Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


Тема: Экологическое образование старших дошкольников при ознакомлении с животным миром.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы экологического образования старших дошкольников при ознакомлении с животным миром…………………………6


    1. Экологическое образование в структуре педагогического процесса дошкольного учреждения………………………………………6

    2. Содержание ознакомления дошкольников с животным миром...17

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….35

Глава 2. Экологическое образование старших дошкольников при ознакомлении с животным миром……………………………………………...37

2.1. Диагностика сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………37

2.2. Система занятий по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром………………………………………………………………………47

2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром………..56

Вывод по 2 главе…………………………………………………………………64

Заключение……………………………………………………………………….66

Литература……………………………………………………………………….71

Приложения……………………………………………………………………...76
Введение

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету


достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых должно начинаться с детства и продолжаться всю жизнь.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитать поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать экологическое образование надо с младшего возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Вопросам экологического образования дошкольников посвящено множество работ. Проблемы, цели, задачи, принципы, условия экологического образования подрастающего поколения разработаны в трудах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и

доказано, что в дошкольном возрасте можно сформировать у детей знания о разных формах жизни, о связях в природе, осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям на эмоционально- чувственной основе.

Животный мир во всём его многообразии, изменяющийся в процессе роста и развития, а также в зависимости от сезона представляет широкие возможности для реализации задач экологического образования дошкольников. Ознакомление с животным миром позволяет познакомить детей с основополагающими понятиями и закономерностями экологии.

Интерес к животным со стороны дошкольников и эмоциональная отзывчивость детей к представителям животного мира способствуют обеспечению эффективности в решении задач экологического образования. Исходя из этого, была выбрана тема выпускной квалификационной работы.



Цель исследования: определить эффективные пути и методы экологического образования детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром.

Объект исследования: экологическое образование дошкольников.

Предмет исследования: экологическое образование дошкольников при ознакомлении с животным миром.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой экологическое образование детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром, будет успешным, при создании следующих условий: с помощью различных методов организуется живое, непосредственное общение детей с животным миром; развитие знаний осуществляется во взаимосвязи с развитием умений и навыков ухода за животным миром.

Нами определены следующие задачи исследования:

1. Изучить экологическое образование в структуре педагогического процесса дошкольного учреждения.

2. Раскрыть содержание ознакомления дошкольников с животным миром.

3. Провести диагностику сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать и апробировать систему занятий по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром и выявить результаты опытно – экспериментальной работы.

Для успешного достижения цели работы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдения за деятельностью детей; статистическая обработка экспериментальных данных.



Теоретической основой исследования являются труды отечественных педагогов о самоценности природы (П.Г. Саморукова, С.А. Веретенникова, С.Н. Николаева), концепция экологического образования и воспитания, содержание программ дошкольного образования (С.В. Алексеев, Н.Ф. Виноградова, Б.Г. Иоганзен, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, И.Н. Пономарева и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МДОУ №8 «Калинка», г. Арзамас, Нижегородской области.

Значимость заключается в том, что нами было изучено экологическое образование в структуре педагогического процесса дошкольного учреждения; раскрыто содержание ознакомления дошкольников с животным миром; проведена диагностика сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста; разработана и апробирована система занятий по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром и выявлены результаты опытно – экспериментальной работы.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы экологического образования старших дошкольников при ознакомлении с животным миром

    1. Экологическое образование в структуре педагогического процесса дошкольного учреждения

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений


терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования (23).

В связи с этим ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы

, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:


  • все связано со всем;

  • все куда-нибудь девается;

  • все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);

  • природа знает лучше (44).

По мере развития общества экология все больше приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования (44).

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова).

Н.А. Рыжова предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе» (44, с. 62).

С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности» (37, с. 154).

Под экологическим образованием дошкольника понимается «непрерывный процесс

воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие (36).

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со

Рас­ширяются и конкретные представления детей о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе си­стемы его биологических потребностей, о его состояниях и здо­ровье и др. (37).

Программа «Детство» в данном разделе заботится не только об экологических представлениях детей, но и о разных личностных проявлениях — познавательных и речевых умениях, трудовых навыках, отношении к природе. При этом выдвигаются, достаточно высокие требования к самостоятельности детей. В программе имеется раздел «Уровни освоения представлений и умений, отношение», в котором выделяются три уровня экологической воспитан­ности — низкий, средний и высокий. Даются также «Методиче­ские советы» для реализации программы (37).

Комплексная программа «Детство», вне всякого сомнения, является серьезным проводником в жизнь экологического воспи­тания дошкольников — в ней представлены биоцентрическая по­зиция авторов, экологическая содержательность и системный под­ход к вопросу. Дошкольники при реализации этой программы

т обеспечить детям понимание природы, непосредственно окружающее ребенка, вырабатывается ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода – рассказы воспитателя, объяснения вместо наблюдения (35).

В экологическом образовании детей дошкольного возраста одним из направлением является ознакомление с животными.



1.2 Содержание ознакомления дошкольников с животным миром

Содержание ознакомления дошкольников с животными осуществляются по разным направлениям, и предполагает формирование у детей понимания следующих понятий «взаимосвязь живого организма со средой обитания», «понятие о многообразие растительного и животного мира» (40).

С.Н. Николаева считает, что «взаимосвязь живого организма со средой обитания и адаптация организма к среде обитания выражают одну из главных идей экологии – любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни» (35, с. 132) .

Одним из основополагающих понятий, выделенных С.Н. Николаевой для построения системы знаний о живой природе, является понятие о многообразии животного мира. Детям необходимо показать группы животных, имеющих

в природе (35).

С.Н. Николаева считает, что «педагоги могут адаптировать до уровня познавательных возможностей дошкольников следующие области закономерных явлений» (37, с. 156) .

Первая закономерность: морфофункциональная приспособленность животных к среде обитания.

Вторая закономерность, которая целиком отвечает познавательным возможностям дошкольников: внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в

вия, соответ­ствующие его внутренней природе» (35, с. 114).

На этой основе исторически выработался тип взаимоотношений живых организ­мов с внешней средой — он выражается в четкой приспособлен­ности первых к последней.

Взаимосвязь животных организмов со средой их обитания — это сложное многогранное явление, изучением которого занимается ряд наук. Одно из достижений нашего столе­тия — бурное развитие экологии — науки, рассматривающей вза­имосвязь организмов со средой на популяционно-видовом, биоценологическом и биосферном уровнях. Прямое назначение экологии — изучение условий существования живых организмов, взаимосвя­зи между организмами и средой, в которой они обитают. Остано­вимся сначала на особенностях взаимосвязи со средой обитания животных (главным образом высших, представители которых со­ставляют предметное окружение ребенка) (23).

Экологи Д. Н. Кашкаров, Н.П.Наумов, Р.Дажо, П.Фарб, Ю.Одум, Ф.Дре и другие выделяют три группы факторов, опреде­ляющих особенности жизни и приспособленности животных. Это абиотические (климатические, почвенные и пр.),

, пугающий эффект — путем со­четания демонстрации ярко окрашенных участков тела с резки­ми, устрашающими движениями и т.д.) (26).

Специфические защитные структуры покрова (утолщения, пан­цирные покрытия, рога, иглы и пр.) также вполне доступны для наблюдения дошкольниками. И в данном случае морфологические признаки проявляют свою приспособительную защитную функцию лишь в сочетании с определенными элементами поведения.

Отдельно следует остановиться на приспособительном значении поведения, которое является совокупностью функций рабочих (экзосоматических) органов животных. Особенности строения каждого данного органа определяют характер его функций, т.е. соответствую­щих элементов поведения животного. Однако амплитуда поведен­ческих адаптации шире, чем у морфологических адаптации. Она вклю­чает в себя и элементы, которые непосредственно не вытекают из особенностей строения органов животного, а как бы функциональ­но дополняют их. С поведением связаны процессы научения, накоп­ления индивидуального опыта (26).

Л.В. Свирская указала на ведущую адаптивную роль таких благоприобретаемых компонентов поведения животных в процессе эволюции, которые дают животно­му организму максимальную гибкость при приспособлении к посто­янно меняющимся условиям окружающей среды (46).

Наблюдение за поведением животных может содействовать ум­ственному воспитанию дошкольников. С поведением как функци­ей животного организма связано одно из интересных явлений эко­логии — конвергентное сходство неродственных особей. Это сход­ство основывается, прежде всего, на функциональной аналогии различных организмов (21).

Часто упоминаемым примером конвергентной эволюции яв­ляется развитие крыльев у летающих


, почвы), степень активности на­секомых; наличие или отсутствие перелетных птиц (14).

Итак, обстоятельное рассмотрение взаимосвязи живого орга­низма со средой обитания, причем применительно к двум прин­ципиально различным категориям живых существ (животным), а также их сообществам, показывает, что это поня­тие многогранно, имеет яркие формы конкретного воплощения. Во многих случаях процедура взаимосвязи живого организма с условиями жизни обретает хорошо просматриваемые внешние признаки, что делает ее доступной наблюдению и познанию до­школьников.

Второе понятие, выделенное как основополагающее для со­здания системы знаний дошкольников о природе, — это рост и развитие живых организмов. Мир живой природы существует на Земле благодаря тому, что организмы размножаются, воспроиз­водят себе подобных. Размножение — одно из важнейших свойств живой материи. Новый организм, полученный в результате деле­ния материнской клетки, проходит в дальнейшем путь онтогене­тического развития (2).

Онтогенез животных слагается из процессов роста и развития. Эти категории необходимо различать, хотя они тес­нейшим образом взаимосвязаны. Рост - это

детены­шей родительскими особями имеет большое значение для выжи­вания потомства (1).

Таким образом, на конкретных представителях животного мира дошкольникам можно продемонстрировать по­следовательный процесс онтогенетического развития живого орга­низма. Постнатальное развитие жи­вотных, в свою очередь,

я животного в про­цессе онтогенеза, показал адаптивную роль его поведенческих элементов (1).

Таким образом, многообразие видов животных— это исторический итог эволюции, в основе которого лежит связь живо­го организма со средой и последовательная цепочка изменений в этих взаимоотношениях: преобразование условий жизни побуж­дает организм к адаптивным изменениям. Постоянные, но вечно коррелирующие взаимоотношения организма со средой неизбеж­но и закономерно ведут к созданию новых форм живого.

Анализ трех выделенных нами понятий (связь живого организма со средой, его рост и развитие,


и являются производными от центрального ядра — основополага­ющего понятия (1).

Понятие «связь организма со средой» легко соотносится с по­нятием «рост и развитие организма». Онтогенез жи­вотного есть не что иное, как последовательная, упорядоченная во времени цепочка их жизненных проявлений, каждое из
развития, т.е., как уже говорилось, последовательной смены отдельных онтогенезов и их постоянного приспособительного взаимоотношения со средой (1).

Связь понятий совершенно очевидна. Однако в данном случае ее невозможно показать дошкольникам, так как раскрытие тре­тьего понятия охватывает невероятно длительный период време­ни, недоступный пониманию детей. Значит, детям надо показать не процесс, а результат исторического развития —


деятельность, на активные формы усвоения знаний (26).

Подводя итоги сказанному, сделаем такой вывод: педагогиче­ского процесса, направленного на ознакомление дошкольников с природой, может носить системный характер, содержательным стержнем является система знаний о жизни животных, построенная по иерархическому принципу на основе веду­щих закономерностей природы, которые раскрывают различные взаимосвязи живых организмов с внешней средой.

Первая: связь как единственно возможный вариант существо­вания живого, обладающего определенными потребностями, удов­летворение которых осуществляется через контакт с внешним миром. Демонстрация этой связи возможна на примере всех видов животных в любой момент их жизни.

Вторая: протяженная во времени и постепенно меняющаяся по своему характеру связь организма со средой в процессе его онтогенетического развития. Эту связь дошкольники могут познать на небольшом количестве примеров, если будут регулярно на­блюдать жизнь конкретного животного от зарожде­ния до взрослого состояния.

Третья: сходство связей уже не отдельных организмов, а це­лых групп, находящихся в одинаковых

экологических зависимо­стей — биоценологических, раскрывающих жизнь живых существ в сообществе (26).

Таким образом, система знаний о природе, построенная на различ­ных взаимосвязях животных с внешней средой и тем са­мым являющаяся экологической по своей сущности, обеспечивает образовательный стержень в экологическом воспитании дошкольников.


Выводы по 1 главе

Начальным звеном непрерывной системы экологического образования является дошкольное образование.

Специалисты, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое образование
С.Н. Николаева считает основным результатом экологического образования осознанно-правильное отношение к природе дошкольников, которое проявляется в
их, воплощать в различной деятельности – изобразительной деятельности, игре, деятельности по уходу за животными.

Под экологическим образованием дошкольника понимается непрерывный процесс обучения,

определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Рыжова Н.А.).

Цель экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей,


Проанализировав программы по экологическому образованию Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», С. Николаевой «Юный эколог», «Детство», предпола­гает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явле­ниями из жизни животных, их сообществ.

Ознакомление дошкольников с животными осуществляются по разным направлениям, и предполагает формирование у детей понимания следующих понятий «взаимосвязь живого организма со средой обитания», «понятие о многообразие животного мира».

Предлагаемая детям система знаний о живой природе, в центре которой стоит взаимосвязь животных с внеш­ней средой, дает им представления и о специфических особенно­стях живого организма вообще. При этом дети способны понять многие признаки, характеризующие специфику жизни.

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста происходит при ознакомлении с животным миром.



Глава 2. Экологическое образование старших дошкольников при ознакомлении с животным миром

2.1. Диагностика сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста
Эффективное управление образовательным процессом невозможно без диагностических процедур. Целью диагностирования является своевременное выявление, оценивание, и анализ течения образовательного процесса. Определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников придает характер завершенности педагогической технологии. Однако при проведении диагностики необходимо учитывать специфику дошкольного возраста, которая заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны.

Изучение возможности ознакомления с животным миром в экологическом образовании дошкольников осуществляется на базе детского сада №8 «Калинка». В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы (5 - 6 лет).

На первом этапе выявлялся начальный уровень сформированности экологических знаний дошкольников.

Содержанием второго этапа была системная работа по повышению уровня развития экологических знаний детей при помощи ознакомления с животным миром.

Цель третьего этапа выявление динамики уровня развития экологических знаний детей с целью установления эффективности проведения нами педагогической работы.

На этапе констатирующего эксперимента, было использовано несколько методик подобранных нами с целью выявления уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

В начале была проведена методика «Нелепицы».

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об

логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Вначале ребенку показывают картинку (см. приложение 1). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки


нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно


объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Примечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов –


0-1 балл - очень низкий.

Вторая методика «Узнай, кто это».

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части,

целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, к которому пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньше чем 10 секунд,

догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 секунд.

0 – 1 балла – ребенок за время, больше чем 50 секунд, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8 – 9 баллов –

0 – 1 балл – очень низкий.

Третья методика «Кого встретил Степка».

Цель: выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: зайце, волке, медведе, белке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.

Материал: карточки с изображением диких животных: заяц, волк, медведь, белка, лиса; домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь; сюжетные картинки – дом Степки, лес.

Игровая задача: дом, в котором живет щенок Степка, находится рядом с лесом, однажды щенок забрел в лес (а он был очень любопытен) и заблудился; там ему встретились животные, которых он раньше не видел.

Результаты методики сводятся в таблицу.

Таблица 1

Вопросы к детям

Фамилия, имя ребенка

Каких животных встретил в лесу щенок?




Почему их называют дикими?




Какие животные живут со Степкой?




Почему их называют домашними?



Оценка результатов:

2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно определяет и называет домашних и

его; но допускает неточности в определении признаков группы.

0 баллов – низкий уровень – по предложению взрослого ребенок показывает карточки, но называет, лишь некоторых животных; испытывает затруднения в определении признаков группы (в лучшем случае односложно отвечает на вопросы воспитателя).

Таким образом, с помощью предлагаемых нами методики можно получить более объективную информацию об уровне сформированности экологических знаний детей

– средний, 2-3 балла – низкий, 0-1 балл - очень низкий.

Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Нелепицы» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Нелепицы»



Уровень выполнения задания

Исследуемая группа

Кол-во детей

%

Очень высокий уровень

0

0

Высокий уровень







Средний уровень







Низкий уровень







Очень низкий уровень

1

10

Таким образом, из таблицы 2 видно, что в исследуемой группе очень высокий уровень выполнения задания не выявлен. Высокий уровень выявлен у 20% детей (2 человек) исследуемой


етить от 1 до 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

Очень низкий уровень выявлен у 10% детей (1 ребёнка), исследуемой группы. За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Следовательно, результаты

умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Таким образом, с помощью данной методики мы определили, что в основном в группе выявлен недостаточно высокий уровень сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Следующая методика «Узнай, кто это» позволила нам выявить умение ребёнка определить и восстановить по части или фрагменту целый рисунок.

Балловые показатели по методике «Узнай, кто это», мы распределили по следующей уровневой системе: 10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Узнай, кто это», представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Узнай, кто это»

Уровень выполнения задания

Исследуемая группа

Кол-во детей

%

Очень высокий уровень

0

0

Высокий уровень

1

10

Средний уровень







Низкий уровень







Очень низкий уровень

0

0

Таким образом, анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий и очень низкий уровень выполнения задания не выявлены. Высокий уровень выявлен у 10% детей (1 ребёнка) исследуемой группы. Ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б» затратив на это в целом 15 секунд.

Средний уровень выявлен у 50% детей (5 человек) исследуемой группы. Дети определили, что это собака,

или фрагменту целый рисунок.

Таким образом, данные методики «Узнай, кто это», взаимоподтверждают данные методики «Нелепицы», и позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы недостаточно высокий.

Третью методику «Кого встретил Степка», мы применили с целью выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: зайце, волке, медведе, белке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.

Оценка результатов методики производилась следующим образом: 2 балла – высокий уровень –

некоторых животных; испытывает затруднения в определении признаков группы (в лучшем случае односложно отвечает на вопросы экспериментатора).

Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Кого встретил Степка», представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Кого встретил Степка»

Уровень выполнения задания

Исследуемая группа

Кол-во детей

%

Высокий уровень







Средний уровень







Низкий уровень

4

40

Таким образом, анализ данных, представленных в таблице 4, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень выполнения задания не выявлен. Средний уровень выявлен у 60% детей (6 человек) исследуемой группы. Это дети, получившие

лке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.

Следовательно, полученные результаты первичной диагностики по данным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы недостаточно высокий.

Результаты констатирующего эксперимента доказывают необходимость углубления работы по развитию экологических представлений старших дошкольников. Одним из направлением этой работы является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животным миром.

На основе результатов исследования мы разработали систему занятий по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром.


следующая страница>


Экологическое образование старших дошкольников при ознакомлении с животным миром

Теоретические основы экологического образования старших дошкольников при ознакомлении с животным миром

525.95kb.

11 10 2014
3 стр.


Информация о педагоге Наименование детского сада

Тема Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром

56.36kb.

08 10 2014
1 стр.


26. общественное экологическое движение нижегородское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы»

В 2011 году организована и проведена X юбилейная научно-практическая конференция «Экологическое образование дошкольников как условие решения проблемы устойчивого развития в системе

173.45kb.

25 09 2014
1 стр.


Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей детский сад»
336.13kb.

08 10 2014
1 стр.


Памятка для пользователей животным миром Трихинеллез у диких животных и человека

Инкубационный период трихинеллеза обычно от 1 до 6 нед, у большинства 15-25 дней, при этом чем короче инкубационный период, тем прогноз хуже, и можно ожидать более тяжелого течения

51.56kb.

14 10 2014
1 стр.


С. А. учитель школы №1 п. Октябрьский Урок

Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека

69.34kb.

14 10 2014
1 стр.


Ознакомление дошкольников с растительным миром родного края

Развивать способность устанавливать связи между природными факторами и ростом растения. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых

59.47kb.

25 12 2014
1 стр.


Экологическое образование и воспитание школьников в Набережных Челнах 16. 03. 2010
30.97kb.

17 12 2014
1 стр.