Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
В помощь заказчикам

По материалам журнала «Советник бухгалтера» № 7 (103) 2011

ФОРМИРОВАНИЕ

И ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА

Т.П. Ерофеева

юрист, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Государственной академии промышленного менеджмента, г. Ярославль

Одним из существенных изменений законодательства о размещении заказов стало введение Федеральным законом от21.О4.2О11 № 79-ФЗ новой статьи в Федеральный закон от 21. 07.2005 №94-ФЗ о госзакупках, согласно которой в конкурсной документации, документации об аукционе, в извещении о проведе­нии запроса котировок теперь требуется указание обоснования начальной цены контракта.

О том, как государственному (муниципальному) учреждению обосновать на­чальную цену контракта, мы расскажем в данной статье.

Жизненная необходимость

Законом № 79-ФЗ установлены очередные добавочные требования к содержанию документации по торгам, извещений о проведении запросов котировок, проектам контрактов. Таким образом, в частности, в Законе № 94-ФЗ появилась новая статья 19.1 «Начальная (максимальная) цена контракта (лота)». Названная статья установила открытый перечень ис­точников информации по расчету начальной цены контракта государствен­ными (муниципальными) и иными заказчиками (далее - заказчики), а также обязательность ссылки в документации (по конкурсу, аукциону, в том числе в электронной форме) и извещении (по запросу котировок) на порядок рас­чета цены и использованные источники информации.

Однако следует отметить, что вопросы формирования и обоснования начальной цены контракта при проведении конкурентных процедур разме­щения государственного и муниципального заказа возникли отнюдь не в 2011 году.

Вопрос к организаторам торгов об обоснованности цены проекта конт­ракта, как правило, поднимают все: от руководителя учреждения до должностных лиц прокуратуры. Кроме того, при формировании начальной цены контракта по-прежнему требуется соблюдение принципа результативности и эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренною статьей 34 Бюджетного кодекса РФ.

Очевидно, что эффективность использования бюджетных средств во многом зависит от грамотного обоснования начальной (максимальной) цены контракта. О негативных последствиях неправильного определения цено­вых характеристик закупаемой продукции говорилось неоднократно на раз­ных уровнях исполнительной власти. При этом, как правило, отмечаются две основные проблемы.

Первая - потенциальная угроза срыва размещения заказа. Например, если начальная цена занижена, то есть не соответствует рыночному уровню цен или возможностям вероятных исполнителей контрактных обязательств, то заказчик не получит ни одной заявки на участие в такой процедуре.

Вторая - неэффективность проведенного закупочного процесса. То есть в случае, когда начальная цена завышена и представлена только одна за­явка на участие в открытом аукционе в электронной форме, контракт будет заключен по начальной цене. Ведь вероятность того, что единственный участник размещения заказа пожелает воспользоваться правом на снижение цены заключаемого соглашения, слишком мала. Следовательно, государство или муниципальное образование будет нести необоснованные расходы. В этой связи проблема формирования начальной (максимальной) цены конт­ракта приобретает особую остроту.

Многие региональные, муниципальные властные структуры, а также ведомства федерального уровня упорядочивали методику образования на­чальной цены контракта задолго до того, как федеральный законодатель решил ввести указанные положения в качестве общеобязательных в Закон № 94-ФЗ. Так, органы исполнительной власти Костромской, Омской, Ор­ловской. Тамбовской, Ярославской областей. Республики Татарстан и многих других регионов пришли к пониманию необходимости упорядочивания действий заказчиков при определении цен на закупаемую продукцию еще несколько лет назад. К примеру, начиная с 2008 года стали появляться весьма емкие и подробные методики определения начальных цен закупаемой про­дукции, разработанные органами исполнительной власти субъектов РФ.


Обратите внимание! С 27 апреля 2011 года отсутствие публичности в применении методик формирования начальных цен теперь является со­ставом административного правонарушения. Об этом факте было сообщено государственным (муниципальным) заказчикам территориальными подраз­делениями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) уже на следую­щий день после публикации Закона № 79-ФЗ: территориальные органы ФАС уже утром 28 апреля на официальном сайте www..zakupki.gov.ru оперативно организовали внеплановые проверки документации и извещений, разме­щенных должностными лицами заказчиков и уполномоченных органов.

Когда начать расчет цены?

Расчет ориентировочной цены продукции, работ, услуг должен осу­ществляться заказчиками в процессе определения потребности в товарах, работах, услугах на этапе формирования бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности. Далее при необходимости ори­ентировочная цена может уточняться при составлении плана-графика раз­мещения заказов на предстоящий календарный год.

А уже более точный расчет цены контракта будет производиться при подготовке технических требований, спецификаций и технических заданий на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся пред­метом контракта, и при подготовке соответствующей документации о раз­мещении заказа.

Способы формирования начальной цены контракта

На практике уже образовались несколько способов формирования (обоснования) начальной цены контракта. Каждый применяемый способ позво­ляет заказчикам правильно определить стоимостные характеристики требуемой продукции и надлежащим образом описать их в документации или изве­щении - в зависимости от процедуры. В дальнейшем полученная информа­ция должна привести к подтверждению добросовестности действий и решений заказчика, а также к активной конкуренции среди участников размещения заказа, подающих свои предложения по этому существенному условию контракта.

Представляется целесообразным заказчику для определения начальной цены контракта по отдельным видам товаров работ и услуг установить конкретный пе­речень способов определения начальной цены. Например, государственное (муниципальное) учреждение - заказчик может установить, что при размещении заказов на поставку товаров определение цены контракта производится на основе:

• рыночной стоимости поставляемых данных товаров;

• стоимость товаров - аналогов с последующей корректировкой характеристик и комплектности товара;

• параметрических методов.

Если речь идет о закупке услуг, то цену можно определять на основе:

• рыночной стоимости оказываемых услуг;

• калькуляции затрат оказываемых услуг;

• стоимости контрактов-аналогов с последующей корректировкой характеристик услуг, учета инфляции.

Различая заказ на выполнение работ, определение цены контракта должно строиться на основе сметной стоимости выполняемых работ с использо­ванием удельных показателей.

При определении начальной цены контракта должны также учитываться условия контракта, установленные заказчиком, если для их исполнения требуются дополнительные затраты со стороны поставщика. К числу указанных условий могут относиться, например:

• сроки (периоды) исполнения контракта;

• место выполнения работ, оказания услуг, поставки товара;

• срок и условия оплаты;

• размер обеспечения исполнения контракта;

• объемы приобретаемой продукции.

Таким образом, комбинируя разные способы определения начальной цены, заказчик может получить наиболее объективную информацию о сложившейся на рынке цене интересующих его товаров, работ и услуг.



Где черпать?

Источники информации для определения начальной (максимальной) цены контракта, как уже было отмечено, законодательно не ограничены, и.в частности, ими могут быть:

• цены ранее заключенных сделок (договоров, контрактов);

• прейскурантные или каталожные цены производителей (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), публикуемые в печатном виде или в сети Интер­нет;

• оферентные цены, то есть цены не выигравших участников торгов или за­просов котировок, содержащиеся в протоколах проведения торгов или за­просов котировок;

• справочные цены на товары, работы, услуги, публикуемые в российских и зарубежных информационно-справочных изданиях (бюллетенях), в спе­циализированных журналах, статистических и аналитических обзорах, дру­гих печатных и интернет-изданиях;

• базисные цены (данные, содержащиеся в отраслевых нормативных справочниках);

• утвержденные тарифы, цены или предельные цены, то есть цепы на про­дукцию, для которой производится государственное регулирование цен и


тарифов (постановления, приказы, иные нормативные правовые акты ор­ганов государственной власти. органов местного самоуправления, уполно­моченных на осуществление государственного регулирования цен в
соответствующей сфере);

• статистические внешнеторговые цены. I


Новым и весьма технологичным, современным источником информации может являться, например, предложение ЗАО «Сбербанк-АСТ» - новый сервис «Сбор коммерческих предложений в электронной форме» на
торговой площадке
http:trade/sberbank-ast.ru. Такой сервис позволяет более
точно определить начальную (максимальную) цену контракта и доступен с
использованием сертификата электронной цифровой подписи (ЭЦП), вы­данного УУЦ Федерального казначейства, а также со всеми действующими
на электронной площадке ЗАО «Сбербанк АСТ» сертификатами ЭЦП.

Воспользоваться данным сервисом можно следующим образом. В лич­ном кабине 1С площадки заказчик заводит заявку на проведение процедуры, а участники торговой площадки представляют свои предложения с ценой. Результатом сбора коммерческих предложений в электронной форме яв­ляется отчет с датой и наименованием участников. Этот же сервис заказчик может использовать для проведения процедур до 100 тысяч рублей.

Указанные источники информации будут вполне приемлемы для заказчиков при определении цены рыночным методом.

Рыночный метод - делаем расчеты

По итогам исследования ценовых характеристик продукции на конку­рентном рынке рекомендуется устанавливать не максимальную или мини­мальную из выявленных цен, а именно среднерыночную.

Самый простой вариант расчета среднерыночной цены выглядит так:

х = х1+х2+х3+хn / n

где х- средняя арифметическая величина;

х1, х2, х3, xn- цены на товары различных производителей (поставщиков);

n- количество производителей (поставщиков), цены которых использовались при расчете.

Можно усложнить расчет начальной (максимальной) цены контракта с применением рыночного метода, дополнив его сразу же уникальными ха­рактеристиками предполагаемого к заключению контракта, и, например, производить его следующим образом:

НЦК=Цср *Инд/ 100 * V + Цтр *Инд/ 100 * Цск + НДС,

где


Нцк- начальная цена контракта,

цср- среднерыночная цена на функционирующем рынке единицы товара без учета налога на добавленную стоимость, стоимости транспортировки, торговой скидки на оптовую поставку.

Цск - сумма скидки на оптовую поставку товаров без НДС,

Цтр- стоимость транспортировки товара без НДС.

Инд-индекс-дефлятор, рекомендуемый на очередной финансовый год и плановый период (с разбивкой по кварталам) Министерством экономического развития Российской Федерации на поставку товаров,

V- объем поставки товара,

НДС - сумма налога на добавленную стоимость.
Отдельные случаи определения начальной цены контракта

В ряде случаев, например при закупке редкого оборудования, невоз­можно использование рассмотренных выше способов. В таких случаях сле­дует использовать иные способы определения начальной цены контракта.



Цена - по аналогии

Данный способ эффективен в случае, когда предполагается поставка продукции, не представленной на рынке, и по которой невозможно найти конъюнктурные данные о ее рыночных ценах, но присутствует аналогичная продукция, имеющая небольшие отличия в функциональных и качествен­ных характеристиках.

При этом проводятся исследование и анализ рынка на наличие пред­ложений (цен) на аналогичную или схожую продукцию, которые затем путем применения поправок на различие в характеристиках и дополнитель­ных свойствах приводятся к требованиям по закупаемой продукции. Для по­лучения более точных результатов рекомендуется по возможности использовать сведения о нескольких товарах - аналогах, полученных от раз­ных производителей (поставщиков).

Анализ рынка и расчет начальной цены контракта методом определе­ния цен по аналогам проводятся в порядке, предусмотренном при примене­нии рыночного метода.



Цена - по параметрам

Основу параметрических способов обоснования цен составляют количественные зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.

Параметрический способ используется при расчете начальной цены контракта на поставку изготавливаемых по заказам товаров при недоступ­ности информации о действующих и справочных ценах на товары с тре­бующимися характеристиками, но при наличии сведений о ценах на однотипные товары.

Определение начальной цены контракта на поставку простых товаров или несложного оборудования, уровень цен на которые зависит от одного основного параметра, существенного для заказчика (мощность, скорость и т. д.), производится путем расчета удельной цены основного параметра.

Указанный метод может быть использован в случаях, когда изменение основного параметра товара не влечет за собой принципиальных конструк­тивных изменений товара с соответствующим существенным снижением либо увеличением его стоимости.

Расчет показателя удельной цены параметра производится по следую­щей формуле:


φуд = φ / п,

где


φуд -удельная цена параметра,

φ- цена существующего товара,

П- величина основного параметра.

На основе расчетного показателя и удельной цены параметра опреде­ление цены нового товара осуществляется по следующей формуле:

φнов=φуд*пн,

где


φнов - цена нового товара,

Пн - требуемая величина основного параметра нового товара.


Основу параметрических способов обоснования цен составляют коли­чественные зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.

Параметрический ряд - это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.


Пример 1

Необходимо определить начальную (максимальную) цену контракта на закупку 10 электродвигателей мощностью 75 кВт. Известны единичные цены реализуемых на рынке электродвигателей иной мощности: 50 кВт -10000 рублей, 60 кВт - 13 200 рублей, 90 кВт - 22 500 рублей. Начальная (максимальная) цена контракта на закупку 10 электродвигате­лей мощностью 75 кВт рассчитывается следующим образом:
*10 = 75*

Таким образом, устанавливаем, что начальная (максимальная) цена контракта на закупку 10 электродвигателей мощностью 75 кВт составляет 167475 рублей.

Считаем баллы
В случаях, когда требуется рассчитать начальную цену контракта то­вара, изготовляемого под заказ, на основе данных о ценах на однотипные товары, различающиеся между собой величинами двух и более параметров, используется балльный метод расчета.

При использовании данного способа проводится отбор нескольких наи­более существенных характеристик (параметров), присущих товарам-ана­логам и необходимому товару. Из имеющегося перечня товаров-аналогов выбирается базовая модель (характерная для рассматриваемой группы, мак­симально отвечающая требованиям необходимого товара).

Затем каждому отобранному параметру экспертным путем присужда­ется определенное количество баллов с учетом их значения при выполне­нии товаром определенных функций, а также веса в формировании цены товара. Присвоенное каждому параметру количество баллов суммируется но всем параметрам базовой модели. Рассчитывается сумма одного балла путем деления доли базовой модели на сумму количества баллов его пара­метров. Количество баллов, присуждаемых новому товару по сравнению с базовой моделью, определяется экспертным путем. В дальнейшем цена но­вого товара определяется умножением количества присужденных ему бал­лов на стоимость одного балла.

Пример 2

Необходимо определить начальную (максимальную) цену контракта на электронный микроскоп с новыми, улучшенными параметрами. Стои­мость базового микроскопа составляет 1 млн. рублей. Экспертами со­вместно с заказчиками определена шкала балльной оценки основных параметров базового и нового (закупаемого) микроскопа:


Параметры

Базовая модель

Новая модель

№ 1(увеличение)

10

20

№ 2(вес)

15

20

№ 3(дизайн)

10

10

Итого баллов

35

50

В этом случае начальная (максимальная) цена контракта на новый микроскоп составит:

1 млн руб. /35 к 50= 1,429 млн руб.


Цена - по калькуляция

Способ на основе расчета израсходованных ресурсов (или калькуля­ции затрат) очень часто применяется при определении цены объекта строи­тельства, ремонта пли реконструкции зданий.

Но данный способ может быть использован и при закупке товара или услуги, особенно при размещении заказа на оказание услуг, предоставление которых связано с высокими дополнительными расходами - услуг по тех­ническому обслуживанию, санаторно-курортных услуг, услуг обществен­ного питания, услуг ателье, услуг в сфере энергосервиса и т. д.

По сути, такой способ определения цены - затратный метод ценообра­зования, который предполагает расчет сметы затрат на основании утвержденных расценок или других источников цен на работы, материалы, использование машин и механизмов. Составление смет представляет собой достаточно трудоемкий процесс, требующий соответствующей квалифика­ции персонала.



Также приобретение научно-исследовательских, опытно-конструктор­ских, технологических работ представляет собой весьма сложный процесс, особенно по сравнению с закупкой стандартных товаров. работ, услуг. И это связано со сложностью не только правильного составления технического задания, но и определения начальной цены контракта. Хотя, если говорить о методиках, применяются все те же способы аналогии продукции (работ, услуг) и сметно-нормативный метод.

Урок марийского языка на тему

Задачи: обучающие – формирование лексических навыков говорения, формирование способности вступать в общение на марийском языке

36kb.

17 12 2014
1 стр.


Формирование образовательных компетенций (информационных, проектировочных, креативных, рефлексивных) обучающимися 2

Экологическое воспитание на примере изучения жизни морских обитателей, формирование экологической культуры

497.97kb.

28 09 2014
2 стр.


«Кровь и кровообращение»

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний, формирование информационной компетентности

272.99kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок по марийскому языку на тему «Шошо» (Весна), 2 класс

Задачи: обучающие – формирование лексических навыков говорения, формирование способности вступать вобщение на марийском языке

29.63kb.

17 12 2014
1 стр.


Формирование и развитие финансовой стратегии крупной индустриальной корпорации

Формирование и распределение финансовых ресурсов внутри объединения – главная задача в процессе управления отечественными индустриальными корпорациями

89.61kb.

15 12 2014
1 стр.


Урок марийского языка на тему «Шошо сылне идалык жап»

Задачи: обучающие – формирование лексических навыков говорения, формирование способности вступать в общение на марийском языке

34.85kb.

17 12 2014
1 стр.


«Вышивка «Бранное шитье»

Формирование знаний об особенностях вышивки как вида этнического искусства, формирование умений и навыков выполнения вышивки

317.34kb.

17 12 2014
2 стр.


Спортивный праздник «День защитника Отечества»

Цель: формирование и расширение представлений детей о русском солдате; формирование сознания необходимости защищать Отечество; воспитание патриотизма, гордости за наших солдат

58.27kb.

10 10 2014
1 стр.