Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Пояснительная записка
Открытый урок разработан учителем истории и обществознания, первой категории МКОУ «Сорочинская СОШ» Калачинского района Омской области Мацаковой Снежаной Геннадьевной.

Урок был представлен в апреле 2011 года на школьном МО.



Класс: 5 класс, история.

Тема урока: «Восстание Спартака»

Цели урока: Цели урока: 1.Подвести учащихся к пониманию причин восстания под предводительством Спартака и его поражения.

2.Содействовать формированию у учащихся умений составлять рассказ, работать с историческими документами, анализировать, делать выводы, показывать на карте изучаемые объекты.

3.Воспитывать у учащихся чувство сопереживания, умение слушать друг друга.

Работа до урока: класс делится на группы.


  1. Оборудование: индивидуальные вопросы (Приложение 1), документы (Приложение 2), логические цепочки (Приложение 3), тест (Приложение4),оценочный лист (Приложение 5), историческая карта «Римская империя в 6-5 в.в до н.э.»

  2. Учебник: История Древнего мира. 5 класс». Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С., М. «Просвещение» 2010.

Урок реализован в системе деятельностного подхода по технологии интерактивного обучения.


Ход урока


1.Организационный момент.

Ребята делятся на две рабочие группы, выбирают капитана.

Актуализация знаний по теме «Рабство в Риме». Каждой группе выдают по два вопроса, которые готовит один из группы. (Приложение 1)

2.Вступительное слово учителя Примерные ответы учащихся


учитель

ученик

-Ребята наш урок я хотела бы начать со стихотворения. Ваша задача найти основную мысль текста.
«Свобода! Свобода! Богиня богинь! Когда нападут легионы врагов.

В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнёт.

Пусть самый ленивый оружье возьмёт.

Свобода! Свобода! Богиня богинь!»
К чему призывает это стихотворение?
В чём состоит главный смысл текста?

Скажите, в Древнем Риме было много

рабов?

Опишите на карте

завоевательную политику Рима.

(Один ученик работает с картой.)
А теперь поработаем с карточками.

(Приложение 1)

Ребята читают вопрос и отвечают.

3.Основная часть урока

Мы узнали, каким тяжёлым было положение рабов в Риме, а ведь их становилось всё больше.

Менялось ли положение рабов?

Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?

Молодца! Именно недовольство своим положением привело к восстанию гладиаторов в Риме в 74 году до н.э.
Откройте учебник №51 давайте сформулируем тему и цели урока.

Тема: Восстание Спартака.

Цели: 1.Узнать причины восстания Спартака. 2.Познакомиться с личностью Спартака.

Запишем тему нашего урока в тетрадь.

Для решения целей урока вам понадобятся исторические документы, которые есть на ваших столах.

(Приложение 2).

О восстании Спартака и его личности много писал древний философ Плутарх. Ваша задача проанализировать документы и ответить на предложенные вопросы.

Как описывает Плутарх личность Спартака?
Молодц! Откройте учебник на странице и прочитаем 2 и 3 пункты.

И поработаем вместе с картой.


Вопросы по учебнику:

1.Когда произошло восстание?

2.Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

3.Куда направил Спартак восставших после боя уВезувия?

4.Почему Спартак повёл своё войско к Альпам?

(Параллельно ответам детей ход

восстания показывается по карте)

На борьбу с восставшими был послан отряд полководца Красса. Он сумел остановить восставших и уничтожить Спартака. Лишь немногим удалось спастись после последнего боя.


4.Работа с логическими схемами.

Ребята посмотрите на доску вам представлены логические схемы восстания. Ваша задача восстановить логическую цепочку. (Приложение 3)

А пока ребята будут составлять схемы подведём итоги нашей работы.
Решили мы цели нашего урока?

Что вы узнали нового?

А теперь проверим нашу цепочку.


Для закрепления работы можно ребятам дать тесты. (Приложение 4)

В конце урока капитаны команд оценивают работу своей группы. (Приложение 5)


Спасибо, за хорошую работу на уроке. До свидания.

Стихотворение призывает рабов бороться за свободу.

Смысл состоит в призыве бороться с угнетателями.
Да. Рабы появились в Риме в результате завоевательной политики.

Положение рабов не менялось, они жили в страшных условиях и выполняли самую тяжёлую работу.


Такое отношение к рабам может привести к восстаниям или недовольствам.


Ребята находят в документе причины восстания:

1.Недовольств рабов своим положением.

2.Насильное обучение военному делу.

3.Несправедливое отношение хозяина. (записать в тетради)

Анализируя исторический источник ребята рассказывают о Спартаке.

Да.

Что в 74г.дон.э. в Риме произошло восстание рабов, которое было жестоко подавлено римлянами.



К доске могут выйти ученики из разных команд и составить логическую цепочку.

Ребята рассказывают, как должна быть построена логическая цепочка.

Другие ребята в группе могут что-то добавить или исправить.


(Приложение 1)

Вопросы по карточкам.


1.Какое положение рабов было в Риме?

2.Где применялся труд рабов в Древнем Риме?

3.Чем занимались гладиаторы?

4.Всем ли были довольны рабы в Древнем Риме?

(Приложение 2)


Исторический документ.
Плутарх. «О восстании»

...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италией и известное под названием спартаковские войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыть о доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, всё же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути онивстретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укреплённое место, гладиаторы выбрали себе трёх предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племён Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем своего племени.
Вопросы по документу:

1. Почему началось восстание рабов в городе Капуя?



  1. Сколько рабов собиралось бежать из школы?

  2. Чем были вооружены восставшие рабы?

  3. Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы?

  4. Что рассказывает Плутарх о Спартаке?

Плутарх. «О Спартаке»

Спартак родился во Фракии, в Родосских горах. Он сражался против римлян, попал в плен и за свою храбрость и силу был зачислен в легион.

Отличившись в боях против Митридиата был назначен начальником отряда из десяти человек, заслужил почётную награду — гражданский венок.

Но когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться против римлян. Раненый, он снова попал в плен; смертная казнь, предписанная ему законом была заменена, службой гладиатором.

Более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов, он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и не разу небыл серьёзно ранен. Спартак заслужил великую славу во всех амфитеатрах и цирках Италии.

(Приложение 3)

Логические цепочки.

Поход армии рабов на север Италии

Образование лагеря у горы Везувий

Заговор гладиаторов

Разгром отрядов Спартака полководцем Крассом

Поход армии рабов на Сицилию

(Приложение 4)
Тест по теме: «Восстание Спартака»

Заполните пропуски в предложениях.
В школе гладиаторов в городе (1...) в 73 году до н.э., произошло крупное в истории Древнего Рима восстание (2...). Его предводителем стал фракийский раб (3...). Восставшие спрятались на горе (4...). Затем, спустившись с горы и разбив (5...) армию восставшие стали громить имения.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)




И.Ф. Капитана

Список команды

Оценка за деятельность каждого в группе










Урок был представлен в апреле 2011 года на школьном мо. Класс: 5 класс, история. Тема урока: «Восстание Спартака»

Открытый урок разработан учителем истории и обществознания, первой категории мкоу «Сорочинская сош» Калачинского района Омской области Мацаковой Снежаной Геннадьевной

70.53kb.

27 09 2014
1 стр.


5 класс Урок №29 Христианин в труде Учитель: Прорешная Л. М. 2010-2011 уч год Урок №29. Тема урока: Христианин в труде. Цель урока: дать представление о христианском понимании труда Задачи урока
54.73kb.

30 09 2014
1 стр.


Восстание Спартака

Цель урока: создать общие представления о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака

70.71kb.

16 12 2014
1 стр.


3 класс Тема урока: «Путешествие по Франции и Великобритании» Учитель: Емельянова Е. А бобровка 2011 год. Тема урока: «Путешествие по Франции и Великобритании». Цели урока: Общеобразовательная

Этот урок? Что нового вы унесёте с собой? / Учитель объявляет оценки

181.66kb.

10 09 2014
1 стр.


Казиева Оксана Викторовна Класс : Тема урока : Планеты. Форма урока : урок
87.05kb.

13 12 2014
1 стр.


Урока Учебный предмет: математика 5 класс Тема урока: Натуральные числа Тип урока: урок повторения и обобщения Орг момент

Учитель организует группы по 5-6 человек. Учащиеся рассаживаются за столы группами. Готовят письменные принадлежности

118.18kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок 15. Тема: «Северная война» 7 класс Представление

Здравствуйте ребята! Мое имя Сергей Владимирович Храмов, я участник конкурса «Учитель года 2011»

90.61kb.

23 09 2014
1 стр.


8 класс. Урок №53. Тема урока «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы»

Этот урок пройдёт интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те кто равнодушен к географии, с нашего урока ушёл с глубоким убеждением: география – интересный и очень

199.4kb.

01 10 2014
1 стр.