Перейти на главную страницу
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования старших дошкольников при ознакомлении с животным миром…………………………6
Глава 2. Экологическое образование старших дошкольников при ознакомлении с животным миром……………………………………………...37
2.1. Диагностика сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………37
2.2. Система занятий по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром………………………………………………………………………47
2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром………..56
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….66
Литература……………………………………………………………………….71
Приложения……………………………………………………………………...76
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету
Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитать поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать экологическое образование надо с младшего возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Вопросам экологического образования дошкольников посвящено множество работ. Проблемы, цели, задачи, принципы, условия экологического образования подрастающего поколения разработаны в трудах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и
доказано, что в дошкольном возрасте можно сформировать у детей знания о разных формах жизни, о связях в природе, осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям на эмоционально- чувственной основе.
Животный мир во всём его многообразии, изменяющийся в процессе роста и развития, а также в зависимости от сезона представляет широкие возможности для реализации задач экологического образования дошкольников. Ознакомление с животным миром позволяет познакомить детей с основополагающими понятиями и закономерностями экологии.
Интерес к животным со стороны дошкольников и эмоциональная отзывчивость детей к представителям животного мира способствуют обеспечению эффективности в решении задач экологического образования. Исходя из этого, была выбрана тема выпускной квалификационной работы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой экологическое образование детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром, будет успешным, при создании следующих условий: с помощью различных методов организуется живое, непосредственное общение детей с животным миром; развитие знаний осуществляется во взаимосвязи с развитием умений и навыков ухода за животным миром.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Изучить экологическое образование в структуре педагогического процесса дошкольного учреждения.
2. Раскрыть содержание ознакомления дошкольников с животным миром.
3. Провести диагностику сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать систему занятий по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром и выявить результаты опытно – экспериментальной работы.
Для успешного достижения цели работы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдения за деятельностью детей; статистическая обработка экспериментальных данных.
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений
В связи с этим ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы
, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова).
Н.А. Рыжова предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе» (44, с. 62).
С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности» (37, с. 154).
Под экологическим образованием дошкольника понимается «непрерывный процесс
воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие (36).
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со
Расширяются и конкретные представления детей о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др. (37).
Программа «Детство» в данном разделе заботится не только об экологических представлениях детей, но и о разных личностных проявлениях — познавательных и речевых умениях, трудовых навыках, отношении к природе. При этом выдвигаются, достаточно высокие требования к самостоятельности детей. В программе имеется раздел «Уровни освоения представлений и умений, отношение», в котором выделяются три уровня экологической воспитанности — низкий, средний и высокий. Даются также «Методические советы» для реализации программы (37).
Комплексная программа «Детство», вне всякого сомнения, является серьезным проводником в жизнь экологического воспитания дошкольников — в ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу. Дошкольники при реализации этой программы
т обеспечить детям понимание природы, непосредственно окружающее ребенка, вырабатывается ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода – рассказы воспитателя, объяснения вместо наблюдения (35).
В экологическом образовании детей дошкольного возраста одним из направлением является ознакомление с животными.
Содержание ознакомления дошкольников с животными осуществляются по разным направлениям, и предполагает формирование у детей понимания следующих понятий «взаимосвязь живого организма со средой обитания», «понятие о многообразие растительного и животного мира» (40).
С.Н. Николаева считает, что «взаимосвязь живого организма со средой обитания и адаптация организма к среде обитания выражают одну из главных идей экологии – любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни» (35, с. 132) .
Одним из основополагающих понятий, выделенных С.Н. Николаевой для построения системы знаний о живой природе, является понятие о многообразии животного мира. Детям необходимо показать группы животных, имеющих
в природе (35).
С.Н. Николаева считает, что «педагоги могут адаптировать до уровня познавательных возможностей дошкольников следующие области закономерных явлений» (37, с. 156) .
Первая закономерность: морфофункциональная приспособленность животных к среде обитания.
Вторая закономерность, которая целиком отвечает познавательным возможностям дошкольников: внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в
вия, соответствующие его внутренней природе» (35, с. 114).
На этой основе исторически выработался тип взаимоотношений живых организмов с внешней средой — он выражается в четкой приспособленности первых к последней.
Взаимосвязь животных организмов со средой их обитания — это сложное многогранное явление, изучением которого занимается ряд наук. Одно из достижений нашего столетия — бурное развитие экологии — науки, рассматривающей взаимосвязь организмов со средой на популяционно-видовом, биоценологическом и биосферном уровнях. Прямое назначение экологии — изучение условий существования живых организмов, взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Остановимся сначала на особенностях взаимосвязи со средой обитания животных (главным образом высших, представители которых составляют предметное окружение ребенка) (23).
Экологи Д. Н. Кашкаров, Н.П.Наумов, Р.Дажо, П.Фарб, Ю.Одум, Ф.Дре и другие выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни и приспособленности животных. Это абиотические (климатические, почвенные и пр.),
, пугающий эффект — путем сочетания демонстрации ярко окрашенных участков тела с резкими, устрашающими движениями и т.д.) (26).
Специфические защитные структуры покрова (утолщения, панцирные покрытия, рога, иглы и пр.) также вполне доступны для наблюдения дошкольниками. И в данном случае морфологические признаки проявляют свою приспособительную защитную функцию лишь в сочетании с определенными элементами поведения.
Отдельно следует остановиться на приспособительном значении поведения, которое является совокупностью функций рабочих (экзосоматических) органов животных. Особенности строения каждого данного органа определяют характер его функций, т.е. соответствующих элементов поведения животного. Однако амплитуда поведенческих адаптации шире, чем у морфологических адаптации. Она включает в себя и элементы, которые непосредственно не вытекают из особенностей строения органов животного, а как бы функционально дополняют их. С поведением связаны процессы научения, накопления индивидуального опыта (26).
Л.В. Свирская указала на ведущую адаптивную роль таких благоприобретаемых компонентов поведения животных в процессе эволюции, которые дают животному организму максимальную гибкость при приспособлении к постоянно меняющимся условиям окружающей среды (46).
Наблюдение за поведением животных может содействовать умственному воспитанию дошкольников. С поведением как функцией животного организма связано одно из интересных явлений экологии — конвергентное сходство неродственных особей. Это сходство основывается, прежде всего, на функциональной аналогии различных организмов (21).
Часто упоминаемым примером конвергентной эволюции является развитие крыльев у летающих
, почвы), степень активности насекомых; наличие или отсутствие перелетных птиц (14).
Итак, обстоятельное рассмотрение взаимосвязи живого организма со средой обитания, причем применительно к двум принципиально различным категориям живых существ (животным), а также их сообществам, показывает, что это понятие многогранно, имеет яркие формы конкретного воплощения. Во многих случаях процедура взаимосвязи живого организма с условиями жизни обретает хорошо просматриваемые внешние признаки, что делает ее доступной наблюдению и познанию дошкольников.
Второе понятие, выделенное как основополагающее для создания системы знаний дошкольников о природе, — это рост и развитие живых организмов. Мир живой природы существует на Земле благодаря тому, что организмы размножаются, воспроизводят себе подобных. Размножение — одно из важнейших свойств живой материи. Новый организм, полученный в результате деления материнской клетки, проходит в дальнейшем путь онтогенетического развития (2).
Онтогенез животных слагается из процессов роста и развития. Эти категории необходимо различать, хотя они теснейшим образом взаимосвязаны. Рост - это
детенышей родительскими особями имеет большое значение для выживания потомства (1).
Таким образом, на конкретных представителях животного мира дошкольникам можно продемонстрировать последовательный процесс онтогенетического развития живого организма. Постнатальное развитие животных, в свою очередь,
я животного в процессе онтогенеза, показал адаптивную роль его поведенческих элементов (1).
Таким образом, многообразие видов животных— это исторический итог эволюции, в основе которого лежит связь живого организма со средой и последовательная цепочка изменений в этих взаимоотношениях: преобразование условий жизни побуждает организм к адаптивным изменениям. Постоянные, но вечно коррелирующие взаимоотношения организма со средой неизбежно и закономерно ведут к созданию новых форм живого.
Анализ трех выделенных нами понятий (связь живого организма со средой, его рост и развитие,
и являются производными от центрального ядра — основополагающего понятия (1).
Понятие «связь организма со средой» легко соотносится с понятием «рост и развитие организма». Онтогенез животного есть не что иное, как последовательная, упорядоченная во времени цепочка их жизненных проявлений, каждое из
развития, т.е., как уже говорилось, последовательной смены отдельных онтогенезов и их постоянного приспособительного взаимоотношения со средой (1).
Связь понятий совершенно очевидна. Однако в данном случае ее невозможно показать дошкольникам, так как раскрытие третьего понятия охватывает невероятно длительный период времени, недоступный пониманию детей. Значит, детям надо показать не процесс, а результат исторического развития —
деятельность, на активные формы усвоения знаний (26).
Подводя итоги сказанному, сделаем такой вывод: педагогического процесса, направленного на ознакомление дошкольников с природой, может носить системный характер, содержательным стержнем является система знаний о жизни животных, построенная по иерархическому принципу на основе ведущих закономерностей природы, которые раскрывают различные взаимосвязи живых организмов с внешней средой.
Первая: связь как единственно возможный вариант существования живого, обладающего определенными потребностями, удовлетворение которых осуществляется через контакт с внешним миром. Демонстрация этой связи возможна на примере всех видов животных в любой момент их жизни.
Вторая: протяженная во времени и постепенно меняющаяся по своему характеру связь организма со средой в процессе его онтогенетического развития. Эту связь дошкольники могут познать на небольшом количестве примеров, если будут регулярно наблюдать жизнь конкретного животного от зарождения до взрослого состояния.
Третья: сходство связей уже не отдельных организмов, а целых групп, находящихся в одинаковых
экологических зависимостей — биоценологических, раскрывающих жизнь живых существ в сообществе (26).
Таким образом, система знаний о природе, построенная на различных взаимосвязях животных с внешней средой и тем самым являющаяся экологической по своей сущности, обеспечивает образовательный стержень в экологическом воспитании дошкольников.
Начальным звеном непрерывной системы экологического образования является дошкольное образование.
Специалисты, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое образование
С.Н. Николаева считает основным результатом экологического образования осознанно-правильное отношение к природе дошкольников, которое проявляется в
их, воплощать в различной деятельности – изобразительной деятельности, игре, деятельности по уходу за животными.
Под экологическим образованием дошкольника понимается непрерывный процесс обучения,
определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Рыжова Н.А.).
Цель экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей,
Ознакомление дошкольников с животными осуществляются по разным направлениям, и предполагает формирование у детей понимания следующих понятий «взаимосвязь живого организма со средой обитания», «понятие о многообразие животного мира».
Предлагаемая детям система знаний о живой природе, в центре которой стоит взаимосвязь животных с внешней средой, дает им представления и о специфических особенностях живого организма вообще. При этом дети способны понять многие признаки, характеризующие специфику жизни.
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста происходит при ознакомлении с животным миром.
Изучение возможности ознакомления с животным миром в экологическом образовании дошкольников осуществляется на базе детского сада №8 «Калинка». В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы (5 - 6 лет).
На первом этапе выявлялся начальный уровень сформированности экологических знаний дошкольников.
Содержанием второго этапа была системная работа по повышению уровня развития экологических знаний детей при помощи ознакомления с животным миром.
Цель третьего этапа выявление динамики уровня развития экологических знаний детей с целью установления эффективности проведения нами педагогической работы.
На этапе констатирующего эксперимента, было использовано несколько методик подобранных нами с целью выявления уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В начале была проведена методика «Нелепицы».
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об
логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Вначале ребенку показывают картинку (см. приложение 1). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки
нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов:
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Примечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов –
0-1 балл - очень низкий.
Вторая методика «Узнай, кто это».
Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части,
целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, к которому пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньше чем 10 секунд,
догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 секунд.
0 – 1 балла – ребенок за время, больше чем 50 секунд, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в».
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8 – 9 баллов –
0 – 1 балл – очень низкий.
Третья методика «Кого встретил Степка».
Цель: выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: зайце, волке, медведе, белке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.
Материал: карточки с изображением диких животных: заяц, волк, медведь, белка, лиса; домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь; сюжетные картинки – дом Степки, лес.
Игровая задача: дом, в котором живет щенок Степка, находится рядом с лесом, однажды щенок забрел в лес (а он был очень любопытен) и заблудился; там ему встретились животные, которых он раньше не видел.
Результаты методики сводятся в таблицу.
Таблица 1
Вопросы к детям |
Фамилия, имя ребенка |
Каких животных встретил в лесу щенок? |
|
Почему их называют дикими? |
|
Какие животные живут со Степкой? |
|
Почему их называют домашними? |
|
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно определяет и называет домашних и
его; но допускает неточности в определении признаков группы.
0 баллов – низкий уровень – по предложению взрослого ребенок показывает карточки, но называет, лишь некоторых животных; испытывает затруднения в определении признаков группы (в лучшем случае односложно отвечает на вопросы воспитателя).
Таким образом, с помощью предлагаемых нами методики можно получить более объективную информацию об уровне сформированности экологических знаний детей
– средний, 2-3 балла – низкий, 0-1 балл - очень низкий.
Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Нелепицы» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Нелепицы»
Уровень выполнения задания |
Исследуемая группа | |
Кол-во детей |
% | |
Очень высокий уровень |
0 |
0 |
Высокий уровень |
|
|
Средний уровень |
|
|
Низкий уровень |
|
|
Очень низкий уровень |
1 |
10 |
Таким образом, из таблицы 2 видно, что в исследуемой группе очень высокий уровень выполнения задания не выявлен. Высокий уровень выявлен у 20% детей (2 человек) исследуемой
етить от 1 до 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
Очень низкий уровень выявлен у 10% детей (1 ребёнка), исследуемой группы. За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Следовательно, результаты
умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Таким образом, с помощью данной методики мы определили, что в основном в группе выявлен недостаточно высокий уровень сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Следующая методика «Узнай, кто это» позволила нам выявить умение ребёнка определить и восстановить по части или фрагменту целый рисунок.
Балловые показатели по методике «Узнай, кто это», мы распределили по следующей уровневой системе: 10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Узнай, кто это», представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Узнай, кто это»
Уровень выполнения задания |
Исследуемая группа | |
Кол-во детей |
% | |
Очень высокий уровень |
0 |
0 |
Высокий уровень |
1 |
10 |
Средний уровень |
|
|
Низкий уровень |
|
|
Очень низкий уровень |
0 |
0 |
Таким образом, анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий и очень низкий уровень выполнения задания не выявлены. Высокий уровень выявлен у 10% детей (1 ребёнка) исследуемой группы. Ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б» затратив на это в целом 15 секунд.
Средний уровень выявлен у 50% детей (5 человек) исследуемой группы. Дети определили, что это собака,
или фрагменту целый рисунок.
Таким образом, данные методики «Узнай, кто это», взаимоподтверждают данные методики «Нелепицы», и позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы недостаточно высокий.
Третью методику «Кого встретил Степка», мы применили с целью выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: зайце, волке, медведе, белке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.
Оценка результатов методики производилась следующим образом: 2 балла – высокий уровень –
некоторых животных; испытывает затруднения в определении признаков группы (в лучшем случае односложно отвечает на вопросы экспериментатора).
Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Кого встретил Степка», представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты первичной диагностики детей исследуемой группы по методике «Кого встретил Степка»
Уровень выполнения задания |
Исследуемая группа | |
Кол-во детей |
% | |
Высокий уровень |
|
|
Средний уровень |
|
|
Низкий уровень |
4 |
40 |
Таким образом, анализ данных, представленных в таблице 4, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень выполнения задания не выявлен. Средний уровень выявлен у 60% детей (6 человек) исследуемой группы. Это дети, получившие
лке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.
Следовательно, полученные результаты первичной диагностики по данным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы недостаточно высокий.
Результаты констатирующего эксперимента доказывают необходимость углубления работы по развитию экологических представлений старших дошкольников. Одним из направлением этой работы является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животным миром.
На основе результатов исследования мы разработали систему занятий по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром.
Теоретические основы экологического образования старших дошкольников при ознакомлении с животным миром
11 10 2014
3 стр.
Тема Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром
08 10 2014
1 стр.
В 2011 году организована и проведена X юбилейная научно-практическая конференция «Экологическое образование дошкольников как условие решения проблемы устойчивого развития в системе
25 09 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Инкубационный период трихинеллеза обычно от 1 до 6 нед, у большинства 15-25 дней, при этом чем короче инкубационный период, тем прогноз хуже, и можно ожидать более тяжелого течения
14 10 2014
1 стр.
Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека
14 10 2014
1 стр.
Развивать способность устанавливать связи между природными факторами и ростом растения. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых
25 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.