Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Разработка урока для 5 класса

Тема «Восстание Спартака»

Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №853 г.Москвы Гаршина Т.П.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: - создать общие представления о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака;

- формировать умения анализировать, самостоятельно работать с учебным текстом, картой;

- выявить оценочные суждения о борьбе рабов за свободу.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, электронное учебное пособие «История древнего мира», опорные схемы.


Ход урока.

1.Повторение пройденного.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нём знаем. Внимательно послушайте стихотворение, закончите его необходимыми словами и , если услышите географическое название поднимите руку.

После этого вы покажите его на карте
Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на …. (сапог)


Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров …(Аппенинский)


Довольно труднопроходимы

Крутые горы… (Аппенины)


Там где Тибр полноводный

Течёт в зелёные долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые… (латины)

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла… (волчица)



Ромул дал названье месту,

Это потому что им

Был основан город… (Рим)


Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.

И с Римом храбро воевал-

Тот карфагенский… (Ганнибал)


Установил господство Рим

Много стран он покорил:

Стал хозяином всевластным

В… (Средиземноморье) в одночасье



2.Подготовка к восприятию нового материала.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима мы не заглянем, везде мы встретим этих людей

Он родился свободным

Под отеческим кровом. Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он отчизны просторы.

О ком идет речь в этом отрывке

(ответы учащихся)

(Звучит музыка)

Цирк вокруг бойца плывет, он умирает –

А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.

Он слышит, но не внемлет. Взор его

С душою вместе далеко витает.

Что жизнь ему, и приз, и торжество?

Пред ним – шалаш на берегу Дуная:

И детворы его играет стая. И там их мать…

И вот отец зарезан, римлян забавляя!

(Байрон)

- Ребята, вы прослушали отрывок из стихотворения английского поэта Байрона. Догадываетесь ли вы, какое зрелище так выразительно описывает поэт?

(Ответы уч-ся)

- Молодцы, ребята, правильно. Лучше представить себе зрелищную картину гладиаторских боев поможет нам не только стихотворение, но и фрагмент худ. фильма «Гладиатор»

- А почему гладиаторские бои считали самым страшным зрелищем Древнего Рима?

(Ответы уч-ся)

- Давайте вспомним, в каком положении находились рабы в древнем Риме.

(Работа по группам)


2. Изучение нового материала

- Ни в одном государстве древнего мира не было такого количества рабов, нигде они не находились в таком униженном положении. Поэтому и неудивительно, что именно в Древнем Риме произошло в 74-71 гг. до н.э. самое крупное восстание рабов. Тема нашего урока «Восстание Спартака». В ходе ее изучения мы узнаем о причинах восстания, составе восставших и их целях, рассмотрим ход восстания, причины поражения и значение восстания.

- Итак, давайте вспомним, что представляла собой Италия накануне восстания?

(Ответы уч-ся)


- Из вышесказанного сделаем выводы, каковы же причины восстания рабов. Ребята, выводы записываем в наших опорных схемах.
- Человеком, сумевшим поднять людей на борьбу, стал Спартак. Он навеки остался в памяти народа, как предводитель восстания. Что же это был за человек? Сейчас мы послушаем нашего выступающего, который подготовил сообщение о нем, используя информацию из сети Интернет.

Уч-ся: Мы не знаем, как он выглядел, т.к. отсутствуют документы, но многие художники, скульпторы, писатели и другие пытались воссоздать образ героя в своих произведениях искусства. Перед вами памятник Спартаку в Болгарии. Спартак родился около 120 г. до н.э. во Фракии. Он служил в качестве наемника в римской армии, проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в 10 человек. Постепенно он мог бы добиться высокого положения, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и стал на защиту Родины. В одном из сражений его раненого, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучили искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. В 76 г. до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном германцы, фракийцы и галлы, считавшие, что лучше пойти на риск ради свободы, чем рисковать своей жизнью на арене для потехи зрителей.


-Как же начиналось восстание под предводительством Спартака? Прослушаем аудиофрагмент о начале восстания. Слушая речь лектора, постарайтесь определить состав участников восстания

(аудиофрагмент из электронного учебного пособия «История Древнего мира» 5 класс, БЭНП)


- Кто же участвовал в восстании?

(Ответы уч-ся)


-Каковы же цели восстания? Это один из спорных вопросов, т.к. отсутствуют документы. Обратимся за помощью к книге итальянского писателя Джованьоли «Спартак». Перед вами лежат листы с фрагментами произведения. Прочитайте текст, обсудите в парах, каковы были цели восставших.

-Итак, ребята, вы прочитали фрагменты, которые помогли вам узнать цели восстания. Каковы же они? Давайте вместе ответим на вопрос и наши рассуждения запишем.



(Ответы уч-ся)
- Как же происходило само восстание? Как мы уже знаем, войска Спартака укрылись на вершине Везувия. В 73 г. до н. э. войска Рима окружили лагерь восставших. С горы можно было спуститься только одним путем, римляне перегородили его, считая, что рано или поздно рабам придется покинуть свое убежище. Тогда Спартак решился на рискованный шаг. Ночью рабы спустились с крутого склона по сплетенным из виноградной лозы веревкам, зашли римлянам в тыл и обратили врагов в бегство.
Физминутка. -А теперь, ребята, немного отдохнем. Сейчас мы проведем физминутку под отрывок из оперы Хачатуряна «Спартак. Встали, давайте представим себя гладиаторами, сражающимися в бою.
- Немного отдохнули? Продолжаем работать. После победы над римлянами, в Спартака и успех его армии поверили многие, к нему присоединялись все новые и новые рабы и крестьяне. Сенат отправил против мятежников 2 легиона. Спартак понимал, что ему не одолеть римлян. Он решил прорваться к Альпам, рассчитывая перейти через горы и дать возможность каждому вернуться домой. Но 30тысяч рабов не захотели уходить из Италии и отделились от Спартака. Они решили, что могущество Рима можно сокрушить. Воспользовавшись разногласиями между восставшими, римляне напали на отделившийся от Спартака лагерь и уничтожили его. Вы видите на экране путь движения армии Спартака, найдите в учебниках карту на стр. и на ней проследите этот путь. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар. Римляне не ожидали нападения и были разгромлены. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско. Вскоре путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем? Мы этого не знаем. Возможно, рабы, опьяненные победами, надумали окончательно уничтожить власть римлян. Спартак вновь прошел через всю Италию и подошел к проливу, отделяющему ее от Сицилии. Туда намеревался попасть Спартак, чтобы поднять восстание сицилийских рабов и вместе с ними сокрушить могущество Рима. Тем временем с севера подошел с большим войском полководец Красс. Он запер рабов на южной оконечности полуострова. В самой узкой его части он приказал вырыть ров от моря и до моря. За рвом возвели стену из бревен и земли. Спартак не обращал внимания на эту стройку, он ждал пиратские корабли, которые перевезли бы их на Сицилию, но пираты обманули его: получив плату, они уплыли прочь. Восставшие попали в западню, они попытались пробраться сквозь укрепления Красса, только трети удалось вырваться из ловушки. В помощь Крассу Сенат послал 2 полководцев: Помпея и Лукулла. Боясь объединения римских армий Спартак напал на Красса.
- О последнем бое Спартака, который произошел в Апулии в 71 г. до н.э. писал Плутарх. Давайте прочитаем в учебнике, что же он рассказывает.
- Чем же закончился последний бой?
-Восстание было подавлено. 6 тысяч участников были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Капуи в Рим.

- Желание свободы и мужество восставших было велико, но все же восстание потерпело поражение. Каковы же, по вашему мнению, причины поражения восстания рабов?


- В завершение изучения темы, нужно сказать, что борьба за свободу никогда не бывает бесполезной. А люди, которые проливают кровь за благое дело, остаются бессмертны. Они вечно живут в памяти народа.
3. Закрепление.

- Итак, ребята, наш урок подходит к завершению. Я предлагаю вам небольшой тест, который поможет, как вы усвоили материал. Перед вами вопросы и варианты ответов. Правильный ответ подчеркните.

- А теперь давайте проверим. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы, вы отлично усвоили материал. Кто не ответил на 1 вопрос? Будьте повнимательнее.

4.Домашнее задание


  1. Прочитайте §51

По выбору:

1)Составьте план событий восстания Спартака.

2)Подготовьте рассказ о восстании Спартака от имени рабовладельца или гладиатора.
5. Рефлексия.

- Я бы хотела услышать ваше мнение об уроке, продолжите предложение:

Мне понравилось на уроке …………

Мне было интересно узнать о…………



На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Восстание Спартака

Цель урока: создать общие представления о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака

70.71kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок по теме: «Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака»

Исходя из возрастных особенностей учащихся 5 класса, на уроках истории следует больше уделять внимание наглядности. Использование компьютерной презентации позволяет это сделать

88.63kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок был представлен в апреле 2011 года на школьном мо. Класс: 5 класс, история. Тема урока: «Восстание Спартака»

Открытый урок разработан учителем истории и обществознания, первой категории мкоу «Сорочинская сош» Калачинского района Омской области Мацаковой Снежаной Геннадьевной

70.53kb.

27 09 2014
1 стр.


Хосе Ортега-и-Гассет восстание масс часть I i. Скученность

Европа переживает сейчас самый тяжелый кризис, какой только может постигнуть народ, нацию и культуру. Такие кризисы уже не раз бывали в истории, их признаки и последствия известны.

1608.27kb.

23 09 2014
9 стр.


Реферат по книге Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»
281.54kb.

23 09 2014
1 стр.


Встречайте весну с Солвекс! Эксклюзивный тур по эксклюзивным ценам !

Орфея и бесстрашного Спартака, землей древнейшего золота, фракийской Свештарской гробницы и росписей Боянской церкви. Вся эта духовная традиция воплощена в многочисленных и прекрас

48.69kb.

10 10 2014
1 стр.


Проблемы историографии Англ революции сер. 17 в

Долгого парламента- восстание провинциального джентри против двора и придворной знати

249.03kb.

17 12 2014
1 стр.


Етим Эмин. Восстание горцев 1877 года

Этот урок с таких красивых строк. Стихотворение называется «Дагестанская земля»

55.75kb.

25 12 2014
1 стр.