Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Marlena Jabłońska


UMK
Фотографии, звуковые и аудиовизуальные материалы в процессе обучения и повышения квалификации архивистов
Настоящий реферат посвящён использованию фотографий, звуковых и аудиовизуальных материалов в процессе обучения и повышения квалификации архивистов. Обзор форм и сферы обучения был представлен на примере Университета Николая Коперника и специальности архивное дело на историческом факультете.

Эпиграфом к реферату пусть будут слова Heleny Karczowej, известной специалистки по научно-технической обработке аудиовизуальной документации и автора многочисленных артикулов и публикаций в этой области. „Формы передачи человеческих мыслей и фиксирования явлений окружающего нас мира пересекли границу начертанную письмом и печатью1. Уже эта цитата достаточно обосновывает необходимость обучения специалистов по научно-технической обработке аудиовизуальной документации.

Нижеизложенный реферат имеет следующую структуру.

Начну от представления формы и сферы обучения архивистов на нашем университете. Далее представлю вспомогательные дидактические материалы, используемые на занятиях, а также сформулирую предмет научно-технической обработки, то есть отвечу на вопросы, что состовляет фотографическую, аудиальную и аудиовизуальную единицу фонда.

В заключительной части моего выступления займусь научно-технической обработкой этой документации в архивах. Представлю создаваемые архивные справочники и процесс инвентаризации, базируясь на традиционной методике и стандартах: польском и международном.

На Университете Николая Коперника предусматривается два уровня обучения архивистов: пятилетняя дневная и заочная формы обучения со степенью магистра на историческом факультете, а также годовой курс архивного дела: первой и второй степени для лиц с высшим образованием.

С проблематикой накопления, обработки и хранения неактовой документации студенты дневной и заочной форм обучения знакомятся на занятиях: „Методика научно-технической обработки специалистической документации”. Это практические занятия для студентов 4 курса, объеденяющие теорию и практику научно-технической обработки фотографий, фильмов, звукозаписей, картографической и технической документации. Этот предмет был введён в цикл обучения в 70-е годы и обязывает до нынешнего времени в количестве 30 занятий. На каждый тип документации посвящается около шести занятий, в течение которых студент знакомится с документацией с перспективы документознания, изучает литературу предмета и методические указания, а также учится создавать традиционные и электронные архивные справочники. Кроме этого, студенты познают стандарты оформления ISAD(G) и FOPAR с целью пригатовления архивов к компьютеризации. Студенты, которые выбирают просеминары и семинары архивного дела, получают возможность писать дипломную работу касающуюся аудиовизуальной документации. Конечно же, выбор ограничен главным образом фондом архива, в котором студенты проводят поиск архивных материалов, а также величиной аудиовизуальных фондов и состоянием их научно-технической обработки. Наибольший интерес вызывают темы, касающиеся фотографий, так как в архивах их большое количество и они достаточно доступну. В будущем, однако, планируется начать цикл просеминaров и семинаров, связанных с научно-технической обработкой аудиовизуальной документации, которая хранится в архивах.

В программе курсов архивного дела нет отдельных занятий, посвящённых обработке аудиовизуальной документации. Однако заинтересованные слушатели курса могут выбирать дипломные темы, связанне с такой документацией на практических занятиях под руководством преподавателя.

Вспомогательные дидактические материалы, используемые на занятиях это: методические указания ГДГА (Генерального Директора Государственных Архивов), книжные издания и методические артикулы на тематику научно-технической обработки такой документации. С практической стороны обучения незаменимым является сотрудничество с Архивом Унив. Николая Коперника и возможность использования его богатого фонда и интересной коллекции фотографий, собранных в кабинете дидакти Отделения Истории и Архивистики. Эти фотографии образуют Фотохронику.

Прававую базу научно-технической обработки аудиовизуального фонда для государственных архивов создают методические указания ГДГА. Для фотоснимков существует распоряжение № 17 ГДГА от 30 июня 1969 года о комплексной научно-технической обработке фонда фотографий. Его текст доступен в „Zbiorze przepisów archiwalnych wydanych przez naczelnego dyrektora archiwów państwowych w latach 1952-2000”2.


Звуковую документацию регулирует распоряжение № 27 ГДГА от 10 августа 1972 года о научно-технической обработке звукозаписей в государственных архивах. С текстом этого распоряжения можно ознакомиться в выше упомянутом Zbiorze3.

Что касается фильмов, то как таковой прававой основы не существует. На занятиях мы предлагаем студентом объединение методических указаний по обработке фотографий с директивами по обработке звукозаписей и базируясь на этом, учим комплексной научно-технической обработке фильмов.

Литературу, предлагаемую студентам на занятиях по научно-технической обработке аудиовизуальной документации можна поделить на 3 группы. Первая группа – литература связанная с тематикой документознания. Сюда можна зачислить следующие позиции: Helena Karczowa, „Rozwój form kancelaryjnych i współczesne rodzaje dokumentów archiwalnych. Dokumentacja wizualna i audialna (fotografie, filmy, nagrania)”4, и Stanisław Nawrocki, „Rozwój form kancelaryjnych na ziemiach polskich od średniowiecza do końca XX wieku”5. Ко второй группе принадлежат публикации по методике обработки аудиовизуальной документации: Halina Robótka, „Opracowanie dokumentacji geodezyjno-kartograficznej, technicznej, audiowizualnej (fotografii, filmów, mikrofilmów, nagrań)”6, частично Halina Robótka, Bohdan Ryszewski i Andrzej Tomczak, „Archiwistyka7, а также „Metodyka pracy archiwalnej” под редакцией Stanisława Nawrockiego i Stanisława Sierpowskiego8. Последняя группа это публикации на тему стандартизации оформления и компьютеризации архивов. В качестве примера можно привести работу Bohdana Ryszewskiego, „Problemy komputeryzacji archiwów9, а также интернет-сайты и публикуемые там новинки: www.ica.org или www.archiwa.net.

Пособие Heleny Karczowej было издано Университетом Николая Коперника в 1979 году. Оно делиться на 4 основные части. Из которых 3 первые имеют характер документознания и относятся к следующим типам документизации: фотографиям, звукозаписям и фильмам. Часть 4 посвящена проблеме консервации и храниения. В публикации автор обращает внимание на основные терминологические понятия, кратко излогает историю этих материалов, оговаривает технику записи и типы носителей. Кроме того, Helena Karczowa перечисляет и характеризует институции, создающие и скапливающие аудиовизуальную документацию. Aвтор также пробует оценить данную документацию как источник информации.

Stanisław Nawrocki в своей работе сигнализирует появление аудиовизуальной документации у современного делопроизводителя. Автор представляет фотографии, звукозаписи и фильмы как очередную форму документации, отражающую деятельность институций.

Труд Haliny Robótki это расширение тематики, которую только частично оговорила Helena Karczowa. В целом работа посвящена проблематике научно-технической обработки неактовой документации. Кроме фотографий, звукозаписий и фильмов, автор представила архивную обработку картографической и технической документации.

Очередной работой используемой во время занятий со студентами, являетса учебник „Archiwistyka”. Это пособие трёх авторов: Haliny Robótki, Bohdana Ryszewskiego i Andrzeja Tomczaka. Учебник состоит из двух главных частей. Первая – это „Архивная теория и методика”, а вторая „Очерк истории польских архивов и их современная организация”. Проблематике научно-технической обработки посвяшены три последних подроздела первой части. Автор Halina Robótka обращает внимание на процесс архивизации фотографий, фильмов и микрофильмов, звукозаписей, а также на этапы их научно-технической обработки и условий хранения. Кроме того, Halina Robótka представляет основные учётно-информационные указатели, создаваемые для такой документации.

Иным учебным пособием, которое только частично касается аудиовизуальной документации является работа, созданная под редакцией Stanisława Nawrockiego i Stanisława Sierpowskiego. В шестом разделе „Научно-техническая обработка неактовой документации” авторы затрагивают проблематику накопления, хранения и обработки фотографий, звукозаписей и фильмов.

На занятия о стандартизации архивного оформления используется работа Bohdana Ryszewskiego, „Problemy komputeryzacji archiwów”. В ней автор представляет польскуи стандарт оформления архивных материалов - FOPAR, поделив его на уровни и элементы оформления.

К теме о стандартизации оформления используется также текст международного стандарта оформления архивных материалов. ISAD(G), опубликованный на вебстронице Международного Совета Архивов.

Начиная научно-техническую обработку архивного фонда, необходимо определить предмет обработки. Для фонда фотографий единицу фонда составляет тема, состоящая из одного или нескольких снимков, сделанных в однои то же время, на которых запечатлён образ одного и того же события или объекта. Такие фотографии образуют хронологическую или логическую целостность10.

Для звукозаписий единицу фонда составляет звуковая информация, запечатленная на звуковом носителе, не зависимо от величины и типа носителя, относящаяся к конкретному событию, явлению или человеку11.

Как уже было сказано ранее, для фильмов нет методических указаний, а тем самыи нет чёткой формулировки единицы фонда. В практике принято троякое решение этого вопроса, зависящее от специфики фонда архива12.

А именно:

* Единичный однородный фильм, имеющий одно название, не зависимо от

типа и величины носителя

* Тема, определённая тема фильма, посвящённая конкретному событию,

явлению или человеку

* Хроника, ряд отдельных тем, сопоставленных с определённой перспективы,

составляющих вместе с комментарием целостность, называемую хроникой.

Методические указания для аудиовизуальной документации предусматривают создание следующего научно-справочного аппарата архива:

* архивная карточная опись, которая со временем, после окончания

комплексной научно-технической обработки должна приобрести вид книги

* предметные каталоги

* именные, географические и предметные указатели в алфавитном порядке.

Основным архивным справочником для актовой и неактовой документации является архивная опись. Это учётно-информационный указатель, создаваемый на уровне единицы фонда. Для фотографий в карточной описи оформляется отдельная тема, для звукозаписи – единичная запись, а для фильмов – единичный фильм, тема, хроника. Карточная опись для конкретного типа аудиовизуальной документации отличается размещением рубрик и элементов оформления.

Карточная опись для темы фотоснимка построена таким образом, чтобы передать содержание и характер всей архивной единицы, то есть всех фотографий, составляющих тему. Карточная опись для фотографии состоит из 9 рубрик. В первой рубрике записывается аббреветура архива, в котором хранится данный фонд/коллекция. Во второй рубрике полное название фонда/коллекции, в рубрике 3 индекс темы, который часто бывает расширён числом снимков, составляющих тему. В 4 рубрике содержание темы, то есть краткий регест и дата события. В рубрике № 5 имя и фамилия автора фотографии и даты создания снимков, составляющих архивную единицу, рубрика 6 – содержит номер и размер негатива, отдельно для оригинальных и репродуцированных негативов, рубрика 7 – количество снимков, с пометкой числа дублетов, рубрика 8 – содержит информацию о существующих публикациях, в 9 рубрике заметки, то есть информация, которая не была ранее записана, но которая по мнению архивиста заслуживает на внимание.

Карточная опись для звуковой документации, согласно методическим указаниям называется метрикой звукозаписи. В 1 рубрике нужно паместить дату записи архивного экземпляра, который создается с целью сохранения фонда, а также даты очередных записий. В рубрику 1а вписывается название архива, хранящего звукозапись, в поле № 2 название учреждения, которое передало эти записи в архив, то есть информацию о делопроизводителе фонда/коллекции. Рубрика 3 предназначена для вписания символа УДК (универсальной десяточной классификации), который будет основным для создания каталога; в поле № 3a – архивный индекс. Титул, содержание размещается в поле № 4. Практика показывает, что в этой рубрике нужно записать дату события; дата трансляции звукозаписи заностися в рубрику № 5. Поля 6 и 7 зарезервированы для записи фамилий авторов и исполнителей. В поле № 8 вводятся фонографические данные. Также здесь нужно записать название исполнителя записи: радиостанции, телеканала, другой институции или частного лица, а также марку и номер коллекции в случае диска/пластинки и символ магнитной ленты. Технические данные заносятся в рубрику № 8а, где также записывается тип носителя и продолжителность записи. В случае дисков/пластинок – количество носителей, диаметр, частота оборотов и информация о прочности носителя. В случае магнитной ленты записывается также число кружков ленты, тип записи и самой ленты. В этом поле можно тоже разместить информацию, касающуюся технического состояния записи. Для заметок отведено поле № 9. Здесь размещается информация о других записях, зафиксированных на данном носителе, а также заметки о публикациях, связанных с этой звукозаписью.

Карточная опись для фильмов также состоит из 9 рубрик. Это компилация карточной описи для фотоснимков и звукозаписей. Рубрика 1 – это место для названия архива, в котором находится данный фонд. Рубрика 2 – это название фонда/серии. Поле № 3 – это архивный шифр, состоящий из numerus currens и топографического индекса. Титул фильма либо его краткое содержание, в некоторых случаях оба элемента, необходимо записать в поле № 5. Очередная рубрика – это дата создания фильма, место съёмки, дата запуска и изъятия из обращения (для тех случаев, когда можно это определить). Рубрики 6 и 7 – содержат запись имён и фамилий авторов: автора сценария, автора произведения, по мотивам которого поставлен фильм, продюссера, звукооператора, оператора со свету, название киностудии и др. В 7 рубрике место для фамилий актёров, людей эстрады и других людей снимающихся в фильме. В поле № 8 записываются технические данные фильма, тип ленты, продолжительность, количество физических единиц, составляющих архивную единицу, а также техническое состояние. Последняя рубрика предназначена для заметок, где записываются индексы дополнительных описывающих материалов, касающихся данного фильма, напр.: сценарий и другие данные, существенные для пользователя, но которых нет в карточной описи.

В виду комьютеризации архивов, на занятиях по специалистической методике затрагиваются вопросы, связанные со стандартизацией оформления. Студенты ознакомливаются с Польским стандартом архивного оформления - FOPAR и Международным Стандартом - ISAD(G). Базируясь на этих стандартах студенты пробуют создавать информационные справочники.




1 H. Karczowa, Z problemów oceny i archiwizacji materiałów fonograficznych, Archeion, t. 66, 1978, s. 89.

2 Zarządzenie nr 17 Naczelnego Dyrektora Archiwów Państwowych z 30 czerwca 1969 r. w sprawie archiwalnego opracowania zasobu fotografii [w:] Zbiór przepisów archiwalnych wydanych przez naczelnego dyrektora archiwów państwowych w latach 1952-2000, wybór i oprac. M. Tarakowska, E. Rosowska, Warszawa 2001, s. 361-371

3 Instrukcja w sprawie opracowania nagrań w archiwach państwowych, zał. do Zarządzenia nr 27 Naczelnego Dyrektora Archiwów Państwowych w sprawie opracowania nagrań w archiwach państwowych, Tamże, 387-395.

4 H. Karczowa, Rozwój form kancelaryjnych i współczesne rodzaje dokumentów archiwalnych. Dokumentacja wizualna i audialna (fotografie, filmy, nagrania), Toruń, 1979, ss. 78.

5 S. Nawrocki, Rozwój form kancelaryjnych na ziemiach polskich od średniowiecza do końca XX wieku, Poznań, ss. 226.

6 H. Robótka, Opracowania dokumentacji geodezyjno-kartograficznej, technicznej i audiowizualnej (fotografii, filmów i mikrofilmów, nagrań), Toruń, 1988, ss. 162.

7 H. Robótka, B. Ryszewski i A. Tomczak, Archiwistyka, Toruń, 1989, s. 153-167.

8 Metodyka pracy archiwalnej, pod red. S. Nawrockiego i S. Sierpowskiego, Poznań, 1998, s. 189-205.

9 B. Ryszewskiego, Problemy komputeryzacji archiwów, Toruń, 1994, ss. 126

10 H. Karczowa, Rozwój form..., dz. cyt., s. 66.

11 Tamże, s. 66-67.

12 Tamże, s. 67.




Фотографии, звуковые и аудиовизуальные материалы в процессе обучения и повышения квалификации архивистов

Настоящий реферат посвящён использованию фотографий, звуковых и аудиовизуальных материалов в процессе обучения и повышения квалификации архивистов

123.2kb.

11 10 2014
1 стр.


Учебно-методических материалов для обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней

Программа обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней «Методология и практика государственно-общественного управления в образов

2816.32kb.

14 12 2014
41 стр.


Курсы повышения квалификации Тема и сроки последнего повышения квалификации Всего часов 1 Амплетова Тамара Геннадьевна

Бугурусланское педагогическое училище. Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы

88.87kb.

04 09 2014
1 стр.


Икт в повышении квалификации работников образования на базе цито гоу ипк ро

Икт в учебном процессе и в управлении оу. Содержательной линией этого направления является непрерывность повышения квалификации работников образования в области икт

26kb.

16 12 2014
1 стр.


Программа повышения профессиональной квалификации «Гении психотерапии. Обучение через наблюдение. Практическая демонстрация мирового психотерапевтического опыта»

Процесс повышения квалификации психологов-консультантов особенно нуждается в программах, позволяющих на практике перенимать мировой опыт из первых рук, посредством интерактивного з

281.1kb.

08 10 2014
1 стр.


Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогов в России

России. Анализируются особенности возникновения, становления, укрепления, современного состояния и перспектив развития системы повышения профессиональной квалификации педагогически

252.11kb.

24 09 2014
1 стр.


Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама

Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве обра

219.54kb.

14 12 2014
1 стр.


Программы повышения квалификации

По окончании выдается удостоверение государственного образца о краткосрочном повышении квалификации

16.21kb.

14 12 2014
1 стр.