от государств базирования четких и конкретных указаний в отношении того, какая практика является приемлемой в зонах конфликтах с

A/HRC/8/5/Add.1

page 5 правозащитной точки зрения. Было выражено общее мнение, что важным инструментом в этой связи могла бы стать система "красных флажков", а именно набор показателей, дающих основания говорить о наличии или отсутствии проблем в области соблюдения предприятиями прав человека, а также свидетельствующих о необходимости вмешательства государства базирования.

В ходе консультативного совещания по вопросам обязанности корпораций соблюдать права человека были изучены концептуальные и практические аспекты этой обязанности, в том числе меры, которые надлежит принять компаниям, чтобы обоснованно считать себя действительно соблюдающими права человека в своей деятельности и убедить в этом соответствующие заинтересованные стороны. Корпоративная обязанность соблюдать права человека по сути означает невмешательство в осуществление прав или, проще говоря, принцип "не навреди". Для реализации этого принципа могут потребоваться определенные действия со стороны компаний. При этом обязанность соблюдать права человека является общим требованием во всех ситуациях.

В интересах более предметного обсуждения обязанности корпораций соблюдать права человека были представлены два проведенных недавно исследования нарушений прав человека, предположительно совершенных корпорациями. Первое исследование было выполнено Международным советом по горнодобывающей деятельности и металлам, а второе - Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека в порядке поддержки мандата Специального представителя. Согласно результатам обоих исследований, компании могут воздействовать и воздействуют на весь спектр прав человека. Принимая меры по обеспечению соблюдения прав человека, компаниям следует учитывать этот факт.

Участники совещания затронули также необходимость разработки комплексной аналитической концепции, которая могла бы служить для корпораций ориентиром при выработке корпоративной политики и практики управления с учетом прав человека, а также гарантией соблюдения принципа "не навреди" в их деятельности. Была предложена концепция должной осмотрительности, которую признали полезной отправной точкой для компаний, стремящихся учитывать правозащитные аспекты в своей деятельности.

Затем участники обсудили сферу охвата и содержание понятия должной осмотрительности, которую должны проявлять компании, выполняя свою обязанность по соблюдению прав человека. В центре внимания в ходе обсуждения оказалась необходимость разработать правозащитные концепции и интегрировать их в деятельность компании, а также рассмотреть возможные последствия деятельности компании путем проведения оценок воздействия компании на осуществление прав человека. Обсуждались

A/HRC/8/5/Add.1

page 6

также мероприятия по мониторингу и контрольным проверкам, позволяющим компании отслеживать происходящие изменения, и проблемы подотчетности в контексте механизмов рассмотрения жалоб и возмещения ущерба. Участники рассмотрели также вопрос о том, как такие понятия, как сфера влияния и корпоративное соучастие, соотносятся с обязанностью корпорации соблюдать права человека.



В ходе консультативного совещания по вопросам применения механизмов подотчетности при разрешении жалоб и споров, связанных с нарушением прав человека корпорациями, основное внимание было уделено внесудебным механизмам рассмотрения жалоб, которыми могут пользоваться отдельные лица и группы лиц, чьи права ущемляются корпорациями. Обсуждались механизмы рассмотрения жалоб на уровне компании или проекта, на национальном уровне, на уровне инициатив с участием многих заинтересованных сторон и инициатив в области промышленности, а также на многостороннем уровне. Были затронуты следующие вопросы:

а) как повысить эффективность существующих внесудебных механизмов рассмотрения жалоб и устранить неувязки в их применении;

b) какой цели служат и должны служить механизмы рассмотрения жалоб на уровне компании;

с) какими принципами следует руководствоваться при создании механизмов рассмотрения жалоб на уровне компании или проекта;

d) какие институциональные нововведения могли бы частично восполнить имеющиеся в настоящее время пробелы.

В ходе обсуждения подчеркивалась важность привлечения к урегулированию наиболее серьезных споров, по возможности соответствующих должностных лиц государственных органов национального и местного уровней, а также в целом были подтверждены преимущества подходов на основе сотрудничества. Обсуждались проблемы расширения деятельности многих механизмов, причем признавалось, что механизмы многосторонних инициатив могли бы служить связующим звеном, а механизмы многосторонних институтов могли бы использоваться как рычаги управления и создавать прецеденты. Преобладало мнение о том, что механизмы должны опираться на правозащитный подход, причем механизмы рассмотрения жалоб должны применяться с учетом норм, стандартов и принципов, касающихся прав человека, независимо от того, являются ли предметом спора материально-правовые или какие-либо другие вопросы защиты прав человека.

A/HRC/8/5/Add.1

page 7


В отношении механизмов на уровне компаний были определены следующие конкретные задачи: согласовать их с системами управления и механизмами стимулирования, решить проблему неравного распределения полномочий, обеспечить доступ, подотчетность, мобилизовать средства и провести оценку эффективности. В качестве институциональных нововведений предлагалось создать глобальный механизм с функциями омбудсмена, учреждение по вопросам предпринимательства и прав

человека, информационно-справочные центры для упрощения обмена информацией о механизмах рассмотрения жалоб и открытую сеть для аналогичных целей, а также механизм подотчетности иностранных инвесторов и отдать национальные контактные центры в частные руки.

Консультативное совещание по вопросам совершенствования деятельности предприятий в отношении соблюдения прав человека на основе многосторонних инициатив проводилась после представления доклада Специального представителя в Совете по правам человека за 2007 год (A/HRC/4/35), в котором он признал многосторонние инициативы важной дополнительной составляющей традиционных процедур заключения межгосударственных договоров и разработки стандартов в рамках

"мягкого права", касающихся деятельности предприятий и соблюдения прав человека.

Консультация была призвана выявить а) "положительный", если не "передовой", опыт управления многосторонними инициативами и b) критерии для поддающегося проверке и эффективного осуществления кодексов поведения для производственных систем. В отношении первой цели в качестве важных принципов управления многосторонними инициативами участники отметили четкость поставленной цели, участие соответствующих заинтересованных сторон, баланс полномочий и обязанностей заинтересованных сторон, подотчетность и наличие механизма рассмотрения жалоб. Высказывались различные мнения относительно оптимального уровня прозрачности той или иной многосторонней инициативы, однако все участники согласились с тем, что, как минимум, прозрачность процесса необходима. Что касается второй цели, то важными свойствами социального аудита и последующих мер, по мнению участников, являются качество и надежность, эффективность с точки зрения затрат. Они отметили, что на сегодняшний день многие системы социального аудита и принятия последующих мер не выявляют коренных причин нарушений прав человека и им не удается собственными силами увеличить свой потенциал настолько, чтобы изменить положение.

По мнению участников совещания, главным критерием успеха многосторонних инициатив являются реальные изменения в повседневной жизни людей, и с этой точки зрения многие из реализованных на сегодняшний день инициатив оказались неудачными.

A/HRC/8/5/Add.1

page 8


Наиболее важными среди обсуждавшихся стратегических вопросов и проблем были два вопроса о способах достижения критической массы для изменения конъюнктуры на рынках и о взаимоотношениях между преимущественно добровольными многосторонними инициативами и сферой регулирования. Простых ответов и готовых решений для этих проблем не существует, однако, по мнению участников, учитывая, что многосторонние инициативы приобретают свойства системного воздействия, устойчивости и масштабности, следует изучить еще четыре стратегические темы: выход за пределы мониторинга; расширение участия на местном уровне; изучение стратегической и оперативной взаимной интеграции; а также уделение большего внимания реальным факторам повышения эффективности деятельности.

A/HRC/8/5/Add.1

page 9


Annex

REPORT OF THE SPECIAL REPRESENTATIVE OF THE SECRETARY-GENERAL ON THE ISSUE OF HUMAN RIGHTS AND TRANSNATIONAL CORPORATIONS AND OTHER BUSINESS ENTERPRISES: SUMMARY OF FIVE

MULTI-STAKEHOLDER CONSULTATIONS

CONTENTS

Paragraphs Page

I. INTRODUCTION .................................................................... 1 - 3 12


II. ROLE OF STATES IN EFFECTIVELY REGULATING AND ADJUDICATING THE ACTIVITIES OF CORPORATIONS WITH RESPECT TO HUMAN RIGHTS: SUMMARY OF

THE COPENHAGEN WORKSHOP ....................................... 4 - 67 12


A. Background and goals of the consultation ...................... 4 - 10 12
B. Meaning, sources and scope of the duty to protect ......... 11 - 21 13
C. State economic policies and human rights ...................... 22 - 27 15
D. Investment and human rights .......................................... 28 - 38 16
E. Trade and human rights ................................................... 39 - 44 18
F. State support for companies operating abroad ................ 45 - 53 19
G. Regulatory steps to prevent corporate abuse abroad ....... 54 - 60 21
H. Strengthening domestic and international policy

coherence ......................................................................... 61 - 65 23


I. Summing up .................................................................... 66 - 67 24
III. BUSINESS AND HUMAN RIGHTS IN CONFLICT ZONES:

THE ROLE OF HOME STATES. SUMMARY OF THE

BERLIN CONSULTATIONS .................................................. 68 - 99 24
A. Background ..................................................................... 68 24
B. Objectives ........................................................................ 69 25
C. Consultation conclusions ................................................ 70 - 75 25

A/HRC/8/5/Add.1

page 10


CONTENTS (continued)

Paragraphs Page

D. Session summaries .......................................................... 76 - 98 26


E. Next steps ........................................................................ 99 30
IV. CORPORATE RESPONSIBILITY TO RESPECT

HUMAN RIGHTS .................................................................... 100 - 152 31


A. Background ..................................................................... 100 - 103 31
B. Introduction and objectives ............................................. 104 - 107 31
C. Understanding when and how corporations may

harm rights ....................................................................... 108 - 110 32


D. Due diligence ................................................................... 111 - 115 32
E. Policy formulation ........................................................... 116 - 119 33
F. Human rights impact and compliance assessments ......... 120 - 124 34
G. Accountability through monitoring, auditing and

assurance ......................................................................... 125 - 128 35


H. Accountability through grievance mechanisms and

remediation ...................................................................... 129 - 134 35


I. Beyond the “sphere of influence”? .................................. 135 - 142 36
J. Corporate complicity ....................................................... 143 - 147 38
K. When standards come into conflict ................................. 148 - 151 39
L. Concluding remarks ........................................................ 152 40
V. CORPORATIONS AND HUMAN RIGHTS: ACCOUNTABILITY MECHANISMS FOR RESOLVING COMPLAINTS AND

DISPUTES ................................................................................ 153 - 218 40

A/HRC/8/5/Add.1

page 11



CONTENTS (continued)
Paragraphs Page
A. Session 1: Enhancing the network of extrajudicial grievance mechanisms in the business and human

rights arena ...................................................................... 158 - 178 41


B. Session II, part 1: Company-based human rights

grievance mechanisms .................................................... 179 - 188 46


C. Session II, part 2: Draft principles for effective

company-based human rights grievance mechanisms .... 189 - 207 49


D. Session III: Institutional innovations with regard to

grievance mechanisms .................................................... 208 - 216 52


E. Conclusions ..................................................................... 217 - 218 55
VI. IMPROVING THE HUMAN RIGHTS PERFORMANCE OF BUSINESS THROUGH MULTI-STAKEHOLDER

INITIATIVES ........................................................................... 219 - 260 56


A. Introduction ..................................................................... 219 - 224 56
B. Governance of multi-stakeholder initiatives ................... 225 - 235 57
C. The role of Governments in multi-stakeholder initiatives 236 - 238 59
D. Monitoring and auditing .................................................. 239 - 244 60
E. Remediation .................................................................... 245 - 248 61
F. Successes ......................................................................... 249 - 251 63
G. Opportunities and challenges ahead ................................ 252 - 259 63
H. Conclusion ....................................................................... 260 65

A/HRC/8/5/Add.1

page 12


I. INTRODUCTION
1. During the second half of 2007, five international multi-stakeholder consultations were convened to assist the Special Representative of the Secretary-General on the issue of human rights and transnational corporations and other business enterprises in developing a conceptual and policy framework to anchor the business and human rights debate, and to help guide all relevant actors. The framework is contained in the Special Representative’s report to the Human Rights Council and comprises three core principles: the State duty to protect against human rights abuses by third parties, including business; the corporate responsibility to respect

human rights; and the need for more effective access to remedies. Each of the consultations was co-convened with a non-governmental organization.


2. The consultations addressed the following issues: (1) the role of States in effectively regulating and adjudicating the activities of corporations with respect to human rights;

(2) business and human rights in conflict zones: the role of home States; (3) the corporate responsibility to respect human rights; (4) accountability mechanisms for resolving corporate-related human rights complaints and disputes; and (5) improving the human rights

performance of business through multi-stakeholder initiatives. Participants included Government representatives, business representatives, representatives from non-governmental organizations

(NGOs), academic experts and legal practitioners, and at each workshop best efforts were made to achieve broad regional representation and gender balance.


3. Summaries of all four workshops and participants lists are available on the Special Representative’s website.1 This addendum to the 2008 report of the Special Representative combines the summaries of the five consultations. The Special Representative and his team have benefited greatly from all these discussions and wish to thank the co-conveners of each consultation, as well as the participants, for their time and contributions.

следующая страница>


Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях

Поощрение и защита всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие

468.39kb.

25 12 2014
7 стр.


Вопрос о правах человека всех лиц, подвергаемых задержанию или тюремному заключению в какой бы то ни было форме, в частности пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие

Доклад Специального докладчика г-на Найджела С. Родли, представленный в соответствии с резолюцией 1997/3 8 Комиссии по правам человека

1987.78kb.

14 12 2014
14 стр.


Доклад Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень

Генеральной Ассамблее доклад г-жи Ракель Рольник, Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень, а также о праве на

570.55kb.

26 09 2014
4 стр.


Доклад генерального секретаря резюме вопросы для обсуждения

Этот доклад, как ожидается, будет содержать важные выводы на благо стран-членов. Мгэик организует представление основных выводов сдвэн в ходе Шестнадцатого конгресса вмо

1505.29kb.

15 12 2014
6 стр.


Организация Объединенных Наций Совет Безопасности Рассылка: общая 11 апреля 2006 Оригинал: английский Восьмой доклад

Восьмой доклад Генерального секретаря об Операции Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре

478.15kb.

01 09 2014
3 стр.


Доклад нпо о ходе выполнения Республикой Таджикистан Конвенции о правах ребенка

Альтернативный Доклад о ходе выполнения Республикой Таджикистан Конвенции о правах ребенка был подготовлен оо «Бюро по правам человека и соблюдению законности»

899.36kb.

05 09 2014
6 стр.


Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на образование Вернора Муньоса Резюме

Осуществление резолюции 60/251 генеральной ассамблеи от 15 марта 2006 года, озаглавленной

486.45kb.

04 09 2014
3 стр.


Поощрение и защита прав человека: вопросы прав человека, включая альтернативные подходы в деле содействия эффективному осуществлению

Заключительный доклад Специального комитета по всеобъемлющей и единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов

555.18kb.

10 10 2014
4 стр.