Перейти на главную страницу
МБОУ «Терменгская основная общеобразовательная школа»
8 класс .Урок № 53. Тема урока «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы».
Раздел 2. Природные комплексы России
Тема 2. Природа регионов России
Название урока |
Вид урока |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Формы контроля |
Домашнее задание |
Природные уникумы Урала. Экологические проблемы |
Изучение нового материала |
Знать природные уникумы Урала, экологические проблемы данного региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования природных ресурсов. Уметь определять особенности природных объектов; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы региона для жизни и деятельности человека |
Работа с картами атласа, учебником. |
§ 34 |
- практические (работа с текстом учебника, составление таблиц).
2. По характеру познавательной деятельности:
- проблемное изложение;
- частично – поисковый метод
Ход урока
1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что этот урок пройдёт интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те кто равнодушен к географии, с нашего урока ушёл с глубоким убеждением: география – интересный и очень нужный предмет.
Я выдаю вам листки, в которых вы в течение урока набираете баллы.
Вопрос - С какой территорией России ассоциируются эти словосочетания: Малахитовая шкатулка, граница между Европой и Азией, крупнейший Минералогический музей, Ермак Тимофеевич, «Каменный пояс земли русской» -----… Урал
Мы продолжаем знакомиться с природой Урала.
2 слайд. Разминка. Перед вами понятия и географические объекты Урала: «Каменный пояс», Северный Урал, Печора, Приполярный Урал, Южный Урал, Народная, курумы, Чусовая, Полярный Урал, останцы, Средний Урал, Кунгурская пещера, Ильменский, поделочные камни.
Вопросы. Найдите правильный ответ.
Вопрос - Что их объединяет? (это интересные, уникальные объекты природы)
Плывёт чёрный дым над тайгой.
День и ночь под рёв машин
Мы леса свои крушим
Словно мы на планете чужой.
Смотрите, гибнут звери в лесу,
Уходит вода из ручья.
Мать – Земля, за часом час
На руках качая нас,
Разве знать ты могла, где беда твоя?
Ребята, а в чём заключается уникальность Урала и какие проблемы за этим скрываются? На этот вопрос вам необходимо будет ответить к концу урока.
Вопросы |
Ильменский заповедник |
Кунгурская ледяная пещера |
Река Чусовая |
Где расположен? |
|
|
|
Чем интересен? |
|
|
|
Как используются? |
|
|
|
Ильменский заповедник образован в 20-ом году, на восточном склоне Южного Урала, и вначале действовал как минералогический. В 1935 году он был преобразован в комплексный, площадь которого стала больше 30 тысяч га. Ильменский заповедник - один из нескольких в России, который непосредственно курирует Российская академия наук, поэтому эту территорию можно назвать экологическим достоянием страны. Слава же этой земли давно перешагнула границы нашей Родины. Ученые из многих стран, очутившись здесь впервые, и всё увидев собственными глазами, сравнивали Ильмены с лучшими уголками Швейцарии.
Край действительно уникальный своим природным ландшафтом и живым миром. Здесь найдено более 260 минералов, из которых 11 открыты впервые в мире, а среди растений есть виды, встречающиеся только здесь. Более 30 озёр - прекрасные места для того, чтобы отдохнуть не только телом, но и душой. Одно из знаменитых - озеро Тургояк.
Научный музей Ильменского заповедника - один из крупнейших геолого-минералогических музеев России.
Название свое заповедник получил от горного хребта Ильменского, который протянулся на 40 км восточнее главного Уральского хребта. Так же называется и одно из местных озер. Однако существуют две версии происхождения этого названия. По первому оно происходит из башкирского языка и означает «безопасный», «безвредный» - т.е. подчеркивается доступность и удобство места. По второму толкованию обозначает личное имя человека или родовой группы, некогда обитавшей здесь, и перешедшее затем к горам и озеру.
В заповеднике более 800 видов растений. Среди них немало реликтовых, дошедших до нас с ледникового периода. Богат и животный мир Ильмен: 50 видов млекопитающих, 200 – пернатых, 14 видов рыб. Многочисленны и местные колонии бобров и ондатры. В заповеднике обитают все представители уральской фауны: медведь, волк, рысь, косуля, лось, кабан и завезенный с Дальнего Востока пятнистый олень.
Чусовая – левый приток реки Камы. Река Чусовая берет начало на Среднем Урале и пересекает его с юго-востока на северо-запад. Длина реки около 600км. Русло Чусовой каменистое с порогами и подводными камнями, население их называет ташами.
Название «Чусовая» очень давнее. Впервые оно зафиксировано в 1395 году, когда никаких судов кроме лодок вогулов (народность манси), здесь не плавало, а их лодкам не нужно было дожидаться определенной высоты воды, чтобы выйти в путь.
«Чуоси» на языке коми - «священная река».
Во второй половине ХХ века топонимисты окончательно пришли к выводу, что слово «Чусовая» изначально звучало как «Чусва», а русские поселенцы приспособили его к своему произношению.
Река Чусовая, воспетая Д.Н. Маминым-Сибиряком, - одна из самых красивых рек России. Нужно видеть Чусовую весной, чтобы понять те поэтические грёзы, предания и песни, которые рождаются около таких рек. Суровую красоту этой реке придают скалы высотой до 100м, порой так стесняющие её русло, что река превращается в стремительный, бешеный поток, с рёвом и свистом вырывающийся из каменных объятий. Скалы тянутся сплошным утёсистым гребнем. Некоторые из них совершенно отвесно поднимаются вверх, точно колоссальные стены какого-то гигантского средневекового города, иногда такая стена тянется по берегу на несколько километров.
Берега Чусовой с многочисленными обрывами и пещерами – своеобразная летопись Урала. В пещерах сохранились следы жертвоприношений древних охотников. По приданию в пещере Камня Ермака зимовала дружина легендарного покровителя Кучумова царства.
По реке Чусовой проходят маршруты туристов-водников на байдарках, катамаранах, лодках. Её воды используют для водоснабжения, судоходна от горы Чусовой.
Уникальный геологический памятник — одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России, седьмая в мире гипсовая пещера по протяжённости. Гипсовая пещера протянулась около 5,7 км, из них 1,5 км оборудовано для посещений туристами. Кунгурская пещера содержит около 50 гротов, 70 озёр. Высота гротов достигает 20 м. Пещера – это сказочный мир прозрачных сталактитов и сталагмитов, своеобразных потоков льда, крупных ледяных кристаллов, которые искрятся на свету.
В пещере особый климат: вечная зима – в гротах Бриллиантовом и Полярном, вечное лето – в гротах Крестовом, Коралловом и Скульптурном. В большинстве гротов температура около нуля, экосистема достаточно стерильная. Средняя температура воздуха в центре пещеры +5 °C, относительная влажность в центре пещеры — 100 %.
В Бриллиантовом гроте стены и потолок покрыты белоснежными гроздьями ледяных кристаллов. Отражая свет, они похожи на граненые алмазы.
Полярный грот весь покрыт льдом и инеем. Обращает на себя внимание живописный ледопад, двумя гигантскими ступенями спускающийся с каменной осыпи.
Особую красоту придают пещере озёра, воды которых соединяются с водами реки Сылвы. Всего пещера насчитывает 70 озёр, крупнейшее озеро (Большое подземное озеро) площадь 1460 м², глубину — до 5 м.
В гроте Дружбы народов есть большое подземное озеро, очень прозрачное. Хотя оно находится в полной темноте, в нем есть жизнь, там обитают слепые рачки, приспособившиеся к экстремальным условиям жизни. В 1937 году в этом гроте состоялось заседание 17-го Международного геологического конгресса.
Первые письменные упоминания о пещере относятся к началу XVIII века.
Первый план Ледяной пещеры был составлен в 1703 году, картографом Семёном Ремезовым. Позднее Ледяную пещеру посетил В. Н. Татищев, который впервые в России правильно объяснил происхождение подземных пустот. Уже в середине XIX века жители села Банного (ныне Филипповка) водили по пещере первых любопытствующих.
Экскурсии по пещере проводятся с 1914 года. Из-за большого количества туристов, в 1969 году было открыто Кунгурское бюро путешествий и экскурсий. Есть два прохода для туристов. Так называемый Большое кольцо и Маленькое кольцо.
Вопрос - Как вы думаете, почему на Урале высокая концентрация промышленных предприятий? (в связи с тем, что данная территория богата полезными ископаемыми + сюда были эвакуированы во время ВОВ предприятия из европейской части России).
Вопрос - Как же происходит изменение природы Урала хозяйственной деятельностью человека? (Анализ рис.71 с.196)
8. Практическая работа (работа с учебником П.34 стр.187)
35 – 36 слайд. Работая с учебником, определить степень изменения природы Урала и его главные экологические проблемы. ( заполнение таблицы)
Экологические проблемы |
Следствия проблем |
Район распространения |
Пути решения |
Некомплексное использование минерального сырья |
Потеря ценных компонентов, загрязнение воздуха и водоёмов, накопление в почве тяжёлых металлов, уничтожение естественной флоры и фауны |
Крупные промышленные города |
Совершенствование технологий эксплуатации природных богатств, строительство очистных сооружений на заводах и фабриках, создание заповедников и заказников |
Вырубка лесов |
Уничтожение ценных пород, замене хвойных пород малоценными лиственными |
Средний и Южный Урал |
а) применение новых безотходных технологий;
б) строительство очистных сооружений;
в) лесовосстановление;
г) создание заповедников и заказников.
Ребята, теперь мы с вами знаем об основных экологических проблемах Урала и их последствии, а также о районах распространения и путях решения сложившихся проблем.
Я предлагаю вам составить телеграмму Министру природных ресурсов и экологии России Юрию Трутневу, председателю Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктору Орлову, в защиту УРАЛА .
- Были ли достигнуты поставленные в начале урока цели?
- чему научились на уроке7
38 слайд Вопрос. Найдите соответствие между названием природного объекта и его особенностями.
б) крупнейшая ледяная пещера;
в) скалы - останцы;
г) уникальное скопление самоцветов;
д) отвесные скалы высотой до 100 м.
Ответы: 1- б, 2- г, 3 – в, 4- а, 5- д.
Оценивание.
Вопросы |
Ильменский заповедник |
Кунгурская ледяная пещера |
Река Чусовая |
Где расположен? |
|
|
|
Чем интересен? |
|
|
|
Как используются? |
|
|
|
Вопросы |
Ильменский заповедник |
Кунгурская ледяная пещера |
Река Чусовая |
Где расположен? |
|
|
|
Чем интересен? |
|
|
|
Как используются? |
|
|
|
Вопросы |
Ильменский заповедник |
Кунгурская ледяная пещера |
Река Чусовая |
Где расположен? |
|
|
|
Чем интересен? |
|
|
|
Как используются? |
|
|
|
тема урока УНИКУМЫ УРАЛА, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Цель урока: Активизация познавательной деятельности учащихся через творческую и исследовательскую работу, привлечение детей к самостоятельному решению экологических проблем Урала.
Задачи урока:
Углубить и расширить знания учащихся об уникальных природных комплексах Урала
Воспитывать умение творческой и исследовательской деятельности.
Развивать чувство ответственности за экологические проблемы своей страны.
Оборудование урока: Карты :физическая России ,Урал –физическая, презентация по Уралу ( ИКТ),коллекция минералов и горных пород, выставка - материалы Пресс-центра.
Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся( интегрированный с элементами инсценировки, экскурсии, проектной деятельностью ИКТ, исследовательской и поисковой работой).
ПЛАН УРОКА
1Сообщение темы и цели урока.
2 Ход урока:
1 ЭТАП
Вступительное слово учителя: У меня в руках известная всем книга Павла Петровича Бажова "Малахитовая шкатулка"
Давайте заглянем в его шкатулку :
Инсценировка по Бажову »Хозяйка медной горы»
Представление выставки" Дары Урала" , украшения из камней, демонстрация камней.
Вывод: (делают сами учащиеся) Богат Урал разнообразными минералами, самоцветами и драгоценными камнями. Кроме этого есть уникальные природные объекты, поражающие своей красотой и своеобразием природы, с которыми мы познакомимся из экскурсии по Уралу.
Задания на Урок: послушать выступления , составить тезисы в тетрадь по плану:
1Название Уникума
2 Где расположен?
3 Чем интересен?
4 Как используется?
Подготовить вопросы для выступающих.
Проекты учащихся (презентация «Уникумы Урала»)
1 Ильменский заповедник
2 Кунгурская ледяная пещера.
3 Река Чусовая.
Практическая работа на к. к.: Отметить памятники природы на к.к.
2 ЭТАП
Ну всем богат Урал и живописна природа Урала.
В Антропогенные.
Давайте попробуем разобраться в причинах ухудшения экологической обстановки на Урале, подумаем о мерах рационального природопользования.
Практическое задание: Анализ картосхемы в учебнике, дать оценку изменения природы Урала хозяйственной деятельностью человека по плану:
1 Какой район Урала наиболее освоен человеком?
2 Виды использования природных ресурсов для каждого района .
3 Степень изменения природы каждого района .
4 Какая часть Урала подвергается максимальной антропогенной нагрузке?
5 На к. к нанести самые грязные города Урала.
(самостоятельная деятельность учащихся, запись в тетради),
После анализа картосхемы
Учащиеся выделяют экологические проблемы:
1 Антропогенные ландшафты.
2 Загрязнение воздуха, вод промышленными предприятиями.
3 Эрозия и разрушение почв.
4 Вырубка лесов, уничтожение флоры и фауны.
А сейчас нам осталось выделить срочные меры по улучшению экологической обстановки на Урале (самостоятельная работа, запись в тетрадь)
Учащиеся предлагают
1 Применение безотходных технологий
2 Очистные сооружения
3 Лесопосадки
4 Создание заповедников и национальных парков
Этот урок пройдёт интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те кто равнодушен к географии, с нашего урока ушёл с глубоким убеждением: география – интересный и очень
01 10 2014
1 стр.
Познакомить учащихся с наиболее интересными объектами Урала, с экологическими проблемами, причинами их возникновения и путями их решения. Учить самостоятельно работать с источникам
11 10 2014
1 стр.
30 09 2014
1 стр.
Цель урока: расширить знания учащихся о понятиях – урбанизация, агломерация, мегаполис; выявить проблемы, связанные с урбанизацией, раскрыть их суть; наметить реальные пути решения
14 12 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
13 12 2014
1 стр.
Этот урок? Что нового вы унесёте с собой? / Учитель объявляет оценки
10 09 2014
1 стр.
Учитель организует группы по 5-6 человек. Учащиеся рассаживаются за столы группами. Готовят письменные принадлежности
14 10 2014
1 стр.