ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В отличие от автомобилей обычного назначения пожарные автомобили эксплуатируются в особых, можно сказать более «жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных действий на пожаре и при проведении аварийно – спасательных работ.
Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:
-
выезд и следование к месту вызова;
-
развёртывание средств;
-
ликвидацию горения и выполнение специальных работ;
-
свёртывание средств;
-
следование в часть.
При выезде и следовании к месту вызова холодный двигатель пожарного автомобиля эксплуатируется с максимально возможной нагрузкой на форсированных режимах, что, несомненно, увеличивает его износ, снижая при этом его долговечность.
При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.
Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.
Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.
Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.
Организация и проведение технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей регламентированы приказом МВД РФ № 34 от 24.01.96, который утверждает "Наставление по технической службе ГПС МВД России".
1 Требования к исправному пожарному автомобилю
Находящийся в расчёте пожарный автомобиль должен быть в исправном состоянии. Исправное техническое состояние пожарного автомобиля должно обеспечить его безопасность при движении в оперативном режиме и безотказность при работе на пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
Технически исправный пожарный автомобиль должен отвечать следующим основным требованиям:
-
быть чистым, исправным, отрегулированным, смазанным и заправленным положенными эксплуатационными материалами;
-
двигатель должен легко запускаться стартером, и устойчиво работать при различной частоте вращения коленчатого вала;
-
свободный ход педалей, рычагов управления и рулевого колеса должен быть в пределах нормы;
-
сцепление не должно «вести» или «пробуксовывать»;
-
тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колёс и остановку пожарного автомобиля на установленном для данной модели тормозном пути; торможение пожарного автомобиля с гидравлическим приводом тормозов обеспечивается при одном нажатии на педаль;
-
углы развала и схождения колёс должны соответствовать установленным нормам;
-
сигнал-сирена, электрозвуковой сигнал, стоп-сигнал, указатели поворотов, фары, подфарники, прожектора, плафоны, стеклоочистители и все контрольные приборы на щитке приборов и в насосном отделении должны быть исправными;
-
крепление агрегатов пожарного автомобиля и пожарно-технического вооружения должно быть надёжным;
-
система управления пожарным насосом должна быть исправной;
-
пожарный насос должен исправно (без посторонних шумов) работать на всех режимах, быть герметичным и иметь подачу в пределах нормы;
-
при включении основной и дополнительной трансмиссий (коробки передач, раздаточной, отбора мощности) и переднего ведущего моста не должно быть стука, скрежета и других нехарактерных шумов;
-
давление воздуха в шинах должно соответствовать норме;
-
пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование пожарного автомобиля должно соответствовать табелю положенности, быть исправным и располагаться на своих местах;
-
не должны иметь место подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя и других жидкостей.
Неисправным считается пожарный автомобиль, имеющий следующие основные дефекты:
-
Неисправности кузова:
-
наличие вмятин и повреждение окраски;
-
перекос дверей кабин или отсеков кузова, затрудняющий их открывание и закрывание;
-
неисправность замков, запоров и фиксаторов дверей кабин и отсеков кузова, а также неисправность фиксаторов откидной кабины;
-
отсутствие стёкол или наличие на них глубоких царапин (трещин), затрудняющих и обзорность, а также отсутствие противосолнечных козырьков;
-
неисправность стеклоподъёмников;
-
отсутствие или повреждение зеркал заднего вида;
-
неисправность или отсутствие очистителей и омывателей ветрового стекла;
-
неисправность креплений элементов специальной надстройки;
-
нарушение целостности цистерны и бака для пенообразователя.
2.
Неисправности моторной установки:
-
содержание вредных примесей или уровень дымности в отработавших газах превышает установленные нормы;
-
подтекание топлива из системы питания;
-
неисправность или отсутствие глушителя;
-
отсутствие приспособления для подавления помех радиоприёму;
-
наличие стуков в подшипниках коленчатого вала, резких стуков поршней в цилиндрах и деталей газораспределительного механизма (при прогретом двигателе);
-
давление масла в системе смазки полностью прогретого двигателя, работающего на минимальной частоте вращения холостого хода, меньше величины, указанной в эксплуатационной документации на конкретную марку двигателя;
-
пуск двигателя при положительной температуре воздуха затруднён;
-
двигатель перегревается, неустойчиво работает на установившихся режимах (в том числе на холостом ходу) или работает с перебоями на переходных режимах;
-
подтекает охлаждающая жидкость через сальники водяного насоса, радиатор и другие соединения трубопроводов системы охлаждения.
-
Неисправности основной и дополнительной трансмиссий:
-
пробуксовывает или неполностью выключается сцепление;
-
при плавном включении сцепления происходят резкие рывки автомобиля или появляются нехарактерные стуки;
-
величина свободного хода педали сцепления не соответствует данным инструкции завода-изготовителя;
-
прослушиваются стуки в коробке передач при движении автомобиля на любой передаче или при нейтральном положении рычага переключения передач;
-
прослушиваются стуки в дополнительной трансмиссии при включённой коробке отбора мощности или затруднено включение КОМ;
-
не включается или самопроизвольно выключается передача;
-
подтекает масло через сальники или плоскости разъёма коробки передач или коробки отбора мощности;
-
имеются повреждения (или биение) карданных валов, повреждены или изношены их промежуточные опоры;
-
отмечается повышенный шум в заднем мосту при движении автомобиля;
-
подтекает масло через сальники и другие уплотнения картера заднего моста;
-
имеет место чрезмерный нагрев картера главной передачи.
4.
Неисправности ходовой части:
-
на лонжеронах, поперечинах или кронштейнах рамы имеются трещины;
-
отсутствуют или ослаблены заклёпки в соединениях деталей рамы;
-
имеются погнутости и трещины на балке переднего моста;
-
углы установки колёс не соответствуют требованиям инструкции завода-изготовителя;
-
повышенный люфт передних колёс;
-
затруднено вращение колёс из-за неправильной регулировки подшипников;
-
сломаны листы рессор или любые другие детали подвески;
-
сломаны или имеют сорванную резьбу центровые болты рессор;
-
неисправны амортизаторы;
-
отсутствуют или повреждены предусмотренные конструкцией автомобиля стабилизаторы поперечной устойчивости;
-
шины грузового автомобиля имеют сквозные повреждения, разрыв корда или остаточную глубину рисунка протектора менее 1 мм;
-
шины не соответствуют модели транспортного средства по размеру и допускаемой нагрузке;
-
на автомобиле установлены шины разных видов или с различными типами рисунков протектора.
-
колёсные диски ненадёжно закреплены на ступице или имеют повреждения реборд или посадочных отверстий;
-
давление воздуха в шинах не соответствует установленной норме;
5.
Неисправности систем управления:
-
величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводом-изготовителем;
-
затруднено вращение или имеется выраженная неравномерность усилия поворота рулевого колеса;
-
не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились, либо повреждены детали рулевого управления;
-
неисправен гидроусилитель рулевого управления (включая радиатор рабочей жидкости ГУР, если он установлен);
-
рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колёс;
-
при однократном нажатии на педаль рабочего тормоза не обеспечивается установленная эффективность торможения;
-
подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов;
-
при неработающем двигателе падение давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом приводе тормозов после полного приведения их в действие превышает 0,05 МПа за 15 минут;
-
не работает манометр пневматической тормозной системы;
-
рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;
-
стояночный тормоз не удерживает пожарный автомобиль на уклонах, соответствующих нормативной величине для конкретного типа автомобиля.
6.
Неисправности электрооборудования:
-
электропроводка имеет повреждённую изоляцию;
-
аккумуляторная батарея имеет течь, ослабленную посадку штырей, ненадёжное крепление;
-
неисправны контрольные приборы;
-
фары не отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
-
не горят фары, основные и дополнительные габаритные огни;
-
не горит стоп-сигнал;
-
не работает в установленном режиме указатель поворота;
-
отсутствует предусмотренные конструкцией транспортного средства световозвращатели;
-
не горит фонарь заднего номерного знака;
-
не горят проблесковые маяки (или не вращаются их отражатели).
7.
Неисправности специальных агрегатов:
-
неисправна вакуумная система пожарного насоса (за нормативное время не создаётся требуемый вакуум в пожарном насосе);
-
не герметичен пожарный насос;
-
отсутствуют смазки в пожарном насосе;
-
пожарный насос ненадёжно закреплён на раме автомобиля;
-
неисправны контрольно-измерительные приборы в насосном отсеке пожарного автомобиля;
-
имеются подтекания масла или воды при работе пожарного насоса;
-
отмечаются стуки и вибрация при работе пожарного насоса;
-
неисправны пеносмеситель или дозатор пожарного насоса;
-
отмечается сильный нагрев корпуса при работе пожарного насоса высокого давления (или ступени высокого давления для комбинированных насосов).
2 Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.
Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.
Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
-
ежедневное техническое обслуживание при смене дежурств (ЕТО);
-
техническое обслуживание на пожаре или учении;
-
техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения;
-
техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру;
-
техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
-
техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
-
сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подразделении при смене дежурств заступающим на дежурство водителем и личным составом расчета под руководством начальника пожарного расчёта, с целью проверки готовности выезда автомобиля на пожар или аварию. Основным назначением его является осуществление контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержание его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов, пожарно-технического вооружения и аварийно – спасательного оборудования, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.
Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:
3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;
5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;
7 минут – для специальных пожарных автомобилей;
10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.
В соответствии с типовой технологией технического обслуживания пожарных автомобилей для основных пожарных автомобилей общего применения в перечень работ ЕТО включаются следующие операции:
-
внешний осмотр автомобиля для проверки его комплектности и выявления наружных повреждений;
-
проверка состояния дверей кабины, салона расчёта и кузова (петель, фиксаторов, замков, запорных механизмов откидных кабин), стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, рамы, рессор, шин и креплений колес (визуально);
5-8 мм
8-14 мм
15-22 мм
10-15 мм
10-15 мм
15-22 мм
8-14 мм
Рис. 7.1. Схема измерения прогиба под нагрузкой 40 Н (4 кгс) приводных ремней двигателей ЗИЛ-645 (слева), ЗИЛ-508 (в центре), КамАЗ-740 (справа).
проверка правильности опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов пожарного насоса;
-
проверка (визуально) креплений цистерны, пенобака и специального кузова (ложементов, стремянок, стяжных болтов и т.п.);
-
проверка отсутствия течей воды и пенообразователя из ёмкостей и трубопроводов;
-
проверка действия кранов, вентилей, задвижек пожарного насоса, пеносмесителя и вакуумного затвора – маховички и ручки не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены на штоках, вращение маховичков и передвижение ручек должны быть плавным, без заеданий;
-
проверка отсутствия в пожарном насосе воды (водных растворов) и посторонних предметов;
-
проверка состояния и натяжения приводных ремней (см. рис. 7.1);
-
проверка исправности привода жалюзи и (в зимнее время) состояния утеплительного чехла;
-
проверка отсутствия течей эксплуатационных жидкостей;
-
проверка уровеня масла в картере двигателя (для автомобилей с дизельным двигателем дополнительно уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения), уровня воды или низкозамерзающай жидкости в системе охлаждения двигателя, уровней рабочих жидкостей в гидроприводе тормозов, механизме выключения сцепления, бачке гидроусилителя, уровня топлива в топливном баке;
следующая страница>