3.3 Объект и аспект стандартизации Что является объектом и аспектом стандартизации? На эти вопросы ответить сразу затруднительно. Очевидно, что понятие «объект стандартизации», т.е. то, на что может быть направлена деятельность по стандартизации, является одним из основополагающих, как и понятие «аспект стандартизации», т.е. то, какие требования могут предъявляться к объекту стандартизации. Ошибки, допускаемые при рассмотрении этих понятий, негативно отражаются на практике стандартизации и тормозят развитие ее методологии. Помимо этого, ошибочное толкование сущности объектов стандартизации затрудняет решение проблемы приведения в систему фонда действующих и разрабатываемых стандартов. В межгосударственном стандарте [26], действующем на территории Российской Федерации, объект и аспект стандартизации определены следующим образом: «Объект стандартизации – продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации», «Аспект стандартизации – краткое выражение обобщенного содержания, устанавливаемых стандартом положений». Зачастую многие специалисты-стандартизаторы смешивают два принципиально различных понимания сущности объектов стандартизации: объект стандартизации как объективная реальность – продукция, и объект стандартизации как субъективные правила, предъявляемые к объективной реальности (продукции, процессам разработки и производства, применения и ликвидации), т.е. требования, нормы, методы, термины и т.п. Установление в стандартизации четкого соотношения между объектами стандартизации и требованиями к ним (собственно аспектами стандартизации) «имеет такое же принципиальное значение, как в философии соотношение между материей и сознанием» [14]. Данное положение подтверждается результатами исследований, проведенных еще в начале 80-х годов прошлого столетия, и приведенных в [20], где подчеркивается, что «при правильном выборе объектов стандартизации для озабоченности, вызванной увеличением количества действующих НТД, оснований нет». Это очень важный вывод, который на сегодня не потерял своей актуальности. В указанной работе основной акцент направлен на установление условий, «необходимых и достаточных для отнесения каких-либо объектов к числу объектов стандартизации». Выделено пять основных условий, из которых три необходимых условия и два – достаточных. К необходимым условиям относятся следующие: - объектом стандартизации может быть только объект, имеющий альтернативные варианты; - объектом стандартизации может быть только объект, имеющий перспективу многократного применения; - объектом стандартизации может быть только объект, влияющий на экономическую эффективность некоторого процесса. Объекты, удовлетворяющие этим условиям, названы объектами, подлежащими стандартизации. Сбор необходимой информации о данных объектах и достаточная проработка этого вопроса, как утверждается в [20], позволят принять обоснованное решение о возможности их стандартизации в соответствии с четвертым условием, названным достаточным, а важность решения задачи обеспечит удовлетворительное решение вопросов, связанных с ограничениями, накладываемыми четвертым и пятым условиями. Пятое условие названо также достаточным. Эти условия включает следующие положения: - объектом стандартизации может стать только объект, информация о котором достаточна для выбора оптимального (рационального) варианта решения (четвертое условие); - объектом стандартизации может стать только объект, подлежащий стандартизации, если трудоемкость, срок и стоимость создания соответствующего нормативного документа не превышает установленных ограничений (пятое условие). Таким образом, перечисленные пять условий определенно указывают на целесообразность, направления правильного выбора и установления объектов стандартизации. При рассмотрении этого вопроса в 90-х годах прошлого столетия даже была организована дискуссия. Обстоятельный анализ понятия «объект стандартизации» дан в [17], где автор предлагает свой вариант: «Объектами стандартизации являются представленные в виде системы элементы объективного мира, которые характеризуются инвариантными научными знаниями, имеющими перспективу применения для решения задач развития человеческого общества, и их закрепление в стандарте не нанесет ущерба развитию научно-технического прогресса и человечеству в целом». В документах, определяющих НСС, понятие «аспект стандартизации» применяется весьма редко. Употребляется аналогичное, наиболее узкое понятие «вид стандарта». Но поскольку стандартизация это не только разработка и принятие стандартов, а и, как уже отмечалось, деятельность, предусматривающая и другие формы реализации ее результатов, то необходимо использование более широкого понятия, чем «вид стандарта». Вот примеры случаев, когда «вида стандарта» может и не быть, а аспект стандартизации или требования по стандартизации имеются. В классификаторах Общероссийский классификатор продукции и Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения реализован такой аспект стандартизации, как «классификация» без разработки стандарта соответствующего вида. Технические условия на продукцию могут быть установлены как в стандарте, так и в документах другого вида. Отсюда следует, что понятие «аспект стандартизации» (вид требований по стандартизации) имеет отношение ко всем работам по стандартизации независимо от того, какая форма их реализации. Многообразие видов продукции и процессов, их типов свидетельствует о широком многообразии возможных объектов стандартизации. В тоже время практика работ по стандартизации показывает, что число аспектов стандартизации, необходимых для решения основных задач стандартизации, ограничено и может быть определено. На актуальность и важность разработки теоретических основ стандартизации было указано в разделе 3.2. Однако без системного рассмотрения совокупности вопросов, определяющих назначение и цели стандартизации, объекты и аспекты стандартизации, принципы и методы стандартизации, трудно определить круг знаний, составляющих теоретическую основу стандартизации. Рассматривая вопрос о научной сущности стандартизации, автор в [28] указывает, что «науку составляют знания, логически соединенные в систему и проникнутые определенной идеей». Несмотря на огромный опыт практического применения стандартизации, как было ранее отмечено, пока нет систематизации знаний о научных основах стандартизации. На восполнение этого пробела в какой-то мере и направлены результаты исследований, изложенных в данной работе. Опираясь на них, можно сформулировать понятие объекта и предмета теории стандартизации, более целенаправленно вести развитие и совершенствование теории и методологии стандартизации. Можно считать, как указано в [14], что объектами теории (и практики) стандартизации являются процессы развития общественного производства и науки, а также элементы (предметы), на создание и применение которых направлены эти процессы. Предмет теории стандартизации составляют закономерности, принципы, методы и формы оптимального упорядочения предметов и процессов научной и производственной деятельности людей, а также свойства различных объектов стандартизации, охватываемые содержанием основных видов требований по стандартизации.
3.4 Принципы и методы стандартизации Принципы стандартизации с различной степенью полноты отражены в Федеральном законе [2], в Концепции [29]и в национальном стандарте [30]. В Федеральном законе указано 6 основных принципов, в Концепции – 12, а в стандарте – 11. Большая часть из этих принципов по своему содержанию совпадают, но есть и отличия. Так, принцип комплексности стандартизации указан только в [30]. Принцип недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам, отсутствует в Концепции [29], а принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов отсутствует в стандарте [30] и т.д. А такие принципы стандартизации, как системность в проведении работ по стандартизации или унификация (принцип приведения к единообразию предметов, процессов, работ и услуг и устанавливаемых к ним требований) при проведении работ по стандартизации и др. - в этих документах отсутствуют. Это указывает на то, что при разработке закона, концепции и стандарта разработчики пренебрегли историей отечественной стандартизации и развитием ее теоретических основ, что способствует стихийному и хаотичному развитию стандартизации в нашей стране и, по мнению авторов [31], «есть опасения, что по достижению критических параметров приведет к необратимым негативным последствиям». В Концепцию входит 5 принципов из Федерального закона (за исключением вышеотмеченного), в стандарт также входят 5 принципов из закона (без учета принципа обеспечения условий для единообразия применения стандартов). Почему существует такой разброс в установлении принципов стандартизации? Попытаемся в этом разобраться. Под принципом, как известно, понимается основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п. Принципы стандартизации – это основополагающие правила проведения работ по стандартизации, которые обеспечивают соответствие результатов этих работ требованиям определенных принципов управления и соответствующих экономических законов развития общества. В отношении количества принципов есть такое мнение, что оно должно быть единым и оптимальным. Анализ вышеупомянутых документов показывает, что многие принципы, строго говоря, принципами не являются, а отражают либо способы решения задач (принцип установления требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения), либо цели стандартизации (принцип обоснованности разработки национальных стандартов) и т.п. Анализ работ по стандартизации, сущности и особенностей деятельности по стандартизации позволяет выделить и сформулировать следующие принципы стандартизации: - добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании; - участие и учет в работах по стандартизации интересов всех заинтересованных сторон; - плановость; - унификация (принцип приведения к единообразию предметов, процессов, работ и услуг и устанавливаемых к ним требований); - оптимальность при выборе и реализации актуальных объектов и аспектов стандартизации; - системность; - комплексность; - своевременность и опережение в работах по стандартизации по отношению к процессам развития общественного производства; - систематичность обновления требований по стандартизации. Содержание первого, второго, третьего, четвертого и последнего принципов достаточно очевидно. Пятый, шестой, седьмой и восьмой принципы встречаются в технической литературе часто и применяются в практике стандартизации. Однако с их трактовкой не всегда можно согласиться. Широкое понимание принципа оптимальности (пятый принцип) стандартизации, как проявление принципа научного управления, подразумевает необходимость системного и комплексного подхода к работам по стандартизации и реализации принципа своевременности и опережения этих работ. Поэтому шестой, седьмой и восьмой принципы необходимо рассматривать как дифференциацию более общего принципа – принципа оптимальности стандартизации (пятого принципа). Принцип оптимальности вытекает из самой природы и целей стандартизации как деятельности, направленной на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ и услуг и повышения их конкурентоспособности. На современном этапе развития научно-технического прогресса стало не только необходимым, но и возможным выявление оптимальных решений задач стандартизации на основе математических методов с использованием ЭВМ. Поэтому принцип оптимальности работ по стандартизации является одним из основных принципов стандартизации. Говоря об этом принципе, следует отметить тот факт, что его соблюдение позволяет решать задачи стандартизации в развитии различных видов продукции на основе познания и изучения законов, закономерностей и тенденций развития того или иного вида продукции, способствовать целенаправленному управлению этим процессом в интересах общества [32], [33]. Актуальность, сложность и важность решения проблемы системности в стандартизации возрастает с течением времени, поскольку в этот же период возрастают масштабы народного хозяйства и, соответственно, объем работ по стандартизации. Именно данное обстоятельство и указывает на необходимость учета и соблюдение принципа системности в работах по стандартизации. Реализация этого принципа, как указывалось в разделе 3.2, позволит выявить и учесть взаимосвязи между различными объектами стандартизации при их создании и применении и между их требованиями, а также обеспечить на этой основе согласование взаимосвязанных требований по стандартизации и исключения дублирования требований в различных документах по стандартизации. Соблюдение принципа системности предполагает также согласованность в организации работ по стандартизации по времени и последовательности планирования, проведения и реализации взаимоувязанных работ. Исследования показывают, что суть принципа комплексности состоит в полноте и всесторонности охвата работами по стандартизации взаимосвязанных объектов и аспектов стандартизации. Принцип комплексности имеет отношение прежде всего к планированию работ по стандартизации с охватом всех взаимоувязанных объектов стандартизации всеми присущими им на данный момент времени аспектами стандартизации. В последние годы стала возрождаться и пропагандироваться идея опережающей стандартизации, которая по существу должна приобрести вновь значение одного из основных принципов стандартизации. Все дело в том, что опережающая стандартизация по своей идее предусматривает опережение по уровню устанавливаемых в документах стандартизации требований (по всем основным аспектам стандартизации предметов и процессов, работ и услуг) и с учетом временного фактора, что ставит вопрос о важности и своевременности проведения работ по стандартизации. Опыт работы по стандартизации показывает, что своевременность проведения работ по стандартизации следует рассматривать для каждого вида требований по стандартизации индивидуально. Как отмечает автор [14], «суть принципа своевременности и опережения работ по стандартизации состоит в том, что организация и методика проведения работ по стандартизации должны обеспечивать своевременность или опережение проведения их по времени и опережение по уровню устанавливаемых требований к объектам стандартизации в сравнении с уже достигнутым в соответствующей области деятельности». В Федеральном законе [2], в Концепции [29], в стандартах [30], [3] и [27] нет никаких упоминаний о методах стандартизации, хотя стандартизация, широко применяемая на практике, есть результат применения методов стандартизации. Метод – это способ определения (решения) тех или иных задач, в том числе и задач стандартизации. В 1960-1980 гг. в практике работ по стандартизации в качестве методов стандартизации рассматривались следующие методы: унификация, типизация, симплификация и агрегатирование. Но если учесть, что агрегатирование является способом проектирования (компоновки) изделия (систем) [34], то реально остаются всего три метода, которые не связаны с большинством работ по стандартизации. В этом и заключена явная неувязка. Очевидно, методы стандартизации следует понимать иначе, чем это делалось в прошлом столетии и которыми еще пользуются многие стандартизаторы до настоящего времени. При установлении методов стандартизации не следует забывать, что сущность этих методов состоит «в разработке и установлении научно обоснованных требований по стандартизации соответствующего вида» [14]. Эта сущность вытекает из самой деятельности стандартизации по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования. Анализ основных положений НСС и сущности деятельности по стандартизации показывает, что методами стандартизации надо считать всю совокупность приемов и способов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. А они достигаются совокупностью приемов, соответствующих конечным результатам по наименованию и содержанию предусмотренных НСС видов стандартов [30], которые отражают основную группу видов требований по стандартизации, реализуемых, как правило, через такую форму реализации как разработка стандарта. Следует заметить, что не надо смешивать методы стандартизации с используемыми при их реализации методами других наук, к которым, в частности, относятся различные математические методы оптимизации, моделирования, прогнозирования и др. Таким образом, основными методами стандартизации, применяемыми в настоящее время для продукции, услуг и для процессов являются: - метод классификации; - метод терминологии; - метод общих технических условий; - метод общих технических требований; - метод технических требований; - метод технических условий; - метод основных параметров и/или размеров; - метод сортамента продукции; - метод марок материала и сырья; - метод регламентации организации (порядка); - метод регламентации правил; - метод регламентации способа; - метод типового технологического процесса; - метод контроля (испытаний, измерений и анализа).
3.5 Место стандартизации в ряду других наук Стандартизация как наука, место стандартизации в ряду наук – эти вопросы будоражили умы многих стандартизаторов-исследователей на всем ее более, чем восьмидесятилетнем периоде. Эти вопросы и сейчас актуальны. Но вернемся к вопросу о месте стандартизации в ряду наук. Сначала для этого попытаемся оценить ее связь с другими науками. Необходимость и важность деятельности по стандартизации не подлежит сомнению, потому что стандартизация, как уже отмечалось, является объективно обусловленным видом деятельности, эффективность которой зависит от степени совершенствования ее методологии, т.е. от уровня ее теоретических основ. Отсюда актуальность и важность разработки теории стандартизации представляются очевидными. В этой связи следует напомнить о высказывании академика А. И. Берга, приведенного в разделе 3.2, об опоре стандартизации на все достижения современной науки. К сожалению, приходиться констатировать тот факт, что некоторые «специалисты» от стандартизации считают, что теории стандартизации нет и быть таковой не может, прикрывая тем самым свою некомпетентность и беспомощность. Именно из-за таких «специалистов», особенно занимающих высокие административные должности, методические и теоретические вопросы находятся в загоне. Это, естественно, отрицательно сказывается на практике стандартизации и подрывает ее авторитет. Не менее печальная картина по поводу состояния научных основ стандартизации описывается в [35]: «Квалифицированных специалистов трудно заинтересовать работой по стандартизации. Это объясняется отсутствием, во-первых, четко сформулированного определения профессиональных задач инженера – стандартизатора, во-вторых, возможности специальной теоретической подготовки. Кроме того, нет общеизвестной и принятой теории стандартизации». В разделе 3.2 был уже затронут вопрос о связи стандартизации с другими науками. Здесь же мы можем констатировать, что стандартизация действительно тесно связана с другими науками. С одной стороны, без применения ее методов классификации, терминологии не может развиваться ни одна наука, а с другой, - для обеспечения оптимального упорядочения предметов, работ, услуг или процессов необходимо привлекать идеи и методы многих математических, экономических дисциплин и других наук. Итак, к каким же наукам относится стандартизация – к естественным или гуманитарным? Очевидно, что стандартизацию нельзя однозначно отнести к этим наукам. Исторически она развивалась путем накопления знаний и практики в области стандартизации, опыта работ, заимствования, как уже отмечалось, методов различных дисциплин, прикладных и фундаментальных наук для обеспечения решения своих задач. Особенно характерна связь стандартизации с экономикой. В [36] отмечено, что «стандартизация – это одна из форм проявления требований объективных экономических законов развития общества и, в частности, таких, как закон стоимости и закон повышения производительности труда». На современном этапе возрастают требования по рациональному использованию ресурсов. В этих условиях расчеты экономической эффективности стандартизации приобретают особую актуальность, поскольку эффективность является: - критерием оценки альтернатив дальнейшего развития стандартизации; - научным обоснованием целесообразности использования стандартизации в деле упорядочения тех или иных повторяющихся предметов, услуг, процессов, явлений; - критерием выбора варианта совокупности оптимальных параметров объекта стандартизации при решении оптимизационных задач и выбора характеристик стандартизуемого объекта; - критерием оценки управления, осуществляемого стандартизацией на различных стадиях управленческого цикла; - критерием рационального распределения экономических ресурсов среди направлений развития стандартизации. Экономическая эффективность стандартизации – это часть экономической эффективности научно-технического прогресса. Организующее и управляющее воздействие стандартизации на экономическое развитие страны, отрасли и предприятия обусловливается ее многогранной природой и новыми возможностями, характерными для современного этапа. Во многих случаях последствия мероприятий по стандартизации в разных отраслях промышленности имеют противоположную направленность. Так, внедрение отдельных стандартов, связанное с дополнительными затратами, может быть невыгодно изготовителю, но приносит выигрыш потребителю (это касается, например, стандартов в сфере экологического менеджмента, охраны природы). Наоборот, существенные преимущества может получить изготовитель, например, в результате широкого проведения унификации производственных процессов, в то время как потребитель этих преимуществ полностью не ощутит. Такой сложный и противоречивый характер последствий стандартизации оказывает решающее влияние на принципы и методы определения ее экономической эффективности. В зависимости от целей определения экономической эффективности, полноты охвата экономических последствий стандартизации, масштабов проведения расчетов (народное хозяйство, отрасль, предприятие) и периода времени, в который выполняются расчеты, различают:
- общую эффективность стандартизации в народном хозяйстве или отрасли (в практических расчетах определяется пока редко);
- сравнительную экономическую эффективность (характеризует преимущества одного варианта мероприятий перед другими);
- проектную (при разработке перспективных и годовых планов стандартизации);
- расчетную (при внедрении стандартов на предприятии или в отрасли); - фактическую (реально достигнутая в результате выпуска и потребления продукции в отрасли или на предприятии);
- частную (характеризует экономическую целесообразность стандарта
или эффект, получаемый в различных сферах создания и потребления продукции).
Поэтому в процессе исследований, проводимых в области экономики стандартизации, должны решаться задачи теоретического и прикладного характера, определяться оптимальные соотношения между затратами и величиной экономического эффекта, выявляться механизмы влияния стандартизации на повышение эффективности общественного производства и другие. Однако следует констатировать, что проведение экономической работы по стандартизации и накопленный опыт как в области научных исследований, так и в области практических расчетов 1970-х и 1980-х годов забыты. Забыта и Единая система технико-экономической оптимизации стандартизации (ЕСТЭОС). В 1970-х годах эта система представляла собой специально спроектированный, отлаженный и внедренный комплекс экономических методов, экономико-математических моделей, организационных форм и других современных средств управления, позволяющих обеспечить оптимизацию работ в области стандартизации на базе использования современной вычислительной техники. На современном этапе возникла необходимость разработки новой аналогичной системы, как одного из основных путей решения экономики стандартизации, расширения работ по стандартизации и усиления ее роли как одного из факторов экономического развития на всех иерархических ступенях нашего общества. Начальным этапом решения этой проблемы считаем применение подхода на основе «оценки эффекта с точки зрения процесса». Процессный подход оценки предполагает выделение основных процессов, создающих ценность в рассматриваемой системе, определение ключевых взаимосвязей между предлагаемыми изменениями (например, новыми или актуализируемыми стандартами) и создающими ценность процессами, и оценку экономической эффективности процессов после внедрения рассматриваемых стандартов. Сложившаяся к настоящему времени экономическая структура системы стандартизации требует дальнейшего развития в части: - обоснования приоритетных направлений развития стандартизации, разработки и уточнения методологии влияния стандартизации, выявления и разработки моделей, механизмов и методов оценки и оптимизации экономической эффективности влияния стандартизации на экономическое развитие страны, отрасли и предприятия, принципов экономического прогнозирования и планирования; - оптимизации бюджетного финансирования и финансирования инвестиций по основным приоритетным для государства направлениям развития стандартизации; - формирования единой системы платного распространения стандартов с целью экономического стимулирования разработки и актуализации наиболее востребованных стандартов на базе рыночных механизмов; - повышения инвестиционной привлекательности разработки стандартов для негосударственных структур. В рассмотрении связи стандартизации с другими науками представляет интерес и уже упомянутая публикация [16]. Автор, опираясь на материалы и положения [17], [37] и [38], констатирует, что стандартизация должна основываться на законах, аналогичным законам информации, а именно: законе энтропии; законе инвариантности научных знаний; законе экспансии научных знаний и законе сохранения жизнеспособности научных знаний.
Закон энтропии определяет общее направление в работах по стандартизации, связанное с унификацией информации о выделенном объекте и превращением этой информации в научное знание.
Закон инвариантности научных знаний предполагает, что стандартизация направлена на выявление
устойчивых научных знаний, которые целесообразно фиксировать в стандартах, несмотря на происходящие изменения отдельных свойств выделенного объекта.
Закон экспансии научных знаний предусматривает активное применение инвариантных научных знаний, без чего стандартизация не может быть эффективной. Только широкое применение закрепленных в стандарте знаний обеспечит целесообразность проведения работ по стандартизации.
Закон сохранения жизнеспособности научных знаний устанавливает разумные границы стандартизации, не допускающие нанесения ущерба развитию человечества и приносящие ему практическую выгоду. Автор отмечает, что указанные законы должны быть положены в основу описания значения стандартизации для нормативно-информационного обеспечения экономического развития государства и определения места стандартизации в системе наук. Рассматривается также в приложении к стандартизации и такое направление в науке как
семиотика – наука изучающая нормативные документы по стандартизации, в которую входят три традиционные для семиотики дисциплины – синтактика стандартизации, семантика стандартизации и прагматика стандартизации. Названные дисциплины должны изучать как системы стандартов в целом, так и отдельные стандарты и их основные элементы.
Синтактика стандартизации, занимающаяся поиском наиболее удобных форм представления информации на уровне как отдельного документа , так и системы стандартизации в целом.
Семантика стандартизации, изучающая способы преобразования знаний об объекте стандартизации в информацию и представление этой информации в виде текстов документов по стандартизации или системы стандартов в целом.
Прагматика стандартизации, изучающая отношение субъектов, воспринимающих и использующих в повседневной деятельности информацию, помещенную в документах по стандартизации. Нельзя не согласиться с выводами автора, который после вышеотмеченного заключает, что без стандартизации не могут развиваться другие науки, так как она позволяет решить первоочередную задачу любой из них, связанную с классификацией объекта исследования и формирования языка описания предмета исследования. Но в то же время стандартизация не может развиваться, не опираясь на многие математические и технические дисциплины. Памятуя о том, что одной из основных задач стандартизации на сегодняшнем этапе является обеспечение повышения качества жизни человека, автор публикации [39] для определения области стандартизации, ее проблем и путей их решения предложил
стандартософию – новую развивающуюся теорию о нормативном обеспечении качества жизни человека. Впервые в отечественной практике в ГОСТ Р 51750-2001 [40] было стандартизовано определение стандартософии и представлены две концептуальные модели (включая "Требования общества" и "Homo-strategic"). Стандартософия, определяемая автором как стандартизованная уже или стандартизуемая еще мудрость в природе и в обществе, включает в себя общую теорию идентификации, структурирования, систематизации, нацеливания и прогнозирования проявлений субъектов при стратегических ограничениях состояния и развития явления, объекта и/или субъекта рамочными технологиями с учетом четырех обязательных для любой деятельности блоков стратегий, четырех дополнительных групп регуляторов и восьми функций документирования[40].
Стандартософия является действенным аппаратом практической гармонизации нормативного сопровождения любых процессов, происходящих в среде обитания человека, на основе одновременного учета четырех блоков аспектных стратегий – ресурсных, производственных, экологических и социальных, образующих аналитическую «рамку» на сторонах прямоугольника, а идеально- квадрата. По своему содержанию аспектные стратегии являются динамическим набором правил и процедур, обеспечивающих подготовку и принятие решений по перспективному развитию любого объекта, субъекта или процесса; они обеспечивают возможность комплексного рассмотрения любой проблемы (от космического уровня до бытового) в сфере деятельности человека в четырех областях: обеспечение ресурсами, организация производства, сохранение окружающей среды и повышение эффективности социальных коммуникаций. Стандартософия М.Б. Плущевским в своих
десятках публикаций на протяжении 1991-2009 гг. автономно и с соавторами [например, 41-48] рассматривается как целостная система стратегического миропонимания и осмысления субъектом своих возможностей (внутренних и внешних) в любой области человеческой деятельности для выработки в конечном счете правильных и реализуемых на практике управленческих решений. Структурирование проблем, объектов и событий (далее – предметов) позволяет как бы «заглянуть» внутрь предметов и увидеть скрытые механизмы, взаимосвязи и взаимозависимости между ними, которые определяют состояние рассматриваемого предмета и дают возможность прогнозировать его изменения под действием внешних и внутренних факторов. Как правило, на первом этапе структурирования предмет анализа расписывается по четырем блокам обязательных стратегий: ресурсных, технологических, социальных и экологических. Вопросы, на которые необходимо ответить внутри каждого блока стратегий, зависят от предмета анализа (производственный объект, научная проблема, общественно-политическое событие и так далее). Более детальный этап анализа рассматриваемого объекта может быть выполнен при продолжении его структурирования с использованием четырех групп регуляторов: энерго-транспортных, товарно-финансовых, нормативно-метрологических и информационно-управляющих. В результате получается более подробная «внешняя» картина связи изучаемого объекта, явления с более четко обозначенными товарно-экономическими связями. Такое структурирование позволяет анализировать изучаемый объект по характеру следующих потоков данных: - энерго-транспортным; - товарно-финансовым; - нормативно-метрологическим; - информационно-ориентирующим (управляющим). Содержание ответов на вопросы по каждому регулятору также зависит от предмета анализа, профессиональной подготовки исследователя и целей, которые поставлены перед исследователем. Функции документирования включают предложенные автором восемь функций стандартизации, как научно-технической деятельности: - гармонизирующая; - охранная; - коммуникативная; - социокультурная; - логистическая; - ресурсосберегающая; - регламентирующая; - негэнтропийная. По результатам рассмотрения представленных данных об объекте руководством принимаются решения, обеспечивающие успешную реализацию любых проектов. Самым заметным и успешно реализуемым на протяжении 12 лет (с 1998 года) проектом является Конкурс Программы «100 лучших товаров России», методически базирующийся на использовании четырех блоков стратегий и четырех групп регуляторов, характеристики которых (в 100-балльной шкале порядка) формируются на основе данных о товаре (продукции или услуге) на стадиях создания, изготовления, представления на рынок, применения потребителем и ликвидации после использования [45-47]. Сравнительный анализ содержания проектов специальных технических регламентов и разработка предложений по универсальной структуре документов на основе нового стратегического подхода представлен в одной из публикаций на эту тему [48]. Практическое использование стандартософии было реализовано при анализе состоятельности действующих систем межгосударственных и национальных стандартов Российской Федерации. Для анализа стратегической состоятельности систем стандартов авторами данного материала был использован аппарат стандартософии, в частности, СИФР-подход [49]. Каждая из рассматриваемых (действующих) систем анализировалась на наличие стандартов, прямо или косвенно отображающих элементы стратегической состоятельности (в соответствии с таблицей 1), причем система считалась состоятельной в рыночных отношениях хозяйствования, если стандартами охвачены все блоки, регуляторы и в них учтены все функции деятельности. В остальных случаях формировались предложения по развитию систем стандартов.
Таблица 1 Матрица для анализа состоятельности систем стандартов
Элементы СИФР-технологи- ческого подхода к анализу систем стандартов
|
Система 1
|
Система 2
|
Система 3
|
…
|
Система n
|
Блоки обязательных стратегий деятельности
|
Целе-экологические (О – стратегии)
|
|
|
|
|
|
Социально-организационные (С – стратегии)
|
|
|
|
|
|
Ресурсо-обеспечивающие и сберегающие (Т – стратегии)
|
|
|
|
|
|
Производственно-технологическкие (М – стратегии)
|
|
|
|
|
|
Регуляторы деятельности
|
Энерго-транспортные (ЭТ – регулятор)
|
|
|
|
|
|
Товарно-финансовые (ТФ – регулятор)
|
|
|
|
|
|
Нормативно-метрологические (НМ – регулятор)
|
|
|
|
|
|
Информационно-ориентирующие (ИО – регулятор)
|
|
|
|
|
|
Функции деятельности в (сфере стандартизации)
|
1 Гармонизирующая (требования и положения)
|
|
|
|
|
|
2 Охранная (охрана окружающей среды и защита жизни людей)
|
|
|
|
|
|
3 Коммуникативная (социальные отношения людей)
|
|
|
|
|
|
4 Социокультурная (обеспечение совместимости и взаимозаменяемости)
|
|
|
|
|
|
5 Логистическая (снабжение ресурсами)
|
|
|
|
|
|
6 Ресурсосберегающая (рациональное и экономное расходование ресурсов)
|
|
|
|
|
|
7 Регламентирующая (технологические операции и процессы)
|
|
|
|
|
|
8 Негэнтропийная (учет инноваций и воспроизведения)
|
|
|
|
|
|
<предыдущая страница | следующая страница>