ГЛАВА 1: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
-
структурная теория трёх стадий развития спроса в гостиничном бизнесе и место российской гостиничной отрасли в этом процессе;
-
особенности применения количественной теории стратегических изменений в гостиничном бизнесе
-
стратегии развития мировой гостиничной индустрии;
-
характеристика рынка гостиничных услуг Москвы и стратегии ведущих гостиниц.
|
Индустрия туризма и путешествий – один из наиболее быстро растущих секторов мировой экономики и важный двигатель экономического развития. При этом индустрия туризма чрезвычайно чувствительна к экономическим и политическим потрясениям, и текущий кризис не стал исключением. Однако туризм – эластичная отрасль, что может способствовать ее восстановлению и дать толчок к оживлению общей экономической обстановки. Спрос на туристические услуги тесно связан с экономической ситуацией в конкретной стране. По сравнению с другими мировыми регионами, Европа продемонстрировала наименьший рост потока международных туристов. Рост в 4%, зафиксированный между 1997 и 2007 годом, в 2008-м замедлился и к концу года начал снижаться.
Отрицательные последствия мирового финансового и экономического кризиса сократили потребительский спрос на туристские поездки. Снизятся и объемы бизнес-туризма, как результат сокращения компаниями расходов на деловые поездки своих сотрудников. В выигрыше, при грамотной маркетинговой политике, могут оказаться лишь внутренние туристические дестинации, так как спрос переключится с долгосрочного туризма на краткосрочный и преимущественно в родной стране. Также усилится поляризация спроса: преобладать будут низкобюджетный и премиум сегменты.
После снижения потока туристов во второй половине 2008 года, крупнейшие туристические центры провели ряд стимулирующих спрос мероприятий и выделили дополнительное финансирование. На мировом гостиничном рынке все ярче проявляются тенденции, как имевшие место до кризиса, так и новые. Так, продолжается объединение небрендовых гостиниц в сети, что положительно сказывается на профессионализме отрасли в целом. Собственники все чаще привлекают к управлению профессиональных гостиничных операторов, что отражается на росте международных гостиничных сетей и появлении новых брендов.
Гостиницы диверсифицировались, свободные ниши заняли бюджетные сети, бутик-отели, отели длительного пребывания, отели с площадками для гольфа.
Растет популярность гостиничного девелопмента среди институциональных и частных инвесторов, желающих диверсифицировать свои портфели объектов недвижимости. Инвестиции в гостиничный сектор имеют существенные преимущества перед другими сегментами коммерческой недвижимости. Долгосрочные договора аренды и, как правило, заключение контрактов на управление с одним арендатором, гарантирует высокую доходность в течение длительного периода. Кроме того, гостиницы отличаются высокой эффективностью использования площадей, по сравнению с офисной недвижимостью.
Уровень инвестиций в гостиничную недвижимость на пяти основных европейских рынках упал с 18 миллиардов евро в 2007 году до 11 миллиардов в 2008-м. Планы развития некоторых гостиничных операторов в 2009 году сократятся в связи с приостановкой многих девелоперских проектов. Великобритания по-прежнему лидирует по объему инвестиционных сделок в гостиничной недвижимости, за ней следуют рынки Франции и Германии. Наиболее резкое падение объема инвестиционных сделок – до 50% – зафиксировано в Испании и Италии, что является следствием финансовых проблем местных инвесторов, преобладающих на этих рынках.
Таблица 1.1
Сравнительные показатели рынка туризма в Европе1
Показатели
|
Франция
|
Германия
|
Италия
|
Великобритания
|
Испания
|
Количество туристов
|
2008
|
79, 6 млн.
|
25,0 млн.
|
43 млн.
|
30,5 млн.
|
58,9 млн.
|
Изменение к 2007 г.
|
- 2,8%
|
+ 2,6%
|
- 1,4%
|
- 1,1%
|
- 2,6%
|
Общий доход от туризма
|
2008
|
€ 39,8 млрд.
|
€ 28,6 млрд.
|
€ 33,5 млрд.
|
€ 36,1 млрд.
|
€ 48,8 млрд.
|
Изменение к 2007 г.
|
- 6,3%
|
+ 2,2%
|
+ 1,2 %
|
+ 3,8%
|
+ 0,8%
|
Средняя стоимость номера в сутки
|
2008
|
€ 85
|
€ 86
|
€ 140
|
€ 91
|
€ 93
|
Изменение к 2007 г.
|
+ 3,9%
|
+ 5,1%
|
- 3,3%
|
+ 2,4%
|
- 0,1%
|
Заполняемость гостиниц
|
2008
|
68,2%
|
63%
|
58,3%
|
71,5%
|
63,7%
|
Изменение к 2007 г.
|
- 1,3%
|
- 1,5%
|
- 7,2%
|
- 2,8%
|
- 6,0%
|
Общее число гостиниц
|
2008
|
20 076
|
13 100
|
33 700
|
24 770
|
6 911
|
Изменение к 2007 г.
|
+ 1,2%
|
+ 0,6%
|
+ 1,5%
|
+ 3,1%
|
+ 3,9%
|
В современном гостиничном бизнесе считается, что исходной точкой в достижении эффективной деятельности гостиничного предприятия является определение его стратегического развития.
Под стратегией понимается доминирующая линия поведения, главное направление осуществления миссии организации, достижения её целей. Процесс стратегического управления включает:
-
установление миссии, формирующей сферу деятельности предприятия;
-
определение целей - желаемых результатов;
-
разработку стратегий, т.е. планирование действий, направленных на достижение поставленных целей;
-
реализацию стратегий;
-
оценку осуществления стратегии и внесение корректив.
Как известно, стратегии разрабатываются на различных организационных уровнях предприятия:
-
корпоративном (уровень корпорации);
-
деловом (уровень предприятия);
-
функциональном (уровень подразделения предприятия);
-
операционном (уровень менеджера низшего звена).
Отсюда следует, что стратегии, соотнесённые для высшего иерархического уровня управления предприятия, являются более сложными и комплексными, т.е. более высокого порядка. Стратегии для подразделений предприятия низшего уровня упрощаются и конкретизируются, поэтому они могут быть одновременно и целями – ожидаемыми результатами. Например, стратегия увеличения рыночной доли для высшего уровня управления гостиничным предприятием означает увеличение торгового оборота и прибыли, на более низком уровне (производственные подразделения) для службы гостиничного хозяйства будет повышением качества обслуживания, для отдела продаж повышением загрузки гостиничных номеров и т.д. Необходимо учитывать, что при разработке стратегий выстраивается «иерархическое дерево» стратегий предприятия, при котором стратегии более высокого уровня могут быть достигнуты только в случае реализации целей и стратегий более низкого уровня.
В основе разработки стратегии в гостиничном предприятии должен лежать программно-целевой подход, суть которого заключается в разработке конкретных заданий работы для соответствующих подразделений с указанием последовательности и сроков их выполнения. Разработка стратегии носит методический и организационный характер, поскольку может потребовать организационную перестройку структуры управления предприятия в соответствии с выбранными целями. Главное, чтобы в этом процессе не упускалось из виду важнейшее условие - маркетинг является единой комплексной системой организации производства и сбыта продукции и услуг, обеспечивающий конкурентные преимущества и благополучие предприятия.
Необходимо иметь в виду, что выбранные стратегии должны быть выполнимыми, т.е. соотнесены и взаимоувязаны с ресурсами предприятия: финансовыми и инвестиционными, производственными, трудовыми и др.
<предыдущая страница | следующая страница>