Урок русского языка. 2 класс
Тема: Фразеологизм. Фразеологизм и слово.
Цель: образовательные:
-наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;
-формировать умение сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, речь, языковое чутьё, интерес к предмету русского языка у учащихся; расширять словарный запас учащихся;
воспитательные: воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к труду.,
способствовать умению работать в содружестве друг с другом, само- и взаимопроверке
ход
-
Организационный момент
Все подравнялись, приготовились к уроку. А теперь тихонечко садитесь.
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться!
Улыбнитесь всем друзьям
И послушайте меня!
У нас на уроке много гостей. Недаром в народе говорят: «Гость недолго гостит, да много видит». Мобилизующий этап
Ø Постановка учебной задачи.
Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.
- Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?
- Сегодня мы познакомимся с фразеологизмами, их использованием в нашей речи.
число и классная работа
Минутка чистописания
Начнем наш урок минуткой красивого письма
На доске записано предложение. Прочитайте его про себя. Кто хочет прочитать вслух. Люби, цени и знай свой язык.
Что означают эти слова? Мы живем в замечательной стране с красивым названием Россия и как истинные граждане своего государства должны любить, ценить и знать свой язык.
Запишите это предложение в тетрадь.
-
Изучение нового материала
Оглянитесь. Что вы видите вокруг? А теперь прочитайте текст учебника стр. 99.
Как вы думаете, почему Света не увидела лета? Подумайте, что означает выражение «оглянуться не успеешь». Можно ли его заменить одним словом? Каким?
Знакомство с правилом. ( стр. 99)
В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.
А живут они в стране Фразеологии.
Слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов
Phrasis + logo
Phrasis (фразис) – «выражение»
Logos (логос) – понятие, слово. Из этимологии этого слова следует, что оборот речи (несколько слов) выступает, как слово, имеющее единое значение.
Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Смысл имеет только всё выражение в целом.
Значение фразеологизмов ты можешь узнать во фразеологическом словаре.
( Показать «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова. М., 1987г)
Ø
Наблюдение за значением фразеологизмов. упр. 1 стр.100
Прочитайте устойчивые сочетания слов. Знакомы ли они вам? Попробуйте объяснить значение каждого фразеологизма одним словом.
- Ответьте на такой вопрос: если вместо «заруби на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом «запомни» - более яркое, выразительное? Что помогло предложению стать таким?
Ø Наблюдение за значением слов, входящих во фразеологизм
- Давайте подумаем, что происходит со значениями слов, когда они находятся во фразеологизме: можно ли что-то зарубить на носу, могут ли пятки засверкать, падает ли снег на голову.
- Значит, зарубить + нос не равняется «запомнить», пятки + сверкать не равняется «быстро бежать», падать снег + на голову не равняется «неожиданно».
- Давайте, сравним фразеологизмы с такими словосочетаниями:
интересный урок, тетрадь в линейку. В этих словосочетаниях слова не теряют своё самостоятельное значение, а во фразеологизмах…. Поэтому их называют устойчивыми словосочетаниями.
правило стр. 101
III Отработка усвоенного материала.
Ø Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов; сравнение значений фразеологизмов и свободных сочетаний слов.
- Составьте предложения, используя фразеологизмы.
Фразеологизмы Значение
в рот воды набрал будто онемел, лишился дара речи
хлопот полон рот очень много дел, хлопот
не лезет в рот нет никакого желания есть
- Запишите любое предложение, в скобках укажите значение фразеологизма. Сравните со свободными сочетаниями со словом «рот», в следующих предложениях.
Саша в рот воды набрал и прополоскал горло. Моей маленькой сестричке два годика, и у неё полон рот зубов. Не надо лезть в рот рукой, это неприлично.
(В предложениях слово «рот» употреблено в своём основном значении,
во фразеологизме значение слова «рот» теряется).
Работа в парах стр. 102 упр. 3 по карточкам
в столбике записаны фразеологизмы, а на карточках их значения.
запишите в тетрадь три понравившиеся.
Словарная работа
Игра фотоглаз.
Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только словарное слово в начальной форме. После написания и проверки ребята объясняют значение фразеологизмов, если ученикам неизвестно значение, то учитель предлагает свою помощь.
Ворона в павлиньих перьях
|
Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства
Это выражение употребляется в значении «помолчать»
Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
Так говорят, когда человек обещает, но не выполняет своего обещания в срок.
У вас на столах лежат карточки с заданиями, в которых спрятаны словарные слова.
Просмотрите глазками цепочку и попытайтесь догадаться, какое слово пропущено
Позавчера, вчера, …., завтра, послезавтра.
Найдите это слово в орфографическом словарике в конце учебника.
Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, отметьте особенности написания.
Назовите ошибкоопасные места
Составьте предложение.
IV.Диагностика качества усвоения нового материала
в конце урока (обратная связь)
Ø Исправление ошибок в использовании фразеологизмов.
- Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.
1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть.
2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.
3) Настю хлебом не корми, дай книгу почитать.
4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.
5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.
V.Домашнее задание
Составьте два предложения с любыми фразеологизмами.
Выполните рисунок к понравившемуся фразеологизму.
VI Подведение итогов урока.
- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
- Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы?
Рефлексия. У вас лежат листы настроения. Вам необходимо дорисовать лицо человечка, которое поможет нам определить насколько успешно прошел урок.
- На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.