Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В отличие от автомобилей обычного назначения пожарные автомобили эксплуатируются в особых, можно сказать более «жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных действий на пожаре и при проведении аварийно – спасательных работ.

Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:



  • выезд и следование к месту вызова;

  • развёртывание средств;

  • ликвидацию горения и выполнение специальных работ;

  • свёртывание средств;

  • следование в часть.

При выезде и следовании к месту вызова холодный двигатель пожарного автомобиля эксплуатируется с максимально возможной нагрузкой на форсированных режимах, что, несомненно, увеличивает его износ, снижая при этом его долговечность.

При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.

Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.

Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.

Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.

Организация и проведение технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей регламентированы приказом МВД РФ № 34 от 24.01.96, который утверждает "Наставление по технической службе ГПС МВД России".


1 Требования к исправному пожарному автомобилю

Находящийся в расчёте пожарный автомобиль должен быть в исправном состоянии. Исправное техническое состояние пожарного автомобиля должно обеспечить его безопасность при движении в оперативном режиме и безотказность при работе на пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.



Технически исправный пожарный автомобиль должен отвечать следующим основным требованиям:

  • быть чистым, исправным, отрегулированным, смазанным и заправленным положенными эксплуатационными материалами;

  • двигатель должен легко запускаться стартером, и устойчиво работать при различной частоте вращения коленчатого вала;

  • свободный ход педалей, рычагов управления и рулевого колеса должен быть в пределах нормы;

  • сцепление не должно «вести» или «пробуксовывать»;

  • тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колёс и остановку пожарного автомобиля на установленном для данной модели тормозном пути; торможение пожарного автомобиля с гидравлическим приводом тормозов обеспечивается при одном нажатии на педаль;

  • углы развала и схождения колёс должны соответствовать установленным нормам;

  • сигнал-сирена, электрозвуковой сигнал, стоп-сигнал, указатели поворотов, фары, подфарники, прожектора, плафоны, стеклоочистители и все контрольные приборы на щитке приборов и в насосном отделении должны быть исправными;

  • крепление агрегатов пожарного автомобиля и пожарно-технического вооружения должно быть надёжным;

  • система управления пожарным насосом должна быть исправной;

  • пожарный насос должен исправно (без посторонних шумов) работать на всех режимах, быть герметичным и иметь подачу в пределах нормы;

  • при включении основной и дополнительной трансмиссий (коробки передач, раздаточной, отбора мощности) и переднего ведущего моста не должно быть стука, скрежета и других нехарактерных шумов;

  • давление воздуха в шинах должно соответствовать норме;

  • пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование пожарного автомобиля должно соответствовать табелю положенности, быть исправным и располагаться на своих местах;

  • не должны иметь место подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя и других жидкостей.

Неисправным считается пожарный автомобиль, имеющий следующие основные дефекты:

  1. Неисправности кузова:

  • наличие вмятин и повреждение окраски;

  • перекос дверей кабин или отсеков кузова, затрудняющий их открывание и закрывание;

  • неисправность замков, запоров и фиксаторов дверей кабин и отсеков кузова, а также неисправность фиксаторов откидной кабины;

  • отсутствие стёкол или наличие на них глубоких царапин (трещин), затрудняющих и обзорность, а также отсутствие противосолнечных козырьков;

  • неисправность стеклоподъёмников;

  • отсутствие или повреждение зеркал заднего вида;

  • неисправность или отсутствие очистителей и омывателей ветрового стекла;

  • неисправность креплений элементов специальной надстройки;

  • нарушение целостности цистерны и бака для пенообразователя.

2. Неисправности моторной установки:

  • содержание вредных примесей или уровень дымности в отработавших газах превышает установленные нормы;

  • подтекание топлива из системы питания;

  • неисправность или отсутствие глушителя;

  • отсутствие приспособления для подавления помех радиоприёму;

  • наличие стуков в подшипниках коленчатого вала, резких стуков поршней в цилиндрах и деталей газораспределительного механизма (при прогретом двигателе);

  • давление масла в системе смазки полностью прогретого двигателя, работающего на минимальной частоте вращения холостого хода, меньше величины, указанной в эксплуатационной документации на конкретную марку двигателя;

  • пуск двигателя при положительной температуре воздуха затруднён;

  • двигатель перегревается, неустойчиво работает на установившихся режимах (в том числе на холостом ходу) или работает с перебоями на переходных режимах;

  • подтекает охлаждающая жидкость через сальники водяного насоса, радиатор и другие соединения трубопроводов системы охлаждения.

  1. Неисправности основной и дополнительной трансмиссий:

  • пробуксовывает или неполностью выключается сцепление;

  • при плавном включении сцепления происходят резкие рывки автомобиля или появляются нехарактерные стуки;

  • величина свободного хода педали сцепления не соответствует данным инструкции завода-изготовителя;

  • прослушиваются стуки в коробке передач при движении автомобиля на любой передаче или при нейтральном положении рычага переключения передач;

  • прослушиваются стуки в дополнительной трансмиссии при включённой коробке отбора мощности или затруднено включение КОМ;

  • не включается или самопроизвольно выключается передача;

  • подтекает масло через сальники или плоскости разъёма коробки передач или коробки отбора мощности;

  • имеются повреждения (или биение) карданных валов, повреждены или изношены их промежуточные опоры;

  • отмечается повышенный шум в заднем мосту при движении автомобиля;

  • подтекает масло через сальники и другие уплотнения картера заднего моста;

  • имеет место чрезмерный нагрев картера главной передачи.

4. Неисправности ходовой части:

  • на лонжеронах, поперечинах или кронштейнах рамы имеются трещины;

  • отсутствуют или ослаблены заклёпки в соединениях деталей рамы;

  • имеются погнутости и трещины на балке переднего моста;

  • углы установки колёс не соответствуют требованиям инструкции завода-изготовителя;

  • повышенный люфт передних колёс;

  • затруднено вращение колёс из-за неправильной регулировки подшипников;

  • сломаны листы рессор или любые другие детали подвески;

  • сломаны или имеют сорванную резьбу центровые болты рессор;

  • неисправны амортизаторы;

  • отсутствуют или повреждены предусмотренные конструкцией автомобиля стабилизаторы поперечной устойчивости;

  • шины грузового автомобиля имеют сквозные повреждения, разрыв корда или остаточную глубину рисунка протектора менее 1 мм;

  • шины не соответствуют модели транспортного средства по размеру и допускаемой нагрузке;

  • на автомобиле установлены шины разных видов или с различными типами рисунков протектора.

  • колёсные диски ненадёжно закреплены на ступице или имеют повреждения реборд или посадочных отверстий;

  • давление воздуха в шинах не соответствует установленной норме;

5. Неисправности систем управления:

  • величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводом-изготовителем;

  • затруднено вращение или имеется выраженная неравномерность усилия поворота рулевого колеса;

  • не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились, либо повреждены детали рулевого управления;

  • неисправен гидроусилитель рулевого управления (включая радиатор рабочей жидкости ГУР, если он установлен);

  • рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колёс;

  • при однократном нажатии на педаль рабочего тормоза не обеспечивается установленная эффективность торможения;

  • подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов;

  • при неработающем двигателе падение давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом приводе тормозов после полного приведения их в действие превышает 0,05 МПа за 15 минут;

  • не работает манометр пневматической тормозной системы;

  • рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;

  • стояночный тормоз не удерживает пожарный автомобиль на уклонах, соответствующих нормативной величине для конкретного типа автомобиля.

6. Неисправности электрооборудования:

  • электропроводка имеет повреждённую изоляцию;

  • аккумуляторная батарея имеет течь, ослабленную посадку штырей, ненадёжное крепление;

  • неисправны контрольные приборы;

  • фары не отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

  • не горят фары, основные и дополнительные габаритные огни;

  • не горит стоп-сигнал;

  • не работает в установленном режиме указатель поворота;

  • отсутствует предусмотренные конструкцией транспортного средства световозвращатели;

  • не горит фонарь заднего номерного знака;

  • не горят проблесковые маяки (или не вращаются их отражатели).

7. Неисправности специальных агрегатов:

  • неисправна вакуумная система пожарного насоса (за нормативное время не создаётся требуемый вакуум в пожарном насосе);

  • не герметичен пожарный насос;

  • отсутствуют смазки в пожарном насосе;

  • пожарный насос ненадёжно закреплён на раме автомобиля;

  • неисправны контрольно-измерительные приборы в насосном отсеке пожарного автомобиля;

  • имеются подтекания масла или воды при работе пожарного насоса;

  • отмечаются стуки и вибрация при работе пожарного насоса;

  • неисправны пеносмеситель или дозатор пожарного насоса;

  • отмечается сильный нагрев корпуса при работе пожарного насоса высокого давления (или ступени высокого давления для комбинированных насосов).


2 Техническое обслуживание пожарных автомобилей

Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.

Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.

Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:


  • ежедневное техническое обслуживание при смене дежурств (ЕТО);

  • техническое обслуживание на пожаре или учении;

  • техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения;

  • техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру;

  • техническое обслуживание № 1 (ТО-1);

  • техническое обслуживание № 2 (ТО-2);

  • сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подразделении при смене дежурств заступающим на дежурство водителем и личным составом расчета под руководством начальника пожарного расчёта, с целью проверки готовности выезда автомобиля на пожар или аварию. Основным назначением его является осуществление контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержание его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов, пожарно-технического вооружения и аварийно – спасательного оборудования, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:

3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;

5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;

7 минут – для специальных пожарных автомобилей;

10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.

В соответствии с типовой технологией технического обслуживания пожарных автомобилей для основных пожарных автомобилей общего применения в перечень работ ЕТО включаются следующие операции:



  • внешний осмотр автомобиля для проверки его комплектности и выявления наружных повреждений;

  • проверка состояния дверей кабины, салона расчёта и кузова (петель, фиксаторов, замков, запорных механизмов откидных кабин), стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, рамы, рессор, шин и креплений колес (визуально);

5-8 мм

8-14 мм


15-22 мм

10-15 мм


10-15 мм

15-22 мм


8-14 мм

Рис. 7.1. Схема измерения прогиба под нагрузкой 40 Н (4 кгс) приводных ремней двигателей ЗИЛ-645 (слева), ЗИЛ-508 (в центре), КамАЗ-740 (справа).

проверка правильности опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов пожарного насоса;


  • проверка (визуально) креплений цистерны, пенобака и специального кузова (ложементов, стремянок, стяжных болтов и т.п.);

  • проверка отсутствия течей воды и пенообразователя из ёмкостей и трубопроводов;

  • проверка действия кранов, вентилей, задвижек пожарного насоса, пеносмесителя и вакуумного затвора – маховички и ручки не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены на штоках, вращение маховичков и передвижение ручек должны быть плавным, без заеданий;

  • проверка отсутствия в пожарном насосе воды (водных растворов) и посторонних предметов;

  • проверка состояния и натяжения приводных ремней (см. рис. 7.1);

  • проверка исправности привода жалюзи и (в зимнее время) состояния утеплительного чехла;

  • проверка отсутствия течей эксплуатационных жидкостей;

  • проверка уровеня масла в картере двигателя (для автомобилей с дизельным двигателем дополнительно уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения), уровня воды или низкозамерзающай жидкости в системе охлаждения двигателя, уровней рабочих жидкостей в гидроприводе тормозов, механизме выключения сцепления, бачке гидроусилителя, уровня топлива в топливном баке;


следующая страница>


Эксплуатация пожарных автомобилей

«жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных

505.84kb.

17 12 2014
3 стр.


Приложение №2 к договору поставки №1206-12-пб от 2012 г. Лабораторный комплекс на базе 2-х автомобилей «Форд-Транзит», доработанных в вариант аварийно-спасательных автомобилей

Каждый из двух грузопассажирских автомобилей «Форд-Транзит» должен быть доработан в вариант аварийно-спасательного автомобиля и комплектуется

902.25kb.

13 09 2014
5 стр.


Слесарь по ремонту автомобилей

Производит техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Заменяет, смазывает, осуществляет балансировку деталей и узлов. Устанавливает и регулирует отдельные узлы и агрегаты

91.36kb.

06 10 2014
1 стр.


Перечень видов работ для лицензирования Госатомнадзором (Ростехнадзором): Размещение, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации

Эксплуатация и вывод из эксплуатации судов и иных плавсредств с яу, переведенных в категорию ри

23.95kb.

18 12 2014
1 стр.


Аристократический Довиль

В городе проходят фестивали американского кино и джаза, парад кабриолетов и престижных автомобилей, ралли старинных автомобилей Париж-Довиль, выставка современного искусства

38.73kb.

09 10 2014
1 стр.


Л. Ю. Крылышкова техническая эксплуатация зданий и сооружений

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Техническая эксплуатация зданий и сооружений»

623.66kb.

30 09 2014
3 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины электрооборудование автомобилей и тракторов Цикл

Целью дисциплины является изучение типовых схем электрооборудования автомобилей и тракторов и их отдельных элементов, особенностей эксплуатации и проектирования

193.73kb.

18 12 2014
1 стр.


Полный привод 2: hummer

Данная версия игры содержит три модели автомобилей из пятнадцати, присутствующих в полной версии. Список доступных автомобилей: hummer h3 suv, Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Colo

128.91kb.

11 10 2014
1 стр.