Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 14страница 15



Е.П. Енина

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Учебное пособие





Воронеж 2009

ГОУВПО «Воронежский государственный

технический университет»
Е.П. Енина

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Утверждено Редакционно - издательским советом

университета в качестве учебного пособия

Воронеж 2009

УДК 681.3

ББК 65.9 (2)26

Е25
Енина Е.П. Налогообложение предприятия: учеб. пособие/Е.П. Енина. Воронеж: ГО УПВО «Воронежский государственный технический университет» , 2009. 255 с.


В учебном пособии содержатся материалы, которые позволяют студентам подготовится к лекционным и самостоятельным занятиям. Пособие предназначено для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения. Издание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям 0800100 «Экономика», 080500 «Менеджмент (производственный)», специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии», дисциплине «Налогообложение предприятия».

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям в рамках дисциплины «Налогообложение предприятия».

Табл.16. Ил.26. Библиогр. 25 назв.
Научный редактор д-р экон. наук, проф . О.Г. Туровец
Рецензенты: кафедра экономики и управления организа-

циями Воронежского государственного уни-

верситета (д-р экон. наук, проф.

Л.П. Пидоймо);


д-р экон. наук, проф. В.И. Боровиков
© Енина Е.П.,2009

© Оформление. ГОУ ВПО

«Воронежский государственный технический университет», 2009

ВВЕДЕНИЕ
Качественная подготовка специалистов в области экономики возмож­на лишь при тщательном изучении налоговых дисциплин. Это связано с тем, что именно налогообложение находится на стыке социально-по­литических и экономических интересов общества. Следует обратить внимание читателей па логику подачи материала. В значительной степени принципы налогообложения на государственном уровне определяют и базовые решения в управлении финансами на пред­приятиях и в организациях. Создание эффективной системы налогового менеджмента хозяйствующего субъекта невозможно без осмысления тео­ретических основ налогообложения. . Иными словами, налогообложение необходимо рассматривать как в научном, так и в практическом аспектах. Именно по этой логике выстрое­но изложение материалов книги. Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресур­сов. Никакое государство не может существовать без взимания налого­вых платежей.

Автор надеется, что данное пособие позволит студентам, всем заин­тересованным лицам понять важнейшие аспекты налогообложения и управления налогами на предприятиях и в организациях. Он также от­дает себе отчет в том, что предлагаемое пособие не свободно от недо­статков. Поэтому любая конструктивная критика будет воспринята с благодарностью и учтена в дальнейшей работе.


1.СТРУКТУРА НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
Структура налогового кодекса представлена в таблице 1.1
Таблица 1.1

Структура налогового кодекса




Разделы и главы

Общие положения

Раздел I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Главы 1-2 (ст. 1-18)

1 - Законодательство о налогах и сборах


2 - Система налогов и сборов в РФ

Раздел II - НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ




Главы 3-4 (ст. 19-29)

3 - Налогоплательщики и плательщики сборов

4 - Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях



Раздел III - НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНЫТРЕННИХ ДЕЛ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ. ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ



Продолжение таблицы




Главы 5-6 (ст.30-37)

5 - Налоговые органы. Таможенные орга­ны. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов. Таможенных органов. Органов внутренних

дел, их должностных лиц.

6 - Органы внутренних дел.


Раздел IV- ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Главы 7-12 (ст.38-79)

7 - Объекты налогообложения

8 - Исполнение обязанности по уплате на­логов и сборов

9 - Изменение срока уплаты

10 - Требования об уплате налогов и сбо-


ров

11 - Способы обеспечения исполнителей


обязанностей по уплате налогов и сборов

12 - Зачет и возврат излишне уплаченных


или излишне взысканных сумм

Раздел V-НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Главы 13-14

(ст.80-105)



13 - Налоговая декларация

14 - Налоговый контроль



Раздел VI - НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Главы 15-18 (ст.106-136)

15 - Общие положения

16 - Виды налоговых правонарушений и


ответственность за их совершение

17 - Издержки, связанные с осуществлени-


ем налогового контроля

18 - Виды нарушений банком обязанностей и ответственность за их совершение








2. ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
2.1. Сущность налогообложения
Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII в. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно-хозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом (1755 г.): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».

Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены — государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии — промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.

Трудность понимания природы налога связана с тем, что его следует анализировать как многоаспектное явление.

Например, Т. Ф. Юткина предлагает последовательно рассматривать налог с философской, экономической, правовой, финансово-распределительной и фискальной категорий. Многие ученые часто трактуют налог как экономическую и правовую категорию.

Используя системный подход к процессу управления налогами целесообразно рассматривать его как совокупность объективных стоимостных (финансовых) отношений, взаимодействующую с другими разноплановыми системами (аспектами). Следуя в общих чертах логике управления финансами и учитывая особенности, присущие процессу налогообложения в целом (его предмет и метод, обширная и часто меняющаяся правовая база, принудительный характер налогов, регулярность, жесткая система ответственности за налоговые правонарушения), можно отобразить систему налогообложения в виде модели.

В наиболее общем виде эта модель М характеризует концептуальные основы налогообложения. Она состоит из ряда взаимоувязанных и взаимозависимых компонентов как теоретического, так и прикладного характера [5]:


М = {pi, ot, sc, bc, si, fp, op, pp, ss},
где pi — интересы участников налоговых отношений;

ot — иерархия целей системы налогообложения;

sc — понятийный аппарат (элементы налога);

bc — базовые концепции налогообложения;

si — научно-практический инструментарий;

fp — функции налогов;

op — организация налоговой системы;

pp —процедуры налогового производства;

ss —обеспечивающие подсистемы налогов менеджмента.
Сущность налогообложения проявляется при рассмотрении целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Участниками отношений в налоговой сфере являются: налоговые органы, налогоплательщики, налоговые агенты и др. Причем интересы всех участников далеко не всегда совпадают.

В целом система налогообложения должна:



  • обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов;

  • воздействовать посредством регулирующей функции на развитие экономики в целом, объем и структуру производства;

  • обеспечить посредством социальной функции перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан и т. п.

При этом действия налогоплательщика характеризуются:

осознанными шагами, связанными в определенной степени с признанием общественной необходимости уплаты налогов;



  • активными и целенаправленными действиями на снижение налоговых платежей;

  • волевыми действиями, связанными с осознанием налоговых рисков при нарушении законодательства.

  • Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, разумеется, вызывает ответную реакцию со стороны государства. В этой ситуации действия исполнительных органов государства характеризуются:

  • действиями, направленными на защиту своих финансовых интересов, наполнение доходной части бюджета;

  • действиями, направленными на противодействие уклонению от уплаты налогов, на выявление случаев незаконной «налоговой экономии»;

  • действиями, связанными с применением налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В состав упомянутой модели входят разнообразные подсистемы, характеризующие налогообложение, во-первых, как научное направление и, во-вторых, как практическую деятельность, связанную с реализацией методов и приемов налогового менеджмента. Материал излагается в соответствии с логикой и принципами управления налогообложением как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Именно отображение этой логики позволяет познать суть любой налоговой системы и дает возможность практической реализации управления налогами.

Необходимо также отметить, что по мере развития и совершенствования налоговых систем происходит эволюция взглядов на понимание терминов «налог» и «налогообложение». Хотя современная система налогообложения характеризуется достаточно глубоким теоретическим обоснованием проблем, однако это еще не идеальная налоговая система. Во всех странах ведутся теоретические поиски научного обоснования налоговой политики и практические изыскания эффективной и справедливой методики налогообложения. Этим целям служит в первую очередь знание налоговых теорий.


2.2. Теории налогов
Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и финансист А. Смита. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.

Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют общие и частные теории налогов.

Общие теории налогов отражающие назначение налогообложения в целом представлены в табл. 2.1. Ниже дается представление об общих теориях начиная со Средних веков и до настоящего времени.

Таблица 2.1

Общие теории налогов

Название

Период

Основоположники

Теория обмена

Средние века

-

Атомистическая теория

Эпоха просвещения

С.де Вобан, Монтескье, Гоббс

Теория наслаждения

1-я половина XIXв.

Ж. Симонд де Сисмонди

Теория налога как страховой премии

1-я половина XIXв.

Дж.Мак- Куххол, А.Тьер

Классическая теория

2-я половина XVIII-1-я половина XIXв.

А.Смит, Д. Рикардо

Теория жертвы

XIX-начало XX в.

Н.Канар, Б. Мильгаузен, Д.Милль

Теория коллективных потребностей

Последняя четверть XIX – начало XX в.

Э.Селигман,Р.Стурм

Л.Штейн


Кейнсианская теория

1-я половина XXв.

Дж. Кейнс

Монетаристская

50-е гг. XX в.

М. Фридман

Теория экономики предложения

80-е гг. XX в

М.Берис, Г.Стайн
А частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2



Частные теории налогов


Название

Период

Суть теории

Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения

Ранее средневековье

Налоговые системы строятся на прямом налогообложении, косвенные налоги считаются вредными

Конец средних веков

Налоговые системы строятся на косвенном налогообложении

Конец XIXв.

Необходима сбалансированность между прямыми и косвенными налогами

Теория единого налога

Разные времена

Единые налог – это единственный, исключительный налог на определенный объект налогообложения

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

Разные времена

Налоговые ставки устанавливаются в едином проценте или увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика

Теория переложения

Середина XVIIв.

Распределение налогового бремени возможно лишь в процессе обмена
Теория обмена — характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

Атомистическая теория (основатели С. де Вобан, Ш. Монтескье, Вольтер, Мирабо) — разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.

Теория наслаждения — налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

Теория налога как страховой премии (основатели А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак-Куллох) — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Классическая теория (основатели А. Смит, Д. Рикардо) — налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн¸ А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.



Кейнсиансая теориия (основатель Дж. Кейнс) — заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. Рассмотрение налогов как инструмента макроэкономической стабилизации позволила связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д.

Теория монетаризма (основатель М. Фридман) — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

К частным теориям налогов относятся:



  • теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос, каково влияние прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм;

  • теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода;

  • теория пропорционального налогообложения базируются на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы.

  • теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным;

  • теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.



2.3. Функции налогов
Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Налоги и займы — два определяющих источника процветания любой страны.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии — 80%, в Японии — 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям .

Кроме того, налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.

Таким образом, посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.



Фискальная функция — основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.

Социальная функция — осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая функция — посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

1) стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

2) дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;

3) воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.


следующая страница>


Е. П. Енина налогообложение предприятия учебное пособие

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям в рамках дисциплины «Налогообложение предприятия»

2578.58kb.

25 12 2014
15 стр.


Учебное пособие Согласно Федеральному компоненту

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв ред и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001.– 416с

4277.23kb.

15 12 2014
23 стр.


Учебное пособие разработал

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций

3083.57kb.

17 12 2014
32 стр.


Учебное пособие Кемерово 2004 удк

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 271400 «Технология продуктов детского и функционального питания» всех форм обучения

1332.67kb.

25 09 2014
8 стр.


Учебное пособие по немецкому языку

Учебное пособие предназначено для студентов юридических специальностей в качестве составной части учебно-методического комплекса по изучению немецкого языка

282.81kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Данное учебное пособие адресовано студентам, но может быть также интересно преподавателям ряда социальных и гуманитарных дисциплин

1675.22kb.

06 10 2014
7 стр.


Учебное пособие «Основы работы в Excel»

Учебное пособие предназначено для студентов имтп, а также может быть использовано при самостоятельном освоении современного программного обеспечения

769.46kb.

14 12 2014
12 стр.


Учебное пособие Вводная лекция Список произведений по художественной автобиографической прозе

Автобиографическая проза о детстве : учебное пособие / сост. А. Н. Николаева. – Чебоксары : Чуваш гос пед ун-т, 2010. – 115 с

1764.61kb.

15 10 2014
6 стр.