Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Эссе на тему «История и философия науки»

Кузнецова Г. Л.

«Познание минувших времен…

- украшение и пища человеческих умов».

Леонардо да Винчи

Увидел человек дерево и семя его. Посадил семя в землю, выросло новое дерево. Задумался наш человек: «Что же было первым: дерево или семя?». Дерево весной зеленело, человек любовался его красотой. Но осенью листья облетели, и, загрустил человек. Весна принесла новую зелень и дала дереву рост. Задумался человек: «Откуда берет дерево силу? Какой жизнью оно живет? По каким законам?». Случались засухи, бури, и, чахло дерево. Вновь задумался человек: «Как лучше растить дерево? Что я получу, когда выращу его?». А был наш садовник философом, который изучал лучшие умы своего времени, радовался силе человеческого знания и способностям творцов, забывая об их истоках, считая что «яркая зелень и вкусные плоды» науки – это лучшее, что есть. Но, разве может листва жить без ветвей, разве может выжить дерево зимой без своих корней, разве может расти без правильного ухода и заботы? Понял наш философ, что сила науки в ее корнях. Научные открытия, даже самые потрясающие, никогда не возникают на пустом месте. "Если я видел дальше, - сказал Ньютон, - то потому, что стоял на плечах гигантов". Более того, захотелось философу понять законы развития науки, чтобы иметь плоды ее более «сладкие». И, главное, – плоды и листья нельзя отделить от остального, дерево живет по общим законам, в науке нельзя по-настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в единстве с особенным и с всеобщим. Но и без листьев дерево умрет, нельзя понять в полной мере всеобщее в отрыве от особенного и конкретного. Ни один ученый не работает в «научном вакууме»: на самом деле все исследователи пребывают в пространстве социального института науки. Даже тогда, когда исследователь работает один, процесс (открытия, изобретения, доказывания и т. д.) находится под сильным воздействием знаний и навыков, хранящихся в памяти исследователя как результат предшествующей коммуникации и истории.

Дерево философа росло и развивалось непрерывно во времени. Наука в глазах философа стала не просто статичным пластом реальности, но живым динамичным целым. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса, семя и плод.

Изучение познавательной деятельности науки становится основным предметом философа, а диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития этой деятельности. Познание законов дает возможность управлять его процессами. Тому, кто не видит ничего кроме яркой «зелени» науки, наука начинает казаться откровением. Превосходство последних достижений обманчиво и иногда они рушатся, как опавшие листья. Наука не откровение, а произведение человеческого ума, ее можно развивать и дальше. Вариантов познания в истории было много: в античности – воспоминание, в средние века – божественные откровения, в эпоху возрождения – повторение действий Бога, в век просвещения – эмпиризм и сенсуализм. Но любое познание характеризуется общими законами диалектики: семя – рост - плод, т. е. закону диалектической противоречивости, закону перехода количества в качество, закону диалектического изменения. Философские законы вечны в том смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы» (Ойзерман Т. И.).

Наше дерево растет для потребностей человека, но по своим специфическим законам. Так и самостоятельность науки определяется внутренней логикой ее развития, строго определяющей последовательность научных идей, открытий, постановки проблем и их решения, последовательность развития отдельных наук. Логика науки решает проблемы от простого к сложному, потому наука является самокорректирующейся системой. По мнению Декарта, наука должна быть построена как единая система, так как взаимосвязанные науки изучать легче все сразу. Различия между ними он проводил по степени значимости, представив на этом основании древо науки. Корни этого дерева – философия, ствол – физика, все остальные науки – крона.



По мнению Конта, расположение наук выглядит так: астрономия физика химия физиология социология. «В настоящее время каждая из наук настолько развилась, что изучение их взаимосвязанных отношений может дать материал для целого ряда исследований, а вместе с тем становится необходимой…философия в общей системе наук,…чтобы предупредить разрозненность человеческих понятий».

Итак, наше дерево выросло, и, садовник-философ выстроил свое видение связи науки и философии, развития философии науки: питающие корни – история науки, крепкий надежный ствол – познавательная деятельность науки, модели приращения научного знания, эвристические методы и философские решения парадоксальных проблем, ветви – (согласимся с Декартом) все науки, листья – новейшие научные достижения, плоды – это семя и… новое дерево! А что же философия? А это же наш садовник со своими инструментами: законами развития и теориями познания, стремлением к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов. Взаимодействие науки и философии даст рост нашему дереву, развитие науке. Определим место философии как наука для наук.

Эссе на тему «История и философия науки»

Даже тогда, когда исследователь работает один, процесс (открытия, изобретения, доказывания и т д.) находится под сильным воздействием знаний и навыков, хранящихся в памяти исследов

34.34kb.

09 10 2014
1 стр.


Ваша Лариса Александровна. Эссе Аргументированное эссе сочинение

Эссе Аргументированное эссе – сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Эссе защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы

36.37kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа кандидатского экзамена «История и философия науки»

ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины отрасли науки и научной специальности»

159.44kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История медицины»

России; философия; основные медико-биологические и клинические дисциплины. Программа разработана Российским Университетом дружбы народов и одобрена экспертным советом Высшей аттест

210.38kb.

11 10 2014
1 стр.


Рефератов по курсу «История и философия науки»

Учение римских юристов о праве и государстве. Формирование юриспруденции как самостоятельной науки

60.09kb.

02 10 2014
1 стр.


«история и философия науки»

Базилевская Н. А., Белоконь И. П., Щербаков А. А. Краткая история ботаники. М., 1968

50.41kb.

10 09 2014
1 стр.


Моего эссе «История и методология международного права». Я выбрал именно эту тему потому, что она очень актуальна

Тема моего эссе «История и методология международного права». Я выбрал именно эту тему потому, что она очень актуальна

48.65kb.

01 09 2014
1 стр.


История и философия науки (семинары)
180.75kb.

16 12 2014
1 стр.