Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»

Китайская пословица.

Тема урока: Фразеологизм. Текст с фразеологизмами.

Цели урока:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы; создать организационные и содержательные условия для наблюдений за фразеологизмами, сравнений значений устойчивых и свободных сочетаний слов;

  • содействовать развитию речи, расширению словарного запаса школьников;

  • воспитывать исследовательскую культуру, интерес к изучению родного языка.

Оборудование: запись на доске, фразеологический словарь, сюжетная картинка, карточки со словами, карточки со стихотворным текстом, буквы, карточки с фразеологическими оборотами, сюжетные картинки с фразеологизмами

Ход урока:



  1. Орг. момент – проверка готовности к уроку. 0,5 мин.

  2. Чистописание – тренировка навыка письма на одной линии (индивидуальное задание)

  3. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим исследовать, как устроен наш язык.

Словарная работа: на доске написаны фразеологизмы: считать ворон, гонять собак, заячья душа, медведь на ухо наступил.

- Ребята, прочитайте фразеологизмы. Что в них общее? ( В них словарные слова).

- Какую работу можно выполнить на данном этапе урока?

  • Объяснить смысл фразеологизмов;

  • Выписать словарные слова;

  • Написать предложение с одним из фразеологизмов.

Предлагаю выполнить задание на выбор.

Введение в тему.



- Ребята, а вот наш гость Петрушка спрашивает, откуда в русский язык пришли фразеологизмы и для чего они нужны? (примерные ответы)

  • Их придумали сами люди;

  • Они делают нашу речь красивой, интересной, понятной.

  • Речь становится выразительной необычной.

  • Люди своими действиями и поступками похожи на животных, птиц, поэтому и произошли такие сравнения.

  1. Исследование стихотворного текста «Как работает слово» (фронтальная работа по карточке).

Как работает слово

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры здесь можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

О смелом мы вправе сказать наперед:

-Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

А гуси и утки сухие всегда:

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою – ты правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

- Довольно, мол, воду-то в ступе толочь.

- О работе какого слова рассказывает поэт?

- Прочитайте выделенные выражения со словом «вода». ( выставление карточек у доски).

- Как вы понимаете значение каждого выражения?

    • Краткие пояснения учителя по каждому выражению:

Как с гуся вода – это не простая поговорка, а часть заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «заговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, так с нашего Коленьки худоба» (т.е. болезнь)И верили, что всякие неприятности сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.

Толочь в ступе (зерно, сбивать масло) – если долго делать, то получить определенный результат. Толочь в ступе воду – бесполезность занятия.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают ее выразительнее. С их помощью человек ярче и интереснее выражает свои мысли.

3. Постановка проблемного вопроса. Знакомство с фразеологическими словарями.



- Где можно узнать значение неизвестных нам фразеологизмов?

  • Фразеологический словарь;

  • Интернет.

  1. Закрепление изученного. 20 мин.

  • Расширение словарного запаса учащихся – соотнесение фразеологизмов и их значений. Письменная фронтальная работа.


В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Слон в овечьей шкуре, как пчелка в колесе, гнаться за двумя ежами, не дергай белку за хвост, взять в кроличьи рукавицы.

-Ребята, исправьте ошибки и напишите предложение с одним фразеологизмом.



Физкультминутка.

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?

1.Вася писал красиво, как курица лапой.


2.Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
3.Вася говорил правду и вилял хвостом.
4.Маша неслась по дороге стрелой.
Примени фразеологизм к иллюстрациям из сказок.

« Маша и медведь» - морочить голову.




  1. Введение фразеологизмов в активный словарный запас.

Самостоятельное составление рассказа по сюжетной картинке (картинки – подсказки перепутаны).

Это Вовка. Ребята зовут его Вовка-зоопарк. А почему? На переменках он задирается, как … . А на уроках у доски молчит, как … . Зато дома на бабушку рычит, как … . А перед папой дрожит, как … .

= Можно ли поведение Вовки назвать правильным. Объясните свою позицию.

6..Игра «Собери фразеологизм» (индивидуальная работа с различным уровнем сложности)



- У вас в конвертах лежат слова, из них нужно собрать фразеологизм и попробовать объяснить его значение (по возможности составить с ним небольшую миниатюру и обыграть).

ЗУБ НА ЗУБ НЕ ПОПАДЕТ

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ

ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ

БЕЖАТЬ СО ВСЕХ НОГ

ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ


  1. Итог урока. 2 мин.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие задания вам наиболее понравились?



  1. Рефлексия. 2 мин.

- За выполнение какого задания вы поставили бы себе хорошую отметку?

- В чем вы затруднялись?



  1. Домашнее задание. 3-4 мин.

К сюжетным картинкам с фразеологизмами придумать предложение или короткий рассказ.

- Давайте попробуем объяснить значение предложенных фразеологизмов.



Сидеть, сложа руки.

Очертя головы

У черта на куличках

Сидеть, сложа руки

Засучив рукава

Ни в зуб ногой

Ползти, как черепаха

https://manuscr.chat.ru/16/pix/483.gif

Фразеологизм. Текст с фразеологизмами

Оборудование: запись на доске, фразеологический словарь, сюжетная картинка, карточки со словами, карточки со стихотворным текстом, буквы, карточки с фразеологическими оборотами, сю

46.13kb.

13 10 2014
1 стр.


Фразеологизм. Фразеологизм и слово

У нас на уроке много гостей. Недаром в народе говорят: «Гость недолго гостит, да много видит». Мобилизующий этап

47.77kb.

14 12 2014
1 стр.


Типы номинаций как методологическая проблема антропоцентрической ономасиологии

В лучшем случае здесь можно говорить о сопорождении номинатов каждым из носителей языка, когда он впервые узнает новое слово, клише, фразеологизм или прецедентный текст

102.77kb.

11 09 2014
1 стр.


Организация объединенных наций

Группой добровольцев. Новый текст или текст, отличающийся от существующего текста приложения, выделен жирным шрифтом. Текст, позаимствованный из Правил освидетельствования судов на

46.49kb.

14 12 2014
1 стр.


Художественный текст, его особенности и характеристики

Художественный текст, как и любой другой текст, представляет собой словесное речевое произведение, сложный языковой знак, в котором реализуются языковые единицы всех уровней

38.3kb.

13 10 2014
1 стр.


Дидактический материал для подготовки к гиа а3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм

50.84kb.

11 10 2014
1 стр.


Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом

57.54kb.

10 09 2014
1 стр.


Текст. Вправа 1

Прочитай текст. Визнач тему і мету тексту. Відшукай і підкресли слова для розкриття теми

635.65kb.

26 09 2014
2 стр.