Перейти на главную страницу
Эпиграфом к реферату пусть будут слова Heleny Karczowej, известной специалистки по научно-технической обработке аудиовизуальной документации и автора многочисленных артикулов и публикаций в этой области. „Формы передачи человеческих мыслей и фиксирования явлений окружающего нас мира пересекли границу начертанную письмом и печатью”1. Уже эта цитата достаточно обосновывает необходимость обучения специалистов по научно-технической обработке аудиовизуальной документации.
Нижеизложенный реферат имеет следующую структуру.
Начну от представления формы и сферы обучения архивистов на нашем университете. Далее представлю вспомогательные дидактические материалы, используемые на занятиях, а также сформулирую предмет научно-технической обработки, то есть отвечу на вопросы, что состовляет фотографическую, аудиальную и аудиовизуальную единицу фонда.
В заключительной части моего выступления займусь научно-технической обработкой этой документации в архивах. Представлю создаваемые архивные справочники и процесс инвентаризации, базируясь на традиционной методике и стандартах: польском и международном.
На Университете Николая Коперника предусматривается два уровня обучения архивистов: пятилетняя дневная и заочная формы обучения со степенью магистра на историческом факультете, а также годовой курс архивного дела: первой и второй степени для лиц с высшим образованием.
С проблематикой накопления, обработки и хранения неактовой документации студенты дневной и заочной форм обучения знакомятся на занятиях: „Методика научно-технической обработки специалистической документации”. Это практические занятия для студентов 4 курса, объеденяющие теорию и практику научно-технической обработки фотографий, фильмов, звукозаписей, картографической и технической документации. Этот предмет был введён в цикл обучения в 70-е годы и обязывает до нынешнего времени в количестве 30 занятий. На каждый тип документации посвящается около шести занятий, в течение которых студент знакомится с документацией с перспективы документознания, изучает литературу предмета и методические указания, а также учится создавать традиционные и электронные архивные справочники. Кроме этого, студенты познают стандарты оформления ISAD(G) и FOPAR с целью пригатовления архивов к компьютеризации. Студенты, которые выбирают просеминары и семинары архивного дела, получают возможность писать дипломную работу касающуюся аудиовизуальной документации. Конечно же, выбор ограничен главным образом фондом архива, в котором студенты проводят поиск архивных материалов, а также величиной аудиовизуальных фондов и состоянием их научно-технической обработки. Наибольший интерес вызывают темы, касающиеся фотографий, так как в архивах их большое количество и они достаточно доступну. В будущем, однако, планируется начать цикл просеминaров и семинаров, связанных с научно-технической обработкой аудиовизуальной документации, которая хранится в архивах.
В программе курсов архивного дела нет отдельных занятий, посвящённых обработке аудиовизуальной документации. Однако заинтересованные слушатели курса могут выбирать дипломные темы, связанне с такой документацией на практических занятиях под руководством преподавателя.
Вспомогательные дидактические материалы, используемые на занятиях это: методические указания ГДГА (Генерального Директора Государственных Архивов), книжные издания и методические артикулы на тематику научно-технической обработки такой документации. С практической стороны обучения незаменимым является сотрудничество с Архивом Унив. Николая Коперника и возможность использования его богатого фонда и интересной коллекции фотографий, собранных в кабинете дидакти Отделения Истории и Архивистики. Эти фотографии образуют Фотохронику.
Прававую базу научно-технической обработки аудиовизуального фонда для государственных архивов создают методические указания ГДГА. Для фотоснимков существует распоряжение № 17 ГДГА от 30 июня 1969 года о комплексной научно-технической обработке фонда фотографий. Его текст доступен в „Zbiorze przepisów archiwalnych wydanych przez naczelnego dyrektora archiwów państwowych w latach 1952-2000”2.
Что касается фильмов, то как таковой прававой основы не существует. На занятиях мы предлагаем студентом объединение методических указаний по обработке фотографий с директивами по обработке звукозаписей и базируясь на этом, учим комплексной научно-технической обработке фильмов.
Литературу, предлагаемую студентам на занятиях по научно-технической обработке аудиовизуальной документации можна поделить на 3 группы. Первая группа – литература связанная с тематикой документознания. Сюда можна зачислить следующие позиции: Helena Karczowa, „Rozwój form kancelaryjnych i współczesne rodzaje dokumentów archiwalnych. Dokumentacja wizualna i audialna (fotografie, filmy, nagrania)”4, и Stanisław Nawrocki, „Rozwój form kancelaryjnych na ziemiach polskich od średniowiecza do końca XX wieku”5. Ко второй группе принадлежат публикации по методике обработки аудиовизуальной документации: Halina Robótka, „Opracowanie dokumentacji geodezyjno-kartograficznej, technicznej, audiowizualnej (fotografii, filmów, mikrofilmów, nagrań)”6, частично Halina Robótka, Bohdan Ryszewski i Andrzej Tomczak, „Archiwistyka”7, а также „Metodyka pracy archiwalnej” под редакцией Stanisława Nawrockiego i Stanisława Sierpowskiego8. Последняя группа это публикации на тему стандартизации оформления и компьютеризации архивов. В качестве примера можно привести работу Bohdana Ryszewskiego, „Problemy komputeryzacji archiwów”9, а также интернет-сайты и публикуемые там новинки: www.ica.org или www.archiwa.net.
Пособие Heleny Karczowej было издано Университетом Николая Коперника в 1979 году. Оно делиться на 4 основные части. Из которых 3 первые имеют характер документознания и относятся к следующим типам документизации: фотографиям, звукозаписям и фильмам. Часть 4 посвящена проблеме консервации и храниения. В публикации автор обращает внимание на основные терминологические понятия, кратко излогает историю этих материалов, оговаривает технику записи и типы носителей. Кроме того, Helena Karczowa перечисляет и характеризует институции, создающие и скапливающие аудиовизуальную документацию. Aвтор также пробует оценить данную документацию как источник информации.
Stanisław Nawrocki в своей работе сигнализирует появление аудиовизуальной документации у современного делопроизводителя. Автор представляет фотографии, звукозаписи и фильмы как очередную форму документации, отражающую деятельность институций.
Труд Haliny Robótki это расширение тематики, которую только частично оговорила Helena Karczowa. В целом работа посвящена проблематике научно-технической обработки неактовой документации. Кроме фотографий, звукозаписий и фильмов, автор представила архивную обработку картографической и технической документации.
Очередной работой используемой во время занятий со студентами, являетса учебник „Archiwistyka”. Это пособие трёх авторов: Haliny Robótki, Bohdana Ryszewskiego i Andrzeja Tomczaka. Учебник состоит из двух главных частей. Первая – это „Архивная теория и методика”, а вторая „Очерк истории польских архивов и их современная организация”. Проблематике научно-технической обработки посвяшены три последних подроздела первой части. Автор Halina Robótka обращает внимание на процесс архивизации фотографий, фильмов и микрофильмов, звукозаписей, а также на этапы их научно-технической обработки и условий хранения. Кроме того, Halina Robótka представляет основные учётно-информационные указатели, создаваемые для такой документации.
Иным учебным пособием, которое только частично касается аудиовизуальной документации является работа, созданная под редакцией Stanisława Nawrockiego i Stanisława Sierpowskiego. В шестом разделе „Научно-техническая обработка неактовой документации” авторы затрагивают проблематику накопления, хранения и обработки фотографий, звукозаписей и фильмов.
На занятия о стандартизации архивного оформления используется работа Bohdana Ryszewskiego, „Problemy komputeryzacji archiwów”. В ней автор представляет польскуи стандарт оформления архивных материалов - FOPAR, поделив его на уровни и элементы оформления.
К теме о стандартизации оформления используется также текст международного стандарта оформления архивных материалов. ISAD(G), опубликованный на вебстронице Международного Совета Архивов.
Начиная научно-техническую обработку архивного фонда, необходимо определить предмет обработки. Для фонда фотографий единицу фонда составляет тема, состоящая из одного или нескольких снимков, сделанных в однои то же время, на которых запечатлён образ одного и того же события или объекта. Такие фотографии образуют хронологическую или логическую целостность10.
Для звукозаписий единицу фонда составляет звуковая информация, запечатленная на звуковом носителе, не зависимо от величины и типа носителя, относящаяся к конкретному событию, явлению или человеку11.
Как уже было сказано ранее, для фильмов нет методических указаний, а тем самыи нет чёткой формулировки единицы фонда. В практике принято троякое решение этого вопроса, зависящее от специфики фонда архива12.
А именно:
* Единичный однородный фильм, имеющий одно название, не зависимо от
типа и величины носителя
* Тема, определённая тема фильма, посвящённая конкретному событию,
явлению или человеку
* Хроника, ряд отдельных тем, сопоставленных с определённой перспективы,
составляющих вместе с комментарием целостность, называемую хроникой.
Методические указания для аудиовизуальной документации предусматривают создание следующего научно-справочного аппарата архива:
* архивная карточная опись, которая со временем, после окончания
комплексной научно-технической обработки должна приобрести вид книги
* предметные каталоги
* именные, географические и предметные указатели в алфавитном порядке.
Основным архивным справочником для актовой и неактовой документации является архивная опись. Это учётно-информационный указатель, создаваемый на уровне единицы фонда. Для фотографий в карточной описи оформляется отдельная тема, для звукозаписи – единичная запись, а для фильмов – единичный фильм, тема, хроника. Карточная опись для конкретного типа аудиовизуальной документации отличается размещением рубрик и элементов оформления.
Карточная опись для темы фотоснимка построена таким образом, чтобы передать содержание и характер всей архивной единицы, то есть всех фотографий, составляющих тему. Карточная опись для фотографии состоит из 9 рубрик. В первой рубрике записывается аббреветура архива, в котором хранится данный фонд/коллекция. Во второй рубрике полное название фонда/коллекции, в рубрике 3 индекс темы, который часто бывает расширён числом снимков, составляющих тему. В 4 рубрике содержание темы, то есть краткий регест и дата события. В рубрике № 5 имя и фамилия автора фотографии и даты создания снимков, составляющих архивную единицу, рубрика 6 – содержит номер и размер негатива, отдельно для оригинальных и репродуцированных негативов, рубрика 7 – количество снимков, с пометкой числа дублетов, рубрика 8 – содержит информацию о существующих публикациях, в 9 рубрике заметки, то есть информация, которая не была ранее записана, но которая по мнению архивиста заслуживает на внимание.
Карточная опись для звуковой документации, согласно методическим указаниям называется метрикой звукозаписи. В 1 рубрике нужно паместить дату записи архивного экземпляра, который создается с целью сохранения фонда, а также даты очередных записий. В рубрику 1а вписывается название архива, хранящего звукозапись, в поле № 2 название учреждения, которое передало эти записи в архив, то есть информацию о делопроизводителе фонда/коллекции. Рубрика 3 предназначена для вписания символа УДК (универсальной десяточной классификации), который будет основным для создания каталога; в поле № 3a – архивный индекс. Титул, содержание размещается в поле № 4. Практика показывает, что в этой рубрике нужно записать дату события; дата трансляции звукозаписи заностися в рубрику № 5. Поля 6 и 7 зарезервированы для записи фамилий авторов и исполнителей. В поле № 8 вводятся фонографические данные. Также здесь нужно записать название исполнителя записи: радиостанции, телеканала, другой институции или частного лица, а также марку и номер коллекции в случае диска/пластинки и символ магнитной ленты. Технические данные заносятся в рубрику № 8а, где также записывается тип носителя и продолжителность записи. В случае дисков/пластинок – количество носителей, диаметр, частота оборотов и информация о прочности носителя. В случае магнитной ленты записывается также число кружков ленты, тип записи и самой ленты. В этом поле можно тоже разместить информацию, касающуюся технического состояния записи. Для заметок отведено поле № 9. Здесь размещается информация о других записях, зафиксированных на данном носителе, а также заметки о публикациях, связанных с этой звукозаписью.
Карточная опись для фильмов также состоит из 9 рубрик. Это компилация карточной описи для фотоснимков и звукозаписей. Рубрика 1 – это место для названия архива, в котором находится данный фонд. Рубрика 2 – это название фонда/серии. Поле № 3 – это архивный шифр, состоящий из numerus currens и топографического индекса. Титул фильма либо его краткое содержание, в некоторых случаях оба элемента, необходимо записать в поле № 5. Очередная рубрика – это дата создания фильма, место съёмки, дата запуска и изъятия из обращения (для тех случаев, когда можно это определить). Рубрики 6 и 7 – содержат запись имён и фамилий авторов: автора сценария, автора произведения, по мотивам которого поставлен фильм, продюссера, звукооператора, оператора со свету, название киностудии и др. В 7 рубрике место для фамилий актёров, людей эстрады и других людей снимающихся в фильме. В поле № 8 записываются технические данные фильма, тип ленты, продолжительность, количество физических единиц, составляющих архивную единицу, а также техническое состояние. Последняя рубрика предназначена для заметок, где записываются индексы дополнительных описывающих материалов, касающихся данного фильма, напр.: сценарий и другие данные, существенные для пользователя, но которых нет в карточной описи.
В виду комьютеризации архивов, на занятиях по специалистической методике затрагиваются вопросы, связанные со стандартизацией оформления. Студенты ознакомливаются с Польским стандартом архивного оформления - FOPAR и Международным Стандартом - ISAD(G). Базируясь на этих стандартах студенты пробуют создавать информационные справочники.
Настоящий реферат посвящён использованию фотографий, звуковых и аудиовизуальных материалов в процессе обучения и повышения квалификации архивистов
11 10 2014
1 стр.
Программа обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней «Методология и практика государственно-общественного управления в образов
14 12 2014
41 стр.
Бугурусланское педагогическое училище. Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы
04 09 2014
1 стр.
Икт в учебном процессе и в управлении оу. Содержательной линией этого направления является непрерывность повышения квалификации работников образования в области икт
16 12 2014
1 стр.
Процесс повышения квалификации психологов-консультантов особенно нуждается в программах, позволяющих на практике перенимать мировой опыт из первых рук, посредством интерактивного з
08 10 2014
1 стр.
России. Анализируются особенности возникновения, становления, укрепления, современного состояния и перспектив развития системы повышения профессиональной квалификации педагогически
24 09 2014
1 стр.
Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве обра
14 12 2014
1 стр.
По окончании выдается удостоверение государственного образца о краткосрочном повышении квалификации
14 12 2014
1 стр.