В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно: умело добывать и применять полученные знания, принимать взвешенные решения, четко планировать свои действия и т.д. Сегодняшним ученикам недостаточно той информации, которую они получают на уроке, чтобы овладеть умениями и навыками. Нужно пропустить эту информацию через целую систему различных форм работы, начиная от простых (выполнение различных упражнений, написание сочинений, создание творческих работ) и кончая учебными исследованиями. Главное, нужно отойти от репродуктивных форм работы, которые требуют от ученика многократных повторений по образцу и перейти к методам и формам организации творческой деятельности учащихся, которые дают знаниям гибкость, подвижность и широту. И только тогда обеспечивается перенос знаний на объяснение явлений реальной действительности. Всего этого нельзя достигнуть без активной деятельности ученика, так как мотивы получения глубоких, прочных и осознанных знаний, интереса к учению, и в частности, к учению возникают только в процессе поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащихся, при решении каких-то новых для него учебных проблем.
Один из возможных способов достижения всего указанного – поисково-исследовательская деятельность учащихся.
Поисково-исследовательская деятельность учащихся – это целенаправленный научно-творческий процесс совместной деятельности всех субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется формирование и развитие личности учащегося как исследователя. Это высшая форма организации самостоятельной творческой работы учащегося, рациональное условие его интеллектуального роста. Занятие поисково-исследовательской деятельностью дает учащемуся возможность интегрировать знания по школьным предметам, а также другим наукам.
Поисково-исследовательская деятельность строится на основе проблемного преподавания, основное звено которого – решение проблемной ситуации. Научить учащихся решать поставленные проблемы путем поиска решений и доказательств – главное в работе учителя-словесника.
Подобную форму творческой деятельности я внесла в свою работу, а именно на уроки русской литературы. Поисково-исследовательскую деятельность строим на основе взаимосвязанного изучения произведений нескольких литератур, как наиболее эффективного и результативного вида работы над художественным произведением. Применяя метод сравнительного изучения произведений (сопоставляя и противопоставляя как произведения одной литературы, так и произведений разных литератур), можно постичь искусство анализа, научиться «видеть единство единичного, особенного, всеобщего». Прием сравнения не является новым в обучении школьников. Еще К.Д.Ушинский говорил, что «все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение».
Такое построение учебной деятельности помогает добиться глубокого понимания учащимися литературного процесса, поскольку школьный историко-литературный курс представляет собой не ряд отдельно стоящих в литературе произведений, а единый литературный процесс, в котором все тесно взаимосвязано. Учащихся нужно направлять, подталкивать к осознанию особенностей этого процесса, при котором создается целостное восприятие литературы, где каждое произведение является следствием предыдущих, и в то же время осознавать его глубокую связь с другими, чувствовать связь времен, поколений, методов, направлений.
Поисково-исследовательская деятельность требует от учащихся определенных умений и навыков, которые можно легко сформировать в младших классах. Например, в 6 классе первым шагом в этом направлении является систематизация теоретических сведений, подбираются произведения, близкие по тематике, по рассматриваемым проблемам. Особое внимание уделяется урокам подготовки к анализу произведения. Задачей таких уроков является подготовка ученика к осмыслению произведения, а в процессе представленного анализа пробудить в учащихся интерес к его изучению, создать необходимые условия для дальнейшей поисковой работы.
Следующим шагом является самостоятельный анализ, который проводится в несколько этапов:
1 этап. Анализ произведения, которое невозможно без изучения его творческой истории, авторского отношения к изображаемому. Подводим детей к мысли, что литературное произведение - это «творческий труд писателя, который определенным образом строит свое произведение». Попутно определяются реальные и целесообразные виды подготовки учащихся к литературному исследованию. В ходе анализа уделяется внимание поискам средств художественной выразительности и попытке выяснить смысл их употребления.
2 этап. На этом этапе осуществляется обучение работе с источниками. Изучение учеником материала по различным источникам выступает как форма организации его креативной деятельности. Обращаем внимание детей на произведения родной литературы, близкие по тематике, по рассматриваемым проблемам. Помогаем, если необходимо подталкиваем к выбору похожих произведений. На этом этапе предлагаются задания обучающие, тренировочные, поисковые, при этом учитываются индивидуальные способности учащихся, осуществляется дифференцированный подход.
3 этап. Обучение работе. Учимся анализировать произведения нескольких литератур: сопоставлять, противопоставлять, сравнивать. К произведениям подходим с разных сторон: сравниваются, сопоставляются герои, их поступки, события и т.д. Работа учителя направлена на формирование навыков сравнительного анализа. Подводим к самостоятельным выводам.
4 этап. Готовимся выступить со своими исследованиями перед одноклассниками. Далее учащийся может продолжить свою поисковую работу, начатую на уроке, во внеклассное время.
В младших классах подобное исследование можно проводить на материале устного народного творчества, богатейшего источника мудрости народа, который заключает в себя большие возможности для поисковой и исследовательской работы. Работу можно начать с малых жанров фольклора – пословиц, поговорок, продолжая работу при изучении народных сказок в 5 классе. В 6 классе можно при изучении произведения В.Г.Короленко «Дети подземелья» провести параллель между рассказом якутского писателя Эрилик Эристина «Хачыгыр». Также привлекается «Гаврош» В.Гюго.
С каждым классом усложняются виды деятельности. Чем старше учащийся, тем больше свободы, простора для поисковой и исследовательской работы.
В 9 классе при изучении поэтического наследия М.Ю.Лермонтова можно сопоставлять его стихотворение «Родина» со стихотворением Анемподиста Софронова «Тереебут дойду». Обычно большой интерес вызывают уроки, на которых Плюшкин из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя сравнивается со Скупым богачом из одноименного произведения А.Кулаковского. Если в качестве опережающего задания дать учащимся повесть Оноре де Бальзака «Гобсек», выходим на типологические и контактные связи, что в свою очередь обеспечивает возможность рассматривать их в единстве мирового литературного процесса.
Якутская литература, начиная с олонхо, представляет собой материал, дающий возможность не просто знать историю, культуру, традиции, обычаи родного народа, но и находить точки соприкосновения с другими литературами. Олонхо, в частности, «Ньургун Боотур Стремительный» - неиссякаемый источник для поисково-исследовательской работы. Олонхо можно привлекать при изучении мифов Древней Греции в 5 классе, в 6 классе проводим сравнение при изучении поэмы Гомера «Одиссея», в 7 классе олонхо необходимо при изучении героического эпоса «Песнь о Нибелунгах» (можно предложить для сравнения образы дев-воительниц). В 9 классе при изучении «Слова о полку Игореве» снова привлекаем олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», обращая внимание на идеи и образы произведений.
Учебное исследование является высшей формой организации самостоятельной творческой работы учащегося, рациональное условие его интеллектуального роста. В процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности всегда создаются ситуации успеха, способствующие подъему эмоционального настроя ученика, создавая подлинный интерес и внутреннее побуждение как стимул к интеллектуальному росту.
В старших классах, помимо того, что проводились уроки сравнительного изучения произведений нескольких литератур, поисковую работу исследовательского характера организовывали в форме защиты учащимися рефератов. Учитель помогает сформулировать тему реферата, которая заключает в себя проблему. Также он осуществляет руководство при работе над исследованием, направляя поиски в нужное русло. Защиту рефератов важно организовать в дискуссионной форме, в ходе которого у учащихся формируются оценочные суждения. В процессе подготовки к диспуту заранее выявляются сторонники разных точек зрения, что обеспечивает жаркие дебаты в защиту собственных мнений.
Впоследствии некоторые работы вылились в исследовательские доклады, с которыми учащиеся принимали участие в различных научно-практических конференциях. Так, например, ученица 10 класса Болдовская Ольга с поисково-исследовательской работой «Образы скупых в мировой литературе» стала лауреатом республиканской НПК «Шаг в будущее», доклад Мирбабаевой Саины «Петербург – неколебимый град Петров или сознание проклятой ошибки» (исследование произведений одной литературы, но разных эпох) стал дипломантом республиканской НПК «Шаг в будущее». Интерес слушающей публики заслужили работы Баягантаева Гриши «Родина в стихотворениях М.Ю. Лермонтова и А.И.Софронова», Павловой Тани «Поэзия Анны Ахматовой и Варвары Потаповой», Потапова Аверкия «Зарождение земли в олонхо», Местниковой Марты «Человек на войне (сравнение поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» и повести Т.Сметанина «Егор Чээрин»)» и др.
Таким образом, можно прийти к выводу, что занимаясь поисково-исследовательской работой, учащиеся приобретают навыки поиска нового, опыт творческой деятельности, что впоследствии позволяет полученные знания, умения использовать для самых разнообразных целей. Учащиеся, занимающиеся подобной работой при решении поисковых задач побуждаются к активной интеллектуальной деятельности, умеют вступать между собой в дискуссии, становятся коммуникабельными, приобретают умения и навыки самостоятельного приобретения знаний.