Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

П р и м е ч а н и я: О – стратегии включают стандарты на термины и определения, классификацию, общие положения или требования; С – стратегии включают требования к обучению, квалификации работников, обеспечению их безопасности и осуществлению позитивных коммуникаций между ними; Т – стратегии включают требования и положения, касающиеся инфраструктуры производства, материалов, комплектующих, оборудования и т.д.; М – стратегии касаются собственно производственно-технологической деятельности предприятия, включая изготовление, испытания, утилизацию инертных отходов, удаление опасных отходов. Содержание регуляторов и функций деятельности понятно из наименований и может быть уточнено в процессе анализа систем стандартов.

В частности, в результате проведенной работы над Системой стандартов по гражданской обороне и безопасности в чрезвычайных ситуациях ( система ГОСТ Р 22) было установлено следующее: - в сравнительно короткие сроки создана довольно развития система стандартов ГОСТ Р 22. Однако система недостаточно строго структурирована и не завершена с точки зрения обеспечения устойчивости её функционирования в условиях разнообразных чрезвычайных ситуациях; - в системе стандартов ГОСТ Р 22 отсутствуют стандарты по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах энергетики, как в промышленной, так и в коммунальной сферах, отсутствуют стандарты по безопасности продовольствия, животных и растений; - очень слабо нормативно обеспечены проблемы функционирования транспорта в условиях чрезвычайных ситуаций (только ГОСТ Р 22.2.08-96 по терминологии); - в системе не стандартизована область товарно-финансовых отношений в условиях чрезвычайных ситуаций; - система стандартов ГОСТ Р 22 нуждается в разработке своеобразного "стандарт-интерфейса" по адаптации системы со стандартами на особый период; - в системе информационно- управляющие регуляторы представлены всего одним стандартом ( ГОСТ Р 22.7.01-99 по терминологии), что крайне недостаточно в условиях фактического нарастания техногенных и геопатогенных катастроф.



Важным примером эффективного применения методологии стратегического структурирования является разрабатываемый с участием М.Б. Плущевского и Т.В. Боравской в 2008-2010 гг. проект ГОСТ Р «Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации».

Целью данного стандарта является установление унифицированной терминологии и гармонизированных с европейскими подходами, существенно развивая их, методологическими положениями по идентификации наилучших доступных технологий (НДТ), что информационно и технически облегчит задачи внедрения НДТ хозяйствующими субъектами в отраслях промышленности. В стандарте установлено соответствие между последовательно применяемыми для целей идентификации НДТ терминами «определение, оценка, выбор, идентификация» применительно к НДТ (рис.1). Стрелкой внутри рисунка указан алгоритм обхода аспектов идентификации.






Идентификация НДТ



Целе - атмосфера

Т С

е о

Выбор НДТ х с ц с Оценка НДТ

н ф и ф


о е о е

- р - р

а а




Лито-, гидросфера

Определение НДТ

Рисунок 1 - Модель «Этапы идентификации НДТ»





В указанном проекте стандарта впервые в комплексном варианте исполнения установлены следующие термины и определения:

- идентификация НДТ–подтверждение того, что наименование, состав, структура, свойства технологических операций, характеристик негативного воздействия НДТ на окружающую среду, требования безопасности в изучаемой области соответствуют действующим нормативно-правовым, нормативным и иным документам, в результате чего данная доступная технология признается наилучшей;

- выбор НДТ- выявление и установление в результате сравнения характеристик различных технологий и экономического предпочтения конкретной НДТ другим, существующим в конкретной области деятельности;

- оценка НДТ–удостоверение в том, что характеристики НДТ реализованы в соответствии с требованиями нормативной и технологической документации и данная технология экономически приемлема;

- определение НДТ – установление экспертными и/или экспериментальными способами области применения, особенностей состава, структуры и свойств изучаемой НДТ на предмет ее выбора на фоне других существующих.

П р и м е ч а н и е – Выработка состоятельного (по выбранным критериям) и компактного описания к какому-либо термину;

- методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

П р и м е ч а н и я:

1 Методический подход является результатом приложения методологии к определенной области деятельности.

2 Разница между методом и методологией состоит в том, что метод предполагает конкретным шаги к выполнению задачи, в то время как методология предполагает глобальную стратегию внедрения;

- метод – инструментальный способ, прием достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.

П р и м е ч а н и я:

1 Прием или система (совокупность) приемов практического или теоретического освоения (познания) действительности.

2 Инструкция для пошагового достижения определенной цели.

3 Комплексный подход к организации деятельности во взаимосвязи целей, исполнителей, ресурсов, оборудования и технологий;

- методика – последовательность операций (действий), выполняемых с использованием инструментов, оборудования для осуществления метода.

П р и м е ч а н и е – Совокупность последовательности реализации операций и правил конкретной деятельности с указанием ответственных исполнителей и порядка использования ресурсов.

Данный материал является весьма актуальным и для Европы, где до сих пор существует неопределенность в подходах к идентификации НДТ.






3.6 Стандартизация и социум Эстетика и стандарт. Казалось бы несовместимые понятия. Но это на первый взгляд. Эстетика находит со стандартизацией область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества. Стандартизация не препятствует творческой инициативе конструктора и проектанта, архитектора и художника-оформителя. Именно стандартизации свойственно разнообразие конструктивных решений – при минимуме используемых конструктивных элементов может быть достигнуто разнообразие внешнего оформления изделий, собранных из ограниченного числа стандартных и унифицированных деталей и узлов. Это позволяет изготовлять высокие по своему эстетическому уровню изделия методами самыми производительными и дешевыми – методами массового и многосерийного производства. Ярким подтверждением этому является высказывание известного архитектора Г.Б. Борисовского в своей книге [50]: «…что же необходимо сделать, чтобы окружающие нас стандартные изделия и предметы не молчали,…а дружески разговаривали с нами?» И далее отвечает: «Стандартизация должна стать категорией не только технической, но и эстетической. Мир техники должен соприкасаться с миром искусства. Таков наиболее общий ответ на этот вопрос». Стандарт не уничтожает наш быт, а помогает ему. По этому поводу еще в 1930 г. в статье «Быт и стандарт» очень хорошо сказал первый народный комиссар просвещения А.В. Луначарский: «…Нам совершенно не нужно стандартизовать на весь мир одно ведро, одну кружку, одни брюки, один стул и т.д. и заставлять всех их употреблять. Это было бы огромной ошибкой. Нет, мы можем стандартно создавать ряд образцов». Эта мысль говорит о том, что стандартизация не уничтожает индивидуальности вещи и чувство собственника у человека. Стандартизация создает условия, путем которых человека должны окружать системы вещей красивых, дешевых и надежных, обеспечивающих ему выбор и использование этих вещей, исходя из своих индивидуальных особенностей. В развитии и совершенствовании стандартизации важная роль принадлежит праву. Взаимодействие стандартизации и права имеет две составляющие. Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по стандартизации. В тоже время стандартизация является неотъемлемой частью системы законодательных и иных нормативных актов, закрепляющих правовое положение Ростехрегулирования, органов и служб стандартизации в отраслях экономики страны и регламентирующих разработку, утверждение, внедрение и соблюдение стандартов, а также надзор за ними. Во-вторых, сама стандартизация как деятельность по разработке, установлению и применению норм, требований и правил является также деятельностью не только технико-экономической, но и юридической (нормотворческой и правоприменительной). Результат работы по стандартизации – закрепление в документах по стандартизации обязательных требований к безопасности, охране окружающей среды, защите жизни и здоровья людей, совместимости, взаимозаменяемости, к качеству продукции и т.п. В отношении же тех научных областей, которые ориентированы прежде всего на практику, отметим в первую очередь связь стандартизации с математикой. Как помогает математика стандартизации? Люди, живущие еще в конце XIX века, поняли, что в высокоразвитом обществе все процессы и все виды деятельности, а следовательно, и все орудия требующиеся для этого находятся в теснейшей взаимозависимости. Установив это, они столкнулись и с тем, что проводимая в то время стандартизация тех или иных изделий тоже должна обязательно вестись с учетом всех связей и закономерностей. Но как учесть все это? Вот тут и пришла на помощь математика. Исходя из того, что тот или иной предмет, рассматривающийся с точки зрения своего назначения, характеризуется своими определенными параметрами был выбран основной параметр – размерная или безразмерная величина (например, мощность, скорость, вес, номинал резистора или конденсатора и др.), который наиболее полно отображает предмет. Этот параметр и был положен математиками в основу построения рядов основного параметра. Они предложили строить ряды основных параметров по принципу арифметической и геометрической прогрессий. Числа, входящие в эти ряды, получили название предпочтительных, а сами ряды – ряды предпочтительных чисел. Смысл системы предпочтительных чисел заключается в том, что выбираются те значения параметров и размеров, которые подчиняются строго определенной, математической зависимости. Применение предпочтительных чисел дает возможность установить наиболее рациональную и экономически целесообразную градацию основных параметров. Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел применяются во всех областях техники и во все возрастающем масштабе. Академик Б.В. Гнеденко в свое время указывал на то обстоятельство, что стандартизация относится к изделиям, которые изготовляются или будут изготовляться в большом количестве и однородность которых должна проверяться систематически, что наводит на мысль о важности для разработки ее проблем теории вероятностей и математической статистики. И это действительно так, поскольку выработать методы испытаний сырья, исходных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий невозможно без широкого привлечения аппарата и представлений теории вероятностей и математической статистики. Математическая статистика, например, может быть широко использована при разработке размерных рядов и параметрических стандартов на машины и оборудование. Статистическая обработка исходных данных дает возможность найти функции распределения параметров, установить их взаимосвязь и обоснованно принять некоторые интервалы изменения размеров, параметров или других характеристик в зависимости от общего объема исследуемой продукции. Социология и стандартизация связаны через изучение взаимодействия личности и ее социального окружения для обеспечения высокой производительности труда и повышения эффективности производства на основе систем (комплексов) стандартов безопасности труда, охраны природы, обитаемости человека, средств информатизации и других. Уместно здесь и высказывание лауреата Нобелевской премии академика Н.Н. Семенова, указавшего на место стандартизации в ряду наук [51]. «Стандартизация, - говорит академик Н.Н. Семенов, - это, в сущности, наука о формах наиболее эффективной организации производства, а также потребления его продуктов… Основная задача фундаментальной науки – на основе экспериментальных исследований выяснить внутренние причины явлений природы и таким образом дать их теорию. Фундаментальная наука изучает свойства вещества, разрабатывая новые экспериментальные методы для исследования тех или иных свойств вещества, и выражает эти свойства в виде соответствующих констант. Эти же вопросы являются базой и для стандартизации. Таким образом, фундаментальная наука дает основы для развития стандартизации, а стандартизация, в свою очередь, требует все более точных и широких знаний свойств вещества и тем самым способствует развитию науки. Следовательно, стандартизация соединяет воедино такие основные направления, как экономика, технология и фундаментальная наука». Мы обсудили связь стандартизации с фундаментальными и прикладными науками, задавшись вопросом о ее месте в ряду наук. При обсуждении этого вопроса мы очертили также (хотя и далеко не полностью) круг задач и требований, затронув тем самым вопрос и о структуре современной стандартизации как науки.

3.7 Стандартизация как наука Разработка основ стандартизации как науки берет свое начало в 30-х годах прошлого столетия [52]. В 60-х годах того же столетия данный вопрос был поднят вновь, но с большей активностью, о чем свидетельствуют публикации [5], [7], [53-55]. Затем наметился спад. В этот период более значимыми работами были [14],[15],[35],[56-58]. В процессе обоснования стандартизации как науки ей давались различные названия. Так, в [57] ей было дано название стандартика (без определения термина), в [7] и [56] – стандартоведение (с определением термина в [56] – «комплексное исследование и теоретическое обобщение опыта функционирования научных систем с целью прогнозирования стандартизации, усиления ее потенциала и повышения эффективности стандартизации при помощи средств организационного и социального воздействия»). Из всех этих публикаций особую значимость имеют публикации [7],[14],[15],[52],[53]. Поэтому осознанного и общепринятого понимания стандартизации как раздела науки пока нет, если не считать, помимо определений в [5] и [6], попытку определения стандартизации как науки, предваряя ее выводом о том, что «можно считать стандартизацию самостоятельной наукой, которая должна найти свое место в системе наук», в [16]: «стандартизация – это наука о формах и методах переработки персональных знаний с целью выявления их некоторой общности (конструкции, действия и т.д.) и превращения этих знаний в систему требований, правил, рекомендаций, пригодных для многократного применения при решении реально существующих или потенциальных задач» и в [15]: «…теория стандартизации может быть определена как наука о закономерностях, принципах, методах и формах оптимального упорядочения предметов и процессов научной и производственной деятельности людей». А каков взгляд на эту проблему сегодня? Рассмотрим публикацию [58]. Автор, много работавший в направлении научного осмысливания стандартизации, разработал модель классификации стандартизационных наук (термин введен автором, который на наш взгляд не корректен, поскольку стандартизационная наука должна быть одна). Модель состоит из трех уровней: I – конкретные методики и научно-технические разработки; II – теоретические обобщения прикладных исследований; III – теоретические обобщения фундаментальных исследований, охватываемых девятью орбитами – математические основы, частные теоретические основы, традиционные методы решения задач стандартизации, метод проблемных ситуаций, метод программного решения, теория решений, основы построения автоматизированных и управляющих систем, стандартоведение и философия стандартизации. Выделено четыре сектора: история стандартизации, генетическая стандартизация, стандартизация будущего и специальные отрасли знаний о стандартизации. Генетическая стандартизация, рассматриваемая как наука, изучающая все об отдельных стандартных ингредиентах. Автор называет это онтогенетической стандартизацией и филогенетической стандартизацией, применяя термины, свойственные наукам о биосфере. К этой группе он относит экостандартизацию, занимающуюся изучением взаимодействия стандартных ингредиентов с окружающей средой. Специальные отрасли знаний о стандартизации, к которым отнесены: теория симплификации, типизации, параметрической стандартизации, унификации, биостандартизация, биофикация и новые направления в стандартизации. На стыке с другими науками находятся: методология и логика стандартизации, теория планирования управления стандартизацией, экономика стандартизации, теория экспертизы проектов изделий в отношении уровня стандартизации, теория анализа деятельности предприятий в области стандартизации, теория взаимосвязи стандартизации и специализации проектирования и производства, теория взаимосвязи стандартизации и качества продукции, организационные основы стандартизации, стандартоведение, философия стандартизации. Разработанная в [58] модель классификации показывает место и связь стандартизации с фундаментальными, общественными и экономическими науками. Одновременно модель показывает и значительное отставание теории и философии стандартизации от потребностей и задач сегодняшнего дня. Особо следует указать, что в работе [14] определен «объект теории стандартизации» и «предмет теории стандартизации», о чем ранее упоминалось. Так, объектами теории стандартизации являются процессы развития общественного производства и науки, а также элементы (предметы), на создание и применение которых направлены эти процессы. Предмет теории стандартизации составляют закономерности, принципы, методы и формы оптимального упорядочения предметов и процессов научной и производственной деятельности людей, а также свойства различных объектов стандартизации, охватываемые содержанием основных видов требований по стандартизации. Не без интересен взгляд на место стандартизации в науке, определенный в [59]. Проведенные автором исследования привели его к неутешительному выводу: «Создается впечатление, что стандартизацией в нашей стране занимались методом проб и ошибок. Искали, куда бы ее пристроить. Хотя ряд мудрых голов и настоящих ученых все годы делали попытки работать над философией и теорией стандартизации». Автор подчеркивает, что стандартизация стала одним из важнейших факторов прогресса науки и техники. Однако становится пока робко, не поспевая за вновь возникающими задачами. «Как всякая наука, стандартизация первоначально развивалась стихийно. Преодолев довольно длительный этап эмпирического развития, стандартизация берет сейчас на вооружение весь современный могучий аппарат исследований: экономико-математические методы многокритериальной оптимизации, теорию вероятностей, теорию системно-структурного и функционального анализа и синтеза, теоретические основы и методы построения техноценозов, имитационное моделирование и др. Необычайно бурное развитие стандартизации потребовало научного осмысления всех ее аспектов. Взгляд на стандартизацию как на целостную систему привел к появлению самостоятельного направления исследований, которое, по аналогии с «науковедением», получило название «стандартоведение». Проблемы и методы этих наук во многом сходны». Автор монографии [59] справедливо отмечает, что стандартизация много лет считалась деятельностью, решающей локальные задачи, как вспомогательная инженерная дисциплина, упорядочивающая процессы и работы в области конструирования, производства, эксплуатации (применения) и ремонта продукции. Однако развитие техники, изменение взглядов человечества на свои отношения с окружающей средой изменили и функции стандартизации, заставив специалистов взглянуть на нее уже более широко, более значимо. А это, в свою очередь, потребовало пересмотра взглядов на стандартизацию, «выработку философских критериев оценки ее сущности и возможностей». Автор указал место стандартизации в науке. «Стандартизация С играет интегрирующую роль во всем жизненном цикле «наука-техника-производство» и по темпам своего развития (имеется в виду и теория, и практика) должна занимать промежуточное место: опираясь на ускоренное развитие фундаментальной науки, обеспечивать развитие техники, то есть   (соотношение скоростей развития производства П, техники Т, науки Н и нравственности Нр ). Далее автор заключает: «Скажем честно – до сих пор трудно стандартизации «втиснуться» в этот, предназначенный логикой и объективными законами развития промежуток: далеко не все понимают эту необходимость». Что правда, то правда. Им приводятся сказанные слова экс-президентом Академии проблем качества А.В. Гличевым еще в 1997 году, которые не потеряли своей значимости и по сегодняшний день: «…необходимо усиливать развитие теории стандартизации, тем более, что ее важность никто не отрицает. И в России есть соответствующие силы для проведения исследований, в том числе на базе Академии проблем качества. Пожалуйста, теоретики, методологи, практики, занимающиеся решением каких-то сложных задач, приходите, мы ждем вас». Характер взаимосвязи различных отраслей науки и стандартизации как целостных систем определяется следующим. С одной стороны, стандартизация обеспечивает единство и высокую точность мер и измерений, которые необходимы для эффективного проведения научных исследований. Стандарты обеспечивают точность измерений и контроля экспериментов. Отсутствие стандартов в науке затрудняет, а иногда делает невозможным проведение научных исследований. Стандартизация соединяет воедино такие основные направления, как экономика, технология и фундаментальная наука. С другой стороны, стандартизация обобщает и закрепляет в документах по стандартизации научные открытия и достижения, содействуя внедрению научных исследований в производственную практику, которая, в свою очередь, выдвигает перед наукой и стандартизацией новые проблемы и задачи. На современном этапе взаимосвязь науки и стандартизации проявляется прежде всего в решении проблем охраны окружающей среды, качества продукции, охраны труда и ресурсосбережения, повышения уровня качества жизни в целом.

На наш взгляд наступает время для формирования универсального определения термина «стандартизация». Укажем на то, что стандартизация- это не тематический набор слов, а консенсусная систематизация смыслов, опирающихся на сложившуюся область повторяющихся процессов, явлений, видов работ и услуг (деятельности). Стандартизация есть в природе и в обществе.



Стандартизацию в обществе можно определить в развитие [60], как «науку о выявлении повторяющихся и воспроизводимых в техносфере cобытий, процессов, объектов с установлением субъектами (словесно и инструментально) рациональной приемлемости объектов в процессах их создания, функционирования и ликвидации после окончания срока службы, срока годности (с последующей утилизацией инертных и/или удалением опасных отходов)».

Однако и в биосфере есть «природные стандарты», охватывающие общеизвестные явления (к примеру - смена времен года), процессы (проявления сил тяготения) а также материальные сущности (например, зёрна, семена), которые повторяются и воспроизводятся, как правило, независимо от воли человека. Сказав о смене времен года, мы попадаем в область устойчивых природных установлений глобального характера.

В свою очередь, люди традиционно создают, как правило, быстро устаревающие технические стандарты в обществе, «требования» которого стандартизуют в Российской Федерации вслед за ИСО [61].

Не случайно также девизом Всемирного дня стандартов 14 октября 2008 года стала фраза: «Standards and citizen: Contributing to society», что официально перевели как «Стандарты и граждане. На благо общества», а более правильным, на наш взгляд, был бы следующий перевод: «Стандарты и граждане: Служение обществу».

А что означает термин «стандарт» в понимании международного сообщества? В отчете [62] сказано следующее: «Онлайновый поиск слова «стандарт» в компактном английском словаре Оксфорда дает два определения, соответствующие данному материалу: 1) «(требуемый) уровень качества или квалификации» и 2) «что-то используемое как мера, норма или модель при сравнительной оценке».

Стандарт – это взгляд на объект, например, на улицу, дорогу сверху (свыше) с охватом его сущности интеллектуальной сетью из слов и смыслов.

Итак, рассмотрен целый ряд взглядов и определений на стандартизацию как науку, которые позволяют заключить следующее: различные определения стандартизации как науки не выходят за рамки программных положений и не подкреплены фундаментальными исследованиями, но у стандартизации есть своя научная основа и организационные принципы; комплексное изучение развития стандартизации невозможно без решения вопроса о ее месте в ряду наук, только такое исследование предполагает анализ системы знаний о стандартизации во взаимосвязи с наукой и научно-техническим прогрессом; проблеме не уделялось должного внимания не только из-за ее сложности, но и недопонимания ее важности; дальнейшее формирование стандартизации как науки, ее развитие во многом будет определяться разработкой научно-теоретических основ стандартизации. Эти основы, по мнению автора [15], с которым нельзя не согласиться, должны включать решение следующих вопросов: - четкое и однозначное определение термина «стандартизация» с указанием ее границ; - что может быть объектами стандартизации и дать их классификацию; - обоснование и формулировка основных целей стандартизации с учетом их иерархии, а также ее принципов и методов; - выделение всех основных видов требований, применяемых в деятельности по стандартизации, с установлением между ними взаимосвязи, дать классификацию этих требований; - установление допустимых форм реализации стандартизации, под которой понимается возможная (допускаемая) разновидность организационных и технических форм фиксации и внедрения результатов работ по стандартизации; - соотношение деятельности по стандартизации и унификации с четким определением понятий «стандартизация» и «унификация», их границы, возможные результаты деятельности и формы реализации; - о структуре национальной, отраслевой и других систем требований (систем документов) по стандартизации, занимающих центральное место в общей модели деятельности по стандартизации.

Реальным фактором в определении основ стандартизации как науки должен стать Федеральный закон [63], направленный на формирование правовых и организационных основ стандартизации, отвечающих современным требованиям и позволяющих решать широкий круг государственных и социально-экономических задач. В этом законе должен быть определен статус и роль стандартизации, установлены цели и задачи стандартизации, объекты, принципы и методы стандартизации, перечень документов по стандартизации, раскрыта терминологическая база, а также установлена структура национальной системы стандартизации и ее подсистем и определены основные направления государственной политики в области стандартизации и др. Отражены роль научных исследований и научных организаций в деятельности по стандартизации, положения, определяющие порядок применения документов по стандартизации, и другие значимые функции участников национальной системы стандартизации [64], [65]. С принятием Федерального закона [63] предполагается, что в Российской Федерации будет создана научно-правовая база для проведения работ по стандартизации и построения современной национальной системы стандартизации, обеспечено системное участие государства в построении экономики инновационного типа на базе современных стандартов.


<предыдущая страница | следующая страница>


Г. П. Бунин М. Б. Плущевский А. В. Плотников Стандартизация как научно-техническая деятельность и перспективы становления ее как науки: взгляд на проблемы и пути их решения в нашей стране закон

«В нашей стране закон становится законом, когда он поддержан волей широчайших кругов трудящихся, и стандартизаторы могут успешно стать законодателями лишь тогда, когда в основу их

752.16kb.

10 10 2014
4 стр.


Резолюция международной научно-практической конференции «Пути решения проблем дорожной отрасли стран СНГ и перспективы развития мостостроения»

Научно-практической конференции «Пути решения проблем дорожной отрасли стран СНГ и перспективы развития мостостроения» ученые и специалисты – практики в области автомобильных дорог

61.14kb.

06 10 2014
1 стр.


В. И. Даля сказка определяется как вымышленный рассказ

В процессе сказотерапии ребенок попадает совершенно в другой мир, где герои переживают такие же проблемы, как и сам ребенок. И ценность сказкотерапии в том, что ребенку показывают

63.1kb.

27 09 2014
1 стр.


«Бизнес-старт: проблемы и решения. Перспективы для молодых предпринимателей» в гг

«Бизнес-старт: проблемы и решения. Перспективы для молодых предпринимателей» в г г. Лондон, Оксфорд (Англия), Брюгге (Бельгия), Дрезден (Германия) с 13 по 21 апреля 2013 г

36.66kb.

16 12 2014
1 стр.


Как построить тренировку молодого бегуна

Кмс и мс в беге на средние и длинные дистанции. Как известно, любое планирование тренировки бегунов связано с календарем соревнований. Большинство основных стартов в нашей стране и

220.88kb.

10 09 2014
1 стр.


Игра как культурный феномен

Игра как особый культурно-исторический феномен сопровождает человеческое общество на всем пути его становления и развития, с древнейших времен и до наших дней, являясь важной часть

88.28kb.

26 09 2014
1 стр.


Социальные сервисы в преподавании иностранных языков: перспективы использования

Поэтому упор в развитии педагогических технологий делается на обучение умению самостоятельно находить необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически

146.23kb.

13 10 2014
1 стр.


Политизация религии на юге украины: современное состояние проблемы и пути ее решения

Х вв в кругах интеллигенции. Вместе с тем, интеллигенция негосударственных народов, в том числе украинская, рассматривала церковь как важный фактор создания нации и государства

323.91kb.

28 09 2014
1 стр.