Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Литература

  1. Актуальность экологического воспитания дошкольников. /сост. С.Н.Николаева – Ниж. Новгород, 2001. – 121 с.

  2. Алексеев С.В. Формирование системы экологических знаний на разных этапах непрерывного образования. // Экология и культура. сб. докл. науч. прак. конф. – Красноярск, 2003. – С. 42 - 44.

  3. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1997. – 247с.

  4. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. - N 2. - С. 34-39.

  5. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. - N 7. - С. 2-5; - N 11. - С. 51-54.

  6. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. - N 7. - С. 36-42.

  7. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. - N 7. - С. 38-46.

  8. Бондарева В.А. Образцова Л.Е. Приемы активизации интереса к природе у детей 6-7 лет // Совершенствование воспитательно-образовательной работы в детском саду. - Ростов на Дону, 1997. – С. 19 - 27.

  9. Бонева Б.Н. Формирование представлений и понятий о сезонных явлениях в жизни растений у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис…кан. пед. наук. – М.: Педагогика, 1993. – 16 с.

  10. Васильева А.И. Развитие наблюдения у детей старшего дошкольного возраста (На материале ознакомления с природой). Автореф. дис… кан. пед. наук. – Минск, 1992. – 26с.

  11. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования. – М.: Педагогика. - 2007. - № 6. – С.31 – 37.

  12. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1999. – 252с.

  13. Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 5. – С. 24 - 27.

  14. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1999.

  15. Грецова В.Г. Влияние знаний о природе на воспитание положительного отношения к ней. Дис. кан. пед. наук. – М.: Академия, 1999. – 286с.

  16. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов на Дону, 2006. – 305с.

  17. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М.: Педагогика, 2001. – 184с.

  18. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство и целей и принципы реализации. // Советская педагогика. – 1994. - № 9. – С. 16-18.

  19. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2008. - № 7. - С. 31-34.

  20. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2008. - № 7. - С. 27-35.

  21. Ибрагимова М.К. Педагогические условия воспитания у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к животным. Автореф. дис… кан. пед. наук. – М.: Академия, 2000. – 217с.

  22. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 56 с.

  23. Иоганзен Б.К. Экологическое образование и воспитание: содержание, проблемы, методы // Материалы Всесоюзной научной конфер. – Иваново, 1999. – С. 72-76.

  24. Кирикэ Г.В. Экологическое воспитание детей 6-го года жизни (на материале ознакомления с птицами). Автореф. дис… кан. пед. наук. – М.: Академия, 2003. – 16с.

  25. Комов С.В. Экологическое образование и воспитание / Тезисы докладов. – М.: Педагогика, 2007. – С. 5.

  26. Кондратьева Н.Н. Формирование системы знаний и живом организме у детей старшего дошкольного возраста. Дис… кан. пед. наук. – Л., 2005. – 225с.

  27. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Марков Т.А., Виноградова Т.А. Программа экологического образования дошкольников «Мы». – СПб.: Питер, 2006. – 96с.

  28. Логинов В.И. О критериях оценки знаний детей дошкольного возраста. /Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – С. 3-11.

  29. Логунов А.А. Соколов В.Е. и др. Современные проблемы экологического образования // Вестник АН СССР. – 2000. - №11. – С.77.

  30. Луценко Е.А. Работа и наблюдение детей в уголке природы и на огороде // Дошкольное воспитание. – 1993. - №2. – С. 43 – 46.

  31. Лысенко В.Д. Осуществление связи познавательной и трудовой деятельности в процессе знакомства детей с природой. / Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 2003. – С. 4- 16.

  32. Марковская М.М. Уголок природы детском саду. – М.: Педагогика, 1999. – 96с

  33. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под ред. П.Г.Саморуковой. - М., 2004. – 263с.

  34. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Педагогика, 2005. – 296с.

  35. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Педагогика, 2003. – 272с.

  36. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 187с.

  37. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2006. – С.153-159.

  38. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. - N 10. - С. 40-49.

  39. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2006.- 216с.

  40. Программа воспитания и обучения в детском саду. / отв. ред. М.А. Васильева. – М.: Педагогика, 2005. – 208с.

  41. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. - N 7. - С. 26-34.

  42. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. - N 7. - С. 18-20.

  43. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002. - N 3. - С. 38-47.

  44. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Педагогика, 2006.- 326с.

  45. Саморукова П.Г. Уголок природы в детском саду. // Дошкольное воспитание. – М., 1994, - № 7. – С. 12 – 18.

  46. Свирская Л.В. Создание развивающей среды в дошкольном учреждении. – Новгород, 2004. – 26с.

  47. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2008. - № 7 - С. 21 - 27.

  48. Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. - М.: ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с.

  49. Ширяева А.С. Принципы, формы и содержание экологического воспитания и образование на современном этапе. / О ценностном подходе к изучению жизнедеятельности человека. – М.: Владос, 2005. – С.36-42.

  50. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. А.М.Федотовой. - Пермь, 2002. – 328с.

  51. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под. ред. А.С. Кошелевой. – М., 1987. – 176 с.

  52. Ясвин В.А. Личностное отношение к природе у дошкольников. Автореф. дис… кан. псих. наук. – Даугавпилс. – 1993. – 18с.

  53. Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования // Вопросы психологии. – 2008. - № 4. – С.3.

Приложения

Приложение 1



Методика «Нелепицы»

Приложение 2



Методика «Угадай, кто это?»

Приложение 3



Конспекты занятий по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром
Октябрь. Занятия, направленные на формирование знаний детей о многообразии животного мира, росте, развитии, взаимосвязи с окружающей средой.

Занятие 1. «Многообразие животных»

Цели: расширить знания детей о животных (их классификации, видах и пользе), воспитывать любовь, бережное отношение к животным, природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации «Какие бывают животные», «Красная книга Нижегородской области».

Ход занятия:

- Сегодня на занятии мы будем говорить о животных, об их роли и значении в жизни людей и еще нас ждут новые интересные игры и задания.

- Подумайте, на какие группы мы можем разделить животных.

Дети отвечают. По ходу ответов на доске составляется схема. (Слайд 1).

- Правильно, звери, птицы, рыбы, насекомые - все это животные.

Давайте сейчас поиграем в игру «Угадай группу». (Слайд 2 - 11).

Воспитатель демонстрирует слайды, дети говорят, к какой группе они отнесут животных.

- Следующая игра «Аукцион слов». Я начинаю называть животных, а вы должны продолжить цепочку: сорока, ворона, попугай... ( Слайд 12 - 15).

- Что нужно, чтобы животные жили на Земле? ( Тепло, воздух, вода, пища, свет).

- Каждому ли животному необходимы все пять условий?

- Свет нужен не всем животным. Например, крот, дождевой червь всю жизнь проводят в почве, а там темно, свет им не нужен. Белому медведю не нужно тепло, так как шерсть и жир под шубой согревают его. Но что очень необходимо всем животным? ( Пища).

- Чем питаются животные? (Растениями).

- Кто питается растениями? (Медведь, лось, барсук, заяц).

- Кто питается насекомыми, личинками? (Птицы).

- Какие животные питаются падалью, нападают на других животных? (Хищники).

- Кто это - хищники? ( Волки, вороны, грифы).

Физминутка «Летает - не летает».

Воспитатель называет животных: воробей, барсук, ворона, синица, белка, снегирь, крот, еж, кукушка, кабан, заяц, соловей, рысь, а дети показывают руками, летает или не летает.

- На какие две группы вы разделяли бы этих животных? (Слайд 20 – 21).

Кого вы отнесли к диким животным? Почему мы считаем их дикими животными? ( Они живут в лесу, заботятся о себе, ищут пищу).

- А каких домашних животных вы знаете ещё? Почему они называются домашними животными? (Они живут рядом с человеком, который заботится о них, кормит их и приносят пользу людям).

Дидактическая игра

- А сейчас я проверю, кто из вас внимательнее. Посмотрите на слайды, назовите, кто «лишний».

(Слайд 22 -23).

Загадки о животных

- Знаете ли вы загадки о животных?

Дети загадывают загадки, которые вспомнят.

- Молодцы! А


Наблюдение 8. «Чем хомяк отличается от мышонка?»

Цель . Закрепить представления о внешнем облике зверька (туловище круглое, толстенькое, голова большая, шеи почти нет, на голове небольшие уши, глазки как бусинки, подвижный нос, вокруг которого множество усов. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета.) Хомяк отличается от мышонка (и от других животных ) тем, что не имеет хвоста.

Ход наблюдения.

Где


Занятие 2. «Дикие животные».

Цели:

1. Закрепить занятия детей о диких животных.

2. Воспитать положительное отношение к живой природе.

3. Развивать творческое воображение у детей.

4. Учить детей находить соответствие между эмоцией и его определением.

Материалы:

Мягкие игрушки диких животных, картинки с дикими животными, предметные картинки, елочка, силуэты диких животных.



Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Посмотрите внимательно и назовите, кто побывал в нашей группе и оставил свои фотографии.

Дети: Животные.

Основная часть:

1. Найди дикое животное.

Воспитатель:

. Они живут в дупле.

(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове; и т.д.)

Воспитатель. Молодцы.

Составление предложений с предлогом “у”: дидактическая игра “Помоги детёнышам найти свою маму”. Дети должны запомнить названия животных и их детёнышей.

Воспитатель. А сейчас я хочу с вами не много поиграть, слушайте внимательно. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их! (На наборном полотне выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе детенышей со своими мамами).

Лисёнок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчих;

Бельчонок (бельчата) – у белки;

Ежонок (ежата) – у ежихи;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!

Воспитатель. Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными.


Январь. Занятия, направленные на формирование умения детей различать диких и домашних животных.

Занятие 1. «Сравнение диких и домашних животных».

Цели: Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных - создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких - они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов.

Упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.



Материал к занятию. Картины с изображением домашних и диких животных, дидактическая игра" Домашние и дикие животные".

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть I Воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки по которым корова и свинья относятся к домашним животным.

Часть II Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картину с изображением кабана и рассказывает как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу: Сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая ( не может быстро бегать ), потому что она светлой окраски ( ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой на нее легко могут напасть волки ), она погибнет от холода и голода так как не сможет сама круглый год

и рёв).


А вот бежит голодный злой волк – зубами щёлк. Изобразите его.

Воспитатель: Ребята, посмотрите: под ёлочкой сидит мишутка, какой-то он грустный…. (подходят к медвежонку). Ты почему такой грустный?

Мишутка на ушко мне сказал, что хотел подарить свой портрет друзьям, а у него ничего не получается. Поможем ему?



Дети: Да.

Дети садятся за столы и выполняют аппликацию «Медвежонок» из деталей круглой формы.



Воспитатель: Посмотрите на образец. Фигура Мишутки расположена в центре листа. Какого цвета медвежонок? Из каких фигур состоит его силуэт? Какого размера туловище? (Голова? Лапы? Уши?). Что мы будем приклеивать на морду медведю?

Ответы детей: Медвежонок коричневый. Он состоит из кругов. Туловище – большой круг, голова – круг поменьше, лапы – круги ещё меньше, уши – маленькие круги. На морду медведю мы приклеим глаза. Это самые маленькие круги.

После выполнения аппликации воспитатель и Мишутка любуются работами детей, хвалят их.



Воспитатель: Ребята, Мишутка сказал мне, что ему очень понравились ваши работы, и он с удовольствием подарит их своим друзьям.

III. Итоги.

Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали на занятии? (о диких животных: их домах, детёнышах, пище и др.). Молодцы, вы очень хорошо поработали. Расскажите об этих животных вашим мамам и папам.
Февраль. Занятия, направленные на углубление и закрепление знаний детей о животном мире, полученных на предыдущих занятиях.

Занятие 1. «Живая природа»

Цели: Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию: Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

- Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)

- А что нельзя
должны относится к животным птицам и насекомым? Итак, какие животные птицы и насекомые обитают в наших лесах?
Занятие 4. «Наши младшие друзья»

Цели: Уточнить представления о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные). Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений. Способствовать снятию психологической инерции, приобщая детей к умению мыслить системно, творчески. Обогащать словарь. Поощрять попытки к чтению, звуко-слоговому анализу слов. Развивать творческое воображение, фантазию.



Материал и оборудование: Изображение электрички (поезда) с четырьмя вагонами.; предметные картинки: звери (медведь, белка, лиса, ёж), птицы (ласточка, грач, скворец, чайка), насекомые (муравей, муха, бабочка, комар), земноводные ( лягушка, уж, черепаха, улитка); части тела всех вышеуказанных существ (голова, туловище, лапы, хвост); предметные картинки или игрушки, не имеющие общей направленности; лист бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов. Как он называется? (Электричка). Что у неё есть? Чем похожи вагоны? Чем отличаются?

А кто это сидит на перроне и ждёт посадки? (на столе картинки с изображением животных).

Воспитатель распределяет детей на 4 группы (в каждой выбирается проводник) и даётся задание: рассадить животных таким образом, чтобы в первом вагоне ехали звери, во втором – птицы, в третьем –

пассажиров? Определите место этого звука в слове.

Остановка «Понимайкино»



Наше путешествие закончилось. Я хочу спросить, чему можно научиться человеку у животных, а чему нельзя, что не подходит человеку?



<предыдущая страница


Экологическое образование старших дошкольников при ознакомлении с животным миром

Теоретические основы экологического образования старших дошкольников при ознакомлении с животным миром

525.95kb.

11 10 2014
3 стр.


Информация о педагоге Наименование детского сада

Тема Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром

56.36kb.

08 10 2014
1 стр.


26. общественное экологическое движение нижегородское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы»

В 2011 году организована и проведена X юбилейная научно-практическая конференция «Экологическое образование дошкольников как условие решения проблемы устойчивого развития в системе

173.45kb.

25 09 2014
1 стр.


Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей детский сад»
336.13kb.

08 10 2014
1 стр.


Памятка для пользователей животным миром Трихинеллез у диких животных и человека

Инкубационный период трихинеллеза обычно от 1 до 6 нед, у большинства 15-25 дней, при этом чем короче инкубационный период, тем прогноз хуже, и можно ожидать более тяжелого течения

51.56kb.

14 10 2014
1 стр.


С. А. учитель школы №1 п. Октябрьский Урок

Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека

69.34kb.

14 10 2014
1 стр.


Ознакомление дошкольников с растительным миром родного края

Развивать способность устанавливать связи между природными факторами и ростом растения. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых

59.47kb.

25 12 2014
1 стр.


Экологическое образование и воспитание школьников в Набережных Челнах 16. 03. 2010
30.97kb.

17 12 2014
1 стр.