Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
УДК 621.31

Государственная политика энергосбережения

М. С. Меньшикова, студентка 3 курс Эни

Научный руководитель к. э. н., доцент Ильченко С.М.

Омский государственный технический университет, г. Омск

Энергетика любого государства является решающим фактором прогресса ее экономики, а также является уровнем благосостояния граждан при тех или других обстоятельствах, или импульсом, или тормозом его развития. Неэффективное использование энергетических ресурсов – одна из главных проблем Российской экономики.

Мировой энергетический кризис, произошедший в семидесятые годы 20 века, поменял отношение многих стран к потреблению топливно-энергетических ресурсов. В те времена были приняты меры к увеличению обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами за счет своих внутренних резервов и возобновляемых источников энергии и снижению энергоёмкости национальных экономик.

Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития — одна из приоритетных задач государственной энергетической политики. Решение именно этой задачи позволит гарантировать при прогнозируемых темпах роста устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями.

Считается, что Россия – одна из самых расточительных стран в мире. По данным международного энергетического агентства, Российская экономика превосходит другие страны мира по объему использованного газа на производство единицу продукции. Показатели России почти в 6 раз уступают США, в 8 раз Германии. Весь объем экспортируемых нами нефтепродуктов и нефти сравним с потенциалом энергосбережения в России. Энергосбережение в нашей стране перспективно – достаточно всего лишь рационально использовать энергоресурсы. Энергия теряется всюду, не только в секторе ЖКХ, но и в топливно - энергетическом комплексе из за низкого КПД установок, а так же в промышленности и основной причиной чему - износ оборудования.

Промышленные предприятия это огромная энергоемкая сфера, в которой в результате старения оборудования происходит непрерывное и постоянное увеличение количества потребляемой энергии. Сегодня издержки промышленных предприятий составляют 9-12%. Так же большие потери энергии возникают при транспортировке. Для того чтобы Российское производство развивалось, необходимо провести комплекс мер по энергосбережению на предприятиях.

Под энергосбережением промышленных предприятий понимают комплекс мер, направленных на сокращение расхода энергии от внешних источников, который подразумевает, в первую очередь, использование таких энергетических систем, которые заведомо экономичнее других - например: энергосберегающее оборудование. Из за того что системы энергосбережения обычно работают с недогрузкой выходит снижение КПД, значительное увеличение доли потерь в аппаратах, трансформаторах и электрических машинах. Чтобы снизить потери предприятия должны разработать и составить программы энергосбережения предприятия, что поможет им выйти на новый уровень сбережения. Во-первых использование более энергоэффективного элекрооборудования, во-вторых снизить потери путем регулировки напряжения питания и в-третьих нужно оптимизировать загрузки оборудования.

В наши дни из за нерациональной установки оборудования теряется очень много энергии. Например установка радиаторных батарей без крана для регулировки мощности- не выгодна, ведь как только нам становится жарко, мы тут же открывает форточку и проветриваем помещение, тем самым теряя драгоценное тепло. А сколько электроэнергии мы тратим в пустую? Устанавливая обычные лампочки вместо энергосберегающих. Пусть энергосберегающие и стоят в разы дороже, но и пользы от них больше: срок служб у них дольше чем у обычных( порядка 10-15 лет), да и потребляют они в разы меньше, освещая ни чуть ни хуже обычных « бабушкиных» лампочек. Так же выгодно устанавливать энергосберегающие окна, распространенные на сегодняшний день, которые на 40 % лучше сохраняют тепло, чем обычные ПВХ стеклопакеты. Тем самым повышается эффективность использования энергоресурсов и экономии финансовых средств. Еще много средств тратится, на то, что забываем выключить свет, текущие краны и еще много таких примеров можно привести.

И от нас зависит, сколько мы будем платить за ту или иную услугу. Нужно добиваться, чтобы ставили регуляторы подачи тепла, счетчики теплоэнергии, утепления окон.

Я считаю, что выход из сложившейся ситуации - это проведение государством энегросберегающей политики, которая обеспечит население и экономику страны энергоносителями, обеспечит полную загрузку предприятий и максимальный КПД производства, а так же обеспечит энергетическую безопасность нашего государства.

С.Н. Мартюшов [3] в своем докладе говорит: «Государственная политика в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности, в соответствии с Федеральным законом № 261 , реализуется в форме энергогосударственного регулирования». Федеральным законом № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» [1] установлены основные направления государственного регулирования в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности, заключающегося в установлении требований:

· обороту отдельных товаров, обязанность по учету используемых энергетических ресурсов;

· требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений – обязанности проведения обязательных энергетических обследований

· требований к энергетическому паспорту;

· обязанности проведения мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах;

· требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

· требования к региональным муниципальным программам в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности;

· требования к программам в области энергосбережения организаций с участием государства муниципального образования;

· основы функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения;

· обязанности постановления информации в области энергосбережения, энергетической эффективности.

Прошло уже больше двух лет после введения закона об энергосбережении, в ходе которого было реализовано постепенное исключение реализации на территории России лампочек накаливания и их замена на энергосберегающие. Так, в течение первого полугодия 2010 года, все организации были обязаны разработать программы реализации мероприятий по энергосбережению, во втором полугодии этим же организациям предписывалось установить приборы учета, а муниципальным организациям вообще запрещено размещать заказы на закупку лампочек накаливания. Пострадали и обычные жители - с 01 января 2011 года был введен полный запрет на реализацию сто ваттных лампочек, а с 01 января 2014 года этот запрет коснется любых ламп накаливания. Реализация данного закона внесла свои минусы: подтолкнуло скупать энергосберегающие лампочки у иностранного производителя, что вредит российским производителям, при этом сроки ввода положений данного закона, не позволяли российским производителям вовремя провести модернизацию и переоборудование производства. Так-же энергосберегающие лампы содержат ртуть, а значит, их нельзя просто выбрасывать в мусорное ведро. И потребителю придется заплатить за утилизацию от 10 рублей за штуку. Ещё одним спорным моментом явилось то, что потребители (население) обязаны с января 2012 года расплачиваться с поставщиками ресурсов (электроэнергия, газ, тепло, вода) только по приборам учета. Но не все смогут это делать, так как уже в конце 2010 года стало понятно, что производители счетчиков не готовы к такому увеличению производства, а потребители и организации, занимающиеся их установкой, не успеют вовремя обеспечить всех потребителей.

Россия вынуждена сберегать ресурсы и энергию, ибо энергоресурсы являются одним из основных источников жизнеобеспечения нашего государства. Энергосбережение в России активно развивается, появляются новые технологии, ведется внедрение и установка нового энергосберегающего оборудования, появились такие рыночные сферы как "энергосбережение бизнес" и "энергосбережение компании". Все это - новое в энергосбережении России, поэтому необходимо постоянное поддержание и стимулирование энергосбережения государством.

Так в источнике [4] говорится: «В рамках программы по энергосбережению Омской области на протяжении 2010 – 2011гг. НПО «МИР» было задействовано в реализации проекта, состоящего из двух частей - «Энергоэффективная школа» и «Энергоэффективная больница». По итогам его реализации была установлена автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии, тепла и воды, данные с которой использует ряд бюджетных учреждений – детские дома №1 и №10, Медицинский центр Министерства Здравоохранения Омской области. Что позволило детским домам перейти на интервальный двухставочный тариф и добиться десятипроцентной экономии средств на электроэнергию. Переход на интервальный двухставочный тариф рассматривается и для Медицинского центра Минздрава. По результатам этого пилотного проекта Правительство Омской области обратилось к НПО «МИР» с предложением реализовать такую же схему учета электроэнергии для одного из Министерств – Министерства здравоохранения либо Министерства образования. Был выбран Минздрав, и работу по нему разбили на два этапа. Было запланировано в течение 2011-2012гг. провести установку автоматизированных систем учета в двадцати восьми медицинских учреждениях Омской области. До 2012 года уже провели работу по замене приборов учета электроэнергии в областной клинической больнице на ул. Березовой, психиатрической больнице им. Н.Н. Солодникова, и в других медицинских учреждениях города. Были охвачены и областные филиалы медучреждений, например, филиалы Центра крови в поселке городского типа Шербакуль и в городе Калачинске.»

В заключение отметим, что особое внимание со стороны федеральных и региональных органов управления системой энергосбережения в стране будет уделяться эффективному использованию топлива и энергии в бюджетной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве, на объектах коммунальной энергетики. Однако все эти мероприятия требуют для своего выполнения надежного финансового обеспечения, которое должно быть, очевидно, предусмотрено в госбюджете. Приоритеты на дальнейшие года в стратегическом плане состоят в продолжении настойчивого осуществления мероприятий из внедрения новейших энергоэффективных быстро окупающихся технологий и дальнейшего развития использования нетрадиционной энергетики и альтернативного топлива, которые могут в короткие сроки принести общественному производству России значительный экономический эффект.



Библиографический список

  1. Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации». (от 23.11.2009)

  2. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для начинающих. Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс. 2004 г. — 80 с.

  3. Доклад С.Н. Мартюшова, ведущего советника аппарата Комитета по энергетике Государственной Думы РФ. на конференции «Энергоэффективность-2010. Саморегулирование и перспективы развития», 8 сентября 2010г. (электронный ресурс): режим доступа: https://energosber.info/articles/arrangements/66699/

  4. Статья Пилотные проекты по энергосбережению в бюджетных учреждениях Омской области от 01.02.2012 (электронный ресурс): режим доступа: https://www.mir-omsk.ru/energy_saving/experiense/solutions_samples/7442.html

  5. Эффективность и энергетические основы устойчивой экономики / Я.М. Щелоков, В.Г. Лисиенко; . Екатеринбург; У1ТУ-УПИ, 2010. 400 c.

Государственная политика энергосбережения

Неэффективное использование энергетических ресурсов – одна из главных проблем Российской экономики

75.42kb.

15 09 2014
1 стр.


Приказ №165/4 Махачкала о начале занятий на курсах «Государственная служба и кадровая политика» в связи с окончанием набора на курсы «Государственная служба и кадровая политика»

В связи с окончанием набора на курсы «Государственная служба и кадровая политика», приказываю

15.14kb.

06 10 2014
1 стр.


Государственная образовательная политика и процесс реформирования системы образования фрг
1051.25kb.

15 12 2014
4 стр.


6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества
145.65kb.

10 09 2014
1 стр.


Т. В. Королева Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX начале XX века

Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX начале XX века

3368.93kb.

23 09 2014
15 стр.


Государственная политика россии по обеспечению стратегических интересов в прикаспийском регионе на рубеже XX xxi вв

Государственная политика россии по обеспечению стратегических интересов в прикаспийском регионе на рубеже XX – XXI вв

327.25kb.

13 09 2014
1 стр.


11. Услуги в области энергоснабжения и энергоэффективности: Оказание услуг по обследованию предприятий по вопросам энергосбережения с анализом эффективности использования электрической и тепловой энергии и выдача рекомендаций

Проводится согласно «Методике проведения экспертизы энергосбережения энергопотребляющего оборудования объектов в гражданских зданиях»

27.44kb.

13 10 2014
1 стр.


«Государственная политика в сфере начального народного образования в России второй половины XIX века и крестьянство

Государственная политика в сфере начального народного образования в России второй половины XIX века и крестьянство

485.95kb.

10 09 2014
3 стр.