Пояснительная записка
Открытый урок разработан учителем истории и обществознания, первой категории МКОУ «Сорочинская СОШ» Калачинского района Омской области Мацаковой Снежаной Геннадьевной.
Урок был представлен в апреле 2011 года на школьном МО.
Класс: 5 класс, история.
Тема урока: «Восстание Спартака»
Цели урока: Цели урока: 1.Подвести учащихся к пониманию причин восстания под предводительством Спартака и его поражения.
2.Содействовать формированию у учащихся умений составлять рассказ, работать с историческими документами, анализировать, делать выводы, показывать на карте изучаемые объекты.
3.Воспитывать у учащихся чувство сопереживания, умение слушать друг друга.
Работа до урока: класс делится на группы.
-
Оборудование: индивидуальные вопросы (Приложение 1), документы (Приложение 2), логические цепочки (Приложение 3), тест (Приложение4),оценочный лист (Приложение 5), историческая карта «Римская империя в 6-5 в.в до н.э.»
-
Учебник: История Древнего мира. 5 класс». Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С., М. «Просвещение» 2010.
Урок реализован в системе деятельностного подхода по технологии интерактивного обучения.
Ход урока
1.Организационный момент.
Ребята делятся на две рабочие группы, выбирают капитана.
Актуализация знаний по теме «Рабство в Риме». Каждой группе выдают по два вопроса, которые готовит один из группы. (Приложение 1)
2.Вступительное слово учителя Примерные ответы учащихся
учитель
|
ученик
|
-Ребята наш урок я хотела бы начать со стихотворения. Ваша задача найти основную мысль текста.
«Свобода! Свобода! Богиня богинь! Когда нападут легионы врагов.
В мечи превратишь ты оковы рабов!
И в странах позора, где царствует гнёт.
Пусть самый ленивый оружье возьмёт.
Свобода! Свобода! Богиня богинь!»
К чему призывает это стихотворение?
В чём состоит главный смысл текста?
Скажите, в Древнем Риме было много
рабов?
Опишите на карте
завоевательную политику Рима.
(Один ученик работает с картой.)
А теперь поработаем с карточками.
(Приложение 1)
Ребята читают вопрос и отвечают.
3.Основная часть урока
Мы узнали, каким тяжёлым было положение рабов в Риме, а ведь их становилось всё больше.
Менялось ли положение рабов?
Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?
Молодца! Именно недовольство своим положением привело к восстанию гладиаторов в Риме в 74 году до н.э.
Откройте учебник №51 давайте сформулируем тему и цели урока.
Тема: Восстание Спартака.
Цели: 1.Узнать причины восстания Спартака. 2.Познакомиться с личностью Спартака.
Запишем тему нашего урока в тетрадь.
Для решения целей урока вам понадобятся исторические документы, которые есть на ваших столах.
(Приложение 2).
О восстании Спартака и его личности много писал древний философ Плутарх. Ваша задача проанализировать документы и ответить на предложенные вопросы.
Как описывает Плутарх личность Спартака?
Молодц! Откройте учебник на странице и прочитаем 2 и 3 пункты.
И поработаем вместе с картой.
Вопросы по учебнику:
1.Когда произошло восстание?
2.Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?
3.Куда направил Спартак восставших после боя уВезувия?
4.Почему Спартак повёл своё войско к Альпам?
(Параллельно ответам детей ход
восстания показывается по карте)
На борьбу с восставшими был послан отряд полководца Красса. Он сумел остановить восставших и уничтожить Спартака. Лишь немногим удалось спастись после последнего боя.
4.Работа с логическими схемами.
Ребята посмотрите на доску вам представлены логические схемы восстания. Ваша задача восстановить логическую цепочку. (Приложение 3)
А пока ребята будут составлять схемы подведём итоги нашей работы.
Решили мы цели нашего урока?
Что вы узнали нового?
А теперь проверим нашу цепочку.
Для закрепления работы можно ребятам дать тесты. (Приложение 4)
В конце урока капитаны команд оценивают работу своей группы. (Приложение 5)
Спасибо, за хорошую работу на уроке. До свидания.
|
Стихотворение призывает рабов бороться за свободу.
Смысл состоит в призыве бороться с угнетателями.
Да. Рабы появились в Риме в результате завоевательной политики.
Положение рабов не менялось, они жили в страшных условиях и выполняли самую тяжёлую работу.
Такое отношение к рабам может привести к восстаниям или недовольствам.
Ребята находят в документе причины восстания:
1.Недовольств рабов своим положением.
2.Насильное обучение военному делу.
3.Несправедливое отношение хозяина. (записать в тетради)
Анализируя исторический источник ребята рассказывают о Спартаке.
Да.
Что в 74г.дон.э. в Риме произошло восстание рабов, которое было жестоко подавлено римлянами.
К доске могут выйти ученики из разных команд и составить логическую цепочку.
Ребята рассказывают, как должна быть построена логическая цепочка.
Другие ребята в группе могут что-то добавить или исправить.
|
(Приложение 1)
Вопросы по карточкам.
1.Какое положение рабов было в Риме?
2.Где применялся труд рабов в Древнем Риме?
3.Чем занимались гладиаторы?
4.Всем ли были довольны рабы в Древнем Риме?
(Приложение 2)
Исторический документ.
Плутарх. «О восстании»
...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италией и известное под названием спартаковские войны, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыть о доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, всё же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути онивстретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укреплённое место, гладиаторы выбрали себе трёх предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племён Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем своего племени.
Вопросы по документу:
1. Почему началось восстание рабов в городе Капуя?
-
Сколько рабов собиралось бежать из школы?
-
Чем были вооружены восставшие рабы?
-
Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы?
-
Что рассказывает Плутарх о Спартаке?
Плутарх. «О Спартаке»
Спартак родился во Фракии, в Родосских горах. Он сражался против римлян, попал в плен и за свою храбрость и силу был зачислен в легион.
Отличившись в боях против Митридиата был назначен начальником отряда из десяти человек, заслужил почётную награду — гражданский венок.
Но когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться против римлян. Раненый, он снова попал в плен; смертная казнь, предписанная ему законом была заменена, службой гладиатором.
Более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов, он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и не разу небыл серьёзно ранен. Спартак заслужил великую славу во всех амфитеатрах и цирках Италии.
(Приложение 3)
Логические цепочки.
Поход армии рабов на север Италии
Образование лагеря у горы Везувий
Заговор гладиаторов
Разгром отрядов Спартака полководцем Крассом
Поход армии рабов на Сицилию
(Приложение 4)
Тест по теме: «Восстание Спартака»
Заполните пропуски в предложениях.
В школе гладиаторов в городе (1...) в 73 году до н.э., произошло крупное в истории Древнего Рима восстание (2...). Его предводителем стал фракийский раб (3...). Восставшие спрятались на горе (4...). Затем, спустившись с горы и разбив (5...) армию восставшие стали громить имения.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
И.Ф. Капитана
|
Список команды
|
Оценка за деятельность каждого в группе
|
|
|
|