Перейти на главную страницу
На основании полученных результатов апробирована система занятий, благодаря которым решались задачи экологического образования дошкольников при ознакомлении с животным миром. При разработке этих занятий в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников использовались следующие источники:
- программы, направленные на экологическое образование дошкольников: «Наш дом – природа» (Н. А. Рыжова, 1998), «Юный эколог» (С. Н. Николаева, 1999), «Программа экологического образования старших дошкольников» (Л. Бобылева, О. Дупленко, 1998),
- методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) Кузнецова Е.В.,
- методические разработки И.А. Тихоновой из книги «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий» и др. Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.
Работа была направлена на достижение чувства единства с природой, любви к животным, на развитие чувства эмпатии к объектам природы, бережливого отношения к природе,
В условиях ДОУ рекомендуемое время для реализации данных средств – утреннее (до начала занятий) и вечернее (2-я половина дня).
Цель работы: повышение эффективности процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром.
Задачи работы:
- формирование
но-эмоциональных реакции детей при ознакомлении с животным миром;
Наша работа началась с октября месяца. Мы проводили специально организованные занятия и наблюдения в уголке природы. Занятия проводились последовательно, с тщательной подготовкой к каждому. Занятия проводились в
времени. Всего было разработано 20 занятий, разбитых по месяцам на 5 блоков:
В октябре проводились занятия, и цикл наблюдений на которых формировались знания детей о многообразии животного мира, росте, развитии, взаимосвязи с окружающей средой.
В ноябре проводились
животных.
В феврале проводились занятия, на которых углублялись и закреплялись знания детей о животном мире, полученные на предыдущих занятиях.
Для проведения данной работы нами было составлено календарно-тематическое планирование (таблица 5).
Таблица 5
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
Темы занятий |
Цель блока занятий |
Октябрь |
Занятие 1. «Многообразие животных». Занятие 4. «Почему исчезают животные?» |
Формировать знания детей о многообразии животного мира, росте, развитии, взаимосвязи с окружающей средой. |
Ноябрь |
Занятие 1. «Домашние Животные» Занятие 2. «В гостях у Матроскина» Занятие 4. Игра- занятие «Домашние животные» |
Формировать знания о домашних животных, их образе жизни. |
Декабрь |
Занятие 3. «Дикие животные: какие они?» Занятие 4. «Животные леса»
|
Формировать знания о диких животных, их образе жизни |
Январь |
Занятие 1. «Сравнение диких и домашних животных». Занятие 4. «Дикие и домашние животные» |
Формировать умение детей различать диких и домашних животных. |
Февраль |
Занятие 4. «Наши младшие друзья» |
Углубить и закрепить знания детей о животном мире, полученные на предыдущих занятиях. |
Конспекты занятий по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром, подробно представлены в приложении 3.
Занятия первого блока, проводимые в октябре.
Занятие 1 «Многообразие животных» началось с беседы, на какие группы мы можем разделить животных. Во время беседы, одни дети проявляли скованность и
и уверенно отгадывали загадки.
В дидактическом упражнении «Скажи по-другому» и игровом упражнении «Подбери слова» дети также активно принимали участие. Если же дети ошибались, то старались быстро исправить ошибку, подбирая нужный вариант ответа.
Во время обсуждения итогов встречи все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.
Занятие 4. Игра-занятие «Домашние животные» прошло оживленно, группа сплотилась. В игре «Спрячь кролика» и подвижной игре с кошкой дети помогали друг другу и все отлично справились с заданием.
В конце занятия
руки. В конце занятия можно было наблюдать позитивный настрой всех детей.
Обобщая полученные результаты работы с воспитателем мы приходим к выводу, что все дети очень любят животных, хотят оберегать природу и её объекты. Деятельность детей в некоторых занятиях вызвала затруднения в их организации, концентрации внимания. Но очень активный интерес проявляли к иллюстрациям, сказкам, играм и творческим заданиям. Необходимо все время проводить воспитательную работу с детьми, развивать, совершенствовать их знания о природе, о том, что нужна помощь животным.
В результате проведения опытно – экспериментальной работы мы сделали вывод: воспитательная работа необходима, так как нужно развивать в детях чуткость, любовь к животному миру.
В целом программа занятий прошла успешно. Дети были очень довольны проводимыми занятиями. Они очень активно участвовали в реализации занятий и получили положительные эмоции. Для всех детей, участвующих в работе, в той или иной степени, всегда отмечалась положительная динамика уровня экологических знаний при ознакомлении с животным миром. У детей проявились нравственные эстетические и гуманные чувства по отношению к животным. Дети получили крайне необходимый опыт заботливого отношения к животным путем целенаправленного общения их с животным миром.
Уровень экологических знаний старших дошкольников изучался по методикам «Нелепицы», «Узнай, кто это», «Кого встретил Степка». Показатели приводились в баллах.
Полученные результаты позволили выявить уровень развития экологических знаний старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента и провести сравнительный анализ результатов обследования детей до и после проведенной нами работы.
Сравнительные результаты повторной диагностики по методике «Нелепицы» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Нелепицы»
Уровень выполнения задания |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Очень высокий уровень |
0 |
0 |
2 |
20 |
Высокий уровень |
|
|
|
|
Средний уровень |
|
|
|
|
Низкий уровень |
|
|
|
|
Очень низкий уровень |
1 |
10 |
0 |
0 |
Таким образом, из таблицы 6 видно, что очень высокий уровень выполнения задания выявлен у 20% детей (2 человек) исследуемой группы. Дети за отведенное время (3 мин
, как на самом деле должно быть.
Средний уровень выявлен у 20% детей (2 человек) исследуемой группы. Дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но от трёх до семи из них не успели до конца объяснить за отведенное время и сказать, как на самом деле должно быть.
Низкий уровень выявлен лишь у 10% детей (1 ребёнка), исследуемой группы. За отведенное время он не успел заметить от 1 до 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до
умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Нелепицы» представлены на рисунке 1.
1 - Очень высокий уровень,
2 - Высокий уровень,
3 - Средний уровень,
4 - Низкий уровень,
5 - Очень низкий уровень.
Рис 1. Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Нелепицы»
Таким образом, с помощью данной методики мы определили, что после проведённой работы, в основном в исследуемой группе выявлен очень высокий и высокий уровень сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Узнай, кто это», представлены в таблице 7.
Таблица 7
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Узнай, кто это»
Уровень выполнения задания |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Очень высокий уровень |
|
|
|
|
Высокий уровень |
|
|
|
|
Средний уровень |
|
|
|
|
Низкий уровень |
|
|
|
|
Очень низкий уровень |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таким образом, анализ данных, представленных в таблице 7, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий выявлен у 30% детей (3 человек) исследуемой
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Узнай, кто это», представлены на рисунке 2.
Уровень выполнения задания:
1 - Очень высокий уровень,
2 - Высокий уровень,
3 - Средний уровень,
4 - Низкий уровень,
5 - Очень низкий уровень.
Рис 2. Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Узнай, кто это».
Таким образом, данные методики «Узнай, кто это», взаимоподтверждают данные методики «Нелепицы», и позволяют сделать вывод о том, что в исследуемой группе увеличилось количество детей, у которых выявлен очень высокий и высокий уровень. Следовательно, после проводимых занятий уровень сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы значительно повысился.
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Кого встретил Степка», представлены в таблице 8.
Таблица 8
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Кого встретил Степка»
Уровень выполнения задания |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Высокий уровень |
|
|
|
|
Средний уровень |
|
|
|
|
Низкий уровень |
4 |
40 |
0 |
0 |
Таким образом, анализ данных, представленных в таблице 8, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень выполнения задания выявлен у 30% детей (3 человек) исследуемой группы. Это дети, получившие 2 балла. Дети самостоятельно определяли и называли домашних и диких животных; конкретно и полно отвечали на вопросы.
Средний уровень выявлен у 70% детей (7 человек) исследуемой группы. Это дети, получившие 1
задания значительно повысился. В основном в группе выявлен средний уровень.
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Кого встретил Степка», представлены на рисунке 3.
1 - Высокий уровень,
2 - Средний уровень,
3 - Низкий уровень.
Рис. 3. Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики детей исследуемой группы по методике «Кого встретил Степка»
Таким образом, с помощью данной методики мы определили, что после проведённой работы, в исследуемой группе наблюдается позитивная динамика уровня сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Итак, сравнительные результаты первичной и повторной диагностики по вышеперечисленным
Повторный эксперимент показал, что в результате реализации подобранной нами системы занятий уровень развития экологических знаний детей существенно повысился. Таким образом, полученные результаты и качественные изменения в динамике уровня развития экологического образования старших дошкольников, сравнительный анализ данных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, позволяют говорить об эффективности проведенной нами работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении их с животным миром.
Изучение возможности ознакомления с животным миром в экологическом образовании дошкольников осуществлялось на базе детского сада №8 «Калинка». В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы (5 - 6 лет).
На этапе констатирующего эксперимента, было использовано несколько методик подобранных нами с целью выявления уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста: методика «Нелепицы», методика «Узнай, кто это», методика «Кого встретил Степка».
Полученные результаты первичного исследования по данным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста исследуемой
старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром.
Наша работа началась с октября месяца. Занятия проводились последовательно, с тщательной подготовкой к каждому. Занятия проводились в течение 5 месяцев, по 1 занятию в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Также мы проводили игры, упражнения уже не в рамках отведенного времени. Всего было разработано 20 занятий, разбитых по месяцам на 5 блоков.
В целом программа занятий прошла успешно. Дети были очень довольны проводимыми занятиями. Они очень активно участвовали в реализации занятий и
группы. Показатели уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста можно обозначить как выше среднего по всем методикам.
Повторный эксперимент показал, что в результате реализации системы занятий уровень развития экологических знаний детей существенно повысился. Таким образом, полученные результаты и качественные изменения в динамике уровня развития экологического образования старших дошкольников, сравнительный анализ данных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, позволяют говорить об эффективности проведенной нами работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении их с животным миром.
Заключение
В заключение работы подведены итоги, обозначены перспективы дальнейшего исследования, сформулированы следующие теоретические и практические выводы.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок
культуры.
Начальным звеном непрерывной системы экологического образования является дошкольное образование.
Специалисты, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое образование должно
соответствующего отношения к окружающей природе.
С.Н. Николаева считает основным результатом экологического образования осознанно-правильное отношение к природе дошкольников, которое проявляется в определенных формах поведения. Критерии сформированности экологической воспитанности - это самостоятельные наблюдения детей, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности – изобразительной деятельности, игре, деятельности по уходу за животными.
Под экологическим образованием дошкольника понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование
является ознакомление детей с животными.
Проанализировав программы по экологическому образованию Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», С. Николаевой «Юный эколог», «Детство», предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями
о мире животных; экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Изучение возможности ознакомления с животным миром в экологическом образовании дошкольников осуществлялось на базе детского сада №8 «Калинка». В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы (5 - 6 лет).
На этапе констатирующего эксперимента, было использовано несколько методик подобранных нами с целью выявления уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста: методика «Нелепицы», методика «Узнай, кто это», методика «Кого встретил Степка».
Полученные результаты первичного исследования по данным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы недостаточно высокий.
Результаты констатирующего
нравственные эстетические и гуманные чувства по отношению к животным. Дети получили крайне необходимый опыт заботливого отношения к животным путем целенаправленного общения их с животным миром.
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент. Его целью было выявление эффективности проведенной нами работы. Эффективность работы устанавливалась на основе измерения уровня экологических знаний старших дошкольников в сравнении с исходными.
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что после реализации системы занятий по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром, наблюдается значительное улучшение показателей сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы. Показатели уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста можно обозначить как выше среднего по всем методикам.
Повторный эксперимент показал, что в результате реализации подобранной нами системы занятий уровень развития экологических знаний детей существенно повысился. Таким образом, полученные результаты и качественные изменения в динамике уровня развития экологического образования старших дошкольников, сравнительный анализ данных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, позволяют говорить об эффективности проведенной нами работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении их с животным миром.
Следовательно, данное исследование подтвердило гипотезу о том, что экологическое образование детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром, будет успешным, если:
- данный процесс организован последовательно и в системе;
- идет учет индивидуальных способностей развития дошкольников;
- обеспечивается комплексный подход к гармоническому развитию детей;
- устанавливается связь культуры детей со всеми сторонами воспитательного процесса.
Таким образом, цель нашей работы, заключавшаяся в определении эффективных путей и методов экологического образования детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром, достигнута, основные задачи решены.
Практическая значимость заключается в том, что подобран комплекс занятий на формирование экологических знаний дошкольников.
Теоретические основы экологического образования старших дошкольников при ознакомлении с животным миром
11 10 2014
3 стр.
Тема Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром
08 10 2014
1 стр.
В 2011 году организована и проведена X юбилейная научно-практическая конференция «Экологическое образование дошкольников как условие решения проблемы устойчивого развития в системе
25 09 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Инкубационный период трихинеллеза обычно от 1 до 6 нед, у большинства 15-25 дней, при этом чем короче инкубационный период, тем прогноз хуже, и можно ожидать более тяжелого течения
14 10 2014
1 стр.
Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека
14 10 2014
1 стр.
Развивать способность устанавливать связи между природными факторами и ростом растения. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых
25 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.