Перейти на главную страницу
1. В аналитической литературе, посвященной современному обществу и его будущему, большое внимание уделяется двум темам - глобализации и образованию. Эти темы становятся все более актуальными и воспринимаются как таковые, поскольку человечество объединяется и формируется в единое политическое, экономическое и культурное пространство, при этом знания, приобретаемые в процессе образования, становятся важнейшим ресурсом развития2. Третья научно-технологическая революция создала информационное общество, в котором информация - стратегический ресурс с далеко идущими социальными последствиями, стимулирующий дальнейший процесс глобализации общества и развитие значительных перемен в современной цивилизации, понимаемой как совокупность отдельных цивилизаций3. Наряду с пониманием того, что знания становятся важнейшим общественным ресурсом развития, а умножение этого ресурса зависит от развития системы образования4, соответственно организованной и наполненной определенным содержанием, проблемы образования становятся предметом рассмотрения не только на уровне отдельных государств, но и на региональном и международном уровнях. В сущности, глобализация общества, формирование мирового сообщества, возникновение на планете Земля единого экономического и политического пространства (хотя и раздираемого множеством противоречий) привели к глобализации образования.
_____________________
1 Подробнее см.: Марковик Д.Ж. Глобализациjа и образована. Београд: Центар за усовершаванье руководиоца у образованьу, 1999.
2 С недавнего времени правительства и мировое общественное мнение начинают все более осознавать роль образования не только как фактор, имеющий огромное значение для личной биографии и судьбы индивида, но и как фактор, имеющий решающее значение для решения проблем общества... (Majop Ф. УНЕСКО: идеал и акщф. Београд: Завод за международну научну, културну и техничку сарадау Cpбиje и Завод за уцбенике и наставна средства, 1997. С. 56).
3 «Социальные мыслители от Уэллса до Тойнби постоянно доказывали, что глобализированное общество мчится между образованием и катастрофой, причем к концу века гонка усиливается, поскольку растут численность населения, экологический ушерб и энергетические траты человечества, грозящие смертельной бедой» (Кенеди П. Припреме за двадесети век. Београд: Службени лист CPJ, 1997. С. 371).
4 Подробнее об этом см.: Джуринскш А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999.
Проблемы образования рассматриваются на многих международных конференциях (политических и научных), тематика которых включает критику систем образования, анализ перспективных направлений развития образования в рамках «цивилизации знаний», как нередко именуют будущее человечества. Недостаткам образовательных систем и приведению их содержания в соответствие с общественными потребностями и переменами1, привнесенными в XXI в., посвящено множество научных исследований как на национальном, так и на государственном уровнях, в результате которых приняты документы по различным направлениям развития образования от начальной до высшей школы2.
2. В отчете ЮНЕСКО «Образование - сокровенная ризница» указывается на значение и роль образования в процессе преодоления противоречий XXI в., среди которых называются: противоречия между глобальным и локальным (между необходимостью быть гражданином мира и необходимостью сохранить свою национальную самобытность); противоречия между универсальным и индивидуальным (между принятием глобализации и сохранением личной самобытности) и противоречия между традицией и современностью (между потребностью приспособиться к новому времени, к отношениям в глобализированном обществе и необходимости сохранить связь с собственными корнями, с историческим развитием своего народа).
Отмечается, что темп перемен в современном обществе, особенно в сфере труда, обусловливает и темп, в котором устаревают знания, полученные в школе, поэтому если человек хочет добиться успеха в сфере труда и быть активным в политической и культурной жизни общества, ему следует учиться всю жизнь3. Это значит: учиться ради знаний, учиться ради работы, учиться ради жизни в обществе и учиться ради выживания.
_______________________
Совет Европы принял документ «Инновации в средней школе» (1988), где указывается на необходимость изменить характер базового образования. Для современного общества энциклопедическое образование имеет весьма ограниченную ценность, поэтому концепцию обязательного образования следует менять. Согласно новым потребностям обучения школа должна дать учащимся основные знания и умения, которые позволят ему учиться самостоятельно в каждой конкретной ситуации. Базисное образование не столько предполагает получение знаний, которые человеку будут необходимы всю жизнь, сколько обретение знаний об основных законах развития природы и общества и их взаимосвязях, что намного важнее, чем знание разрозненных фактов и деталей. Поскольку средняя школа имеет двойную функцию сохранения культурной традиции и участия в общественных переменах, она, естественно, является первым этапом реализации перемен в образовании. Поэтому появилось множество проектов изменения начального образования в странах, входящих в Совет Европы. Все они имели общие характеристики, которые можно разделить на четыре группы: фундаментальное образование приобретает качества конкретного обучения; уважение к личности ребенка, внедрение дифференцированного типа обучения; потребность усовершенствования работы школы; потребность улучшения системы образования. Реформы должны учитывать различные точки зрения, а перемены не следует понимать исключительно как восприятие новых идей, например использование в школах компьютера. Они должны изменить всю систему образования1.
В 1991 г. конференция министров Совета Европы приняла документ «Европейские образовательные нормы: образовательная практика и содержание программ» с учетом «Рекомендаций генерального секретаря Совета Европы», в которых определены цели будущего образования в Европе: сформировать в молодых людях положительное представление о самих себе, которое им предстоит реализовать в личных, общественных и других обстоятельствах; подготовить их к жизни в демократическом обществе; подготовить к работе, дав им широкое представление природы и форм трудового опыта; подготовить к восприятию культуры, включая духовное, историческое и научное наследие; подготовить к жизни в мультинациональном обществе.
Министры просвещения стран - участниц Совета Европы подчеркнули в Рекомендациях, что общая цель всей молодежи Европы - развитие отношений, способствующих взаимному сближению европейских народов и
___________________
1 Подробнее об этом см.: Основно образованье образование у свету/Министарство просвете Србф. Београд. 1995. С. 87-91.
государств на новых основах1. Образование должно помочь молодежи стать носителями европейской ментальноcти, сохранив при этом не только связь со всем миром, но и национальную самобытность и исторические корни своего народа. Такой подход к европейскому образованию давал возможность определить и его цели: образование должно готовить к жизни в демократическом обществе, к сотрудничеству в рамках Европы, к реализации способностей, творческого начала, к личному развитию, к критическому осмыслению окружающего, к самостоятельной работе, к уважению таких ценностей, как демократия и права человека, основы христианства; к широкому общему образованию; к уважению общеевропейского культурного наследия и истории.
Страны, входящие в Совет Европы, провели реформу образования, прежде всего среднего, с учетом выдвинутых перед европейским образованием целей, с учетом требований рынка труда, с учетом перемен в сфере производства и общественных отношений. Реформа основана на трех принципах: школа должна давать молодым «полное образование», т.е. хорошее общее образование, в процессе которого личное развитие ученика не менее важно, чем приобретение знаний. Задача общего образования не сводится к подготовке к дальнейшему образованию, а профессиональное образование не ограничивается только подготовкой к работе. Подобный подход обеспечивает гармоническое соотношение общего и специального образования таким образом, что обучение в средней школе в большей мере ориентируется на получение общего образования2.
3. В 1995 г. представители Европейского круглого стола и ректоры Ассоциации европейских университетов приняли доклад «Образование XXI века». Здесь изложено понимание развития образования, основанное на анкетах, распространяемых среди рабочих и служащих, а также на опыте многих университетов. Авторы документа исходят их того, что европей-
______________________
1 В документе «Европейские нормы в сфере образования» в п. 10 указывается, что образование призвано развить в молодежи потребность к сближению европейских народов и государств на новых основах. Молодые должны стать инициаторами формирования Европы в соответствии с ценностями, которые связаны с их общим наследием. В п. 11 в качестве основных ценностей политической, общественной и личной жизни, которые лежат в основе системы образования, приводятся: понимание, преодоление предрассудков, стремление найти общие интересы при уважении различий европейских народов, открытость по отношению к различным культурам, уважение правовых обязательств и судебных решений в области прав человека на европейском уровне, готовность к совместной гармонической жизни, готовность к компромиссам, согласующим различные европейские интересы, поддержание экологического равновесия в Европе и мире, защита свободы, демократии, прав человека, правовой и экономической безопасности.
2 Подробнее об этом см.: Основно обавезно образована у свету/Министарство просвете Србф. Београд. 1996. С. 11-13.
ское сообщество столкнулось с социальными и экономическими проблемами, которые в силу своей сложности и взаимообусловленности требуют соответствующих решений. Подчеркивается, что, несмотря на многогранность этих проблем, решаться они должны в гуманном ключе. В контексте такого понимания актуальных общественных проблем и путей их решения образование приобретает особое значение, становясь единственно возможным сегодня оружием. Делаются выводы о необходимости изменить стратегические направления развития образовательной системы в Европе1, при этом подчеркивается, что демократия предполагает не только соблюдение основных прав и свобод человека, но и реализацию права каждого человека на хорошее образование. Понятие хорошего образования включает: совершенное знание родного языка; знание основ математики и других естественных наук, включая знания в области новых технологий; способность отличать факты от предрассудков; владение техниками обучения новым навыкам приспособления к новым ситуациям; овладение коммуникационными навыками и одним иностранным языком. В докладе также подчеркивается, что наличие диплома не является гарантией получения работы, если человек не обладает определенными личными качествами - умением работать в коллективе, чувством ответственности, дисциплинированностью, умением принимать решения, готовностью рисковать, инициативностью, любознательностью, одаренностью, профессионализмом, готовностью служить обществу, т.е. чувством гражданской ответственности. В конце делается вывод о том, что образование должно быть направлено на развитие личности и что каждый ученик должен приобщиться к тому, что называют тремя культурами: математика, естественные науки, технологии; общественные науки, искусство, языки; экономика и социальная проблематика2.
Подобный подход к проблемам образования предполагает перманентное обучение в течение всей жизни. Суть обучения в современном обществе сводится к тому, что молодежь должна уметь самостоятельно мыслить, а не просто аккумулировать факты. Экономике в новых условиях
_____________________
развития производительных сил нужны предприниматели, а не роботы, и образование должно отвечать этим требованиям .
4. Сегодня известно множество международных, региональных и национальных проектов реформ образования, а в отдельных странах предприняты и предпринимаются компетентные меры по реализации этих проектов, т.е. проводятся реформы образования ради достижения конкретных целей. Процесс глобализации общества, несмотря на разнообразные противоречия, вынуждает страны, приступающие к реформам своих образовательных систем, использовать опыт других стран, сохраняя, однако, собственную специфику, традиции и направления развития. Другими словами, образовательные системы отдельных стран должны быть открытыми и для опыта других стран и для международного сотрудничества в области проведения образовательных реформ2.
При создании концепции системы образования следует иметь в виду, что наиболее значительными факторами, в контексте общественных перемен влияющими на образование, являются: интернационализация, информационно ориентированное общество, развитие науки и технологий, проблемы окружающей среды. С окончанием «холодной войны» расширилось международное экономическое, политическое и культурное сотрудничество, что выдвинуло на первый план вопросы взаимопонимания и соответствующего образования как необходимого условия коммуникации. Содержание образования должно воспитывать в представителях различных культур понимание необходимости и возможности построения гармонических отношений с иноплеменными культурами. Поэтому школе следует воспитывать в учениках терпимость по отношению к иным стилям жизни, обычаям и системам ценностей, учить воспринимать их не по принципу «правильные - неправильные», но по принципу «иные», т.е. обладающие и чертами сходства с родной культурой, и своими историческими традициями, и связью с мультинациональными, общечеловеческими, ценностями.
В контексте определяемых таким образом и ожидаемых общественных перемен и связанных с этим целей образования выдвигаются три важнейшие задачи: формирование личности, обладающей широтой взглядов, физическим здоровьем, полноценным интеллектуальным, физическим и нравственным образованием, стремящейся к истине, красоте и добру; развитие свободного, самостоятельного мышления, позволяющего независимо мыслить, нести ответственность за совершаемые поступки и формиро-
___________________
вание окружающего общества; воспитание в духе космополитизма при сохранении своей культурной самобытности и уважении специфических особенностей иных культур. Для того чтобы указанные задачи образования стали осуществимы, начинать реформу образовательной системы следует, руководствуясь следующими принципами: развитие структуры перманентного обучения; уважение индивидуальности в процессе обучения; учет перемен; усовершенствование начального и среднего образования; индивидуализация и усовершенствование высшей школы; учет потребностей индустриализации и развитых информационных технологий1. Опираясь на эти принципы, реформа образования должна ориентироваться на создание условий для получения универсального образования международного типа, ибо таково требование формирующейся на наших глазах глобализированной универсальной цивилизации2. Универсальное образование международного типа предполагает ревизию и расширение учебных программ по отдельным предметам. Значение этих нововведений гораздо шире рамок школьной проблематики, ибо имеет далеко идущие положительные (международное взаимопонимание и сотрудничество) и отрицательные (потеря культурной самобытности народов) последствия3. «Ключевой проблемой, которая встанет перед человечеством в XXI в., будет проблема защиты культурной многоликости мира от напора единообразия, нахлынувшего на многие области жизни»4. Образование международного типа необходимо ориентировать на сохранение культурной полифонии различных народов5, «что не следует понимать как стремление приспособиться к динамике культуры «планетарного мира»6.
________________________
1 «В наше время очевидна взаимозависимость государств и народов. Это вызывает необходимость расширения содержания учебных предметов (история, география, литература, искусство, иностранные языки), введения содержания и форм работы интернационального характера, формирования клубов и секций, занятых международными проблемами (политическими, экономическими, культурными), где проводились бы дискуссии и организовывались международные путешествия для знакомства с культурой других народов и образом их жизни» (Херрера А., МандиЬ П. Образована за 21 столеЬе. Београд: Завод за уцбенике и наставна средства, 1989. С. 241).
2 Подробнее об этом см.: МарковиЬ Д.Ж. Глобализашца и проблеми очуван>а националног културног идентитета/АГеме. 2000. № 1-2. Ниш. С. 37-45.
3 «...Наконец, образование международного типа необходимо, поскольку планетарное понимание мира, которое и является его целью, необходимо для решения многочисленных проблем, не терпящих отлагательства» (Majop Ф. Cehaaa на будуНност. Београд: Завод за международну научну, просветну, културну и техничку сараднау Србиjе и Завод за уцбенике и наставна средства, 1996. С. 47).
4 Там же. С. 52.
5 Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 87.
6 Там же. С. 54-55.
Переосмысление национальных образовательных систем в направлении создания образования международного типа имеет большое значение для равноправного участия отдельных государств в решении глобальных проблем современного общества. Узкое мировоззрение мешает увидеть мир в целом, осознать происходящие в нем перемены и подготовиться к ответам на вопросы, выдвигаемые временем1. Инновации, вносимые в учебные программы в конкретном государстве с целью приближения местной системы образования к образованию международного типа, не должны ущемлять культурные традиции и культурную самобытность общества2, поскольку подчинение иностранному влиянию чревато потерей собственной оригинальности, не приближая к универсальным ценностям... Образование дает идеальную возможность сплавить воедино два требования - сохранить, обогатить, расширить культурное наследие прошлого и воспринять наиболее ценные достижения иных культур3. Образование международного типа, необходимость которого порождена глобализацией, предполагает, что каждое государство сохранит свою специфику, традиции и политическую структуру4. «Процесс глобализации не освобождает нас от потребности предвидеть возможные отрицательные последствия этого процесса, чтобы иметь возможность их предотвратить. Ибо прошлое мы изменить не можем, а будущее можем»5.
5. Экологические проблемы как проблемы современного общества должны занять свое место в содержании учебных программ международного типа. Экологическое образование как компонент образования международного типа должно способствовать пониманию того факта, что современные технологии, на которых базируется процесс глобализации, следует использовать для сохранения экосистемы Земли и прежде всего -для сохранения невосполнимых природных ресурсов, без которых жизнь на Земле невозможна. Такое образование должно способствовать выработке концепции управления экономикой, осуществляемого в соответствии с законами природы и не наносящего вред окружающей среде. Словом, образование должно давать представление о взаимосвязи глобально-
_______________________
го характера экологических проблем, о глобализации общества, об универсальной роли современной науки и новых технологий, о необходимости и возможности решения экологических проблем в современном обществе, которое все явственнее превращается в мировое сообщество1.
Экологическое образование следует рассматривать и с точки зрения существующей в современном обществе потребности согласовать развитие науки и необходимость гуманизации положения человека. Знание законов природы призвано служить ее более глубокому пониманию, чтобы победы, одержанные в борьбе с природой, не вступали в противоречие с необходимостью ее сохранения как жизненной среды человека. Экологическое образование должно способствовать не только переориентации науки, но и решению планетарных проблем2. Необходимость связать развитие науки с потребностью гуманизировать положение человека вызвана не только стремлением сохранить окружающую среду, но и создать условия жизни, достойные человека, что будет способствовать улучшению взаимопонимания между людьми. Знания, которые дает экологическое образование, не должны использоваться для доминирования в обществе тех или иных социальных групп или для унижения человека3. Следует иметь в виду, что гуманизация положения человека включает не только защиту и сохранение природного компонента окружающей среды, но и гуманизацию общественного компонента, гуманизацию общественных отношений, в которых живет конкретный человек4.
Лучшие умы современности, анализируя процесс глобализации и разделения мира, требовали поставить под контроль научно-технологические достижения, указывая, что наука должна способствовать улучшению образа жизни всех людей, а не только отдельных социальных групп. Выдвигается и требование осмыслить развитие общества с учетом новой роли науки в его жизни. Развитие - процесс сложный, многозначный, обусловленный экономическими, общественными, научными и культурными фак-
_______________________
1 Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 272.
2 «Общество справедливо настолько, насколько оно способно контролировать процесс распределения благ. Другими словами, общественная справедливость исключает доминирование личности или определенных общественных групп над остальными» (МарковиЬ М. Рас-подела моЬи у праведном друштву//Српска политичка мисао. 1994. № 1-4. Београд. С. 21-22).
3«Счастье народа зависит не только от экономического роста и материального достатка. Качество жизни каждого гражданина зависит прежде всего от его здоровья, образования и умения жить в конкретном обществе» (Majop Ф. Сутра je увек касно. С. 31).
4 В этом контексте соответствующее место должно занять и экологическое образование, поскольку человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Для этого нужны новые знания об окружающей среде, новых технологиях и новых нормах поведения. Экологические знания должны определять деятельность человека. Они должны стать основой новой экологической культуры.
торами. Согласно современной точке зрения гуманистическое понимание общественного развития охватывает экономическое развитие (рост, повышение материального благосостояния), сохранение природы как окружающей среды, создание общественных условий (отношений), при которых экономическое развитие позволяет удовлетворить высшие потребности человека как творческого и свободного индивида, имеющего возможность участвовать в общественной, прежде всего, политической жизни и принимать решения, способствующие улучшению его жизненной среды как на глобальном, так и на локальном уровнях. Эти положения должны войти в содержание экологического образования. Технологическое развитие, основанное на научных знаниях, развитие производительных сил в условиях, когда наука обеспечивает новые технические решения, содержит и технологический риск как сопровождающий компонент. Речь идет о риске нарушения экологического равновесия окружающей среды. Наука должна быть направлена на решение проблем, вызванных научными достижениями. В условиях универсализации науки технологический риск становится отличительной особенностью современной цивилизации, которую называют «цивилизацией риска», поскольку она поставила под угрозу выживание человеческого рода. Для избавления от риска недостаточно, чтобы его осознавали только те, кто непосредственно занимается научными исследованиями или принимает технологические решения. Необходимо, чтобы информация о технологическом риске, об опасности нарушения экологического равновесия вошла в учебные программы экологического образования. Риск касается всех. Но всей полнотой информации должны прежде всего располагать те, от кого зависит выбор направлений общественного развития и экологической политики.
При создании концепции экологического образования следует иметь в виду, что оно должно выйти за узкие локальные и региональные рамки. Как подчеркивал Федерико Майор, бывший генеральный директор ЮНЕСКО, «провинциал не тот, кто любит свою провинцию, но тот, кто приступает к универсуму с провинциальными мерками». Сужение границ риска, особенно экологического, до региональных, локальных размеров противоречит универсальной природе науки, определившей и универсальный характер риска.
В человеческом обществе всегда существовали и существуют определенные нравственные нормы, так называемая общечеловеческая мораль. Ее универсальность ограничивалась разделением человеческого общества на множество специфических обществ, практически не контактирующих друг с другом или контактирующих в конфликтных ситуациях. Не существовало и сознания, что все люди являются жителями планеты Земля. Сегодня человеческое общество впервые в своей истории объединено не только коммуникационными связями между отдельными обществами, но и пониманием того, что конкретные общества являются составными частями общечеловеческой общности на планете Земля. Эта общность разрывается разнообразными противоречиями, но, несмотря ни на что, сформировано понимание того, что все люди принадлежат к общечеловеческой общности. В этом контексте универсализация морали или принятие определенных нравственных норм в качестве общечеловеческих получает дополнительное, новое значение, а к существующим универсальным нравственным нормам прибавляются ранее неизвестные, прежде всего те, которые касаются отношения к природе и сохранению экологического равновесия на планете Земля. Экологическое образование призвано выработать новые экологические этические нормы, которым предстоит стать неотъемлемой частью экологической культуры. Выработка концепции экологического образования на основе этих положений требует пересмотра существующей образовательной системы, причем это относится к пересмотру и содержания, и целей образования. Указывается на необходимость критического переосмысления существующей образовательной системы с экологической точки зрения и в плане воспитания этической ответственности1.
6. Соотношение «глобализация и образование» следует проанализировать и с точки зрения развития демократических отношений как на государственном, так и на международном уровнях. В современном обществе одновременно развиваются два процесса, имеющие глобальный характер: с одной стороны, объединение человечества и формирование «мирового сообщества», а с другой - персонализация человека, т.е. развитие понимания того, что все люди принадлежат не только к конкретным общностям, но и являются членами «мирового сообщества» и поэтому имеют определенные универсальные права, которые гарантируют их индивидуальную политическую субъектность в демократически организованном обществе. «В нем исчезают сиюминутные противоречия и конфликты, и рождается единство, глубоко обоснованное по сути своей, а не только формальное»2. Однако столь совершенная демократия в современном обществе имеет, скорее, заданный, чем естественный характер: для ее успешной реализации необходим определенный уровень образования и ответственности. «Образование помимо того, что связывает человека с
____________________
культурой, облегчает и повышает ответственность выбора. Образование и культура - два необходимых условия и краеугольных камня демократии»1. Поэтому система образования в демократическом обществе «должна взять на себя обязательство вдумчиво осмыслить этические параметры частной и общественной жизни, воспитать в будущих гражданах критическое отношение к ценностям... Кроме того, она должна развивать творческий потенциал молодежи, умение самостоятельно мыслить, строить собственное, ответственное и нравственное, поведение» .
Индивидуальное образование и система образования как часть демократических отношений в обществе имеет определенное значение для независимости государства. Уровень образованности населения является определенной гарантией независимости государства. В современных условиях, «в условиях коллективного незнания, политическая и экономическая независимость иллюзорны. Развитие определяется все более осознанным участием каждого человека в жизни общества» . Для того чтобы граждане сознательно участвовали в экономической жизни в условиях широких информационных технологий и в демократическом обществе, они должны иметь образование. С этой точки зрения и следует понимать утверждение, что только знания делают государство относительно независимым. Знание - лучшая защита против манипулирования людьми, особенно в сфере политики.
В этом смысле выдвигается требование выработать новый подход к анализу направлений развития общества. Указывается на необходимость гуманизировать процесс развития, крайняя цель которого - человек как ответственная личность, чье достоинство уважается. Поскольку образование является первостепенным фактором общественного развития, оно имеет особенно важное значение для развития личности. «Укрепление личности - основная задача образования. Оно успешно противится отчуждению и оттеснению на задний план ценностей прошлого, уничтожаемых мощной пропагандой, манипулирующей массовым сознанием и ослабляющей индивидуальность отдельного человека». Кроме того, образование помогает и восприятию новых ценностей, облегчает их применение, что является огромным, можно сказать, незаменимым вкладом в развитие новой, универсальной цивилизации, в которой будут созданы условия для гуманизации положения человека.
Роль образования в демократическом обществе, в развитии и укреплении личности, а также ее способностей и потребности участвовать в об-
_____________________
щественной жизни следует рассматривать и в контексте конкретных общественных отношений, частью которых оно является, а также в контексте политической истории и традиции конкретных государств. Поскольку есть страны с весьма специфической, только им свойственной политической историей, которая сказывается не только на деятельности отдельных их представителей (или групп), но и вообще на формировании стремления заниматься политикой. Поэтому следует иметь в виду, что некоторые формы политической организации невозможно перенести, а тем более навязать. Если такие формы заимствуются, они должны быть приспособлены к условиям воспринимающей страны, к ее традициям, социальной структуре и категориальным культурным ценностям. Участие в политической жизни демократического общества дает положительные результаты только тогда, когда люди, занимающиеся политикой, воспринимают свою деятельность как внутреннюю потребность. У индивида или у определенных групп населения такая потребность появляется в том случае, когда занятие политикой они воспринимают как возможность свободного проявления своей самобытности и когда в обществе подобная деятельность ценится и уважается. В противном случае и демократические отношения, и участие в общественной жизни - не более чем манипуляции с общественным сознанием, унижение человеческого достоинства граждан как свободных, самоценных представителей рода человеческого.
Не следует понимать вышесказанное как призыв превратить образовательные институции в фабрики по производству политических кадров, в будущих представителей того или иного политического направления в плюралистическом обществе. Роль образования в демократизации общества следует понимать в том смысле, что оно, формируя и развивая личность индивида, дает ему возможность найти свое место в политической жизни демократического общества, внести свой вклад в дело гуманизации положения человека, ибо положение человека - оптимальный индикатор прогрессивности как уникальных, так и универсальных цивилизаций, порождаемых глобализацией в процессе формирования «мирового сообщества»1.
_______________________
1 Прогрессивное развитие выражается не только расширением возможностей отдельного человека участвовать в жизни общества, но и созданием общественных условий для такого участия. Деградирующей можно назвать такую цивилизацию, которая допускает махинации, подтасовку информации о событиях, их результатах и целях.
В сущности, глобализация общества, формирование мирового сообщества, возникновение на планете Земля единого экономического и политического пространства (хотя и раздираемого множе
01 09 2014
2 стр.
В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х гг. ХХ века, 10 лет назад
06 10 2014
1 стр.
На тему: «Глобализация страховой отрасли: возможные последствия для страхового бизнеса стран снг»
14 12 2014
3 стр.
Глобализация мировой экономики — это наиболее высокая, эффективная и перспективная ступень развития интернационализации хозяйственной деятельности, сочетающая два направления
08 10 2014
1 стр.
Глобализация, фундаментализм, как актуальные современные проблемы, с необходимостью заставляют обратиться к их духовным аспектам, в частности, к проблеме наличия фундаментальных, б
14 12 2014
1 стр.
Приветственное слово ректора Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права доктора социологических наук, профессора Новикова Виктора Гавриловича
12 10 2014
1 стр.
Ключевые слова: культура, глобализация, многообразие культур, национальная культура
11 09 2014
1 стр.
Современный финансовый капитал, превратившись в глобальный, выполняет функцию созидателя больших экономических пространств и катализатора изменений экономических отношений, парамет
11 10 2014
1 стр.