Фразеологизм.
Фразеологизм и слово.
Урок 1
Объяснение нового материала
– Сегодня нам предстоит изучить одну из самых интересных тем в русском языке – фразеологизмы. Для этого перенесемся с вами в царство фразеологии ( на доске плакат “царства”). Само слово “фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. Фразеологический оборот равен по значению одному слову, в речи используется в том виде, в котором закрепился в языке.
Ø Постановка учебной задачи.
Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.
- Что такое «
сидеть, сложа руки», «
не успеешь оглянуться»?
- Сегодня мы познакомимся с фразеологизмами, их использованием в нашей речи.
Изучение нового материала
Ø Наблюдение над составом фразеологизмов.
Выберите подходящие слова из скобок, объясните значения
фразеологизмов.
(Медвежья, собачья, волчья) услуга = подвести кого-то
;
знает (лиса, кошка, собака), чьё мясо съела = знать свою вину
;
работать как (бык, осёл, лошадь)= тяжело, много работать
;
(синиц, воробьёв, ворон) считать = быть невнимательным
;
вертеться как (лиса, белка, лягушка) в колесе = выполнять много дел, быть перегруженным делами, заботами.
- Почему одни и те же сочетания слов могут быть использованы и как
свободные сочетания, и как фразеологизмы?
- Представьте реальные ситуации: кошка тайком съедает мясо, бык работает, белка вертится в колесе.
- Устойчивое значение за каким-то сочетанием слов закрепляется на основе сравнения.
Например: Люди давно подметили: бык, лошадь вол упорно, тяжело работают. Поэтому и о человеке, который упорно, тяжело работает, стали говорить: работает, как бык.
Ø
Задание:
Придумать предложения, использовав выученные фразеологизмы.
Наблюдение за значением фразеологизмов.
- Найдите и выпишите фразеологизмы из предложений./ на доске подчеркни красным/
Заруби себе на носу: обязательно мой руки перед едой.
Коля испугался и побежал, только пятки засверкали.
Бабушка обрадовалась моему приезду, но сказала, что я приехал как снег не голову.
- Объясните, как вы понимаете значение фразеологизмов, встретившихся в предложениях.
- Ответьте на такой вопрос: если вместо «заруби на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом «запомни» - более яркое, выразительное? Что помогло предложению стать таким?
Ø Наблюдение за значением слов, входящих во фразеологизм
- Давайте подумаем, что происходит со значениями слов, когда они находятся во фразеологизме: можно ли что-то зарубить на носу, могут ли пятки засверкать, падает ли снег на голову.
- Давайте, сравним фразеологизмы с такими словосочетаниями: интересный урок, тетрадь в линейку. В этих словосочетаниях слова не теряют своё самостоятельное значение, а во фразеологизмах…. Поэтому их называют устойчивыми словосочетаниями.
- Отправимся в прошлое, откуда взялось слово фразеологизм?
Фразеологизм произошло от слова «фразеология» (от греческого «фразис» -
выражение + «логос» -
понятие) – раздел науки, который изучает устойчивые обороты.
Ø Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов; сравнение значений фразеологизмов и свободных сочетаний слов.
Задание:
- Составьте предложения, используя фразеологизмы.
Фразеологизмы Значение
в рот воды набрал будто онемел,
хлопот полон рот очень много дел,
не лезет в рот нет никакого желания есть
Сравните со свободными сочетаниями со словом «рот», в следующих предложениях.
Саша в рот воды набрал и прополоскал горло. Моей маленькой сестричке два годика, и у неё полон рот зубов. Не надо лезть в рот рукой, это неприлично.
(В предложениях слово «рот» употреблено в своём основном значении,
во фразеологизме значение слова «рот» теряется).
Ø Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов.
- Замените выделенные слова и сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами.
1) Играйте спокойно, дети, и не мешайте мне.
2) Сёстры были очень похожи друг на друга.
3) Учительница сразу же понравилась ребятам.
4) Гости должны были прийти в самое ближайшее время.
5) В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.
Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).
Диагностика качества усвоения нового материала
в конце урока (обратная связь)
Ø Исправление ошибок в использовании фразеологизмов.
- Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.
1)
Народу в театре было много – груше некуда было упасть.
2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.
3) Настю хлебом не корми, дай книгу почитать.
4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.
5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.
Домашнее задание
Составьте четыре предложения с любыми фразеологизмами.
Урок 2
Подведение итогов прошлого урока
- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
- Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы?
- На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.
Запомни фразеологизмы:
1.
Как в воду канул – «бесследно исчез» (
синоним: как сквозь землю провалился), «Дружок его
как в воду канул».
2. Куда Макар телят не гонял – «очень далеко», «Засудят тебя и зашлют куда Макар телят не гонял».
3. Ветер свистит в карманах – «совсем нет денег», синонимы: за душой ни гроша; в одном кармане блоха на аркане, в другом вошь на цепи; антоним: денег куры не клюют; «У меня ветер свистит в карманах и не с чем выехать».
4. Вертится на языке – «хочется сказать о чем-то важном, заветном»; «никак не вспоминается», синоним: вертится в голове, «Что-то вертелось у него на языке, но он так и не сказал».
5. В ежовых рукавицах – «держать очень строго «Ведь вас нужно держать в ежовых рукавицах».
6.. Заметать следы – «уничтожать улики», «Преступнику не удастся замести следы»;
7.. Душа уходит в пятки у кого – «кто-либо испытывает сильный страх, потрясение, вызванное внезапным испугом, неожиданной неприятностью»; «Чувствую я вдруг: просто душа в пятки у меня уходит».
8. Расхлебывать кашу – «распутывать сложное, хлопотное или неприятное дело»; антоним: заваривать кашу; «Умные аппараты сделали свое дело, предоставив людям самим расхлебывать кашу».
9. Бить баклуши – «предаваться безделью, лени, совсем ничего не делать»; синонимы: валять дурака, лодыря гонять, лежать на боку, лежать на печи, сидеть сложа руки, плевать в потолок, считать ворон и др.; «Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить».
5. На ночь глядя – «поздно вечером, в позднее время»; антоним: ни свет ни заря; «Это вы куда собрались на ночь глядя?»
Задание:
Собери фразеологизмы:
-
Как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых
-
Расхлебывать следы глядя в пятки баклуши наночьзаметать душа уходит бить кашу
Закрепление пройденного
-
Крокодиловы слёзы
2. Сесть в калошу
3. Водить за нос
4. Медведь на ухо наступил
– Что обозначают данные фразеологизмы?
1. Крокодиловы слёзы – лицемерная, притворная жалость, сострадание, неискреннее сожаление.
2.
Сесть в калошу – ставить себя в неловкое положение.
3.
Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение.
4.
Медведь на ухо наступил – кто-либо совсем лишен музыкального слуха.
Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.
1. повесил нос
2. держать язык за зубами
3. вставлять палки в колеса
4. надул губы
5. пускал пыль в глаза
6. наступал на пятки
7. втирал очки
8. зуб на зуб не попадает
9. сделал из мухи слона
10. на зубах навязло
11. нашел дорогу к сердцу
|
1. обманывал
2. приуныл
3. помалкивал
4. догонял
5. обиделся
6. хвастался
7. мешает
8. понравился
9. надоело
10. преувеличивал
11. замерз
|
Игра “Кто быстрее?”
– Закончите фразеологизм:
Душа в пятки ________________________
И в ус не ________________________
Без ________________________ в голове
Хоть шаром ________________________
За тридевять ________________________
Семи пядей во ________________________
Как сыр в ________________________
Промокнуть до ________________________
Проглотил ________________________
Запомни фразеологизмы!


А теперь попробуй сам объяснить и нарисовать фразеологизм
“Свалился как снег на голову”