Министерство образования и науки РД
МБОУ СОШ №2 г. Дагестанские Огни
Открытый урок по дагестанской литературе
на тему:
«Етим Эмин. Восстание горцев 1877 года»
Подготовила и провела: учитель дагестанской литературы МБОУ СОШ №2 Насруллаева Аксана Рахмановна
2013год
-
Здравствуйте. Садитесь. Все готовимся к уроку. Ребята, сегодня у нас урок дагестанской литературы и начну я этот урок с таких красивых строк. Стихотворение называется «Дагестанская земля» (учитель читает).
На моей земле, где цветут цветы,
Где поля колосятся под шум ветров,
Где поклон и почёт старикам, как святым
Преподносят им внуки во веки веков.
На моей земле, где журчат родники,
И поют звонко-звонко кумуз и зурна
Всё по-прежнему вместе сидят кунаки,
И всё так же прекрасна небес синева.
А с рассветом поля озаряют лучи
Словно белые ленты вплетают косу.
И стрекочут цикады в безлунной ночи,
В сотый раз нарушая её тишину.
Вот как гордый орёл над вершиной паря,
В танце огненном статно взмывает джигит.
Взгляд смущенный и робкий джигиту даря,
Словно белая лебедь горянка летит.
И забыть не могу чистый воздух в горах,
И прибой, что приносит волну за волной,
И так часто я вижу дом отчий во снах,
И мой город, забытый, но всё же родной…
-
Опрос домашнего задания.
Ребята, кто (вспомнит) скажет, что вы должны были подготовить на этот урок. (Биография Ахмеда Мунги и стихотворение «Да погибнет этот мир» выучить наизусть).
-Кто готов к уроку?
-Ребята, опрос домашнего задания я проведу в такой форме. Я составила тесты по предыдущим темам. Они не сложные. Буквально на 3-5 минут. Пока одни отвечают у доски, на местах тоже можно поработать с тестами. (Раздаю тесты).
Задаю вопросы ученикам:
-Что ты можешь рассказать о Ахмеде Мунги?
-О чем он писал?
-Что он восхвалял в своих стихах?
-Чем отличаются его стихи от стихов других поэтов, таких как Саид Кочхюрский, Ирчи Казак
(у них бунтарские стихи, а Ахмед описывал действительность, что он видел, в сатирической форме).
Ребята, мы уже знаем, что он был в Париже на выставках, давайте посмотрим фотографии старого Кубачи, Парижа в 18 веке (Презентация). Добавить можно, что он писал сатирический стихи, в его творчестве мы видим действительность, в которой богатые имеют все, а народ живет в бедности и нищете. Мы узнали, что даже 18 веке наши дагестанцы бывали за границей, участвовали на всемирных выставках (1889 год – 15 Всемирная выставка).
Вывод: мы можем уверенно сказать, что неверные были те утверждения, на которых изображали Дагестан «каменным мешком» изолированным от мировой истории.
-
Изучение новой темы.
-Наш высокогорный Дагестан богат поэтами, ашугами. У каждого народа в поэзии есть свои неугасающие звезды.
-Давайте, вспомним с творчеством каких поэтов мы познакомились с началом учебного года, и вообще каких поэтов Дагестана вы знаете. (Презентация).
1) Саид Кочхюрский – поэт осмелился поднять голос против феодального гнета, за что ему выкололи глаза деспот и тиран Сурхай хан.
2) Ирчи Казак - кумыкский поэт, который был выслан в Сибирь. Он был первый, кто в дагестанской литературе ввел образ ссыльного горца.
3) Расул Гамзатов – благодаря его поэзии наш маленький горный край Дагестан стал известен во всем мире.
4) Анвар Анджиев – кумыкский поэт.
5) Саяд Стальская –
6) Алибег Фатахов – в поэме в стихах «Ударник Гасан», мы видим как маленький поселок Дагестанские Огни развивается, как работает стекольный завод.
7) Сулейман Стальский –
Фазу Алиева – известная дагестанская поэтесса. Она воплощение красоты, женственности, ума.
8) Жамидин – известен, как поэт, сатирик.
Мы сегодня остановимся на Етиме Эмине.
Мы можем сказать, что на небосклоне лезгинской поэзии уже долгие годы горит звезда Етима Эмина. Он великий сын дагестанского народа; выдающийся поэт и человек высокой нравственности, огромной душой и чистым сердцем.
Родился Эмин в селе «Цилинг» Самуского округа, а всю свою жизнь он прожил в селе Ялджух и умер там же. (Презентация)
Родился он в семье, по тем временам вполне обеспеченной. Его отец был очень грамотным образованным человеком. И первые знания он получил именно от отца. Учебу он продолжил в местном медресе, получил богословное образование. Далее он учится у самого Гасана Алкадари, Исмаила-Эфенди, Казанфара Эфенди. Они были известные алимы и ученые того времени.
После смерти отца ему пришлось прервать учебу и вернуться в родное село и продолжить дело отца. Он прославился в то время, как справедливый, гуманный судья, за что его возненавидела сельская знать.
«Етим» - его прозвище, настоящее имя Севзиханов Магомед-Эмин Севзиханович. Етим – означает сирота. Он всю жизнь был за сирот, за униженных, за бедных. Из его личной жизни знаем, что он был женат и из его семеро детей остались в живых две дочери. Он их очень любил и научил играть на саде (музыкальный инструмент). Жене написал он много стихов и до сих пор в народе пишут песни на его стихи. Если время останется мы обязательно прослушаем одну из них. Он прожил короткую, но очень яркую полную драматизма жизнь. Мене полувека ему было отпущено судьбой. Но за этот короткий срок он сумел сделать так много, что его имя осталось ярчайшей страницей в лезгинской литературе и в Дагестане.
Он поэт многогранный, поэт дружбы, совести, чести. Он создатель литературного лезгинского языка. Он освоил культуру своего народа и Востока в целом.
Он в совершенстве владел азербайджанским, тюркским, арабскими языками. Он создал новые направления в лезгинской литературе. Он писал рубаи, газели. Это стихотворная форма встречается в Восточной поэзии. Эмин, в своих стихах смотрел на жизнь глазами народа, он изображал их тревоги, волнения, надежды, мечты. Он жил в те тяжелые времена, когда народ стонал под гнетом власть имущих; когда как по выражению Сулеймана Стальского «приходилось не петь, рыдать». Поэтому в поэзии Эмина, так много печали и горя. Своими творениями он известен, как поэт-бунтарь. Поэзия Эмина и других дагестанских поэтов, таких как Омарла Батырая, Ирчи Казака, Махмуда они созвучны общей болью, общей любовью, высотой поэтической мысли. Они разные горные вершины поэтической мысли. Они разные горные вершины поэтического Дагестана, но их объединяет общая высота; высота духа, стойкости, мужества.
У Эмина есть ряд стихов, написанных определенным событиям, которые происходят в Дагестане. Одно из его стихотворений «Восстание 1877 года». Он раскрывает в этом стихотворении борьбу горцев за свободу и независимость. О нем можно говорить очень долго и много. И не случайно большой знаток поэзии дагестанских народов Николай Тихонов в свое время очень высоко оценил творчество Эмина. Он написал: Эмин дал лезгинам свой Эминовский язык, который как пушкинский, оказал благотворное влияние на развитие лезгинской литературы.
Наш всеми любимый Р. Гамзатов был большим поклонником Этима Эмина. Он посвятил ему несколько стихотворений на своем родном аварском языке. Он назвал Эмина соловьем лезгинской поэзии.
Да поэзия, переведенная на русский язык не так звучно и ярко, как он писал на своем родном лезгинском языке. Все равно мы видим его глубокие мысли и чувства.
-
Работа с книгой.
- Сегодня мы прочитаем его стихотворение «Восстание 1877 года»
После чтения:
-
Ребята, что вы знаете о восстании горцев Дагестана 1877 года?
-
Какие цели были у горцев? (Это восстание в 1877 году в Казикумухе, это восстание считается крупным из восстаний, произошедших в послешамильевскую эпоху. Горцы отстаивают свою свободу и независимость, выражают протест против колониального гнета царизма. Но самое страшное то, что восстание потерпело поражение, а десятки тысяч горцев были выселены из Дагестана в Сибирь и другие города России).
-
Как поэт описывает трагедию восставших? Какими словами? (После восстания у народа было изъято дома, скот, была изъята радость. И самое страшное пишет, что Дагестан потерял таких сыновей, как Гасан Алкадарский, Гаджи-Мурад, Ших-буба. Дома сжигались со всем имуществом.
-
Здесь он приводит имена Мирзагасана, Гаджимурада, Ших-бубы. Ребята, кто они были такие? (Это имена повстанцев того события).
-
Что вы знаете о Гасана Алкадарском? Он общественный деятель, он известный лезгинский поэт, философ, просветитель, историк. Он родился в лезгинском ауле Алкадар Кюринского округа.
-
Ребята, читая последние его строки, что мы видим? Мы видим мечты, надежды всего народа. Они ждут, мечтают о равном обществе, хотят покоя, воли, свободы.
-
Словарная работа.
-
Прослушивание песни.
-
Итог урока. Что нового узнали о Етиме Эмине?
-
Домашнее задание выучить наизусть стихотворение, пересказать биографию.
По словарю Ожегова слово скарб – домашние вещи, пожитки, имущество.