Перейти на главную страницу
Введение
Раздел І: История института экстрадиции
Раздел ІІ: Определение экстрадиции, ее нормы и концепции
2.1. Концепции экстрадиции
2.2. Нормы экстрадиции
Раздел ІІІ: Нормативная база, международно-правовые документы и
решения в экстрадиционной деятельности
Раздел ІV: Экстрадиционный процесс
4.1. Экстрадиционный процесс в украинском законодательстве
Выводы
Список используемой литературы
Важность правового регулирования института экстрадиции в системе, оказываемой государствами правовой помощи по уголовным делам, определяется как национальными интересами государств, в целях предупреждения уголовной преступности на их территории, так и интересами международного сотрудничества по борьбе с международными преступлениями, представляющими опасность для всего сообщества государств. В этой ситуации объединение совместных усилий государств, для осуществления сотрудничества в борьбе с преступностью, приобрело особое значение. Существенное место в этом сотрудничестве занимает институт экстрадиции.
В связи с тем, что институт экстрадиции затрагивает многие дисциплины, исследования проблемы экстрадиции привлекали внимание целого ряда международных организаций и ученых. Изучение и разработка отдельных аспектов института экстрадиции были предметом неоднократного рассмотрения Института международного права, Международной ассоциации уголовного права, Ассоциации международного права и других. Вклад в разработку проблемы внесли такие ученые как Г. Ляммаш, С.Д. Беди, А. Воглер, Ю.Г. Васильев, Д. О. Никольский, В. П. Шупилов, М. Д. Шаргородский, Н. С. Таганцев, Н.А. Сафаров и многие другие.
1. ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ЭКСТРАДИЦИИ
Институт экстрадиции, имеет многовековую историю и его начало можно проследить со времен глубокой древности, когда еще не существовало правовых взаимоотношений в вопросах противостояния преступности в ее современном понимании, но существовала практика выдачи, поначалу носящая локальный характер. История института экстрадиции восходит к глубокой древности и берет свое начало с возникновения первых признаков формальной дипломатии.
Историю экстрадиции можно разделить на четыре периода:
Изменения в институте экстрадиции в средние века были, прежде всего, продиктованы изменениями в институте убежища, когда местами, выдача из которых была недопустима, стали определенные священные места: храмы и монастыри. Еще одним препятствием для экстрадиции лиц, совершивших уголовные преступления, служил обычай закрепощения всех иностранцев, прибывших в страну без разрешения существовавший в феодальных государствах Западной Европы. В связи с этим экстрадиция по-прежнему оставалась формой расправы с политическими противниками, а не с преступниками. Например, одним из наиболее ранних средневековых договоров, по которому договаривающиеся стороны обязались выдавать друг другу политических преступников, являлся трактат, заключенный в 1174 г. между английским королем Генрихом II и шотландским королем Вильгельмом. Последующие западноевропейские соглашения подобного характера также касались главным образом бунтовщиков и обоюдных врагов к числу таковых относились, так называемые инакомыслящие.
В XVIII веке, с которого начинается второй период в развитии экстрадиции, договоры о выдаче все более распространяются не только на дезертиров, но и на уголовных преступников - убийц, фальшивомонетчиков, воров, поджигателей, а сотрудничество государств в уголовном преследовании этих лиц становится все более интенсивным. Это объясняется тем, что в то время было очень интенсивное перемещение людей из одного государства в другое, в связи с процессами индустриализации Европы и появлением новых видов транспорта, что вызвало проблемы борьбы с грабителями на железных дорогах.
В третий период, который начался для западноевропейских стран с 40-х годов XIX столетия, появляется осознание необходимости бороться общими силами против преступников, совершивших не политические, а уголовные деяния. В связи с заключаемым с этой целью договорам выдача наполняется своим подлинным смыслом, превращаясь в акт правовой помощи (оказываемой одним государством другому) в области международного общения. К концу XIX в. большинство стран Европы и ряд стран американского континента заключили договоры как друг с другом, так и с географически удаленными государствами.
В четвертом периоде, начавшемся в середине XX века, решающую роль в развитии института экстрадиции сыграла Вторая мировая война. Наказание за злодеяния, творимые в ее ходе фашистами, становится одной из основных целей. Последовал целый ряд заявлений и выступлений, в которых союзники выразили решимость подвергнуть уголовному преследованию тех, кто несет ответственность за зверства, убийства и казни или принимал в них непосредственное и добровольное участие. Эта общая решимость привела не только к учреждению Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов, созданных для суда над военными преступниками, преступления которых не связаны с определенным географическим местом, но и к многочисленным процессам по делу военных преступников, организованным в тех странах, где они совершили свои преступления. По мере развития отношений между государствами совершенствуется и институт экстрадиции: растет количество договоров, в которых конкретизируется круг лиц, подлежащих выдаче, уточняются критерии и основания для выдачи.
Таким образом, история развития института экстрадиции охватывает собой все исторические типы общества. Однако лишь в новое время экстрадиция приобрела общечеловеческое значение в отношении преступлений международного характера и преступлений против мира и безопасности человечества.
В разной литературе и словарях термин «экстрадиция» определяется по разному: в более широком и в более узком смысле. Краткое определение экстрадиции можно выразить в том, что термин «экстрадиция» сводиться только к выдачи одним государством другому лица, для привлечения его к уголовной ответственности. Но более правильным и широким определение экстрадиции будет звучать так: «экстрадиция – это передача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства, по требованию последнего для привлечения преступника к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора». (4, стр. 82)
Практика экстрадиции действительно поначалу опиралась на концепцию выдачи, но концепция выдачи отражала реалии экстрадиционной деятельности государств в тех международно-правовых и политических реалиях, которые уже ушли в прошлое. В связи с этим экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей нельзя потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается, так как процедура экстрадиции может закончиться и отказом в выдаче.
С одной стороны - институт выдачи является актом правовой помощи, который основан на международных договорах и базируется на общепризнанных нормах и принципах международного права, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находиться, требующему его передачи государству, на территории которого он совершила преступление или гражданином которого он является, для привлечения к уголовной ответственности или приведения к исполнению приговора. С другой стороны – в экстрадиции усматривается не только выдача преступников и наказание виновных, но и более широкие вопросы, которые состоят в правовой помощи и сотрудничестве между государствами. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что задачи, цели и функции института экстрадиции не повторяют и не поглощаются задачами, целями и функциями института выдачи. Нормы института экстрадиции охватывают более широкий круг вопросов, чем у выдачи. Выдача представляет собой лишь форму реализации процедуры экстрадиции.
В этом аспекте проявляется целый ряд новых действий и целей: институт экстрадиции предусматривает регулирование международного сотрудничества и правовой помощи между государствами по уголовным и гражданским делам, а также принимает меры по обеспечению необходимых процессуальных и правовых гарантий, укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюдения прав человека.
Концепцию экстрадиции, идущую на смену концепции выдачи, можно определить как концепцию правовой помощи. Переход на новую концепцию способствовал дальнейшему развитию практики экстрадиции, вывел ее за пределы выдачи преступников, вследствие чего экстрадиция распространилась на более широкую область международно-правового сотрудничества между государствами. Концепция правовой помощи позволила существенно обогатить практику экстрадиции. В значительной мере расширяется круг участников экстрадиционной деятельности. Объединяются усилия государств, и повышается эффективность их международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
2.2 Нормы экстрадиции
Международно-правовое регулирование института экстрадиции имеет два вида норм. Один можно отнести к нормам романо-германской правовой системы, другой к нормам англо-саксонской правовой системе права. И один и другой вид норм имеет свои положительные и отрицательные стороны. Романо-германская правовая система права способствует обеспечению законности и права выдаваемого лица, но в тоже время она способствует виновному в совершенном преступлении избежать заслуженного наказания. Англо-саксонская система права способствует снижению роли общих принципов и предоставляет суду право выносить приговор по конкретному делу с учетом конкретных обстоятельств, преследуя цель обеспечить наказания преступника.
Различие в правовых системах находят свое отражение в международно-правовом регулировании института экстрадиции. Англо-саксонская правовая система права отрицает существование принятых другими государствами принципов экстрадиции в качестве общеобязательных. И на этот счет, самое основное внимание уделяется двусторонним договорам, которые регулируют сотрудничество государствами с одной системой права.
Установление международных норм об экстрадиции, можно считать отдельными элементами обеспечения законности при оказании правовой помощи в обеспечении прав человека, более важным моментом является проведение таких норм в действие.
3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И РЕШЕНИЯ В ЭКСТРАДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Связь между уголовным и международным правом обуславливается тем, что определенные институты, которые имеют уголовно-правовое значение, находят свое первоначальное определение в нормах международного права, точнее в тех международных соглашениях, к которым присоединилась Украина. Согласно ст. 9 Конституции действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.
На нормах международного права базируются статьи уголовного кодекса, которые определяют проблему уголовной ответственности лиц, имеющих дипломатическую неприкосновенность (ч. 4 ст. 6 УК), экстрадиции (выдачи) преступников (ст. 10 УК), признание преступными некоторых действий (например, преступления, предусмотренные статьями 438 УК «Нарушение законов и обычаев войны», 445 УК «Незаконное использование символики Красного Креста и Красного Полумесяца») и т.п. Международно-правовое происхождение имеют также нормы, указанные в статьях 301 УК «Ввоз, изготовление, сбыт и распространения порнографических предметов», 442 УК «Геноцид» и некоторых других.
Вопросам экстрадиционной деятельности, а не просто вопросам выдачи преступников посвящены многие важные международно-правовые документы и решения. К ним относятся документы ООН (Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры. Можно сказать о том, что жизнеспособность, эффективность и действенность указанных положений и документов прошла проверку временем. Передача осужденных из одного государства в другое для отбывания назначенного наказания согласуется с положениями Европейской конвенции о выдаче 1957 года, которыми, в частности, предусматривается не только передача, но также такие ее разновидности, как отсроченная передача и передача с условиями.
Экстрадиция регламентируется не только многосторонними соглашениями (конвенциями ООН, региональными международными организациями), но и двусторонними соглашениями, которые заключаются между конкретными государствами. Такие двусторонние договоры можно определить по трем видам. К первому виду можно отнести специально заключенные договоры по проблеме экстрадиции. Ко второй группе относятся договоры, в которых регламентация выдачи лиц осуществляется в рамках общего договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
В 1984 году соглашение о выдаче преступников подписали Гана, Бенин, Нигерия и Того. Среди многосторонних договоров в этой области заслуживают внимания, в частности, Европейская (Парижская) конвенция о выдаче преступников 1957 года, подписанная государствами — членами Совета Европы (участвует более 20 государств), а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (подписана 10 странами СНГ), раздел IV которой посвящен проблеме выдачи преступников. Положения этих конвенций, за небольшими исключениями, примерно одинаковы. Стороны обязуются выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Кроме того, в них более или менее подробно регламентируется порядок, которого договаривающиеся стороны намерены придерживаться при решении практических вопросов, связанных с выдачей.
В соответствии с Конвенцией 1984 года выступающей против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ни одно государство-участник не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. Кроме того, во многих странах действует законодательство, согласно которому нельзя выдавать преступников, если в стране, которая требует выдачи, им грозит более строгое наказание, чем в стране, где они находятся. Те страны, которые не применяют смертную казнь, не выдают преступников тем странам, где им грозит такое наказание. Выдача не допускается также, если истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление, и в ряде других случаев.
Государство, получившее обращение о выдаче, должно удостовериться:
Цели экстрадиции состоят не только в выдаче тех, кто должен быть выдан, но и в обеспечении невыдачи тех, кто выдаче не подлежит: чья выдача нарушала бы права, свободы и интересы государства. Цели экстрадиции направлены в первую очередь на создание и укрепление единого юридического механизма, в котором задействованы разные государства, обеспечивающие юридические гарантии соблюдения международно-признанных прав и свобод граждан и лиц без гражданства в сфере межгосударственного сотрудничества и правовой помощи по уголовным и гражданским делам. Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда. Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбытия наказания.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:
В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства. В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим и религиозным мотивам. Люди, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из политической оценки и правовых установлений государства, на территории которого этот человек находится.
При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. (Пример: Израиль выдал СССР преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль. В израильском аэропорту они сдались полиции и были выданы СССР, несмотря на то, что между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений).
Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности, в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно предоставить убедительные доказательства совершенного преступления.
В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачи человека, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.
Законодательство многих государств относительно выдачи предполагаемых преступников, принятое в последние годы, направлено на укрепление процессуальных гарантий прав человека при осуществлении процедуры экстрадиции. Это нашло отражение в повышении роли судебного контроля. Роль суда при решении вопросов выдачи неодинакова в различных странах. В одних странах именно суд решает вопрос о выдаче (к ним относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Швейцария), в других - решение суда, разрешающее выдачу, носит рекомендательный характер, окончательное же решение принимает исполнительная власть. Если же суд запрещает выдачу, то такое решение обязательно для исполнительной власти. Это так называемая "люксембургская система" (Люксембург, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция и др.). Существует и третья система: решение суда во всех случаях носит рекомендательный характер.
Наряду с борьбой с преступностью и неотвратимостью наказания, целью всей системы уголовной юстиции также является обеспечение гарантий соблюдения прав человека, вовлеченного в уголовный процесс, недопустимости привлечения к уголовной ответственности невиновного лица.
4.1. Экстрадиционный процесс в украинском законодательстве
Гуманизация уголовного процесса, создание действенной системы защиты прав человека, является одним из основных направлений в области уголовной юстиции на международном уровне. Европейская конвенция о выдаче правонарушителей содержит ряд важных гарантий защиты прав лица, вовлеченного в экстрадиционную процедуру. Главным образом эти гарантии направлены, на защиту интересов выдаваемого лица от возможных преследований со стороны запрашивающего государства и выражаются в форме отказа в выдаче.
Международно-правовой механизм экстрадиции в рамках Европейской конвенции содержит достаточно эффективную систему защиты прав выдаваемого лица от преследований и неправомерного обращения со стороны запрашивающего государства. За пределами такого механизма остаются вопросы защиты прав человека в запрашиваемом государстве. Конвенция исходит из того, что процедура рассмотрения ходатайств о выдаче запрашивающим государством международно-правовыми нормами не регламентируется.
С точки зрения национального законодательства Украины очевидно, что получение запроса о выдаче не может являться основанием для задержания подозреваемого или заключения его под стражу. Все гарантии прав человека, предусмотренные законодательством Украины и ее международно-правовыми обязательствами, должны быть строго соблюдены по отношению к иностранцу, каковым является лицо, подлежащее выдаче. Другое отношение может и должно рассматриваться как дискриминация по признаку гражданства. Считается, что момент задержания и ареста с целью обеспечения процедуры выдачи не следует устанавливать международными договорами. Это является вопросом внутреннего права запрашиваемого государства. Международно-правовое обязательство государства состоит в выполнении требования о выдаче. То, каким образом оно обеспечит выполнение своих договорных обязательств - его внутреннее дело.
В соответствии со статьей 9 Международного Пакта о гражданских из политических правах, никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Основания для ареста любого лица, находящегося в сфере юрисдикции Украины является судебное решение или санкция прокурора. Никаких изъятий для лиц, в отношении которых ведется экстрадиционное производство, закон не предусматривает. Следовательно, задержание и арест запрашиваемого лица не могут быть произведены ни на основании запроса (требования) о выдаче, ни на основании постановления о заключении под стражу, поступивших от иностранного государства, без принятия соответствующего решения компетентными органами Украины.
На основании этого можно сделать вывод о том, что распоряжение о заключении под стражу, сделанное компетентными органами иностранного государства, не подлежит исполнению правоохранительными органами Украины, но является необходимым основанием для принятия ими решения об аресте. Когда речь идет об аресте с целью обеспечения рассмотрения вопроса о выдаче, такое решение выносится в соответствии с международно-правовыми обязательствами и национальным законодательством Украины и с учетом просьбы об аресте, поступившей от запрашивающей стороны.
Кроме данных, содержащихся в постановлении о заключении под стражу ("detention order"), а также иных представленных запрашивающей стороной документах, также должны оцениваться все обстоятельства, служащие основанием для избрания такой меры пресечения по национальному законодательству Украины.
Институт экстрадиции представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о экстрадиции - суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека. В любом случае, выдача преступников - не обязанность, а право государства.
В Ы В О Д Ы:
В наше время институт экстрадиции играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами. Так же большое влияние возможности экстрадиции оказывают и на охрану законных интересов, прав и свобод личности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью.
Нормативное регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще не сложилось в полном объеме: оно, как и экстрадиционная практика, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. В связи с тем, что транснациональная преступность не может быть пресечена национальными мерами, вопрос о международном сотрудничестве в сфере уголовного правосудия приобретает особую значимость.
В последнее время все чаще актуальность приобретает более широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный и важный институт права. Его нормы, процедуры, концепции и принципы играют важную роль в развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами, в обеспечении правовых гарантий соблюдения прав и свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и другими негативными проявлениями в любом уголке земного шара.
Современные реалии экстрадиции позволяют говорить о формировании новой концепции, которая идет на смену концепции правовой помощи. Речь идет о концепции правовых гарантий прав и свобод. Эта новая современная концепция экстрадиции все чаще оказывается востребованной как при нормативном регулировании вопросов экстрадиции, так и практикой применения ее норм.
Ситуация осложнена еще тем, что растет число преступлений, которые подрывают основы не только национальной, но и международной безопасности
18 12 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
Хгаэп, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист России В. А. Широков
01 10 2014
4 стр.
Рассматривая отдельные положения уголовного закона, мы обычно имеем в виду те или иные предметные конструкции, которые находят в них отражение
24 09 2014
1 стр.
Ключевые слова: экстрадиция; виды выдачи лиц; экстрадиция преступников; временная экстрадиция; классификация выдачи лиц, совершивших преступление
18 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
Цель данной работы: изложить основные идеи Ш. Л. Монтескье о государстве и праве на основе знаменитого труда философа «О духе законов» (1748 г.)
02 09 2014
1 стр.
Федеральный закон от 06. 04. 2011 n 63-фз «об электронной подписи: актуальные вопросы правоприменительной практики»
15 09 2014
1 стр.