Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Эстетика Символизма

Цели:


  1. Дать понятие символизма в искусстве XX века.

  2. Дать характеристику мировоззрению символистов.

  3. Кратко охарактеризовать творчество символистов в разных областях искусства.

  4. Расширить кругозор учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, репродукции картин, фотографий

Ход урока

Приложения (презентация)
Ход урока


  1. Организационный момент.

/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/

  1. Предварительная беседа с учащимися.

- Вспомните, какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие искусства в начале XX века?

- Что объединяло различные направления литературы, искусства, философской мысли?

Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, свидетельствуют о напряжённом поиске новых путей в искусстве, о снимании к человеческой личности, о новом взгляде на мир как единое культурное пространство.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о таком направлении в искусстве XX века, как символизм, попытаемся дать характеристику мировоззрению символистов, кратко охарактеризовать творчество символистов в разных областях искусства.



Слайд №1

Запишите тему урока.



  1. Введение нового материала.

/По ходу лекции учащиеся делают записи в тетради/

Одним из крупнейших направлений в искусстве XX века стал символизм.



Слайд №2

Символизм возник во Франции в 1870-80-х гг. и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Символисты радикально изменили не только различные виды искусства (литературу, музыку и живопись), но и само отношение к нему.

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.

Слайд №2

Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне.

В символизме проявляется понятие и образ Тайны, таинственного, мистического. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления. Проза и драма начинают звучать поэзией, зрительные искусства рисуют её образы, с музыкой же связь поэзии становится просто всеобъемлющей.



Слайд №3

Главный принцип эстетики символизма был определён как «Искусство ради искусства».

  • Символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.

  • Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур и эпох.

  • Символисты экспериментировали с цветом, светом, звуком.

  • Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха:

    • наполнили его новыми, яркими и выразительными образами;

    • пытались добиться оригинальной формы;

    • уходили в бессмысленную игру слов и звуков

Слайд №4

Новая русская поэзия развивалась под знаком влияния французских символистов, общие принципы эстетики которых сложились в творчестве А.Рембо, П.Верлена, С.Малларме.

/Подготовленные учащиеся делают сообщение на 2 - 3 минуты об особенностях творчества А.Рембо, П.Верлена, С.Малларме/

Русскому символизму, как эстетическому выражению настроений новой эпохи, не удалось создать единой концепции творчества.



Слайд №5

Вячеслав Иванов в своей работе "Заветы символизма" ёмко выразил художественные признаки и эстетические принципы "символического" направления в искусстве. Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся отзвуки разных подземных ключей...
Валерий Брюсов

Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, мечтающий о прорыве за грани известного. Образ мечты получает сквозное развитие.



/Подготовленный ученик читает стихотворение В.Брюсова/

Моей мечте люб кругозор пустынь,

Она в степях блуждает вольной серной…

Или:


Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!
Фёдор Сологуб

Лирика Сологуба отличается пессимистическим настроением, узким кругом тем, повторяющимися образами-символами как литературными, так и фольклорными.



/Подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Сологуба/

В тени мохнатой ели

Над шумною рекой

Качает чёрт качели

Мохнатою рукой.

Или:


Дышу дыханьем ранних рос,

Зарёю ландышей невинных;

Вдыхаю влажный запах длинных

Русалочьих волос…
Константин Бальмонт

Поэзия Бальмонта наполнена певучей силой, музыкальным началом. Лирический герой Бальмонта свободно чувствует себя во всех четырёх «царственных началах» (Вода, Огонь, Земля, Воздух). Особенно сильно влияние стихии Огня, сжигающего и возрождающего:



Я спросил у высокого солнца,

Как мне вспыхнуть светлее зари,

Ничего не ответило солнце,

Но душа услыхала: «Гори!»


Слайд №6

Музыка для символистов – высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Наиболее ярко в музыке новой эпохи проявился талант Александра Николаевича Скрябина.

Музыка Скрябина своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники Скрябина привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.
В живописи основоположником символизма стал Михаи́л Вру́бель

Слайд №7

Выдающийся русский художник рубежа XIXXX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.

Врубель во многом был новатором для своего времени. Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Теперь молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890).

Любовь и смерть — любимые темы Врубеля, которые открываются зрителю под разными символами. Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца.

Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895).

Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900).

Слайд №8

Хотелось бы подробнее остановиться на картине «Пан» (1899) и отметить в ней некоторые поэтические детали.

/Подготовленный ученик делает сообщение о поэтических деталях в живописи Врубеля на примере картины «Пан»/


Слайд №9

Ярко проявился символизм и в архитектуре.

Слайд №10

В начале ХХ века, в пору символизма, декаданса, театральное искусство как жанр было весьма распространено. И нельзя здесь не упомянуть имени Всеволода Мейерхольда

Актёры застывали на сцене, изображая персонажей известных картин, а потом оживали, чтобы, переменив (или не переменив) костюмы, застыть в следующем живописном сюжете, сделав из плоского изображения объемное.

Главным в этих «живых картин» было то, что живое превращалось в неживое, чтобы потом снова ожить.




  1. Итоги урока.

- В чём, по вашему мнению, заключаются особенности эстетики символизма?

- Какими открытиями обогатил символизм русскую поэтическую культуру?



- Чем интересно искусство символизма?


Слайд №11

  1. Домашнее задание.

  • Записи в тетради;

  • В.Брюсов «Творчество»;

  • В.Соловьёв «Милый друг, иль ты не видишь…».

Эстетика Символизма

Вспомните, какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие искусства в начале XX века?

72.67kb.

10 10 2014
1 стр.


Архитектура 20 века Направления в архитектуре 20 века. Вопрос 1 Модерн

Возник в условиях кризиса культуры как один из видов неоромантического протеста против господства позитивизма и прагматизма. Эстетика модерна развивала идеи символизма и эстетизма,

42.05kb.

10 09 2014
1 стр.


3 предтечи русского символизма манифесты символизма в россии 4 «старшие символисты». «младосимволисты» 9

Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв

191.15kb.

10 10 2014
1 стр.


Брюсов. Жизнь и творчество вождя символизма

Россия видела в нем лидера русского символизма, истинно декадентского поэта. Однако в этих строках мечта, долженствующая по расхожим канонам декаданса парить, прорываться в иррацио

267.57kb.

10 10 2014
1 стр.


Размышления на тему символизма в творчестве Г. Нарбута на примере оформления «концовки» сказки «Мизгирь» Необычная трактовка Георгием Нарбутом

Размышления на тему символизма в творчестве Г. Нарбута на примере оформления «концовки» сказки

127.82kb.

09 09 2014
1 стр.


Ф. М. Достоевский Истоки русского символизма
238.57kb.

11 10 2014
1 стр.


М. К. Мамардашвили эстетика мышления
4454.25kb.

25 12 2014
31 стр.


Элементы символизма и персонификации в поэтических произведениях владимира высоцкого

Г. Борсеман-Алестпедт (Стокгольм, Швеция), И. Е. Намакштанская

15.16kb.

25 09 2014
1 стр.