Перейти на главную страницу
Т.П. Ерофеева
юрист, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Государственной академии промышленного менеджмента, г. Ярославль
Одним из существенных изменений законодательства о размещении заказов стало введение Федеральным законом от21.О4.2О11 № 79-ФЗ новой статьи в Федеральный закон от 21. 07.2005 №94-ФЗ о госзакупках, согласно которой в конкурсной документации, документации об аукционе, в извещении о проведении запроса котировок теперь требуется указание обоснования начальной цены контракта.
О том, как государственному (муниципальному) учреждению обосновать начальную цену контракта, мы расскажем в данной статье.
Жизненная необходимость
Законом № 79-ФЗ установлены очередные добавочные требования к содержанию документации по торгам, извещений о проведении запросов котировок, проектам контрактов. Таким образом, в частности, в Законе № 94-ФЗ появилась новая статья 19.1 «Начальная (максимальная) цена контракта (лота)». Названная статья установила открытый перечень источников информации по расчету начальной цены контракта государственными (муниципальными) и иными заказчиками (далее - заказчики), а также обязательность ссылки в документации (по конкурсу, аукциону, в том числе в электронной форме) и извещении (по запросу котировок) на порядок расчета цены и использованные источники информации.
Однако следует отметить, что вопросы формирования и обоснования начальной цены контракта при проведении конкурентных процедур размещения государственного и муниципального заказа возникли отнюдь не в 2011 году.
Вопрос к организаторам торгов об обоснованности цены проекта контракта, как правило, поднимают все: от руководителя учреждения до должностных лиц прокуратуры. Кроме того, при формировании начальной цены контракта по-прежнему требуется соблюдение принципа результативности и эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренною статьей 34 Бюджетного кодекса РФ.
Очевидно, что эффективность использования бюджетных средств во многом зависит от грамотного обоснования начальной (максимальной) цены контракта. О негативных последствиях неправильного определения ценовых характеристик закупаемой продукции говорилось неоднократно на разных уровнях исполнительной власти. При этом, как правило, отмечаются две основные проблемы.
Первая - потенциальная угроза срыва размещения заказа. Например, если начальная цена занижена, то есть не соответствует рыночному уровню цен или возможностям вероятных исполнителей контрактных обязательств, то заказчик не получит ни одной заявки на участие в такой процедуре.
Вторая - неэффективность проведенного закупочного процесса. То есть в случае, когда начальная цена завышена и представлена только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, контракт будет заключен по начальной цене. Ведь вероятность того, что единственный участник размещения заказа пожелает воспользоваться правом на снижение цены заключаемого соглашения, слишком мала. Следовательно, государство или муниципальное образование будет нести необоснованные расходы. В этой связи проблема формирования начальной (максимальной) цены контракта приобретает особую остроту.
Многие региональные, муниципальные властные структуры, а также ведомства федерального уровня упорядочивали методику образования начальной цены контракта задолго до того, как федеральный законодатель решил ввести указанные положения в качестве общеобязательных в Закон № 94-ФЗ. Так, органы исполнительной власти Костромской, Омской, Орловской. Тамбовской, Ярославской областей. Республики Татарстан и многих других регионов пришли к пониманию необходимости упорядочивания действий заказчиков при определении цен на закупаемую продукцию еще несколько лет назад. К примеру, начиная с 2008 года стали появляться весьма емкие и подробные методики определения начальных цен закупаемой продукции, разработанные органами исполнительной власти субъектов РФ.
Расчет ориентировочной цены продукции, работ, услуг должен осуществляться заказчиками в процессе определения потребности в товарах, работах, услугах на этапе формирования бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности. Далее при необходимости ориентировочная цена может уточняться при составлении плана-графика размещения заказов на предстоящий календарный год.
А уже более точный расчет цены контракта будет производиться при подготовке технических требований, спецификаций и технических заданий на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, и при подготовке соответствующей документации о размещении заказа.
Способы формирования начальной цены контракта
На практике уже образовались несколько способов формирования (обоснования) начальной цены контракта. Каждый применяемый способ позволяет заказчикам правильно определить стоимостные характеристики требуемой продукции и надлежащим образом описать их в документации или извещении - в зависимости от процедуры. В дальнейшем полученная информация должна привести к подтверждению добросовестности действий и решений заказчика, а также к активной конкуренции среди участников размещения заказа, подающих свои предложения по этому существенному условию контракта.
Представляется целесообразным заказчику для определения начальной цены контракта по отдельным видам товаров работ и услуг установить конкретный перечень способов определения начальной цены. Например, государственное (муниципальное) учреждение - заказчик может установить, что при размещении заказов на поставку товаров определение цены контракта производится на основе:
• рыночной стоимости поставляемых данных товаров;
• стоимость товаров - аналогов с последующей корректировкой характеристик и комплектности товара;
• параметрических методов.
Если речь идет о закупке услуг, то цену можно определять на основе:
• рыночной стоимости оказываемых услуг;
• калькуляции затрат оказываемых услуг;
• стоимости контрактов-аналогов с последующей корректировкой характеристик услуг, учета инфляции.
Различая заказ на выполнение работ, определение цены контракта должно строиться на основе сметной стоимости выполняемых работ с использованием удельных показателей.
При определении начальной цены контракта должны также учитываться условия контракта, установленные заказчиком, если для их исполнения требуются дополнительные затраты со стороны поставщика. К числу указанных условий могут относиться, например:
• сроки (периоды) исполнения контракта;
• место выполнения работ, оказания услуг, поставки товара;
• срок и условия оплаты;
• размер обеспечения исполнения контракта;
• объемы приобретаемой продукции.
Таким образом, комбинируя разные способы определения начальной цены, заказчик может получить наиболее объективную информацию о сложившейся на рынке цене интересующих его товаров, работ и услуг.
Источники информации для определения начальной (максимальной) цены контракта, как уже было отмечено, законодательно не ограничены, и.в частности, ими могут быть:
• цены ранее заключенных сделок (договоров, контрактов);
• прейскурантные или каталожные цены производителей (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), публикуемые в печатном виде или в сети Интернет;
• оферентные цены, то есть цены не выигравших участников торгов или запросов котировок, содержащиеся в протоколах проведения торгов или запросов котировок;
• справочные цены на товары, работы, услуги, публикуемые в российских и зарубежных информационно-справочных изданиях (бюллетенях), в специализированных журналах, статистических и аналитических обзорах, других печатных и интернет-изданиях;
• базисные цены (данные, содержащиеся в отраслевых нормативных справочниках);
• утвержденные тарифы, цены или предельные цены, то есть цепы на продукцию, для которой производится государственное регулирование цен и
• статистические внешнеторговые цены. I
Воспользоваться данным сервисом можно следующим образом. В личном кабине 1С площадки заказчик заводит заявку на проведение процедуры, а участники торговой площадки представляют свои предложения с ценой. Результатом сбора коммерческих предложений в электронной форме является отчет с датой и наименованием участников. Этот же сервис заказчик может использовать для проведения процедур до 100 тысяч рублей.
Указанные источники информации будут вполне приемлемы для заказчиков при определении цены рыночным методом.
Рыночный метод - делаем расчеты
По итогам исследования ценовых характеристик продукции на конкурентном рынке рекомендуется устанавливать не максимальную или минимальную из выявленных цен, а именно среднерыночную.
Самый простой вариант расчета среднерыночной цены выглядит так:
х = х1+х2+х3+хn / n
где х- средняя арифметическая величина;
х1, х2, х3, xn- цены на товары различных производителей (поставщиков);
n- количество производителей (поставщиков), цены которых использовались при расчете.
Можно усложнить расчет начальной (максимальной) цены контракта с применением рыночного метода, дополнив его сразу же уникальными характеристиками предполагаемого к заключению контракта, и, например, производить его следующим образом:
НЦК=Цср *Инд/ 100 * V + Цтр *Инд/ 100 * Цск + НДС,
где
цср- среднерыночная цена на функционирующем рынке единицы товара без учета налога на добавленную стоимость, стоимости транспортировки, торговой скидки на оптовую поставку.
Цск - сумма скидки на оптовую поставку товаров без НДС,
Цтр- стоимость транспортировки товара без НДС.
Инд-индекс-дефлятор, рекомендуемый на очередной финансовый год и плановый период (с разбивкой по кварталам) Министерством экономического развития Российской Федерации на поставку товаров,
V- объем поставки товара,
НДС - сумма налога на добавленную стоимость.
Отдельные случаи определения начальной цены контракта
В ряде случаев, например при закупке редкого оборудования, невозможно использование рассмотренных выше способов. В таких случаях следует использовать иные способы определения начальной цены контракта.
Данный способ эффективен в случае, когда предполагается поставка продукции, не представленной на рынке, и по которой невозможно найти конъюнктурные данные о ее рыночных ценах, но присутствует аналогичная продукция, имеющая небольшие отличия в функциональных и качественных характеристиках.
При этом проводятся исследование и анализ рынка на наличие предложений (цен) на аналогичную или схожую продукцию, которые затем путем применения поправок на различие в характеристиках и дополнительных свойствах приводятся к требованиям по закупаемой продукции. Для получения более точных результатов рекомендуется по возможности использовать сведения о нескольких товарах - аналогах, полученных от разных производителей (поставщиков).
Анализ рынка и расчет начальной цены контракта методом определения цен по аналогам проводятся в порядке, предусмотренном при применении рыночного метода.
Основу параметрических способов обоснования цен составляют количественные зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.
Параметрический способ используется при расчете начальной цены контракта на поставку изготавливаемых по заказам товаров при недоступности информации о действующих и справочных ценах на товары с требующимися характеристиками, но при наличии сведений о ценах на однотипные товары.
Определение начальной цены контракта на поставку простых товаров или несложного оборудования, уровень цен на которые зависит от одного основного параметра, существенного для заказчика (мощность, скорость и т. д.), производится путем расчета удельной цены основного параметра.
Указанный метод может быть использован в случаях, когда изменение основного параметра товара не влечет за собой принципиальных конструктивных изменений товара с соответствующим существенным снижением либо увеличением его стоимости.
Расчет показателя удельной цены параметра производится по следующей формуле:
где
φ- цена существующего товара,
П- величина основного параметра.
На основе расчетного показателя и удельной цены параметра определение цены нового товара осуществляется по следующей формуле:
φнов=φуд*пн,
где
Пн - требуемая величина основного параметра нового товара.
Параметрический ряд - это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.
При использовании данного способа проводится отбор нескольких наиболее существенных характеристик (параметров), присущих товарам-аналогам и необходимому товару. Из имеющегося перечня товаров-аналогов выбирается базовая модель (характерная для рассматриваемой группы, максимально отвечающая требованиям необходимого товара).
Затем каждому отобранному параметру экспертным путем присуждается определенное количество баллов с учетом их значения при выполнении товаром определенных функций, а также веса в формировании цены товара. Присвоенное каждому параметру количество баллов суммируется но всем параметрам базовой модели. Рассчитывается сумма одного балла путем деления доли базовой модели на сумму количества баллов его параметров. Количество баллов, присуждаемых новому товару по сравнению с базовой моделью, определяется экспертным путем. В дальнейшем цена нового товара определяется умножением количества присужденных ему баллов на стоимость одного балла.
Пример 2
Необходимо определить начальную (максимальную) цену контракта на электронный микроскоп с новыми, улучшенными параметрами. Стоимость базового микроскопа составляет 1 млн. рублей. Экспертами совместно с заказчиками определена шкала балльной оценки основных параметров базового и нового (закупаемого) микроскопа:
Параметры |
Базовая модель |
Новая модель |
№ 1(увеличение) |
10 |
20 |
№ 2(вес) |
15 |
20 |
№ 3(дизайн) |
10 |
10 |
Итого баллов |
35 |
50 |
1 млн руб. /35 к 50= 1,429 млн руб.
Способ на основе расчета израсходованных ресурсов (или калькуляции затрат) очень часто применяется при определении цены объекта строительства, ремонта пли реконструкции зданий.
Но данный способ может быть использован и при закупке товара или услуги, особенно при размещении заказа на оказание услуг, предоставление которых связано с высокими дополнительными расходами - услуг по техническому обслуживанию, санаторно-курортных услуг, услуг общественного питания, услуг ателье, услуг в сфере энергосервиса и т. д.
По сути, такой способ определения цены - затратный метод ценообразования, который предполагает расчет сметы затрат на основании утвержденных расценок или других источников цен на работы, материалы, использование машин и механизмов. Составление смет представляет собой достаточно трудоемкий процесс, требующий соответствующей квалификации персонала.
Задачи: обучающие – формирование лексических навыков говорения, формирование способности вступать в общение на марийском языке
17 12 2014
1 стр.
Экологическое воспитание на примере изучения жизни морских обитателей, формирование экологической культуры
28 09 2014
2 стр.
Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний, формирование информационной компетентности
14 10 2014
1 стр.
Задачи: обучающие – формирование лексических навыков говорения, формирование способности вступать вобщение на марийском языке
17 12 2014
1 стр.
Формирование и распределение финансовых ресурсов внутри объединения – главная задача в процессе управления отечественными индустриальными корпорациями
15 12 2014
1 стр.
Задачи: обучающие – формирование лексических навыков говорения, формирование способности вступать в общение на марийском языке
17 12 2014
1 стр.
Формирование знаний об особенностях вышивки как вида этнического искусства, формирование умений и навыков выполнения вышивки
17 12 2014
2 стр.
Цель: формирование и расширение представлений детей о русском солдате; формирование сознания необходимости защищать Отечество; воспитание патриотизма, гордости за наших солдат
10 10 2014
1 стр.