Перейти на главную страницу
Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания
(художественное воспитание в дошкольных учреждениях,
общеобразовательной и высшей школе)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Работа выполнена в Государственном учреждении
«Институт художественного образования»
Российской академии образования
Научный руководитель: |
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Фомина Наталья Николаевна |
Официальные оппоненты: |
доктор философских наук, профессор Торшилова Елена Михайловна кандидат педагогических наук Юхневич Марина Юрьевна |
Ведущая организация: |
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена |
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ «Институт художественного образования» РАО.
Автореферат разослан «24» августа 2006 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук И.Э. Кашекова
В урбанизированной среде, где дети лишены возможности ежедневно контактировать с природой как с эстетически развивающей средой, а народное искусство все активнее вытесняется китчем, художественный музей расширяет свою миссию: становится оазисом и аккумулятором для развития и сублимации эстетических чувств. В условиях нарастания информационного потока, перенасыщения окружающей среды низкопробной продукцией массовой культуры (реклама, видео) возможности приобретения ребенком непосредственного чувственного опыта при контактах с эстетическими объектами сужаются, но роль искусства в этом процессе возрастает, равно как и его роль в формировании полноценной и здоровой личности. Необходимость раннего освоения компьютера при недостаточно сформированной сенсорной сфере ребенка в условиях ограничения контактов с миром природы грозит недоразвитием культуры чувств. Формирование эстетических навыков общения с подлинниками изобразительного искусства, в том числе и в пространстве музея, призвано компенсировать «эстетическую недостаточность» окружающей среды и дефицит «подлинности» в среде обитания ребенка-дошкольника.
Нарастание «виртуального компонента» в образовательных технологиях и чувственная тяга к подлинности как средству компенсации эстетического развития, несмотря на полярность этих процессов, глубоко взаимосвязаны. В постиндустриальном обществе телевидение, компьютер и Интернет становятся неизбежным и необходимым инструментом освоения мира ребенком. Однако развитие репродукционных и медийных технологий приводит к тому, что у детей младшего возраста искусственно сужаются возможности прямой интериоризации чувственного опыта на основе личностного переживания, а традиционные эстетические ценности подвергаются пересмотру и подменяются «ценностями» массовой культуры. В сложившихся условиях художественный музей не может позиционировать себя только как хранилище эстетических эталонов. Он становится уникальным и необходимым пространством для творческого развития личности, пространством, которое воздействует на нее «душеобразовательно» (Н.Ф.Федоров).
Вопросы эстетического воспитания дошкольников в процессе их приобщения к изобразительному искусству освещены в трудах Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, В.Л.Езикеевой, Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Л.В.Пантелеевой, Т.А.Копцевой. Теория и методика эстетического развития дошкольника являются предметом исследований Е.М.Торшиловой. Развитие художественного восприятия у детей младшего возраста (5-9 лет) в условиях художественного музея и его изостудии рассматривалось Э.И.Ларионовой, было исследовано Н.Л.Кульчинской и О.Л.Некрасовой-Каратеевой. Однако эстетическое развитие воспитанников старших групп детского сада в художественном музее не становилось до настоящего времени предметом научного исследования.
Эстетическое развитие детей младшего возраста, в том числе через потенциал художественного музея, становится необходимым залогом сохранения целостности личности на следующих возрастных этапах, залогом ее полноценного формирования в контексте будущего «жизненного пути» (С.Л.Рубинштейн). Это связано с осознанием того, что при условии раннего эстетического развития, создаются предпосылки для гармонического, целостного восприятия картины мира сквозь призму творческой реализации личности, а также способности к «сопереживанию» общественному благу, деятельному сочувствованию природе и человеку. Опыт детства становится основой нравственно-эстетических взглядов личности (В.А.Сухомлинский).
Эстетическое развитие дошкольников должно быть целостным процессом. Выделение в нем таких качеств как способность к эстетическому восприятию, эмпатия и продуктивное творческое воображение, а также исследование динамики их развития у воспитанников старших групп детского сада на занятиях в художественном музее представляется чрезвычайно актуальным в свете определения преемственности между дошкольным и школьным художественным образованием. Актуальность и неразработанность этой проблемы обусловили выбор темы исследования: «Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей - детский сад».
Задачи исследования:
– изучить эволюцию философских, педагогических и психологических взглядов на раннее эстетическое воспитание, опыт по эстетическому развитию дошкольников в процессе приобщения к изобразительному искусству в общей системе дошкольного образования;
– рассмотреть эстетическое развитие дошкольников как проблему современной музейной педагогики;
– проанализировать психологические особенности восприятия изобразительного искусства старшими дошкольниками в музее и раскрыть роль игры в музейном пространстве как средства их эстетического развития;
– определить критерии эстетического развития старших воспитанников детского сада, разработать и апробировать методику музейных занятий по их развитию и выявить критерии эффективности педагогического руководства этим процессом;
– обосновать и экспериментально проверить концепцию эстетического развития детей 5-7 лет в системе «художественный музей - детский сад»;
– создать музейно-образовательные программы эстетического развития старших дошкольников в системе «художественный музей - детский сад» на основе интеграции базового и дополнительного образования и экспериментально проверить их эффективность.
– реализации концепции эстетического воспитания дошкольников, направленной на творческое развитие личности, основой которого является формирование эстетических доминант восприятия, эмпатии и культуры воображения;
– разработки программ поэтапного эстетического развития воспитанников детского сада на основе интерактивности, диалога и игры;
Впервые в отечественной педагогике проанализирована и обобщена работа по эстетическому воспитанию дошкольников в художественном музее, выявлены ее ведущие тенденции и перспективы.
Определены критерии эстетического развития старших дошкольников на занятиях в художественном музее.
Обоснованы методы отбора произведений для занятий со старшими дошкольниками в художественном музее и детском саду, среди которых ведущим является высокий художественный уровень работ, соразмерность подлинников с возможностями первоначального визуального восприятия детей, обращение к многообразию эстетических эталонов из музейных коллекций: от иконы до авангарда, возрастная сопоставимость дошкольников и героев произведений изобразительного искусства, соотнесение представленных в них тем и ситуаций с малым личностным опытом ребенка и т.д.
Научно обоснована методика эстетического развития детей 5-7 лет в системе «художественный музей - детский сад» и технологии педагогического руководства, формирующие у ребенка установку на эстетическое восприятие произведений искусства и активизирующие его в условиях музейной среды с ориентацией на дальнейшее развитие.
Впервые в музейной педагогике игра в пространстве художественного музея рассмотрена как самостоятельная форма его образовательной деятельности по эстетическому развитию дошкольников.
Разработана концепция эстетического развития старших дошкольников в системе «художественный музей - детский сад», основанная на принципе единства их образовательного пространства и педагогического взаимодействия в решении единых развивающих, воспитательных и образовательных задач.
Теоретически обоснованы критерии эстетического развития старших дошкольников на занятиях в художественном музее: динамика детских эстетических доминант восприятия, способность вчувствования в художественный образ в процессе развития эмпатии и продуктивность творческого воображения. Разработаны критерии эффективности педагогического руководства эстетическим развитием старших воспитанников детского сада, определяемые совокупностью показателей культуры чувств и культуры воображения ребенка.
Раскрыта сущность педагогического руководства эстетическим развитием старших дошкольников в условиях художественного музея: педагог создает условия для активизации восприятия ребенком арт-объекта и для реализации импульса, полученного им при переживании художественного образа, в детской изобразительной творческой деятельности.
Выявлено, что игра является оптимальной формой занятий по эстетическому развитию старших дошкольников в музейной среде. Разработан алгоритм проведения музейных игр интеграционного типа: освоение пространства художественного музея с целью решения игровой задачи, выявление его эстетических составляющих, формирование в музейной игре с сюжетно-ролевой основой умений и навыков диалогического общения с произведениями искусства, обретение в процессе игры эстетического результата, подтверждающего деятельностное продуктивное творческое участие в ней ребенка.
Практическая значимость исследования.
Апробированные программы для дошкольников «Воспитание чувств» и «Войди в мир искусства» могут быть использованы в образовательной и экскурсионной работе музейными педагогами, воспитателями дошкольных учреждений и руководителями изостудий.
Разработанные рекомендации по педагогическому руководству эстетическим развитием старших дошкольников и авторская методика «Встреча в пространстве картины», направленная на развитие эмпатии и продуктивности творческого воображения, могут применяться в системе повышения квалификации и при подготовке в ВУЗах преподавателей изобразительного искусства, музейных педагогов и педагогов дошкольного образования.
Разработанный алгоритм проведения музейных игр дает возможность для их вариативного применения в культурно-образовательной работе художественных музеев России с широкой дошкольной аудиторией.
На втором этапе (1998-2002гг.) разрабатывались теоретические положения эстетического развития старших дошкольников и критерии эффективности педагогического руководства в системе «художественный музей - детский сад», осуществлялся формирующий эксперимент на основе музейно-образовательных программ «Воспитание чувств» и «Войди в мир искусства».
На третьем этапе (2002-2006гг.) разработана методика музейных игр для воспитанников детского сада, обоснована концепция эстетического развития детей 5-7 лет в системе «художественный музей - детский сад» и проведена экспериментальная проверка результативности циклов музейных игр и музейно-образовательных программ. Сформулированы выводы, научная новизна, теоретическая и практическая ценность проведенного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные выводы и результаты исследования
– были изложены на Международных научно-практических конференциях по музейной педагогике: «Художественный музей в образовательном процессе» (Санкт-Петербург, 1998), «Диалог: музей и общество» (Якутск, 2003), «Музей как креативное пространство культуры» (Минск, 2004), на Всероссийских научно-практических конференциях и семинарах по музейной педагогике: «Культурное наследие России и музейная педагогика» (Государственная Третьяковская галерея, 1999), «Образовательное пространство музея» (Государственный Русский музей, 2005), «Игровые методики в музейной работе с детьми» (Государственный Эрмитаж, 2005), «Музей и дети» (МИРОС, 1994-2004), а также на Всероссийских научно-практических конференциях Творческой лаборатории «Музейная педагогика» Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма – в Рязани, Туле, Саратове, Москве (1999-2005);
– внедрены в авторских циклах педагогических занятий «Прогулки по Третьяковке», на занятиях в студии Государственной Третьяковской галереи и методических рекомендациях для экскурсоводов;
– внедрены в процессе преподавания по программе «Войди в мир искусства» в ДОУ №1662, №3, №2;
– опубликованы в журнале «Дошкольное воспитание» (1997-2006гг).
1. Эстетическое развитие детей 5-7 лет в системе «художественный музей - детский сад» должно осуществляться на основе творческого сотрудничества музейных педагогов и педагогических коллективов ДОУ в русле единых музейно-образовательных программ.
1. Эстетическое восприятие детьми 5-7 лет произведений искусства в музейной среде формируется, благодаря нерасторжимому единству этического и эстетического, преподнесенного в рамках игровой ритуальности. Культура поведения в музее выступает как механизм сохранения целостности восприятия дошкольником художественного образа.
3. Авторская концепция эстетического развития старших дошкольников в системе «художественный музей – детский сад» строится на принципе единства их образовательного пространства и педагогического руководства, основанного на методах диалога, интерактивности, игры.
4. Музейная игра, являясь универсальным методом эстетического развития детей 5-7 лет в музейной среде, становится, наряду с экскурсией, самостоятельной формой образовательной деятельности современного художественного музея с дошкольниками.
Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Основное содержание диссертации
Во введении обоснована актуальность темы, определена степень ее разработанности, сформулированы проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотеза, заявлены методологические основы и методы, показана научная новина, теоретическая и практическая значимость.
Первая глава «Теоретические основы эстетического развития детей младшего возраста» содержит три раздела. В них рассматривается эволюция теоретических взглядов на эстетическое воспитание детей младшего возраста в исторической ретроспективе, опыт приобщения ребенка к изобразительному искусству в общей системе дошкольного воспитания, раскрывается педагогический потенциал современного художественного музея.
Изучение теоретических взглядов на эстетическое развитие ребенка показало, что эта проблема становилась предметом особого внимания ученых и представителей искусства на переломных этапах исторического развития общества: в эпоху Просвещения (Ж.Ж.Руссо, И. Песталоцци), в период наполеоновских войн, «Бури и натиска» романтизма, обратившегося к миру маленького ребенка и выявившего роль игры в его эстетическом воспитании (И.Фихте, Фр.Шиллер), в середине XIX века в период движения за эмансипацию женщин и возникновения такой новой образовательной институции как детский сад (Ф.Фребель, К.Д.Ушинский). В начале XX века, отмеченного кризисом духовных ценностей, к этой проблеме обращались философы, психологи и педагоги, отмечавшие роль сенсомоторной, эмоциональной и духовной сферы (М.Монтессори, В.В.Зеньковский, Р.Штейнер), а также эмпатических эмоций и игры в эстетическом развитии ребенка (Л.С.Выготский). В России 1920-ых – начала 1930-ых гг. в период становления нового социалистического общества педагоги дошкольного образования выступили с перспективными научными разработками в области детской игровой и изобразительной деятельности (Е.А.Флерина, Н.П. Сакулина), подчеркивая ее роль в эстетическом развитии ребенка. На протяжении ХХ века теории психического развития: когнитивная (Ж.Пиаже), биогенетическая (Э.Геккель и С.Холл) и культурно-историческая (Л.C. Выготский), а затем сменивший их персоногенетический подход (А.Маслоу, К.Роджерс) оказывали влияние на педагогическое руководство эстетическим развитием детей младшего возраста.
Методы, разработанные классиками музейной педагогики в первой трети ХХ века: диалог (А.Лихтварк, А.В.Бакушинский), «сократические беседы» (Н.И.Романов), музейные игры на адресных детских выставках и экспозициях (А.У.Зеленко, Н.Д.Бартрам, Я.П.Мексин), доказали свою действенность при работе с младшими детьми в музейной практике начала 1930-ых гг. Однако этот опыт не мог получить развития в условиях специфических требований к научно-пропагандистской работе музея, которые в то время предъявлялись ему с позиций идеологии. В период идеологической «оттепели» 1960-ых гг., а затем в конце ХХ века в эпоху смены экономического уклада в России и возрастания информационного потока в мире, появлялись новые стратегии эстетического воспитания детей младшего возраста, в основе которых – единство художественного восприятия и творческой деятельности ребенка (В.В.Алексеева, Д.Б.Кабалевский, Б.М. Неменский).
Анализ современных программ по эстетическому воспитанию дошкольников, в которых предложены методы их приобщения к произведениям изобразительного искусства из музейных коллекций, показал, что они не предусматривают систематического общения с художественными подлинниками. Музейная составляющая программ сосредоточена в образовательном пространстве детского сада и осуществляется, главным образом, через медийные заместители произведений живописи и скульптуры. Нам представляется, что первичное восприятие произведения живописи или скульптуры через воспроизведение (репродукция, слайд и т.д.) сообщает перцепции ребенка чувственную неполноценность. Это приводит к обеднению впечатления и закрепляет в сознании ребенка интерпретацию произведения, присвоенную педагогом (А.А.Мелик-Пашаев). В программах слабо выражен принцип системной связи между детским садом и художественным музеем, подразумевающий создание единого образовательного пространства этих институций. Именно это единство, по нашей гипотезе, позволяет осуществить целостное долговременное духовное переживание ребенком художественных образов, без которого занятия воспитанников детского сада по эстетическому развитию в музейной среде малоэффективны.
Рассмотрение эстетического развития дошкольников как проблемы современной музейной педагогики вскрыло частное противоречие концепций ее зачинателей, сомневавшихся в целесообразности занятий по эстетическому развитию дошкольников в художественном музее (Ф.И.Шмит, А.В. Бакушинский, Н.И.Романов – до 1925г.). Большинство тех элементов восприятия, которые они предполагали развивать у подростков, формируются в виде базовых именно в дошкольном детстве.
Возрастной период 5-7 лет является особенно сенситивным для развития чувственного восприятия, эмпатии и творческого воображения.
Выявлены причины, в силу которых художественный музей, обладающий эстетически развивающей и духоподъемной средой, вплоть до 1970-ых годов не был задействован в эстетическом развитии дошкольников. Музей позиционировал себя как хранилище эстетических эталонов, с которыми ребенок не может контактировать на сенсорном уровне. Отсутствовал и социальный запрос на образовательные услуги музея для дошкольников, в связи с этим музейно-педагогические методики для малышей, адекватные их восприятию, не разрабатывались. Знаниевая (1930-50-ые гг.) и пришедшая ей на смену информационная модель (1960-ые – середина 1980-ых гг.) культурно-образовательной деятельности музея (М.Ю.Юхневич) диктовала необходимость в педагоге-просветителе. Музей как коммуникативная система был не готов предоставить свое образовательное пространство для диалога с дошкольником.
В 1960-1980-ые гг. музей обратился к работе с дошкольниками, но она шла в малочисленных по составу студиях при художественных музеях (Э.И.Ларионова, Н.Л.Кульчинская, О.Л.Некрасова-Каратеева). В конце 1980-ых гг. в российском музееведении образовательные возможности музея были раскрыты с позиции теории музейной коммуникации М.Б.Гнедовским, опиравшимся на теорию Д.Камерона. К этому периоду осмысление художественного музея как интерактивного пространства делает возможным разработку специализированных циклов занятий для широкой дошкольной аудитории на основе драматизации (С.А.Калмыкова), тематического сценирования экскурсий в форме «сказочных путешествий» (М.В.Мацкевич), а также включения в них элементов детской изобразительной деятельности. Поскольку ведущей формой деятельности дошкольника является игра, это приводит к выводу: образовательное пространство современного художественного музея становится более адекватным восприятию ребенка младшего возраста, так как оно раскрывает свои латентные игровые возможности. Восприятие искусства классического авангарда начала ХХ века и новейших течений постмодернизма рубежа ХХ-ХХ1 вв. ориентировано на игровой подход, а диалогическое общение зрителя с арт-объектами современного актуального искусства в музее строится на основе игровых интерактивных технологий. Это позволяет рассматривать его экспозиции как пространство игры. В современной педагогике художественного музея принята личностно ориентированная модель взаимодействия с произведением искусства, предполагающая право ребенка на творчество и адекватные его возрасту способы эстетического восприятия и передачи чувств (Б.А.Столяров).
Таким образом, теоретическое исследование подтвердило целесообразность эстетического развития старших дошкольников в процессе приобщения их к изобразительному искусству в музейной среде. Анализ современного состояния работы с дошкольниками в художественном музее выявил, что при комплексном сочетании методов диалога, интерактивности и игры музейные занятия способствуют полноценному эстетическому развитию детей 5-7 лет, а создание системы, соединяющей достижения дошкольной и музейной педагогики, открывает реальные перспективы для эстетического развития широкой дошкольной аудитории.
Вторая глава «Эстетическое развитие старших дошкольников на основе педагогического взаимодействия в системе «художественный музей - детский сад» представляет экспериментальную часть исследования, в которой выявляются и определяются педагогические возможности и пути взаимодействия данных институций в этом процессе. Исследуются особенности и возможности восприятия изобразительного искусства детей 5-7 лет в условиях художественного музея. Предлагается концепция эстетического развития детей 5-7 лет на занятиях в системе «художественный музей – детский сад». Описывается формирующий лонгитюдный эксперимент, подтверждающий эффективность музейных игр как самостоятельной формы образовательной деятельности музея со старшими дошкольниками и музейно-образовательных программ по их эстетическому развитию.
Исследование проходило в естественных условиях музея и детского сада. Занятия со старшими дошкольниками проводились в ГТГ, Государственном мемориальном музее-мастерской скульптора А.С.Голубкиной, ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также в детских садах (ДОУ№1662, №2, №3) с 1994 по 2006 год. В процессе эксперимента фиксировались изменения в индивидуальном эстетическом развитии и восприятии детей, занимавшихся по авторским программам «Воспитание чувств» и «Войди в мир искусства», которые корректировались и дополнялись с учетом новых экспериментальных данных. В общей сложности было обследовано 482 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет.
Критериями оценки эстетического развития старших дошкольников на занятиях в художественном музее и детском саду явились: динамика эстетических доминант восприятия; проявление эмпатии через вчуствование в художественный образ; продуктивность творческого воображения, ориентированного на культурное поле подлинника. Под динамикой эстетических доминант восприятия нами понималось: расширение поля эстетического восприятия ребенка, эволюция количественных и качественных изменений в выделении им эстетической составляющей в произведениях искусства и окружающей действительности. Уточняя и дополняя критерии эстетического развития, принятые в дошкольной педагогике, показателями эмпатии, мы исходили из ее взаимосвязи с творческим воображением, а также из единства целей эстетического воспитания и развития детей 5-7 лет, столь актуального для современной ситуации. Была разработана методика, способствующая развитию эмпатии и продуктивности творческого воображения, под названием «Встреча в пространстве картины». Показателем продуктивного творческого воображения служил не художественно-технический уровень работы, а оригинальность замысла, соотнесенность его с личностным эстетическим опытом ребенка и попытка в детском комментарии осознать собственный творческий замысел. Продукты творческой деятельности детей сравнивались, исходя из динамики развития индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В процессе разработки методики изучения эстетического развития старших дошкольников нами было введено понятие культуры воображения. Было установлено, что при формировании культуры воображения создание нового продуктивного представления и воплощении его в творческой деятельности ребенка происходит на основе импульса от эстетического восприятия и эмоционального переживания художественного образа в его культурном поле.
Констатирующий эксперимент, в ходе которого определялись содержание, условия и методика эстетического развития детей 5-7 лет в системе «художественный музей - детский сад», выявил суть педагогического руководства на занятиях в музее и в детском саду. Она заключается в следующем: музейный педагог подготавливает и настраивает ребенка на эстетическое восприятие. Он организовывает условия для этого процесса, облегчает, активизирует, продвигает его, служит для детей проводником в чувственном и духовном освоении мира искусства. Стимулируя восприятие художественного образа, он способствует выявлению у детей их творческого ресурса. Одновременно, работая на зоны ближайшего развития дошкольника, музейный педагог запускает «игровой механизм» диалога с образом. Его партнером в творческом педагогическом руководстве становится педагог или воспитатель детского сада. В пространстве музея в этом тандеме ведущая роль принадлежит музейному педагогу-искусствоведу, обладающему необходимыми знаниями, опытом и свободно ориентирующемуся в пространстве музея. На игровых занятиях в детском саду ведущую роль берет на себя педагог дошкольного образования, знакомый с индивидуальными особенностями своих воспитанников, и тогда искусствовед выступает его ассистентом и консультантом. Таким образом, рамки метода диалога в музейной игре расширяются за счет введения новой коммуникации: между педагогами, ведущими занятие, между самими дошкольниками.
Исследование показало, что активность восприятия ребенка возрастает, а усталость наступает позже, если в сценировании занятия как в музее, так и в детском саду используется занимательная фабула, сюжетная интрига, построенная на поиске чуда, разгадке тайны, загадки, выполнении сказочного задания. Примеры: «Тайна разбитого зеркала» (игра по выставке «Кубизм» в ГТГ), «Путешествие за живой водой» (игра, формирующая первичные умения и навыки эстетического общения с живописью), «Там чудеса…» (экскурсия - игра по сказочным мотивам картин В.М.Васнецова и М.А.Врубеля).
Метод «сократической беседы» (Н.И.Романов), опробованный в эксперименте, подтвердил его действенность для дошкольной аудитории. Равноправный диалог создает у малышей полную иллюзию самостоятельности их больших и малых открытий. Этому способствует введение вариативных интерактивных приемов и разработка таких новых разновидностей музейных игр, как пространственные и интеграционные. Развивающая задача обеспечивается в них режиссерским замыслом музейного педагога, а элементы импровизации вписываются в разработанный им сценарий. В методиках этих игр, которые использовались для эстетического развития старших воспитанников детского сада, были задействованы игровые правила, освоенные детьми в их субкультуре: прятки, «я в садовниках родился», «замри!» и т.д.
Исследование показало, что игра является наиболее универсальной и перспективной формой проведения музейных занятий с дошкольниками при условии приоритета задач эстетического развития, объединяющих процесс восприятия ребенком произведений искусства с его последующей продуктивной творческой деятельностью.
В результате проведения констатирующего эксперимента и анализа современного состояния эстетического воспитания в дошкольных учреждениях разработана концепция эстетического развития старших дошкольников в системе «художественный музей – детский сад», в основе которой лежит принцип единства их образовательного пространства.
Беседы и игры, организованные в музейной среде и целенаправленно формирующие эмпатию, благодаря наглядности, чувственному наполнению художественного образа, особой энергоемкости подлинников, способствуют долговременному и глубокому духовно-нравственному резонансу в формирующейся личности ребенка 5-7 лет на занятиях в детском саду и в семье. Их эффективность именно в этом возрасте делает музей необходимым пространством для развития эстетических чувств дошкольников.
Стержнем авторской концепции являются методические принципы диалога, интерактивности и игры в широком значении этих понятий. Они дают возможность для создания разнообразных образовательных программ эстетического развития старших дошкольников в системе «художественный музей - детский сад». В содержании и методах занятий, основанных на данной концепции, должно быть учтено
следующее:
– особенности музейной коллекции: видовое и тематическое своеобразие, яркость и выразительность представленных жанров в скульптуре и живописи, наличие раздела народного или декоративно-прикладного искусства;
– обращение к широкому спектру эстетических и художественных эталонов: от иконописи до авангарда;
– своеобразие архитектурного пространства музея;
– создание (выделение) интерактивного пространства для продуктивной творческой деятельности дошкольников в художественном музее (игровых зон, открытых творческих мастерских) и «музейных уголков» в детских садах.
Вариативность форм работы по эстетическому развитию старших дошкольников в детском саду и в музее предусматривает: культурно-средовое погружение (русская народная, западно-европейская и восточная культуры) на основе диалога, интерактивности, игры и продуктивной творческой деятельности в образовательном пространстве детского сада; тематические экскурсии-сказки и интеграционные игры в музейной среде, занятия в детском саду с использованием слайдов, изобразительных подлинников, а также настольных развивающих музейных игр, сказок о музее и художниках; изобразительную деятельность детей в музее и в детском саду.
Включение в тематику занятий произведений древнерусской иконописи обосновано результатами эксперимента в условиях художественного музея. Обращение к ним способствует формированию духовного мира ребенка и активизирует у него восприятие таких средств художественной выразительности как линия, силуэт, ритм, колорит и композиция. Эти выразительные средства присутствуют в «чистом» виде как в иконе, так и в нонфигуративном искусстве мастеров авангарда (А.В.Лентулова, В.В.Кандинского, В.Е.Татлина, А.А.Экстер). Эксперимент показал, что обращение к ним дает возможность развивать у детей 5-7 лет эстетические чувства, расширяя их представление о многообразии эстетических эталонов в условиях экспозиции от иконы до авангарда (музейные занятия «Путешествие в Древнюю Русь» и «Космос Авангарда»).
Неспособность старших дошкольников к длительному статическому напряжению, неустойчивость их внимания, потребность в движении и действии делают необходимыми в организации их восприятия и взаимодействия с музейным предметом следующие методы и приемы:
– равноправный ценностный диалог, в котором ребенок «переживает ценности» (М.Каган), близкие его малому личностному опыту;
– «интерактивность по представлению» при помощи сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов;
– введение персонажа-проводника, роль которого исполняет кукла или ведущий занятие педагог, выступающий в соответствующем образе;
– использование символического атрибута и предмета-заместителя, концентрирующего восприятие детей на определенном этапе занятия;
– обращение к «художественному слову» и изобразительной деятельности в экспозиции в поле воздействия музейного подлинника (декламация, рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды).
На этапе формирующего эксперимента, в соответствии с концепцией, были откорректированы и дополнены музейно-образовательные программы занятий в системе «художественный музей - детский сад» и осуществлена экспериментальная проверка их результативности. Проверка показала: программы обладают широким интегративным потенциалом, дают возможности для включения в свое содержание регионального компонента, отражающего специфику художественных коллекций местных музеев, а также объективных и субъективных особенностей их образовательного пространства.
Вариативное использование музейных игр в региональных художественных музеях возможно на основе разработанного в ходе исследовании алгоритма их проведения: освоение пространства музея с целью решения игровой задачи, выявление его эстетических составляющих, формирование в музейной интеграционной игре, основой которой является сюжетно-ролевая, умений и навыков диалогического общения с произведениями искусства, обретение в процессе игры эстетического результата, подтверждающего деятельностное продуктивное участие в ней ребенка.
Внемузейная составляющая программ спроектирована с учетом условий воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Единое образовательное пространство предстает в программах в его широком значении:
Результативность развития культуры воображения рассматривалась на основании ответов на вопросы по работам, согласно выбору ребенка. Вопросы ставились таким образом, чтобы дошкольники могли ответить: какие пожелания детям таят в себе запечатленные в художественных произведениях образы. Например: «Встаньте в позу «девочки с бабочкой», посмотрите на нее и ответьте: почему девочка так осторожно несет бабочку на руке, а та не улетает? Догадайтесь, что они могли бы пожелать вам, если бы умели говорить?» Ответы детей: «Бабочка маленькая и красивая, девочка сильная, она ее бережет. Надо беречь красивое», «Чтобы со мной все дружили и не улетали», «Чтобы быстрее наступило лето, и можно было всем купаться» (на девочке мокрый купальник), «Чтобы я никого не боялась, и меня никто не боялся!»
Было отмечено возрастание среди ответов местоимения «мы» вместо «я». Заразительность всеобщего эстетического энтузиазма побуждала детей альтруистически поделиться радостью отгадки с другими.
При завершении лонгитюдного эксперимента независимыми экспертами были проведены интервью со студентами 18 лет, занимавшимися по музейно-образовательным программам в 1994-95 гг., контент-анализ которых показал: занятия обеспечили подросткам повышенный уровень эстетического развития в сравнении со сверстниками, не посещавшими музей; была сформирована потребность в посещении художественного музея с целью удовлетворения эстетических чувств и эстетической коммуникации с ровесниками.
В заключении сформулированы общие выводы исследования:
1. Изучение эволюции теоретических взглядов на эстетическое развитие ребенка показало, что пики интереса научной мысли к этой проблеме возникали на переломных этапах исторического развития общества при его потребности в личности творческого типа.
В настоящее время эстетическое развитие старших дошкольников как проблема музейной педагогики решается, благодаря расширению образовательного пространства музея и созданию новых музейно-педагогических технологий на основе диалогичности, интерактивности и игры.
2. Концепция эстетического развития детей 5-7 лет, созданная в ходе исследования, основана на принципе единства образовательного пространства музея и детского сада. Оно обеспечивается при следующих условиях: духовного переживания ребенком художественного образа, источником которого является, прежде всего, подлинник; воплощения в детской продуктивной творческой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, стихи, драматизации) импульса, полученного от него, в художественном музее и в детском саду; педагогического взаимодействия и взаимного консультирования педагогов музейного и дошкольного образования.
3. Определены критерии эстетического развития старших дошкольников: динамика эстетических доминант восприятия; проявление эмпатии через вчуствование в художественный образ; продуктивность творческого воображения. Эффективность педагогического руководства эстетическим развитием определяется совокупностью показателей культуры чувств и культуры воображения старшего дошкольника, ориентированного на культурное поле художественного подлинника.
4. На основе анализа особенностей восприятия детей 5-7 лет предложены и обоснованы следующие методы отбора произведений изобразительного искусства для занятий в музее и детском саду:
– высокий художественный уровень работ на занятиях по любой тематике;
– преобладание на первых занятиях произведений скульптуры (особым потенциалом для развития эмпатии ребенка обладает анималистика);
– соразмерность (по формату и размеру) подлинников с возможностями первоначального визуального восприятия детей в музейной среде;
– обращение к многообразию представленных в музейных коллекциях эстетических эталонов: от иконы до авангарда;
– возрастная сопоставимость героев произведений искусства и дошкольников, соотнесение тем и ситуаций, представленных в них, с малым личностным опытом ребенка;
– наличие в подлиннике высшей степени определенной характеристики художественного образа (метод выявления «самого-самого»), а также контрастность и противопоставление;
– присутствие в образной структуре произведения деталей, облегчающих детский психологический отклик (животные, цветы, одежда, оружие, украшения и т.д.);
Выявлено, что музейная игра, соединяя в себе возможности диалога, интерактивности и игровых приемов, становится универсальной и наиболее перспективной формой проведения музейных занятий с дошкольниками и является самостоятельной формой образовательной деятельности современного музея по их эстетическому развитию.
5. Рекомендации по методическому обеспечению музейно-педагогических занятий с целью активизации эстетического и художественного восприятия старших дошкольников включают методику «Встреча в пространстве картины»; комплекты сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов, фонд методических пособий на основе продуктов творческой изобразительной деятельности детей в детском саду; настольные развивающие музейные игры для досуга в семье и детского сада, издания в жанре семейных путеводителей, сказок о художниках, музее и его экспонатах, создающих пропедевтическую установку на эстетическое восприятие коллекции художественного музея или закрепляющих его.
6. Поэтапные музейно-образовательные программы развивающей направленности для воспитанников детского сада 5-7 лет ориентированы на возрастные психофизические особенности и возможности эстетического (художественного) восприятия детей и многообразие эстетических эталонов, представленных в музейных экспозициях. Выявлено, что наиболее эффективными формами музейных занятий являются экскурсии-сказки и интеграционные игры.
Педагогическое руководство эстетическим развитием старших дошкольников в системе «художественный музей - детский сад» способствует выявлению творческого потенциала музейных педагогов и сотрудников дошкольных образовательных учреждений. В процессе углубления в образовательных программах межпредметных связей между педагогами складываются партнерские методические связи творческого характера.
Концепция эстетического развития детей 5-7 лет позволяет наметить направления для совершенствования системы «художественный музей - детский сад». Она открывает широкие перспективы для разработки новых форм культурно-образовательной деятельности музея во взаимодействии с начальной школой и по работе с семейной аудиторией.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
08 10 2014
1 стр.
Теоретические основы экологического образования старших дошкольников при ознакомлении с животным миром
11 10 2014
3 стр.
Детскому саду присваивается статус: «Детский сад компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи»
12 10 2014
1 стр.
Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Закреплять знания правил поведения в детско
09 09 2014
1 стр.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад села Вахитово» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
25 12 2014
21 стр.
17 12 2014
1 стр.
Перечень учебных программы и учебных пособий используемых мкоу " начальная школа детский сад №2" в 2012 2013 учебном году в Класс
25 12 2014
1 стр.
Однако часто посещать их родители с детьми не могут. Причины самые разные. В первых, наш д./сад уделён от центра города, где расположены музеи. Во вторых, многие родители считают,
25 09 2014
1 стр.