Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
Г. П. Бунин М. Б. Плущевский А. В. Плотников

Стандартизация как научно-техническая деятельность и перспективы становления ее как науки: взгляд на проблемы и пути их решения

«В нашей стране закон становится законом, когда он поддержан волей широчайших кругов трудящихся, и стандартизаторы могут успешно стать законодателями лишь тогда, когда в основу их работы будут положены научные знания…» (Г.М. Кржижановский)

Введение

Стандартизация до середины прошлого века была незаметна широкому кругу общественности и не воспринималась людьми как нечто исключительно важное для жизни, как, скажем, производство. Сегодня же, когда стандарты начинают все значительнее влиять на повседневную жизнь человека, его деятельность в качестве активного средства организации производственных процессов и регулирования широкого спектра общественных отношений, не заметить, не ощутить это явление стало невозможно. И чем глубже, основательней разрабатываются технические, экономические, правовые вопросы стандартизации, тем все настоятельнее выдвигается требование совершенствования теоретических основ стандартизации, чтобы быстрее и с меньшими ошибками, затратами формировать требования к продукции, работам, услугам, являющимися товарами повседневного спроса.



Смысл данного материала видится не в том, что авторы хотели рассказать все о стандартизации (в принципе это невозможно), задача была в том, чтобы помочь специалисту-стандартизатору и будущему специалисту в этой области сориентироваться в основных проблемах стандартизации, увидеть и наметить пути собственного участия в решении этих проблем, заинтересовать будущего специалиста, помочь ему найти свой смысл в деятельности по стандартизации и тем самым профессионально самоопределиться.

Важно усвоить, что стандартизация является одним из эффективных средств воздействия на экономику, используемым прежде всего для установления рациональной номенклатуры и основных параметров выпускаемой продукции, повышения качества и снижения затрат на проектирование, производство, применение и ликвидацию с утилизацией инертных частей и удалением опасных составляющих отходов и сбросов. Процесс признания стандартизации, происходивший в 50-60-е и в 80-90-е годы прошлого века, не был простым. За нужность и важность стандартизации приходилось бороться, что, видимо, придется делать и сегодня. О стандартизации, как отмечает автор [1],в течение последних лет было не принято говорить положительно. Трагедию «ненужности» недавно ощутили на себе тысячи наших современников, которые работали и работают в стандартизации. Сам термин «стандартизация» потеснился, отдав приоритет «техническому регулированию». Сейчас появилась надежда, что огульное порицание стандартов отходит в прошлое. Реформаторы стандартизации все чаще стали говорить о том, что техническое регулирование без стандартов не получится. Положительное решение проблемы совершенствования общих научно-методических основ стандартизации обеспечит эффективное решение не только основной проблемы определения стандартизации как науки, но также других методических и организационных проблем стандартизации: обеспечение обоснованного выбора объектов стандартизации, совершенствование методов и организации планирования работ по стандартизации, определение целесообразности создания тех или иных систем документов по стандартизации (национальной, отраслевых и фирменных) с определением их структуры и состава. А все это открывает широкие возможности применения количественных методов анализа и синтеза требований и соответствующих систем документов по стандартизации. Специалист, накопивший некоторый опыт, замечает, что разрозненные факты, взятые в отдельности, не представляют интереса, но в совокупности начинают приобретать существенное значение. У него появляется необходимость обобщения накопленных фактов, установления между ними взаимной связи и приведения к определенной системе, подлежащей документированию. Так и в области стандартизации уже появились первые обобщающие работы, накоплен немалый опыт, который по-настоящему еще не был проанализирован и в полной мере не используется. В памяти инженеров старшего поколения помнится, что технология не признавалась даже прикладной наукой. Она представляла собой лишь изложение сведений о методах изготовления отдельных деталей, о сборке некоторых машин и то отрывочное и не систематизированное. Но постепенно отношение к технологии изменилось и ее начали признавать наукой. Такой процесс происходит в настоящее время и со стандартизацией. Стандартизация – это отрасль знаний, включающая достижения всех наук – теоретических и прикладных, естественных и точных и прежде всего математики, физики, химии и рядом смежных научных дисциплин в области конструирования машин и приборов, технологии, материаловедения, экономики и научной организации производства – с целью создания комплексных построений, где каждое техническое решение является результатом тщательного изучения и отбора всего наилучшего, оптимального, всесторонне взвешенного.

1 О термине «стандартизация»

Термин «стандартизация» встречается сейчас в техническом и нашем обыденном языке достаточно часто, а у специалистов-стандартизаторов этот термин на слуху ежедневно. Значение термина «стандартизация» на всем протяжении развития этой научно-технической деятельности усиливалось. А содержание определения совершенствовалась в сторону улучшения четкости изложения, ясности и однозначности понимания. В определение термина, по нашему мнению, должна быть заложена такая основа, опираясь на которую можно было бы в положениях Национальной системы стандартизации (далее - НСС) установить сущность, принципы деятельности по стандартизации и ее границы. Как же «звучит» термин «стандартизация» сегодня? В Федеральном законе [2] указано: «Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг». В национальном стандарте Российской Федерации [3] установлен термин «российская национальная стандартизация» с определением, идентичным определению, указанному в Федеральном законе [2]. В соответствии с Руководством ИСО/МЭК 2:2004 стандартизация определяется как «деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач». Из всех перечисленных и иных определений данного термина вытекает следующее: стандартизация – это область совместной деятельности ученых, инженеров и экономистов, которая заключается прежде всего в отборе из множества видов продукции (работ, услуг) одинакового назначения одного или небольшого числа видов этой продукции (работ, услуг) с наилучшими качествами (свойствами), т.е. отвечающими требованиям сегодняшнего дня и обеспечивающими наибольшее удовлетворение потребностей общества. Однако следует отметить, что отсутствие в определениях термина признака «разработки» правил, устанавливаемых в документах по стандартизации, вступает в противоречие с другими своими положениями НСС и с практикой работ по стандартизации. Суть в том, что всякие правила, включаемые в стандарты или другие документы по стандартизации, прежде всего должны быть обоснованы и разработаны, что и делается на практике в соответствии с требованиями НСС. Термин «стандартизация» предопределяет также проведение научных изысканий и экспериментов, поскольку стандартизация строится на основе накопления фактов, опыта и знаний. Данное обстоятельство еще на заре развития отечественной стандартизации отметил Г.М. Кржижановский, который писал: «В нашей стране закон становится законом, когда он поддержан волей широчайших кругов трудящихся, и стандартизаторы могут успешно стать законодателями лишь тогда, когда в основу их работы будут положены научные знания…»[4]. Но почему-то в Федеральном законе [2] и в стандарте [3] одному и тому же определению даны разные названия: «стандартизация» и «российская национальная стандартизация».

2 Три составные части стандартизации. Стандартизатор-профессионал До недавних пор было распространено мнение, что развитие стандартизации происходит путем постепенного накопления все новых и новых знаний о ней и научных истин. Такой взгляд, который связан с кумулятивизмом, в лучшем случае может относится к отдельным этапам и периодам развития стандартизации как в бывшем СССР, так и в сегодняшней России. Он не отражает целостной картины развития стандартизации как науки, ибо на протяжении более восьмидесятилетнего периода наблюдался пересмотр ранних представлений и концепций. Поэтому развитие стандартизации как науки не сводится к простому процессу накопления (кумуляции) знаний. Как известно, наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями, которые сопровождаются пересмотром и/или уточнением и критикой прежних целей, идей, программ, методов исследования, т.е. пересмотром всего того, что называется парадигмой науки. Переход к новой парадигме связан с развитием и взаимодействием двух дополняющих друг друга процессов: дифференциации и интеграции знания. Дифференциация научного знания – это необходимый этап в развитии науки, направленный на более тщательное изучение отдельных явлений и процессов в определенной области действительности. Интеграция научного знания – это отображение единства и целостности природы, осуществляемое в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в двадцатом столетии системным подходом. Интеграцию научного знания еще называют интегративным подходом. В настоящее время наиболее эффективным средством интегративных исследований является системный подход. Этот научный метод представляет собой воплощение единства всех форм знаний в мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук, а с другой – об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный, реальный мир – природа и общество. Сегодня особое значение для понимания единства не только естественно-научного, но и социально-гуманитарного знания имеют новые интегративные методы исследования. Речь идет о системном методе, новой концепции самоорганизации, возникшей в рамках синергетики, а также общей теории информации. При системном подходе объекты исследования рассматриваются как элементы некоторой целостности или системы, связанные между собой определенными отношениями, образующими структуру системы. В результате взаимодействия этих элементов общие, целостные свойства системы будут качественно отличаться от свойств составляющих ее элементов и не сводятся к простой их сумме. Такие свойства называют эмерджентными, или возникающими, поскольку они появляются или образуются именно в процессе взаимодействия элементов системы. По этому поводу часто говорят, что свойства системы как целого не сводятся к сумме свойств частей. Ярким примером этому являются свойства воды как жидкости, которые качественно отличаются от свойств образующих ее составных частей: кислорода и водорода, в свободном состоянии представляющих собой газообразные вещества. Понятие «наука» в современном понимании отличается от понятия «учение», поскольку наука предполагает не только глубокое размышление и систематическое изложение мысли, но и особую исследовательскую деятельность, построенную на основе специальных методов. Стандартизация, развиваясь вначале как одна из дисциплин (направлений) экономики, взяла на вооружение идеи философии о существе мира, экспериментальной физики, экономической науки, прикладной статистики, математики и др., что позволяет ей выделиться в большое самостоятельное направление научно-технической деятельности. В середине ХХ века стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения методов и принципов стандартизации в различных областях практики – при организации трудовой деятельности, в машиностроении, приборостроении, экономике, в военном деле и др. Таким образом появилась прикладная стандартизация. Затем начала формироваться и иная форма стандартизации, которая особенно раскрылась в 1960-1980 гг. Она была направлена на скорейшее развитие экономики страны. Это был мощнейший толчок к развитию научно-исследовательской стандартизации, ставившей перед собой решение новых задач во всех отраслях экономики и военном деле. С этого момента стала развиваться научно-исследовательская и прикладная стандартизация, и вместе с ними - практика стандартизации. Как видим, сегодня стандартизация включает три основных, теснейшим образом связанных между собой сферы, в которых может быть занят стандартизатор-профессионал. Многие специалисты считают себя «неплохими стандартизаторами», потому что они общаются друг с другом, решают какие-то вопросы, понимают друг друга и т.п. Такое положение дел имеет право быть. И даже стандартизаторы-профессионалы в немалой степени опираются на их опыт. Поэтому не следует отвергать тот факт, что сейчас многие специалисты различают стандартизацию научную и практическую. Стандартизация практическая связана с конкретными жизненными ситуациями, а научная стремится к обобщенному знанию, обоснованному на выявлении общих закономерностей. Стандартизация практическая больше носит интуитивный характер, а научная стандартизация стремится к рациональному объяснению и решению задач и даже прогнозированию событий. Стандартизация практическая передается в очень ограниченных вариантах (через общение, официальные письма, приказы, официальные предложения и т.п.), а научная стандартизация передается через специальную систему знаний, накопленного опыта (через научные публикации, лекции, стандарты, аккумулируются в научных школах институтов, через специальные исследования и эксперименты и т.п.). Научная стандартизация располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом по стандартизации, недоступным ни одному носителю стандартизации практической, поскольку, как было ранее отмечено, особая характеристика научного знания - его системность и упорядоченность, что позволяет каждому стандартизатору-профессионалу ориентироваться во всем многообразии знания о стандартизации. Но при этом нельзя говорить о превосходстве научной стандартизации над стандартизацией практической, т.к. на самом деле они взаимно дополняют друг друга. Однако стандартизатор-профессионал и «стандартизатор-любитель» все-таки имеют принципиальные отличия, состоящие в следующем: - во-первых, наличие теоретической базы у стандартизатора-профессионала, в которой главным являются систематизированные, обобщенные знания о стандартизации и ее результатах; - во-вторых, опора стандартизатора-профессионала на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразии научных проблем, связанных со сферой стандартизации, но и уметь находить себя в решении этих проблем, уметь приложить метод научного познания к своей научно-практической деятельности; - в-третьих, использование стандартизатором-профессионалом специальных разработанных, научно обоснованных и подтвердивших себя на практике в сфере стандартизации методик, правил и порядка; - в-четвертых, особая ответственность стандартизатора-профессионала в выполнении работ и создании своего имиджа, имиджа коллектива, в котором он работает; - в-пятых, способность стандартизатора-профессионала к профессиональному развитию и саморазвитию. Он делает это осмысленно и систематизировано. Практика работ показывает, что лучшим условием профессионального саморазвития является увлеченность какой-то идеей; - в-шестых, наличие у стандартизатора-профессионала документа о стандартизационном образовании. Хотя это отличие формальное, т.к. могут быть «стандартизаторы-любители», стоящие выше на голову стандартизатора-профессионала, но в большинстве случаев документ является знаком профессионализма. Естественно, в полной мере соответствовать всем характеристикам стандартизатора-профессионала могут даже далеко не все реально работающие стандартизаторы-специалисты. А может быть и так, что «стандартизаторы-любители» могут приближаться к настоящим профессионалам. Рассмотренные различия носят условный характер и являются ориентиром для саморазвития специалиста-стандартизатора. С учетом оценки этих позиций можно сказать, что стандартизатор-профессионал – это не только прикладник и практик, но еще и ученый исследователь. Мы говорили о стандартизаторе-профессионале и тем самым подчеркивали, что есть такая профессия стандартизатор. А как на самом деле? Есть понятие «стандартизация» в значении абстрактной востребованности обществом этой особой сферы человеческой деятельности. Есть сообщество людей, занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни. Но в идеале отсутствует система подготовки специалистов-теоретиков в данной области деятельности, хотя многие образовательные учреждения выпускают стандартизаторов в конкретных востребованных обществом направлениях деятельности. Юридически профессия «стандартизатор-теоретик» у нас не установлена. Это подтверждается еще и тем, что в «Едином тарифно-квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 № 787 (в редакции от 20.12.2003), отсутствует и такая специальность, как стандартизатор. Фигурирует только должность заведующего отделом стандартизации. Такое положение дел настраивает пока на неутешительные выводы. Значимость стандартизации в развитии экономики страны с каждым годом повышается, а отсюда и более очевидной становится потребность в подготовке отечественных специалистов в этой области. На данном этапе создание в стране института высококвалифицированных специалистов-стандартизаторов является архиважной задачей Ростехрегулирования. Однако до сих пор начальные основы знаний по стандартизации, необходимые каждому образованному человеку, получить практически негде.

3 Стандартизация как наука 3.1 Общее представление о науке Понятие «наука» достаточно многообразно. Во-первых, под наукой понимают особую сферу человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира и создание способов взаимодействия с ним. В этом смысле говорят о том, что он (она) занимается научной деятельностью. Во-вторых, под наукой понимается особый способ познания мира, отличный от обыденного познания. В этом смысле говорят о научных подходах, о научных данных и т.п. В-третьих, под наукой имеется в виду сама система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности. В этом случае говорят о науке с большой буквы, поскольку при утверждении того или иного факта говорят: «Наука утверждает, что…». Здесь главную роль играют законы – открытые устойчивые связи между явлениями. В-четвертых, под наукой иногда понимают систему учреждений и организаций (академий, институтов, лабораторий, профессиональных сообществ и т.п.), в рамках которой организуется и проводится исследовательская деятельность. В этом случае говорят о том, что он (она) «занят(а) в сфере науки», «является работником науки». По объекту исследований [(два основных научных объекта – природа (органическая и неорганическая) и человек (человеческое общество и мышление)] различают естественные и гуманитарные науки, последние подразделяются на социальные и философские, а по способу деятельности – фундаментальные («чистые») и прикладные науки. Фундаментальные науки – науки познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование полученных знаний. Прикладные науки – науки, ориентированные на практику, применяя к ней знания, полученные в фундаментальных науках, и служащие непосредственно нуждам общества. Таким образом, понятия науки и ее основные разновидности рассмотрены. Теперь можно перейти к вопросу стандартизация как науке, но предварительно для этого рассмотрим следующее: 1. Что является объектом и аспектом стандартизации? 2. Какими принципами и методами располагает стандартизация? 3. Какое место занимает стандартизация в ряду других наук? Ответы на эти вопросы и будут введением в стандартизацию как науку. Эти же вопросы помогут нам рассмотреть деятельность стандартизатора-профессионала как стандартизатора-исследователя.

3.2 Взгляд на проблему За все годы деятельности по стандартизации в стране достигнуты бесспорные успехи и накоплен немалый опыт в этой области. Однако по-настоящему этот опыт не обобщен и не проанализирован. Стандартизация, как область практической деятельности людей, нуждается в глубокой и всесторонней разработке ее теоретических основ, т.е. целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств этой области деятельности. Стандартизация должна не только основываться на соответствующем опыте, но и иметь свою научную методологию. По мнению академика А.И. Берга [5], значение стандартизации как высокоэффективного средства упорядочения всей научной и хозяйственной деятельности общества «будет тем выше, а результаты тем эффективней, чем больше она будет опираться на все достижения современной науки, чем быстрее будут развиваться и совершенствоваться научные основы самой стандартизации». Однако опыт работы в области стандартизации показывает, что за последние 30-35 лет со времени разработки и ввода в действие первых изданий, определяющих Государственную систему стандартизации и Национальную систему стандартизации, научно-методические основы стандартизации не получили должного развития. При этом в нашей стране и за рубежом с каждым годом появляется все больше науковедческих работ. Науковеды на основе качественного и количественного анализа стремятся разрабатывать теоретические основы организации, планирования и управления наукой, ставить и решать кардинальные проблемы ее дальнейшего развития. Это относится к науке в целом и к отдельным ее областям, в том числе и к стандартизации. «То, что сама стандартизация становится в наши дни наукой, теперь уже ни у кого не вызывает сомнений, - заявил на VII сессии Генеральной Ассамблеи ИСО в Москве Председатель Комитета стандартов В.В. Бойцов. Эта наука включает разработку как теоретических основ стандартизации, так и методов оценки экономической эффективности. В содержание науки стандартизации входит также создание научных основ межотраслевой унификации и методов комплексной стандартизации, определение критериев и методов оценки качества продукции, а также обеспечение достоверности и сопоставимости всей действующей в народном хозяйстве информации. Это далеко не полный перечень вопросов, которыми должна заниматься стандартизация»[6]. В публикации [7] проведен определенный анализ зарубежных материалов по системе знаний о стандартизации и освещены некоторые методологические проблемы теории стандартизации. В частности, ссылаясь на [8], авторы указывают, что известный американский ученый Р. Бреди назвал стандартизацию одной из важнейших аспектов научной революции в машиностроении (наряду с революцией в области химии, автоматизации и систем энергоснабжения). Стандартизация, неразрывно связанная с другими науками, играет существеннейшую роль в научных исследованиях. Бреди утверждает, что «…коль скоро речь идет о производственных процессах, системы стандартов играют роль ключа к научной революции в промышленности, ключа, который становится все более необходимым по мере того, как эта революция захватывает все новые производственные процессы общества в целом». По мнению зарубежных специалистов, как отмечают авторы, в методологических целях стандартизация может и должна взять на вооружение такую науку, как философия. На это указывал и словацкий ученый Я. Гарай, выступая на одном из международных симпозиумов в 1967 году [9]. По его мнению, недостаточная разработка теории стандартизации есть следствие техницизма и практицизма, овладевшего умами многих стандартизаторов. Прежде, чем приступить к исследованию, указывал он, необходимо не только ограничить предмет исследования, но и правильно определить сам предмет. Речь идет, подчеркивает Я. Гарай, о философии стандартизации, которая отвечает на вопрос, что является и что не является предметом стандартизации. Если мы говорим о стандартизации труда (работы), то это, безусловно, категория экономическая. Однако это вовсе не означает, что речь идет только о промышленном производстве, организации распределения и потребления. Необходимо, уточняет он, приучить людей к мысли, что стандартизация не исчерпывается только техникой, что нормировать можно каждую повторяющуюся деятельность человека, как и каждое повторяющееся движение, и не только конкретное, но и абстрактное, потому что нормировать – это значит определять, систематизировать и уточнять все, в том числе и понятия. По мнению польского специалиста Е. Ордона [10], стандартизаторы располагают значительным количеством сведений, которые имеют большое практическое значение, главным образом при разработке стандартов, и незначительными достижениями в области теории. Отсутствует методика широкого комплексного охвата проблемы в целом. Е. Ордон приводит подробный перечень положений, составляющих, по его мнению, систему знаний о стандартизации, которые очень редко рассматривают с точки зрения методов научного исследования. Однако, выдвинутые им положения он не анализирует и не систематизирует. Взаимосвязь отдельных положений не устанавливается. Проблема изучения системы знаний в ее развитии, тенденции и перспективы этого развития в работе не поставлены, хотя и было указано на привлечение в логическом анализе стандартизации таких понятий, как система и структура. Свой вклад в разрешение общеметодических проблем стандартизации внесли немецкие специалисты. Так, в книге Х. Сименса [11] рассмотрены основные научные принципы и методы стандартизации. Особый интерес представляют материалы, посвященные методике разработки стандартов и анализу проблемы пределов стандартизации. Методика Сименса содержит десять тезисов, которыми следует руководствоваться при разработке стандартов. Первый тезис определяет необходимость и целесообразность разработки стандарта. Второй тезис формулирует ответственность за разработку стандарта. Третий тезис определяет обязанности по подбору соответствующей литературы и документации по стандартизации. Четвертый тезис формирует прогрессивный характер стандарта. Пятый тезис формулирует функции стандарта. Шестой тезис определяет характер показателей стандарта. Седьмой тезис посвящен о систематизации. Восьмой тезис характеризует связь между стандартами. Девятый тезис связан с внедрением стандарта, а десятый тезис направлен на оценку эффективности стандарта. Возражая против якобы «непродуктивности» стандартизации, Сименс указывает, что корень зла – в плохой теоретической подготовке специалистов в части стандартизации. Проблемой, как отмечают авторы [7], является и периодичность пересмотра стандартов. У зарубежных специалистов единой точки зрения на эту проблему нет. «Невозможно точно установить частоту пересмотра стандартов», - пишут известные английские стандартизаторы Х. Бинни и Х. Гласс [12]. По их мнению, это зависит от темпов развития промышленности в данной стране. Системный подход к стандартизации отмечен в трудах индийский ученых Л. Вермана и Х. Висвесварайя [13]. Они рассматривают стандартизацию как систему систем: политической, законодательной, экономической, промышленной, транспортной, сельскохозяйственной и других, - которые, по их мнению, в своей совокупности и определяют основную организационную структуру, характер, цели и задачи стандартизации в обеспечение развития общества. Система стандартизации по Л. Верману и Х. Висвесварайю должна включать, как минимум, четыре основных вида деятельности: - НИОКР в области основных принципов, практики и процессов стандартизации; - разработка стандартов; - внедрение стандартов; - содействие в проведении НИОКР по стандартизации. Представленный краткий обзор показывает, что проблемы по разработке основ стандартизации как науки, выявленные зарубежными специалистами в 60-х и 70-х годах прошлого столетия, так и остались неразрешенными по сей день. Известно, что современная стандартизация воплощает в себе большой исторический опыт развития человечества и позволяет, в этой связи, решать одну из сложнейших задач – передачу теоретически достоверных и практически реализуемых знаний, поскольку стандартизация гарантирует использование результатов ранее тщательно проделанной работы всеми, кто сталкивается с соответствующими проблемами. Формой передачи этих знаний является стандарт. Однако, как отмечает автор монографии [13], введение и использование так называемых «общетехнических» и «организационно-методических» стандартов с неопределенным пониманием их содержания, соотношения между ними и с установленными видами стандартов на продукцию порождает серьезные проблемы в обеспечении системности в деятельности по стандартизации. Недостатки в научно-методическом обеспечении стандартизации порождают многие проблемы в практике работ по стандартизации. Так, отсутствие четких общих научно-методических основ стандартизации не позволяет привести в систему существующий фонд документов по стандартизации. А поскольку этот фонд непрерывно растет, то проблема его упорядочения и совершенствования все более усложняется. Сейчас эта проблема решается стандартизаторами путем механического сокращения или увеличения числа стандартов волевым способом. А между тем, по нашему мнению, стандартов не зависимо от категории должно быть столько, сколько их требуется для практики. Управлять же этим фондом, как отмечает автор, можно вполне эффективно, если привести его в систему. Автор также утверждает, что возросшие масштабы работ по стандартизации, необходимость и в то же время сложность взаимного согласования и исключения дублирования требований стандартов обусловливают настоятельную потребность качественных изменений в методике и организации работ по стандартизации. Эти изменения должны быть направлены прежде всего на совершенствование общих научно-методических основ стандартизации и структуры национальной, отраслевых и фирменных систем требований и соответственно систем документов по стандартизации. Предложения по решению указанных и некоторых других связанных с ними проблем излагаются в [14]. Надо сказать, что актуальность этих предложений на сегодняшний день сохранилась, поскольку изложенные в работе результаты представляют собой систему взглядов на все основные методические вопросы стандартизации. Положительное решение проблемы совершенствования общих научно-методических основ стандартизации и структуры национальной, отраслевых и фирменных систем документов по стандартизации обеспечит эффективное решение также многих методических и организационных проблем стандартизации, таких как обеспечение обоснованного выбора объектов стандартизации, совершенствование методики и организации планирования работ по стандартизации, определение целесообразности создания тех или иных систем документов по стандартизации, их структуры и состава. При этом открывается широкая возможность применения количественных методов анализа и синтеза систем требований и соответственно систем документов по стандартизации. Следует подчеркнуть однако, что анализ целей, задач стандартизации, результатов их решения и реализации показывает: за 80-е и 90-е годы прошлого столетия были проделаны определенные шаги по развитию научной базы стандартизации. Это касается развития научной методологии и научного инструментария на основе применения традиционных методов оптимизации в сочетании с экономическими критериями, о чем указывают работы [14] - [25]. Анализ целей и задач стандартизации, направленных на обеспечение нужд обороны, выявил целый ряд особенностей, определяемых спецификой задач и требованиями к моделированию, которые могут быть решены путем использования методов общей теории системного моделирования и ее прикладных аспектов. Специфика задач определяется: - влиянием стандартизации на различные стороны боевой деятельности войск (сил), на эффективность и стоимость изделий военной техники; - наличием противодействия и потерь, многообразия критериев оценки, неопределенностью потребностей в изделиях; - большим числом ограничений и переменных, разрывностью и нелинейностью критериев, необходимостью введения целочисленных параметров, существенной много экстремальностью. Требования к моделированию определяются: - необходимостью комплексного анализа с учетом интересов стран-участниц СНГ; - необходимостью разработки разнообразных моделей вооружений и техники с учетом модульного и агрегатного методов построения изделий; - необходимостью разработки специфического математического аппарата. В изучении тенденции и перспектив развития стандартизации особое место занимает анализ стандартизации как единой целостной системы, о чем особенно подчеркивалось в [14]. Однако, такой анализ с научных, философских позиций до сих пор проводился недостаточно активно. Ярким доказательством тому является следующий пример. С конца 60-х годов прошлого столетия в стране начала внедряться методология тотальной стандартизации, направленной на разработку стандартов мирового уровня на основе международных стандартов ИСО, МЭК и региональных – европейских директив. В СССР не без успеха создавались различные комплексные системы управления качеством продукции. Однако в этот период проявилась негативная тенденция в стандартизации, когда Госстандарт разрабатывал и внедрял огромную массу вызывающих сомнение стандартов и на их основе предпринимал попытки дальнейшего развития систем управления качеством продукции. Однако эта не до конца продуманная (по ожидаемым последствиям) деятельность не привела к эффективным результатам. Вот пример, касающийся решения проблемы оценки экономической эффективности стандартизации и указывающий на недостаточность применения системного подхода и в современной России. В конце 90-х годов прошлого века Госстандартом России были проведены исследования в области экономической эффективности стандартизации [26]. Результатом исследований явились «Рекомендации по определению эффективности работ по стандартизации», утвержденные Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1998 г. № 270. Данные рекомендации, однако, обладали существенным недостатком - в них применены устаревшие подходы по оценке эффективности нововведений, когда величина экономического эффекта оценивается напрямую путем сравнения затрат по конкретному объекту до и после стандартизации, без системной оценки интегрального эффекта стандартизации и ее влияния на национальную экономику (отрасль, предприятия). Ростехрегулированием в 2005 году были разработаны рекомендации по стандартизации Р 50.1.058–2006, связанные, якобы, с оценкой стоимости разработки, экспертизы стандартов и их экономической эффективности. Однако данные рекомендации ограничились методикой расчета трудоемкости разработки и экспертизы стандартов и содержат лишь декларацию основных принципов оценки экономической эффективности, не учитывающую реальные методы определения экономической эффективности стандартизации, которые должны полностью базироваться на единых методологических принципах, основу которых должны составлять источники получения экономического эффекта от внедрения стандартизации в различных сферах производства, включая опытно-конструкторские работы, серийное производство и сферу эксплуатации. Важной особенностью системного методического подхода является комплексный учет всего экономического эффекта, независимо от того, является ли он заслугой научных работников, конструкторов или стандартизаторов. Необходимость применения в стандартизации целостного системного подхода и структурного анализа связана с резким усложнением современного производства, использующего прорывные достижения науки и техники. Что же входит в понятие стандартизации как целостной системы? Стандартизация – это прежде всего система идей, принципов, методов, правил, норм, которые образуют научно-теоретические основы стандартизации; это также совокупность документов по стандартизации – в первую очередь стандартов, создаваемых на основе этих идей и методов; это и комплекс учреждений, организаций, научных кадров, осуществляющих исследования в области стандартизации, разработку, экспертизу, утверждение стандартов и реализующих посредством документов по стандартизации систему идей и методов с последующим контролем за их соблюдением. Выделенные нами составляющие не исчерпывают всей сложности объекта исследования, однако они позволяют учесть те необходимые ограничения, которые позволяют, в свою очередь, вести подлинно научные исследования стандартизации. Целостные системы, как было отмечено ранее, состоят из элементов, определенным образом жестко связанных между собой. Изменение положения одного элемента влечет за собой изменение положения других, а часто и системы в целом. Целостность системы определяется совокупностью объектов, взаимодействие которых обусловливает появление новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее частям. Таким образом в целостных системах на первый план выступает система связей и структура. Связь компонентов целостной системы носит устойчивый характер. Этим объясняется тот факт, что в различного рода процессах взаимодействия со средой целостная система всегда выступает как нечто единое. Стандартизация также является естественной системой, т.е. такой, которая объективно складывалась в процессе развития влияния на природу общественной жизни. По отношению к этой системе система стандартов, созданная человеком для достижения определенной, им же самим поставленной цели, является вторичной, искусственной. И в том, и в другом случае развитие шло от учета упрощенной схемы явления или объекта, где связи между элементами предположительно носят чисто внешний характер, к целостной сложной системе: т.е. развитие шло от системы неорганизованной к организованной. Данный процесс продолжается и в настоящее время. По типу взаимодействия компонентов (категории структуры системы) стандартизация относится к целостным системам с социальным взаимодействием. Изучение внутренних и внешних связей стандартов в системе представляет собой важную проблему, решение которой позволит определить оптимальное количество стандартов в системе. Структурный анализ составляет одну из основных задач современной науки: структура – главная характеристика целостной системы. Отражая объективно существующие связи элементов целостной системы, само понятие структуры является абстракцией, одним из способов теоретического выделения системы с целью ее глубокого научного познания. Изучение стандартизации нуждается в понятии структуры прежде всего потому, что это понятие предполагает упорядоченность, а одной из основных целей стандартизации является именно упорядочение многообразия предметов и явлений. Структура стандартизации как объективной системы и структура стандартизации как системы знания различны. Эти структуры могут быть поняты только в процессе развития как самого объекта исследования, так и нашего знания о нем. Характер и методы изучения стандартизации как целостной системы могут быть самыми разнообразными. Таким образом, одним из важнейших условий развития стандартизации является дальнейшая разработка ее научных основ, решение большого числа крупных и сложных теоретических проблем технического, экономического, социального и правового характера, определяющих стандартизацию как науку.

следующая страница>


Г. П. Бунин М. Б. Плущевский А. В. Плотников Стандартизация как научно-техническая деятельность и перспективы становления ее как науки: взгляд на проблемы и пути их решения в нашей стране закон

«В нашей стране закон становится законом, когда он поддержан волей широчайших кругов трудящихся, и стандартизаторы могут успешно стать законодателями лишь тогда, когда в основу их

752.16kb.

10 10 2014
4 стр.


Резолюция международной научно-практической конференции «Пути решения проблем дорожной отрасли стран СНГ и перспективы развития мостостроения»

Научно-практической конференции «Пути решения проблем дорожной отрасли стран СНГ и перспективы развития мостостроения» ученые и специалисты – практики в области автомобильных дорог

61.14kb.

06 10 2014
1 стр.


В. И. Даля сказка определяется как вымышленный рассказ

В процессе сказотерапии ребенок попадает совершенно в другой мир, где герои переживают такие же проблемы, как и сам ребенок. И ценность сказкотерапии в том, что ребенку показывают

63.1kb.

27 09 2014
1 стр.


«Бизнес-старт: проблемы и решения. Перспективы для молодых предпринимателей» в гг

«Бизнес-старт: проблемы и решения. Перспективы для молодых предпринимателей» в г г. Лондон, Оксфорд (Англия), Брюгге (Бельгия), Дрезден (Германия) с 13 по 21 апреля 2013 г

36.66kb.

16 12 2014
1 стр.


Как построить тренировку молодого бегуна

Кмс и мс в беге на средние и длинные дистанции. Как известно, любое планирование тренировки бегунов связано с календарем соревнований. Большинство основных стартов в нашей стране и

220.88kb.

10 09 2014
1 стр.


Игра как культурный феномен

Игра как особый культурно-исторический феномен сопровождает человеческое общество на всем пути его становления и развития, с древнейших времен и до наших дней, являясь важной часть

88.28kb.

26 09 2014
1 стр.


Социальные сервисы в преподавании иностранных языков: перспективы использования

Поэтому упор в развитии педагогических технологий делается на обучение умению самостоятельно находить необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически

146.23kb.

13 10 2014
1 стр.


Политизация религии на юге украины: современное состояние проблемы и пути ее решения

Х вв в кругах интеллигенции. Вместе с тем, интеллигенция негосударственных народов, в том числе украинская, рассматривала церковь как важный фактор создания нации и государства

323.91kb.

28 09 2014
1 стр.