Наше участие в конференции
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ».
С 3 по 5 февраля 2011 г. проходила
V общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ». Конференция была организована на базе Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Лицея № 1553 «Лицей на Донской». Научную координацию программы конференции осуществлял Московский педагогический государственный университет.
Проблемы, касающиеся исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста обсуждались на Секции № 7 под названием "Исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников. Пропедевтика проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях введения ФГОС НОО нового поколения".
Ведущая секции Л.М. Кларина предложила участникам в ходе работы обратить особое внимание на следующие вопросы:
-
Каковы возможности пропедевтики проектной и исследовательской деятельности детей с точки зрения реализации новых образовательных стандартов - какие цели и задачи, поставленные ФГОС НОО успешно решаются с помощью основных направлений пропедевтики проектной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
-
Какие педагогические технологии - содержание, формы, методы работы педагога с детьми (в том числе, по созданию профессионально-детской и детской общностей) и их родителями (создание профессионально-родительской и детско-родительской общностей) - могут помочь педагогу эффективно решать задачи новых стандартов в процессе осуществления пропедевтики детской проектной деятельности:
-
в детском саду;
-
в начальной школе?
-
В чем сходство и различие деятельности педагогов при осуществлении пропедевтики двух типов деятельности: проектирования и исследования?
-
Каковы требования преемственности к осуществлению пропедевтики проектной и исследовательской деятельности в детском саду и в начальной школе: какие цели и задачи развития субъектности детей по отношению к этим видам деятельности должны решаться на каждом возрастном этапе:
-
в детском саду;
-
в начальной школе?
Работа секции продолжалась в течение 2 дней и была достаточно продуктивна. Участникам секции удалось продвинуться в поисках ответов на поставленные вопросы. Они обменялись накопленным опытом организации пропедевтики детской проектной и исследовательской деятельности, которая осуществляется ими в ходе игр и занятий с дошкольниками, во время школьных уроков, а также в процессе совместных детско-взрослых проектов, в которых активное участие принимают родители воспитанников.
Участники наших экспериментальных площадок - «Технологии развития метапредметных способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на основе пропедевтики проектной деятельности на начальном этапе образования)» и «Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды» - успешно выступили на Конференции с докладами. Среди них:
-
Тимохина Раиса Владимировна, учитель – логопед ГОУ детский сад комбинированного вида № 690, г. Москва. Элементы проектной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (с ОНР) в процессе их знакомства с природой ближайшего окружения.
-
Кобылянская Татьяна Михайловна, воспитатель, Попова Вера Николаевна, воспитатель, Курмакаева Гуляндям Загриевна, учитель-логопед ГОУ детский сад комбинированного вида № 690, г. Москва. Создание условий для развития способностей детей старшего дошкольного возраста (с общим недоразвитием речи) задавать вопросы и отвечать на них.
-
Бурцева Светлана Евгеньевна, воспитатель, Демина Татьяна Николаевна, педагог по изобразительной деятельности ГОУ детский сад комбинированного вида № 690, г. Москва. Экскурсии и экспериментирование как средства освоения детьми старшего дошкольного возраста элементов исследовательской деятельности в процессе создания мультфильмов.
-
Ладова Анна Владимировна, воспитатель подготовительной группы детского сада ГОУ ЦО № 1631, г. Москва. Расширение субъектного опыта детей старшего дошкольного возраста по отношению к их познавательно-исследовательской деятельности.
-
Семерикова Татьяна Анатольевна, педагог-организатор по экспериментальной работе в детском саду ГОУ ЦО № 1631, г. Москва. Организация условий для экспериментирования детей старшего дошкольного возраста с художественными материалами.
-
Назарова Елена Владимировна, учитель-логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида № 690, г. Москва. Детско-взрослый клуб в ДОУ как средство привлечения родителей воспитанников к процессу пропедевтики детской проектно-исследовательской деятельности.
-
Толчинская Марианна Марковна, педагог-психолог ГОУ СОШ №2009, г. Москва. Поиск условий развития субъектности детей младшего школьного возраста в ходе решения логических задач.
-
Гуляева Светлана Викторовна, Аныгина Зоя Николаевна, учителя начальных классов ГОУ СОШ №706, г. Москва. Проекты старших детей для младших и вместе с ними: какова их роль в развитии и образовании тех и других.
-
Беседина Татьяна Робертовна, учитель начальных классов, руководитель экспериментальной работы в начальной школе ГОУ ЦО № 1474, г. Москва. Создание условий для выявления, поддержки и развития интересов детей младшего школьного возраста и перерастание их в замыслы проектно-исследовательской деятельности.
-
Маслова Марина Андреевна, учитель ГОУ СОШ № 2009, г. Москва. Круглые столы по обсуждению интересов, замыслов и реализации проектов младших школьников как форма развития их исследовательской и проектной деятельности.
-
Курцева Ольга Владиславовна, зам. директора по УВР ГОУ СОШ № 2009, г. Москва. Пути развития профессиональной субъектности педагогов начальной школы.
По итогам V Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» предполагается подготовить специальные выпуски журнала «Исследователь/Researcher», посвященные проблемам развития исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников, на страницах которых будут представлены материалы, обсуждавшиеся на секции "Исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников. Пропедевтика проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях введения ФГОС НОО нового поколения".
Более подробно узнать о ходе и результатах работы Конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», прочитать ее резолюцию можно на сайте: https://www.issl.redu.ru