Вопрос: дайте определения видам и типам экспериментов.
Отвечает методист Белгородского регионального института ПКПС Татаринова Л. П.
Педагогический эксперимент
Эксперимент – это
исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой
гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственных условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности.
Педагогический эксперимент – эксперимент, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т. д.
Типология эксперимента
Констатирующий эксперимент отвечает на вопросы:
«Что есть или что не устраивает в изучаемом предмете, предлагаемой для апробации инновационной методике? Соответствуют ли адекватно решению педагогической проблемы комплекс предлагаемых методов, формы организации учебного процесса, внедряемые педтехнологии?» В основном, констатирующий эксперимент служит целям апробации новации с целью введения в инновационную практику. Данный тип эксперимента служит для формирования комплекса материалов доказательства эффективности (неэффективности) новой программы, учебного пособия. (Одним из необходимых для школьного исторического образования является доказательство через эксперимент приемлемости для основной школы ряда учебников по всеобщей истории и истории России) По итогам эксперимента регистрируются выявленные факты, предлагаются конкретные рекомендации по изменению программы, концепции и содержания учебного пособия, констатируются положительные и негативные результаты.
Проектно-исследовательский, поисковый эксперимент служит поиску системы мер, методов, приемов образовательной деятельности. Практически все проблемные ситуации в образовании и конкретной предметной области можно попытаться решать на основе научного осмысления причин, механизмов преодоления, а главное, формирования механизма недопущения их систематического повторения в будущем. Здесь наглядно проявляется разница между практикой и технологизацией образования. Если практика направлена на постоянную изнурительную борьбу с возникающими однотипными проблемами, то технологизация образования в поисковом режиме ставит цели нейтрализации возможностей формирования причин проблемных ситуаций. Меры позитивного «воздействия» на проблемную ситуацию – это широкое поле творческого проектирования
Формирующий эксперимент служит для преобразования как учащихся, так и всего образовательного пространства. Формирующий эксперимент может решать проблему демократизации учебного процесса, изменения характера взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений внутри классного микросоциума. Эксперимент данного типа может быть направлен на развитие памяти, восприятия, мотивации, мышления, внимания. Он может служить задачам активного позитивного воздействия на личность ученика на основе включения механизмов самоорганизации учебного процесса, самообразования и самовоспитания. Для учителя, разрабатывающего авторскую методику в предметной области, данный эксперимент поможет исследовать степень результативности в формировании общеучебных компетентностей ученика.
Контрольный эксперимент показывает уровень изменений по результатам формирующего эксперимента
Уровни педагогического эксперимента:
-
Индивидуальный
-
Внутришкольный
-
Муниципальный (город, район)
-
Региональный (область)
-
Федеральный (РФ)
Виды эксперимента
Локальный – частные эксперименты, не связанные между собой, например: новая программа по предмету.
Модульный – комплекс частных, связанных между собой нововведений, например: блок новых программ, разработка новых технологий обучения, создание нового творческого коллектива или объединения.
Системный – нововведения, охватывающие всю школу. Разрабатывается Программа развития школы, например: перестройка всей школы под какую-либо идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего (гимназии, лицея).
Широкомасштабный (н-р: эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования)
Рекомендуемая литература
Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. педагогика. - 1987.
Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика - 1990. -
Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982
Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М, 1980.
Комраков Е. С., А.С.Сидснко. Вы начали эксперимент... Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент!/— М., 1996.
Новикова Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М, 2002
Поташник М.М, Организация опытно-экспериментальной работы в школе. — М., 1991.
Поташник М. М., Эксперимент в школе: организация и управление. М, 1991
Пискунов А. И., Г.В.Воробьев Теория и практика педагогического эксперимента/ — М., 1979.
Сидснко А. С. Нужен ли эксперимент практику?//Школьные технологии. – 1997\ - № 1.
Сиденко А.С., Чернушевин В. А. Вы начали эксперимент.. .//Народное образование. — 1997. — № 7, 8.
Сиденко А. С., Т. Г. Новикова. Эксперимент в образовании. М, 2002
Тонков Е. В., Н.С. Сердюкова. Исследовательско-творческая деятельность учителя. Белгород,1998
Тонков Е. В., Н.С. Сердюкова. Профессиональное развитие педагогов в системе повышения квалификации. Белгород, 2003
Эксперимент. БСЭ. 3-е изд. т. 30.