Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
Данило Ж. Маркович
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ1

1. В аналитической литературе, посвященной современному обществу и его будущему, большое внимание уделяется двум темам - глобализации и образованию. Эти темы становятся все более актуальными и восприни­маются как таковые, поскольку человечество объединяется и формирует­ся в единое политическое, экономическое и культурное пространство, при этом знания, приобретаемые в процессе образования, становятся важней­шим ресурсом развития2. Третья научно-технологическая революция соз­дала информационное общество, в котором информация - стратегический ресурс с далеко идущими социальными последствиями, стимулирующий дальнейший процесс глобализации общества и развитие значительных пе­ремен в современной цивилизации, понимаемой как совокупность отдель­ных цивилизаций3. Наряду с пониманием того, что знания становятся важ­нейшим общественным ресурсом развития, а умножение этого ресурса зависит от развития системы образования4, соответственно организован­ной и наполненной определенным содержанием, проблемы образования становятся предметом рассмотрения не только на уровне отдельных госу­дарств, но и на региональном и международном уровнях. В сущности, глобализация общества, формирование мирового сообщества, возникно­вение на планете Земля единого экономического и политического про­странства (хотя и раздираемого множеством противоречий) привели к гло­бализации образования.

_____________________

1 Подробнее см.: Марковик Д.Ж. Глобализациjа и образована. Београд: Центар за усовершаванье руководиоца у образованьу, 1999.

2 С недавнего времени правительства и мировое общественное мнение начинают все бо­лее осознавать роль образования не только как фактор, имеющий огромное значение для лич­ной биографии и судьбы индивида, но и как фактор, имеющий решающее значение для ре­шения проблем общества... (Majop Ф. УНЕСКО: идеал и акщф. Београд: Завод за международну научну, културну и техничку сарадау Cpбиje и Завод за уцбенике и наставна средства, 1997. С. 56).

3 «Социальные мыслители от Уэллса до Тойнби постоянно доказывали, что глобализи­рованное общество мчится между образованием и катастрофой, причем к концу века гонка усиливается, поскольку растут численность населения, экологический ушерб и энергетиче­ские траты человечества, грозящие смертельной бедой» (Кенеди П. Припреме за двадесети век. Београд: Службени лист CPJ, 1997. С. 371).

4 Подробнее об этом см.: Джуринскш А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999.

Проблемы образования рассматриваются на многих международных конференциях (политических и научных), тематика которых включает критику систем образования, анализ перспективных направлений разви­тия образования в рамках «цивилизации знаний», как нередко именуют будущее человечества. Недостаткам образовательных систем и приведению их содержания в соответствие с общественными потребностями и переме­нами1, привнесенными в XXI в., посвящено множество научных исследо­ваний как на национальном, так и на государственном уровнях, в резуль­тате которых приняты документы по различным направлениям развития образования от начальной до высшей школы2.

2. В отчете ЮНЕСКО «Образование - сокровенная ризница» указыва­ется на значение и роль образования в процессе преодоления противоре­чий XXI в., среди которых называются: противоречия между глобальным и локальным (между необходимостью быть гражданином мира и необхо­димостью сохранить свою национальную самобытность); противоречия между универсальным и индивидуальным (между принятием глобализа­ции и сохранением личной самобытности) и противоречия между тради­цией и современностью (между потребностью приспособиться к новому времени, к отношениям в глобализированном обществе и необходимости сохранить связь с собственными корнями, с историческим развитием сво­его народа).

Отмечается, что темп перемен в современном обществе, особенно в сфере труда, обусловливает и темп, в котором устаревают знания, полу­ченные в школе, поэтому если человек хочет добиться успеха в сфере труда и быть активным в политической и культурной жизни общества, ему следует учиться всю жизнь3. Это значит: учиться ради знаний, учиться ради работы, учиться ради жизни в обществе и учиться ради выживания.



______________________

1 Подробнее об этом см.: Маркович Д.Ж. Глобализация общества и образование препода­вателей: социологический аспект/ЛПедагогические кадры двадцать первого века. Белград-М., 1998. С. 7-24.

2 Особого внимания заслуживают четыре документа, определенным образом резюмирую­щие наиболее значительные исследования и их выводы: Делор Ж. et al. Образование - сокро­венная ризница. Отчет ЮНЕСКО (1996); Инновации в начальной школе (Совет Европы, 1988); Европейские нормы в сфере образования: практика обучения, содержание программ (Конфе­ренция министров просвещения Европейского Сообщества, 1991); Отчет о будущем образо­вания в Европе (Европейский круглый стол, СРТ и Ассоциация университетов Европы).

3 Потребность перманентного образования ощущается все больше. Научно-техническое развитие порождает новые профессии, автоматика на производстве освобождает человека от сложных операций, но обостряет проблему безработицы. Перманентное образование необ­ходимо как в профессиональной сфере, так и в сфере досуга. Оно является мощным средст­вом культурного, профессионального и этического обогащения личности (Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 140).

Учиться ради знаний - значит овладеть не только научной информа­цией, но прежде научиться учиться. На этом основана любая интеллекту­альная деятельность. К современной и будущей реальности более всего подходит определение «переменчивая», поэтому хорошее знание совре­менности не гарантирует хорошего понимания завтрашнего дня. Поэто­му человеку необходимо овладеть средствами приобретения знаний, что поможет ему усовершенствовать профессионализм, развивать познаватель­ные способности, начиная с младшего возраста, школе же следует разви­вать в учениках внимание, память и умение мыслить.

Учиться ради работы - значит получить специальные знания, нау­читься пополнять их и применять на практике. Поскольку время приносит новые технологии и заставляет решать новые трудовые задачи, получен­ное образование должно быть достаточно основательным, чтобы научить приобретать новые знания и осваивать новые области в сфере труда1.

Учиться ради жизни в обществе - значит получить знания о других людях, понять их потребности, научиться уважать их способности. Чело­век не живет изолированно, но в общении с окружающими, с большим или меньшим числом общественных групп. Противоположности и конф­ликты, возникающие при общении с другими, проще всего преодолевают­ся, если наряду со своими (индивидуальными, групповыми, классовыми, национальными, религиозными, расовыми) потребностями и интересами человек способен увидеть и понять такие же потребности других людей и групп. Поэтому учащиеся в процессе образования должны осознать, что человеческая общность есть спектр отличий (расовых, религиозных, на­циональных, культурных, этнических и пр.). Следует жить не рядом с дру­гими, а вместе с другими, т.е. школа должна воспитывать человека в духе сотрудничества, терпимости, равноправия, солидарности.

Учиться ради выживания - значит научиться самостоятельно и кри­тически оценивать явления и события окружающей жизни. Школа должна помочь каждому человеку самореализоваться, задействовать свой внут­ренний потенциал, научить его думать, мечтать, получать удовольствие от восприятия культурных ценностей, общаться с людьми, принадлежащими той же общественной группе, что и он, и одновременно понимать, что все они - часть мирового сообщества, общего для всех, живущих на Земле.

_______________________



1 Подробнее об этом см.: Марковиh Д.Ж. Образована за рад и продуктивност//Ревиjа рада. 1984. № 3-4. Београд.

2 «Наша судьба окончательно стала коллективной. Солидарность между людьми, наро­дами, государствами из рекомендации превращается в необходимое условие нашего выжи­вания. Образование должно немедленно решить задачу передачи этого мировоззрения новым поколениям» (Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 152).

Совет Европы принял документ «Инновации в средней школе» (1988), где указывается на необходимость изменить характер базового образова­ния. Для современного общества энциклопедическое образование имеет весьма ограниченную ценность, поэтому концепцию обязательного обра­зования следует менять. Согласно новым потребностям обучения школа должна дать учащимся основные знания и умения, которые позволят ему учиться самостоятельно в каждой конкретной ситуации. Базисное об­разование не столько предполагает получение знаний, которые человеку будут необходимы всю жизнь, сколько обретение знаний об основных законах развития природы и общества и их взаимосвязях, что намного важнее, чем знание разрозненных фактов и деталей. Поскольку средняя школа имеет двойную функцию сохранения культурной традиции и уча­стия в общественных переменах, она, естественно, является первым эта­пом реализации перемен в образовании. Поэтому появилось множество проектов изменения начального образования в странах, входящих в Совет Европы. Все они имели общие характеристики, которые можно разделить на четыре группы: фундаментальное образование приобретает качества конкретного обучения; уважение к личности ребенка, внедрение диффе­ренцированного типа обучения; потребность усовершенствования работы школы; потребность улучшения системы образования. Реформы должны учитывать различные точки зрения, а перемены не следует понимать ис­ключительно как восприятие новых идей, например использование в школах компьютера. Они должны изменить всю систему образования1.

В 1991 г. конференция министров Совета Европы приняла документ «Европейские образовательные нормы: образовательная практика и со­держание программ» с учетом «Рекомендаций генерального секретаря Совета Европы», в которых определены цели будущего образования в Европе: сформировать в молодых людях положительное представление о самих себе, которое им предстоит реализовать в личных, общественных и других обстоятельствах; подготовить их к жизни в демократическом об­ществе; подготовить к работе, дав им широкое представление природы и форм трудового опыта; подготовить к восприятию культуры, включая духовное, историческое и научное наследие; подготовить к жизни в мультинациональном обществе.

Министры просвещения стран - участниц Совета Европы подчеркнули в Рекомендациях, что общая цель всей молодежи Европы - развитие от­ношений, способствующих взаимному сближению европейских народов и

___________________

1 Подробнее об этом см.: Основно образованье образование у свету/Министарство просвете Србф. Београд. 1995. С. 87-91.

государств на новых основах1. Образование должно помочь молодежи стать носителями европейской ментальноcти, сохранив при этом не толь­ко связь со всем миром, но и национальную самобытность и исторические корни своего народа. Такой подход к европейскому образованию давал возможность определить и его цели: образование должно готовить к жиз­ни в демократическом обществе, к сотрудничеству в рамках Европы, к реализации способностей, творческого начала, к личному развитию, к кри­тическому осмыслению окружающего, к самостоятельной работе, к ува­жению таких ценностей, как демократия и права человека, основы хри­стианства; к широкому общему образованию; к уважению общеевропей­ского культурного наследия и истории.

Страны, входящие в Совет Европы, провели реформу образования, прежде всего среднего, с учетом выдвинутых перед европейским образо­ванием целей, с учетом требований рынка труда, с учетом перемен в сфе­ре производства и общественных отношений. Реформа основана на трех принципах: школа должна давать молодым «полное образование», т.е. хо­рошее общее образование, в процессе которого личное развитие ученика не менее важно, чем приобретение знаний. Задача общего образования не сводится к подготовке к дальнейшему образованию, а профессиональное образование не ограничивается только подготовкой к работе. Подобный подход обеспечивает гармоническое соотношение общего и специального образования таким образом, что обучение в средней школе в большей мере ориентируется на получение общего образования2.

3. В 1995 г. представители Европейского круглого стола и ректоры Ас­социации европейских университетов приняли доклад «Образование XXI века». Здесь изложено понимание развития образования, основанное на анкетах, распространяемых среди рабочих и служащих, а также на опыте многих университетов. Авторы документа исходят их того, что европей-

______________________

1 В документе «Европейские нормы в сфере образования» в п. 10 указывается, что обра­зование призвано развить в молодежи потребность к сближению европейских народов и государств на новых основах. Молодые должны стать инициаторами формирования Европы в соответствии с ценностями, которые связаны с их общим наследием. В п. 11 в качестве основных ценностей политической, общественной и личной жизни, которые лежат в основе системы образования, приводятся: понимание, преодоление предрассудков, стремление най­ти общие интересы при уважении различий европейских народов, открытость по отношению к различным культурам, уважение правовых обязательств и судебных решений в области прав человека на европейском уровне, готовность к совместной гармонической жизни, готов­ность к компромиссам, согласующим различные европейские интересы, поддержание эколо­гического равновесия в Европе и мире, защита свободы, демократии, прав человека, право­вой и экономической безопасности.

2 Подробнее об этом см.: Основно обавезно образована у свету/Министарство просвете Србф. Београд. 1996. С. 11-13.

ское сообщество столкнулось с социальными и экономическими пробле­мами, которые в силу своей сложности и взаимообусловленности требуют соответствующих решений. Подчеркивается, что, несмотря на многогран­ность этих проблем, решаться они должны в гуманном ключе. В контек­сте такого понимания актуальных общественных проблем и путей их ре­шения образование приобретает особое значение, становясь единственно возможным сегодня оружием. Делаются выводы о необходимости изме­нить стратегические направления развития образовательной системы в Европе1, при этом подчеркивается, что демократия предполагает не толь­ко соблюдение основных прав и свобод человека, но и реализацию права каждого человека на хорошее образование. Понятие хорошего образова­ния включает: совершенное знание родного языка; знание основ матема­тики и других естественных наук, включая знания в области новых техно­логий; способность отличать факты от предрассудков; владение техника­ми обучения новым навыкам приспособления к новым ситуациям; овла­дение коммуникационными навыками и одним иностранным языком. В докладе также подчеркивается, что наличие диплома не является гаранти­ей получения работы, если человек не обладает определенными личными качествами - умением работать в коллективе, чувством ответственности, дисциплинированностью, умением принимать решения, готовностью рис­ковать, инициативностью, любознательностью, одаренностью, профессио­нализмом, готовностью служить обществу, т.е. чувством гражданской от­ветственности. В конце делается вывод о том, что образование должно быть направлено на развитие личности и что каждый ученик должен при­общиться к тому, что называют тремя культурами: математика, естествен­ные науки, технологии; общественные науки, искусство, языки; экономи­ка и социальная проблематика2.

Подобный подход к проблемам образования предполагает перманент­ное обучение в течение всей жизни. Суть обучения в современном обще­стве сводится к тому, что молодежь должна уметь самостоятельно мыс­лить, а не просто аккумулировать факты. Экономике в новых условиях

_____________________



1 В отчете приводятся восемь причин изменения стратегии образования: несовершенство начального и среднего образования, связанные с их недостаточной связью с реальными ус­ловиями труда; бюрократизация школьной системы образования, плохое оснащение школ; слабое фундаментальное образование, скудное финансирование школ. Отмечается, что сфера образования весьма сложна и глубоко связана с национальной системой, а ее реформирова­ние зависит от политической воли и балансирования национального бюджета.

2 Подробнее об этом см.: Cocli-naux P., de Wool P. Mowing Towards a Learning Society. ARE-ERT Forum Report on European Education. 1995; Бороеви Б. Образована за 21 век. Рефе­рат саопштен на научном скупу Од лидера до савременог универзитета и универзитета будуЬности. Новембар, 1998. Крагу]'евац.

развития производительных сил нужны предприниматели, а не роботы, и образование должно отвечать этим требованиям .

4. Сегодня известно множество международных, региональных и на­циональных проектов реформ образования, а в отдельных странах пред­приняты и предпринимаются компетентные меры по реализации этих про­ектов, т.е. проводятся реформы образования ради достижения конкретных целей. Процесс глобализации общества, несмотря на разнообразные про­тиворечия, вынуждает страны, приступающие к реформам своих образо­вательных систем, использовать опыт других стран, сохраняя, однако, соб­ственную специфику, традиции и направления развития. Другими слова­ми, образовательные системы отдельных стран должны быть открытыми и для опыта других стран и для международного сотрудничества в области проведения образовательных реформ2.

При создании концепции системы образования следует иметь в виду, что наиболее значительными факторами, в контексте общественных пе­ремен влияющими на образование, являются: интернационализация, ин­формационно ориентированное общество, развитие науки и технологий, проблемы окружающей среды. С окончанием «холодной войны» расшири­лось международное экономическое, политическое и культурное сотруд­ничество, что выдвинуло на первый план вопросы взаимопонимания и со­ответствующего образования как необходимого условия коммуникации. Содержание образования должно воспитывать в представителях различ­ных культур понимание необходимости и возможности построения гар­монических отношений с иноплеменными культурами. Поэтому школе следует воспитывать в учениках терпимость по отношению к иным сти­лям жизни, обычаям и системам ценностей, учить воспринимать их не по принципу «правильные - неправильные», но по принципу «иные», т.е. об­ладающие и чертами сходства с родной культурой, и своими исторически­ми традициями, и связью с мультинациональными, общечеловеческими, ценностями.

В контексте определяемых таким образом и ожидаемых общественных перемен и связанных с этим целей образования выдвигаются три важней­шие задачи: формирование личности, обладающей широтой взглядов, фи­зическим здоровьем, полноценным интеллектуальным, физическим и нравственным образованием, стремящейся к истине, красоте и добру; раз­витие свободного, самостоятельного мышления, позволяющего независи­мо мыслить, нести ответственность за совершаемые поступки и формиро-

___________________



1 ЛаjшнерД. Образовни систем у Европи//Директор школе. 1999. № 2. Београд. С. 36-52.

2 Подробнее об этом см.: Развитие образования и науки на пороге XXI века: Сб. ст. СПб.: Изд-во С.-Петербургск. гос. ун-та экономики и финансов, 1997.

вание окружающего общества; воспитание в духе космополитизма при сохранении своей культурной самобытности и уважении специфических особенностей иных культур. Для того чтобы указанные задачи образова­ния стали осуществимы, начинать реформу образовательной системы сле­дует, руководствуясь следующими принципами: развитие структуры пер­манентного обучения; уважение индивидуальности в процессе обучения; учет перемен; усовершенствование начального и среднего образования; индивидуализация и усовершенствование высшей школы; учет потребно­стей индустриализации и развитых информационных технологий1. Опи­раясь на эти принципы, реформа образования должна ориентироваться на создание условий для получения универсального образования междуна­родного типа, ибо таково требование формирующейся на наших глазах глобализированной универсальной цивилизации2. Универсальное образование международного типа предполагает реви­зию и расширение учебных программ по отдельным предметам. Значение этих нововведений гораздо шире рамок школьной проблематики, ибо имеет далеко идущие положительные (международное взаимопонимание и сотрудничество) и отрицательные (потеря культурной самобытности на­родов) последствия3. «Ключевой проблемой, которая встанет перед чело­вечеством в XXI в., будет проблема защиты культурной многоликости мира от напора единообразия, нахлынувшего на многие области жизни»4. Образование международного типа необходимо ориентировать на сохра­нение культурной полифонии различных народов5, «что не следует пони­мать как стремление приспособиться к динамике культуры «планетарного мира»6.

________________________

1 «В наше время очевидна взаимозависимость государств и народов. Это вызывает необ­ходимость расширения содержания учебных предметов (история, география, литература, ис­кусство, иностранные языки), введения содержания и форм работы интернационального ха­рактера, формирования клубов и секций, занятых международными проблемами (политиче­скими, экономическими, культурными), где проводились бы дискуссии и организовывались международные путешествия для знакомства с культурой других народов и образом их жиз­ни» (Херрера А., МандиЬ П. Образована за 21 столеЬе. Београд: Завод за уцбенике и наставна средства, 1989. С. 241).

2 Подробнее об этом см.: МарковиЬ Д.Ж. Глобализашца и проблеми очуван>а националног културног идентитета/АГеме. 2000. № 1-2. Ниш. С. 37-45.

3 «...Наконец, образование международного типа необходимо, поскольку планетарное понимание мира, которое и является его целью, необходимо для решения многочисленных проблем, не терпящих отлагательства» (Majop Ф. Cehaaa на будуНност. Београд: Завод за международну научну, просветну, културну и техничку сараднау Србиjе и Завод за уцбенике и наставна средства, 1996. С. 47).

4 Там же. С. 52.

5 Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 87.

6 Там же. С. 54-55.

Переосмысление национальных образовательных систем в направле­нии создания образования международного типа имеет большое значение для равноправного участия отдельных государств в решении глобальных проблем современного общества. Узкое мировоззрение мешает увидеть мир в целом, осознать происходящие в нем перемены и подготовиться к ответам на вопросы, выдвигаемые временем1. Инновации, вносимые в учебные программы в конкретном государстве с целью приближения мест­ной системы образования к образованию международного типа, не долж­ны ущемлять культурные традиции и культурную самобытность общест­ва2, поскольку подчинение иностранному влиянию чревато потерей соб­ственной оригинальности, не приближая к универсальным ценностям... Образование дает идеальную возможность сплавить воедино два требова­ния - сохранить, обогатить, расширить культурное наследие прошлого и воспринять наиболее ценные достижения иных культур3. Образование международного типа, необходимость которого порождена глобализацией, предполагает, что каждое государство сохранит свою специфику, тради­ции и политическую структуру4. «Процесс глобализации не освобождает нас от потребности предвидеть возможные отрицательные последствия этого процесса, чтобы иметь возможность их предотвратить. Ибо прошлое мы изменить не можем, а будущее можем»5.

5. Экологические проблемы как проблемы современного общества должны занять свое место в содержании учебных программ международ­ного типа. Экологическое образование как компонент образования меж­дународного типа должно способствовать пониманию того факта, что современные технологии, на которых базируется процесс глобализации, следует использовать для сохранения экосистемы Земли и прежде всего -для сохранения невосполнимых природных ресурсов, без которых жизнь на Земле невозможна. Такое образование должно способствовать выра­ботке концепции управления экономикой, осуществляемого в соответст­вии с законами природы и не наносящего вред окружающей среде. Сло­вом, образование должно давать представление о взаимосвязи глобально-

_______________________



1 Подробнее об этом см.: МарковиЬ Д.Ж. Универзализащца льудских права и очуваиье културног идентитета/Щиректор школе. 1999. № 1. Београд. С. 1-5.

2 Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 83.

3 В контексте такого подхода следует рассматривать и вопрос обновления образования в Югославии, учитывая ее сложное международное положение и особенно проблемы сохране­ния самобытности сербского народа.

4 Там же. С. 25.

5 Подробнее об этом см.: Индустриjcки ризик - проблем савремене цивилизациjе/Основна питан а меународне сарадне у заштити од индустрщског ризика и унапре!)иван>е квалитета радне и животнн» средине. Ниш, 1999. С. 7-16.

го характера экологических проблем, о глобализации общества, об уни­версальной роли современной науки и новых технологий, о необходимо­сти и возможности решения экологических проблем в современном об­ществе, которое все явственнее превращается в мировое сообщество1.

Экологическое образование следует рассматривать и с точки зрения существующей в современном обществе потребности согласовать разви­тие науки и необходимость гуманизации положения человека. Знание за­конов природы призвано служить ее более глубокому пониманию, чтобы победы, одержанные в борьбе с природой, не вступали в противоречие с необходимостью ее сохранения как жизненной среды человека. Экологи­ческое образование должно способствовать не только переориентации науки, но и решению планетарных проблем2. Необходимость связать раз­витие науки с потребностью гуманизировать положение человека вызвана не только стремлением сохранить окружающую среду, но и создать усло­вия жизни, достойные человека, что будет способствовать улучшению взаимопонимания между людьми. Знания, которые дает экологическое образование, не должны использоваться для доминирования в обществе тех или иных социальных групп или для унижения человека3. Следует иметь в виду, что гуманизация положения человека включает не только защиту и сохранение природного компонента окружающей среды, но и гуманизацию общественного компонента, гуманизацию общественных отношений, в которых живет конкретный человек4.

Лучшие умы современности, анализируя процесс глобализации и раз­деления мира, требовали поставить под контроль научно-технологические достижения, указывая, что наука должна способствовать улучшению об­раза жизни всех людей, а не только отдельных социальных групп. Выдви­гается и требование осмыслить развитие общества с учетом новой роли науки в его жизни. Развитие - процесс сложный, многозначный, обуслов­ленный экономическими, общественными, научными и культурными фак-

_______________________

1 Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 272.

2 «Общество справедливо настолько, насколько оно способно контролировать процесс распределения благ. Другими словами, общественная справедливость исключает доминиро­вание личности или определенных общественных групп над остальными» (МарковиЬ М. Рас-подела моЬи у праведном друштву//Српска политичка мисао. 1994. № 1-4. Београд. С. 21-22).

3«Счастье народа зависит не только от экономического роста и материального достатка. Качество жизни каждого гражданина зависит прежде всего от его здоровья, образования и умения жить в конкретном обществе» (Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 31).

4 В этом контексте соответствующее место должно занять и экологическое образование, поскольку человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологиче­ского развития. Для этого нужны новые знания об окружающей среде, новых технологиях и новых нормах поведения. Экологические знания должны определять деятельность человека. Они должны стать основой новой экологической культуры.

торами. Согласно современной точке зрения гуманистическое понимание общественного развития охватывает экономическое развитие (рост, повышение материального благосостояния), сохранение природы как окружающей среды, создание общественных условий (отношений), при которых экономическое развитие позволяет удовлетворить высшие по­требности человека как творческого и свободного индивида, имеющего возможность участвовать в общественной, прежде всего, политической жизни и принимать решения, способствующие улучшению его жизненной среды как на глобальном, так и на локальном уровнях. Эти положения должны войти в содержание экологического образования. Технологическое развитие, основанное на научных знаниях, развитие производительных сил в условиях, когда наука обеспечивает новые тех­нические решения, содержит и технологический риск как сопровождаю­щий компонент. Речь идет о риске нарушения экологического равновесия окружающей среды. Наука должна быть направлена на решение про­блем, вызванных научными достижениями. В условиях универсализации науки технологический риск становится отличительной особенностью современной цивилизации, которую называют «цивилизацией риска», по­скольку она поставила под угрозу выживание человеческого рода. Для из­бавления от риска недостаточно, чтобы его осознавали только те, кто не­посредственно занимается научными исследованиями или принимает технологические решения. Необходимо, чтобы информация о технологи­ческом риске, об опасности нарушения экологического равновесия вошла в учебные программы экологического образования. Риск касается всех. Но всей полнотой информации должны прежде всего располагать те, от кого зависит выбор направлений общественного развития и экологи­ческой политики.

При создании концепции экологического образования следует иметь в виду, что оно должно выйти за узкие локальные и региональные рамки. Как подчеркивал Федерико Майор, бывший генеральный директор ЮНЕСКО, «провинциал не тот, кто любит свою провинцию, но тот, кто приступает к универсуму с провинциальными мерками». Сужение границ риска, особенно экологического, до региональных, локальных размеров противоречит универсальной природе науки, определившей и универсаль­ный характер риска.

В человеческом обществе всегда существовали и существуют опреде­ленные нравственные нормы, так называемая общечеловеческая мораль. Ее универсальность ограничивалась разделением человеческого общества на множество специфических обществ, практически не контактирующих друг с другом или контактирующих в конфликтных ситуациях. Не существовало и сознания, что все люди являются жителями планеты Земля. Сегодня человеческое общество впервые в своей истории объединено не только коммуникационными связями между отдельными обществами, но и пониманием того, что конкретные общества являются составными частями общечеловеческой общности на планете Земля. Эта общность разрывается разнообразными противоречиями, но, несмотря ни на что, сформировано понимание того, что все люди принадлежат к общечелове­ческой общности. В этом контексте универсализация морали или приня­тие определенных нравственных норм в качестве общечеловеческих по­лучает дополнительное, новое значение, а к существующим универсаль­ным нравственным нормам прибавляются ранее неизвестные, прежде всего те, которые касаются отношения к природе и сохранению эколо­гического равновесия на планете Земля. Экологическое образование при­звано выработать новые экологические этические нормы, которым пред­стоит стать неотъемлемой частью экологической культуры. Выработка концепции экологического образования на основе этих положений требу­ет пересмотра существующей образовательной системы, причем это от­носится к пересмотру и содержания, и целей образования. Указывается на необходимость критического переосмысления существующей образо­вательной системы с экологической точки зрения и в плане воспитания этической ответственности1.

6. Соотношение «глобализация и образование» следует проанализиро­вать и с точки зрения развития демократических отношений как на госу­дарственном, так и на международном уровнях. В современном обществе одновременно развиваются два процесса, имеющие глобальный характер: с одной стороны, объединение человечества и формирование «мирового сообщества», а с другой - персонализация человека, т.е. развитие пони­мания того, что все люди принадлежат не только к конкретным общно­стям, но и являются членами «мирового сообщества» и поэтому имеют определенные универсальные права, которые гарантируют их индивиду­альную политическую субъектность в демократически организованном обществе. «В нем исчезают сиюминутные противоречия и конфликты, и рождается единство, глубоко обоснованное по сути своей, а не только формальное»2. Однако столь совершенная демократия в современном обществе имеет, скорее, заданный, чем естественный характер: для ее успешной реализации необходим определенный уровень образования и ответственности. «Образование помимо того, что связывает человека с

____________________



1 Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 32.

2 Там же. С. 149.

культурой, облегчает и повышает ответственность выбора. Образование и культура - два необходимых условия и краеугольных камня демокра­тии»1. Поэтому система образования в демократическом обществе «долж­на взять на себя обязательство вдумчиво осмыслить этические параметры частной и общественной жизни, воспитать в будущих гражданах критиче­ское отношение к ценностям... Кроме того, она должна развивать творче­ский потенциал молодежи, умение самостоятельно мыслить, строить соб­ственное, ответственное и нравственное, поведение» .

Индивидуальное образование и система образования как часть демо­кратических отношений в обществе имеет определенное значение для независимости государства. Уровень образованности населения является определенной гарантией независимости государства. В современных ус­ловиях, «в условиях коллективного незнания, политическая и экономиче­ская независимость иллюзорны. Развитие определяется все более осоз­нанным участием каждого человека в жизни общества» . Для того чтобы граждане сознательно участвовали в экономической жизни в условиях широких информационных технологий и в демократическом обществе, они должны иметь образование. С этой точки зрения и следует понимать утверждение, что только знания делают государство относительно неза­висимым. Знание - лучшая защита против манипулирования людьми, особенно в сфере политики.

В этом смысле выдвигается требование выработать новый подход к анализу направлений развития общества. Указывается на необходимость гуманизировать процесс развития, крайняя цель которого - человек как ответственная личность, чье достоинство уважается. Поскольку обра­зование является первостепенным фактором общественного развития, оно имеет особенно важное значение для развития личности. «Укрепление личности - основная задача образования. Оно успешно противится отчу­ждению и оттеснению на задний план ценностей прошлого, уничтожае­мых мощной пропагандой, манипулирующей массовым сознанием и ос­лабляющей индивидуальность отдельного человека». Кроме того, образо­вание помогает и восприятию новых ценностей, облегчает их примене­ние, что является огромным, можно сказать, незаменимым вкладом в раз­витие новой, универсальной цивилизации, в которой будут созданы усло­вия для гуманизации положения человека.

Роль образования в демократическом обществе, в развитии и укрепле­нии личности, а также ее способностей и потребности участвовать в об-

_____________________



1 Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 155.

2 Там же. С. 32.

3 Там же. С. 88.

щественной жизни следует рассматривать и в контексте конкретных об­щественных отношений, частью которых оно является, а также в контек­сте политической истории и традиции конкретных государств. Поскольку есть страны с весьма специфической, только им свойственной политиче­ской историей, которая сказывается не только на деятельности отдельных их представителей (или групп), но и вообще на формировании стремления заниматься политикой. Поэтому следует иметь в виду, что некоторые формы политической организации невозможно перенести, а тем более навязать. Если такие формы заимствуются, они должны быть приспо­соблены к условиям воспринимающей страны, к ее традициям, социаль­ной структуре и категориальным культурным ценностям. Участие в по­литической жизни демократического общества дает положительные ре­зультаты только тогда, когда люди, занимающиеся политикой, восприни­мают свою деятельность как внутреннюю потребность. У индивида или у определенных групп населения такая потребность появляется в том слу­чае, когда занятие политикой они воспринимают как возможность свобод­ного проявления своей самобытности и когда в обществе подобная дея­тельность ценится и уважается. В противном случае и демократические отношения, и участие в общественной жизни - не более чем манипуляции с общественным сознанием, унижение человеческого достоинства граж­дан как свободных, самоценных представителей рода человеческого.

Не следует понимать вышесказанное как призыв превратить образова­тельные институции в фабрики по производству политических кадров, в будущих представителей того или иного политического направления в плюралистическом обществе. Роль образования в демократизации обще­ства следует понимать в том смысле, что оно, формируя и развивая лич­ность индивида, дает ему возможность найти свое место в политической жизни демократического общества, внести свой вклад в дело гуманизации положения человека, ибо положение человека - оптимальный индикатор прогрессивности как уникальных, так и универсальных цивилизаций, по­рождаемых глобализацией в процессе формирования «мирового сообще­ства»1.

_______________________

1 Прогрессивное развитие выражается не только расширением возможностей отдельного человека участвовать в жизни общества, но и созданием общественных условий для такого участия. Деградирующей можно назвать такую цивилизацию, которая допускает махинации, подтасовку информации о событиях, их результатах и целях.


следующая страница>


Глобализация и образование1

В сущности, глобализация общества, формирование мирового сообщества, возникно­вение на планете Земля единого экономического и политического про­странства (хотя и раздираемого множе

385.3kb.

01 09 2014
2 стр.


44, Регионализм: сущность и разновидность. Снг как пример регионального объединения. Глобализация

В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х гг. ХХ века, 10 лет назад

20.04kb.

06 10 2014
1 стр.


Глобализация страховой отрасли: возможные последствия для страхового бизнеса стран СНГ

На тему: «Глобализация страховой отрасли: возможные последствия для страхового бизнеса стран снг»

401.71kb.

14 12 2014
3 стр.


Исследование уровня транснационализации компаний

Глобализация мировой экономики — это наиболее высокая, эффективная и перспективная ступень развития интернационализации хозяйственной деятельности, сочетающая два направления

339.88kb.

08 10 2014
1 стр.


Глобализм, фундаментальная и религиозная этика

Глобализация, фундаментализм, как актуальные современные проблемы, с необходимостью заставляют обратиться к их духовным аспектам, в частности, к проблеме наличия фундаментальных, б

277.67kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа международной научно-практической конференции «Глобализация: мифы и реальность»

Приветственное слово ректора Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права доктора социологических наук, профессора Новикова Виктора Гавриловича

213.8kb.

12 10 2014
1 стр.


А. М. Караев, В. И. Исмаилов Национальная культура в условиях глобализации

Ключевые слова: культура, глобализация, многообразие культур, национальная культура

124.09kb.

11 09 2014
1 стр.


Глобализация финансовых рынков и обеспечение государственного суверенитета

Современный финансовый капитал, превратившись в глобальный, выполняет функцию созидателя больших экономических пространств и катализатора изменений экономических отношений, парамет

143.28kb.

11 10 2014
1 стр.