Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Фразеологизм.

Фразеологизм и слово.

Урок 1
Объяснение нового материала

– Сегодня нам предстоит изучить одну из самых интересных тем в русском языке – фразеологизмы. Для этого перенесемся с вами в царство фразеологии ( на доске плакат “царства”). Само слово “фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. Фразеологический оборот равен по значению одному слову, в речи используется в том виде, в котором закрепился в языке.




Ø     Постановка учебной задачи.

     Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.


-         Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

-         Сегодня мы познакомимся с фразеологизмами, их использованием в нашей речи.

 

Изучение нового материала

Ø     Наблюдение над составом фразеологизмов.

 

Выберите подходящие слова из скобок, объясните значения



   фразеологизмов.
(Медвежья, собачья, волчья) услуга = подвести кого-то;

знает (лиса, кошка, собака), чьё мясо съела = знать свою вину;

работать как (бык, осёл, лошадь)= тяжело, много работать;

(синиц, воробьёв, ворон) считать = быть невнимательным;

вертеться как (лиса, белка, лягушка) в колесе = выполнять много дел, быть перегруженным делами, заботами.
-         Почему одни и те же сочетания слов могут быть использованы и как

свободные сочетания, и как фразеологизмы?

-         Представьте реальные ситуации: кошка тайком съедает мясо, бык работает, белка вертится в колесе.

-         Устойчивое значение за каким-то сочетанием слов закрепляется на основе сравнения.

Например: Люди давно подметили: бык, лошадь вол упорно, тяжело работают. Поэтому и о человеке, который упорно, тяжело работает, стали говорить: работает, как бык.

 

Ø   


Задание:

Придумать предложения, использовав выученные фразеологизмы.

  Наблюдение за значением фразеологизмов.

-         Найдите и выпишите фразеологизмы из предложений./ на доске подчеркни красным/
Заруби себе на носу: обязательно мой руки перед едой.

Коля испугался и побежал, только пятки засверкали.

Бабушка обрадовалась моему приезду, но сказала, что я приехал как снег не голову.

-         Объясните, как  вы понимаете значение фразеологизмов, встретившихся в предложениях.

-         Ответьте на такой вопрос: если вместо «заруби на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом «запомни» - более яркое, выразительное? Что помогло предложению стать таким?
 
Ø     Наблюдение за значением слов, входящих во фразеологизм

-         Давайте подумаем, что происходит со значениями слов, когда они находятся во фразеологизме: можно ли что-то зарубить на носу, могут ли пятки засверкать, падает ли снег на голову.

-         Давайте, сравним фразеологизмы с такими словосочетаниями: интересный урок, тетрадь в линейку. В этих словосочетаниях слова не теряют своё самостоятельное значение, а во фразеологизмах…. Поэтому их называют  устойчивыми словосочетаниями.

-         Отправимся в прошлое, откуда взялось слово фразеологизм?



Фразеологизм произошло от слова «фразеология» (от греческого   «фразис» - выражение + «логос» - понятие) – раздел науки, который изучает устойчивые обороты.

 

Ø     Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов; сравнение значений фразеологизмов и свободных сочетаний слов.



 

Задание:
-         Составьте предложения, используя фразеологизмы.

Фразеологизмы                                  Значение
в рот воды набрал                               будто онемел,

хлопот полон рот                               очень много дел,

не лезет в рот                                       нет никакого желания есть

Сравните со свободными сочетаниями со словом «рот», в следующих предложениях.
Саша в рот воды набрал и прополоскал горло. Моей маленькой сестричке два годика, и у неё полон рот зубов. Не надо лезть в рот рукой, это неприлично.

      (В предложениях слово «рот» употреблено в своём основном значении,

    во фразеологизме значение слова «рот» теряется).

 

Ø     Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов.


-         Замените выделенные слова и сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами.

1)     Играйте спокойно, дети, и не мешайте мне.

2)     Сёстры были очень похожи друг на друга.

3)     Учительница сразу же понравилась ребятам.

4)     Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

5)     В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.

 

Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).

 

  Диагностика качества усвоения нового материала



в конце урока (обратная связь)

Ø     Исправление ошибок в использовании фразеологизмов.

 

-         Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.



1)     Народу в театре было много – груше некуда было упасть.

2)     К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.

3)     Настю хлебом не корми, дай книгу почитать.

4)     Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.

5)     На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.

 

  Домашнее задание



 Составьте четыре предложения с любыми фразеологизмами.

 


Урок 2
  Подведение итогов прошлого урока
-         Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

-         Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы?

-         На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.

 

 Запомни фразеологизмы:



1. Как в воду канул – «бесследно исчез» (синоним: как сквозь землю провалился), «Дружок его как в воду канул».

2. Куда Макар телят не гонял – «очень далеко», «Засудят тебя и зашлют куда Макар телят не гонял».

3. Ветер свистит в карманах – «совсем нет денег», синонимы: за душой ни гроша; в одном кармане блоха на аркане, в другом вошь на цепи; антоним: денег куры не клюют; «У меня ветер свистит в карманах и не с чем выехать».

4. Вертится на языке – «хочется сказать о чем-то важном, заветном»; «никак не вспоминается», синоним: вертится в голове, «Что-то вертелось у него на языке, но он так и не сказал».

5. В ежовых рукавицах – «держать очень строго «Ведь вас нужно держать в ежовых рукавицах».

6.. Заметать следы – «уничтожать улики», «Преступнику не удастся замести следы»;

7.. Душа уходит в пятки у кого – «кто-либо испытывает сильный страх, потрясение, вызванное внезапным испугом, неожиданной неприятностью»; «Чувствую я вдруг: просто душа в пятки у меня уходит».

8. Расхлебывать кашу – «распутывать сложное, хлопотное или неприятное дело»; антоним: заваривать кашу; «Умные аппараты сделали свое дело, предоставив людям самим расхлебывать кашу».

9. Бить баклуши – «предаваться безделью, лени, совсем ничего не делать»; синонимы: валять дурака, лодыря гонять, лежать на боку, лежать на печи, сидеть сложа руки, плевать в потолок, считать ворон и др.; «Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить».

5. На ночь глядя – «поздно вечером, в позднее время»; антоним: ни свет ни заря; «Это вы куда собрались на ночь глядя?»

 Задание:

Собери фразеологизмы:


  • Как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых



  • Расхлебывать следы глядя в пятки баклуши наночьзаметать душа уходит бить кашу

Закрепление пройденного

  1. Крокодиловы слёзы
    2. Сесть в калошу
    3. Водить за нос
    4. Медведь на ухо наступил

– Что обозначают данные фразеологизмы?

1. Крокодиловы слёзы – лицемерная, притворная жалость, сострадание, неискреннее сожаление.


2. Сесть в калошу – ставить себя в неловкое положение.
3. Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение.
4. Медведь на ухо наступил – кто-либо совсем лишен музыкального слуха.
Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.

1. повесил нос
2. держать язык за зубами
3. вставлять палки в колеса
4. надул губы
5. пускал пыль в глаза
6. наступал на пятки
7. втирал очки
8. зуб на зуб не попадает
9. сделал из мухи слона
10. на зубах навязло
11. нашел дорогу к сердцу

1. обманывал
2. приуныл
3. помалкивал
4. догонял
5. обиделся
6. хвастался
7. мешает
8. понравился
9. надоело
10. преувеличивал
11. замерз

Игра “Кто быстрее?”

– Закончите фразеологизм:



Душа в пятки ________________________
И в ус не ________________________
Без ________________________ в голове
Хоть шаром ________________________
За тридевять ________________________
Семи пядей во ________________________
Как сыр в ________________________
Промокнуть до ________________________
Проглотил ________________________

Запомни фразеологизмы!









А теперь попробуй сам объяснить и нарисовать фразеологизм



“Свалился как снег на голову”

Урок 1 Объяснение нового материала

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т е в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. Фразеологический оборот равен по знач

73.08kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект урока «Техника и колорит классицизма и рококо»

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)

66.35kb.

08 10 2014
1 стр.


Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа по теме «Экстремумы функции». Урок объяснения нового материала. Урок лекция
113.63kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок геометрии по теме «Цилиндр», 11 кл

Данный урок является первым. Связи с предыдущим материалом («Движения») нет. Этот урок является началом нового материала для учащихся. На изучение конуса отводится три урока

46.66kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок изучения нового материала по теме
76.81kb.

27 09 2014
1 стр.


Изобразительно-выразительныесредства русского языка

Колба — мотивация, закрепление и повторение пройденного,изучение нового материала,проверка усвоения нового материала,оценивание, подведение итогов

107.57kb.

18 12 2014
1 стр.


Урок изучения нового материала. Вид: интегрированный урок

Цель: продолжить расширение и углубление знаний о важнейших органических веществах клетки на основе строения белков, сформировать знания о важнейшей роли белков в органическом мире

105.84kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект урока «Новые черты в экономике: Рокфеллер». Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Цель – обеспечить восприятие и первичное осознание учащимися материала об основных признаках империализма на основании биографии Рокфеллера; показать практическую значимость этих з

63.23kb.

08 10 2014
1 стр.